Фонетическая ритмика (на период карантина с 27.04.2020г-30.04.2020г.)
учебно-методический материал по логопедии (1 класс)
Автоматизация и дифференциация звкопроизношения. Аффрикаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_i_differentsiatsiya_zvukoproiznosheniya._affrikaty.docx | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Автоматизация и дифференциация звукопроизношения. Аффрикаты.
Автоматизация звука [щ] в открытых слогах.
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [щ].
ща щи ще що щу
щи ще що щу ща
ще що щу ща щи
що щу ща щи ще
щу ща щи ще що
Проговаривать слова, чётко произнося звук [щ].
Щавель, возвращать, угощать, пищать, прощать, трещать, площадка.
Гуща, пища, роща, щадить, площадь.
Щи, щит, щипчики, защита, плащи, трещит, лещи, пищит.
Щипцы, щипать, вещи, клещи, ящик, гонщик, выдумщик, барабанщик, каменщик, кровельщик, стекольщик.
Щель, щепка, щебет, прощение, помещение, угощение, извещение, пещера.
Щегол, ящерица.
Щёки, щёчки, щётка, щёлкать, защёлка, сгущёнка, трещотка.
Щука, щучка, щупать, щупальца.
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [щ].
Дети ищут щавель. У хомяка толстые щёки. В реке лещи и щуки. Щука – опасная хищница. Вокруг дома дощатый забор. Щенки пищат в корзине. Ящерица юркнула в щель. Овчарка – опытная ищейка. В роще щебетали щеглы. Сложи вещи в ящик.
Выучить пословицы и поговорки, отработав произношение звука [щ].
Нет друга, так ищи, а нашёл – береги. Настоящий друг познаётся в беде. В настоящей дружбе так – сам пропадай, а товарища выручай.
Подготовить пересказ, предварительно отработав произношение звука [щ] в словах. Щенята Лады.
В дощатом ящике – щенята. Их мать, ищейку Ладу увели гулять в рощу. Щенята ищут мать и пищат. Но вот Лада возвращается. Щенята рады её возвращению.
Автоматизация звука [щ] в закрытых слогах.
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [щ].
ащ-ыщ-ящ-ищ ощ-ёщ-ущ-ющ ещ-ёщ-ющ-ящ
ыщ-ащ-ищ-ящ ёщ-ощ-ющ-ущ ёщ-ещ-ящ-ющ
Проговаривать слова, чётко произнося звук [щ].
Вещь, клещ, овощ, плащ, плющ, прыщ, товарищ, хвощ, хищник.
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [щ].
У Ани новый плащ. На болоте хвощ. По камням вьётся плющ.
Вова – мой товарищ. Лещ – не хищник. Лук – полезный овощ.
Дифференциация звуков [ЩНСНС].
Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [щ], [с], [с`].
ща-са щи-сы щё-со щу-су
ща-ся щи-си щё-сё щу-сю
ащ-ас ощ-ос ущ-ус
ащ-ась ощ-ось ущ-сь
Проговаривать пары слов, чётко произнося звуки [щ], [с], [с`].
Вес – вещь Пласт – плащ
Весь – вещь Класть – плащ
Лес – лещ Плюс – плющ
Лесть – лещ Помост – помощь
Хвост – хвощ
Проговаривать слова, чётко произнося звуки [щ], [с], [с`].
Блестящий, висящий, колосящийся, носильщик, растущий, священник, светящийся, освещение, хвостище.
Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [щ], [с], [с`].
На скамейке стоит ящик с овощами. Лещи, щуки и караси попались в сети. Сима посадила плющ на террасе. У Моськи слепые щенята. У Аси светло-синий плащ. У лисят хвостики, а у лисы хвостище. В роще заросли сирени. Клюв клеста напоминает клещи. Щеглы и клесты – зимующие птицы. Люся посолила овощной суп.
Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [с], [щ].
ТОВАРИЩИ.
Максим и Вася – товарищи. У них есть сети. Они поставили сети на леща и щуку. Много щук и лещей попалось в сети. Вытащат сети Максим и Вася, будут угощать соседей. Вкусен суп из щуки и леща!
Выучить потешку, отработав произношение звуков [щ], [с], [с`].
Щенок в дощатый ящик
Зубную щётку тащит,
И щепку, и пищалку –
Всё в ящик, как на свалку.
Автоматизация звука [Ч] в открытых слогах.
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [ч].
ча-чи-че ча-чо-чу ча-чу-чи
чи-че-ча чи-чу-чо чи-чо-че
че-ча-чи чу-че-чо че-чи-чу
Проговаривать слова, чётко произнося звук [ч].
Чай, час, чаша, чашка, чайка, часто, алыча, каланча, причал, мочалка, качалка, молчание.
Дача, куча, туча, удача, добыча.
Чижик, врачи, грачи, калачи.
Мальчик, ключик, пальчик, лётчик, колючий, могучий, пончик, кончик, огурчик.
Чек, ручей, качели, учение, печенье.
Черепаха, черешня, черника, человек, чердак, вечер, чертополох.
Чёлка, учёба, печёнка, чёрточка, пчёлка, бачок, бычок, волчонок, галчонок, зайчонок, крючок, крольчонок, кабачок, плечо.
Чудо, чучело, кольчуга, дочурка, печурка.
Чудак, чугун, чулан, мальчуган, жемчуг.
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [ч].
У мальчугана мячик. Мама наливает чай в чашку. Папа несёт чемодан. Девочки качаются на качелях. Над черёмухой вьются пчёлы. К вечернему чаю подавали печенье. В чулане чемодан, бечёвка, чайник и чугунок. У зайчихи – зайчата, а у крольчихи – крольчата. На черешне грачи клюют личинок. Чертополох колючий.
Выучить потешки, отработав произношение звука [ч].
- В лесочке, в лесочке
Избушка на кочке.
- Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост
- Бубенчики, бубенчики,
Летели голубенчики.
- Лели-лели-лели,
У нас в саду качели.
- Черепахе чашку чая
Чебурашка наливает.
- Плыли утром по реке
Два барана в челноке.
Чёрный с удочкой,
Белый с дудочкой.
Чёрный рыбку ел,
Белый песню пел.
Выучить стихотворения, отработав произношение звука [ч].
Чайник
Я – чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд,
Я вам напоказ выставляю живот.
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
- Эй, люди, я с вами почайпить хочу!
Бычок в клевере
Идёт по клеверу бычок.
Его бочок, как кабачок,
Как барабан, его живот.
Он клевер целый день жуёт.
И вдруг несётся во весь дух
К бычку рассерженный пастух.
Бочком из клевера бычок.
Бочком бычок – и наутёк.
Подарок зайчатам
Зайчиха зайчатам купила печенье.
Зайчата не ели печенье. Мученье
Зайчат накормить!
Чтобы сытыми были,
Мы им кочерыжку с сестрой
Подарили!
Грачи
Во дворе журчит ручей,
На берёзе сто грачей.
Строят гнёзда и кричат,
Скоро выведут грачат.
Отгадать и выучить загадки, предварительно отработав произношение
звука [ч] в словах.
Чёрный, проворный,
Кричит: «Крак!»
Червякам враг.
(Грач)
Когда апрель берёт своё,
И ручейки бегут, звеня,
Я прыгаю через неё,
А она – через меня.
(Скакалка)
Отработав произношение звука [ч] в словах, выучить считалку.
Я перчатку надеваю,
Я в неё не попадаю.
Сосчитайте-ка, ребятки,
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать:
«Раз, два, три, четыре, пять!»
Подготовить пересказ, отработав произношение звука [ч].
Крольчата.
У крольчихи Чары родились крольчата. Крольчата маленькие, как чёрные мячики. Мы принесли Чаре кочан капусты. Пусть погрызёт, а потом накормит крольчат сладким молоком. Чара сгрызла кочан, одна кочерыжка осталась.
Отработав произношение звука [ч] в словах, провести подвижную игру.
Мячик
Раз, два, прыгай мячик (Взмахи правой ладонью, как удары по мячу)
Раз, два, и мы поскачем.
Девочки и мальчики (Ритмичные прыжки на носочках, руки
Прыгают, как мячики. на поясе).
Автоматизация звука [Ч] в закрытых слогах.
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [ч].
ач-ич-еч оч-уч-ёч яч-юч-ыч
ич-еч-ач уч-ёч-оч юч-ыч-яч
еч-ач-ич ёч-оч-уч ыч-яч-юч
Проговаривать слова, чётко произнося звук [ч].
Богач, врач, грач, задача, калач, кумач, плач, мяч, удача.
Бич, дичь, водичка, кирпич, яичко.
Меч, печь, речь, сечь, течь.
Дочь, ночь.
Луч, ключ, куча, туча.
Бочка, дочка, почка, кочка, ночка, мамочка, папочка, бабочка, удочка, тучка, кучка, внучка, Жучка, ручка, колючка, каблучки, паучки.
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [ч].
Ванечка ловит бабочку. Анечка и Жучка бегут на речку. Шубу белую в колечках носит добрая овечка. Ночью прилетели грачи. У Ванечки в коробочке крючки. На тачке привезли кирпич. В лесу растут яблочки-дички. Около бочки тачка. У Сонечки новая ручка. У Валечки косичка. У причала – могучий дуб. Мальчуган гнал в поле овечек и бычков. Девочки качались на качелях. Бабочка села на цветы черёмухи. У мальчика – тачка. Прилетели грачи, чижи и ласточки. Вовочка ел пончики. В бочке солёные огурчики. У врача чемоданчик с инструментами. Грач склевал червяка.
Выучить потешки, отработав произношение звука [ч].
- - Уточка да луговая,
Серая да полевая,
Где ты ноченьку ночевала?
- Под мостом, мосточком,
Под ивовым кусточком.
- Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик-
Там мышка живёт,
Тебе хвостик отгрызёт.
- – Водичка, водичка!
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы губки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
- Чики, чики, кички,
Берёзовые лычки!
Летели две птички,
Собой невелички.
- Ай, качи-качи-качи!
Глянь-баранки, калачи,
Глянь-баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
С пылу, с жару, из печи
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи,
Нам осталися бараночки!
Подготовить пересказ, отработав произношение звука [ч].
- Вместе тесно, а врозь-скучно.
Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!». Отвечает сестра: «Не бери мой мяч!». Дети расселись по углам, но скоро им стало скучно. Отчего детям стало скучно?
- Разбитая чашка.
Вовочка играл дома в мяч. Мяч отскочил от стенки и разбил чашку с блюдечком. Вечером папа спросил Вовочку: «Что случилось?». «Я случайно попал по чашке мячом», - отвечал Вовочка. «Почему ты играл в мяч дома? Ты меня очень огорчил и не получишь ничего к чаю»,- заключил папа.
- Рыбачок.
Ещё с вечера Ванечка собрался рыбачить. Он приготовил удочку, наточил крючки, накопал червей и сложил их в баночку. На рассвете Ванечка пошёл на речку, там у него было заветное местечко. Насадил Ванечка червя на крючок, закинул удочку и тут же вытащил судочка, потом щучку. Вот она – удача!
- Птичка.
У мальчика была птичка. Мальчик учил птичку чирикать, но птичка молчала. Мальчик спросил девочку:
-Почему птичка молчит?
-Птичка хочет на волю, - отвечала девочка.
Мальчик открыл форточку и выпустил птичку. Птичка села на черёмуху и зачирикала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по фонетической ритмике ФГОС 3 класс "Школа России"
Рабочая программа включает в себя календарно-тематическое планирование и пояснительную записку для работы в 3 коррекционном классе во внеурочной деятельности...
Домашние задания для учащихся 3В класса на период карантина: 17.02.2015-27.03.2015
Уважаемые дети и родители, здесь помещены домашние задания на период карантина....
Задания для дистанционки в период карантина. Смотрим и выполняем!
Уважаемые родители!В период карантина Вы можете посмотреть задания для дистанционного обучения с аннотацией к выполнению. Устные задания выполняем устно, письменные записываем в тетрадь под датой выпо...
Задания на период карантина с 13.12.2016 по 19.12.2016 в 4-а классе
Задания на период карантина для учащихся 4-а класса...
ДОМАШНЯЯ РАБОТА НА ПЕРИОД КАРАНТИНА
2аматематикауч. 2 с. 8 № 5,6,7, повторять таблицу умножениярусский языкТПО ч. 2 упр. 27,29,32чтениеТПО ч. 2 с.12-14Окружающий мирТПО ч. 2 с.4-6Немецкий язык 1 зад.: Уч.:с. 16(2) , 17(6) ; р.к.:9-...
Фонетическая ритмика (на период карантина 06.04.2020г.-30.04.2020г.)
Автоматизация и дифференциация звукопроизношения. Группа шипящих звуков. Группа свистящих звуков. На период карантина с 06.04.20г.-17.04.20г....
Фонетическая ритмика (на период карантина с 06.04.2020г.- 30.04.2020г.). Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика (свистящие звуки, шипящие звуки, сонорные звуки, аффрикаты)....