Программа "Росток красоты"
материал
Эстетическое воспитание
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Вяземская школа- интернет для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Программа
«Росток красоты»
Авторы программы: Калашникова Н.Л.
Курошева Л.В.
2016
Пояснительная записка
Программа по освоению детьми образовательной области «Росток красоты», рассчитана на 2 года и предусматривает проведение музыкальных занятий 1 раз в неделю и уроков «Чтения», (связанных с тематикой художественно-эстетического воспитания), согласно КТП.
Данная программа «Росток красоты» представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества образовательного процесса в СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Программа разработана в соответствии с:
- Законом РФ «Об образовании» ;
- Стандартом, разработанного на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка;
- Национальной доктриной образования в РФ ;
- Концепцией модернизации российского образования ;
Цель программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие творческих, музыкальных, психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, отношение к учебе.
Программа «Росток красоты» обеспечивает развитие личности детей школьного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение следующих задач.
Задачи.
- Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- Обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках школьных образовательных программ «Чтение», «Музыка и пение».
- Подготовить детей к восприятию музыкальных и литературных образов и представлений.
- Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных способностей.)
- Приобщать детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной и художественной культуре.
- Развивать коммуникативные способности обучающихся.
- Научить детей творчески использовать литературные и музыкальные впечатления в повседневной жизни.
- Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
- Познакомить детей с разнообразием литературных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
- Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.
- Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
- Расширять кругозор обучающихся в произведениях русских, советских, российских и зарубежных авторов.
- Развивать устную и письменную речь обучающихся (пересказ, сочинение, изложение, отзыв на прочитанное произведение).
- Развитие творческого потенциала обучающихся.
- Развитие образного, ассоциативного мышления.
- Развитие самостоятельности и творческой активности.
Образовательная область Программы «Росток красоты».
В результате изучения предметов «Чтение», «Музыка и пение» у обучающихся будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике художественных произведений, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства и литературы.
Реализация эстетического воспитания и художественного образования в различных видах деятельности предусматривает:
1.Развитие интереса к различным видам искусства (вокальному, инструментальному, сценическому и художественному чтению стихов и прозы);
2.Формирование основ художественного мышления, художественного мировидения, художественной ментальности, эмоционально – чувственного отношения к предметам и явлениям действительности;
3. Развитие потребности в художественном творчестве (изобразительном, художественно – речевом, музыкально-пластическом);
4.Приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства, воспитание у детей уважения, эмоционально-ценностное отношение к искусству как общественно признанному делу;
5.Содействие возникновению у ребенка уверенности, что продукт его творческой деятельности (танец, стихотворение, сочинение, песня и т.п.) интересен другим (родителям, родным и близким, сотрудникам образовательного учреждения и т.п.).
В основу реализации программы «Росток красоты» положены следующие принципы:
- Принцип свободного выбора обучающимися доминирующего, любимого вида деятельности, при обязательном влиянии педагога и с учетом реальной возможности дальнейшей вариативности такого выбора;
- Принцип развития художественно – творческих способностей детей в постижении истины эмоционального мира при скоординированном влиянии педагога (вербальная, эмоциональная и духовная ориентация);
- Принцип ценностных ориентаций, их практическое, повседневное воздействие;
- Принцип ретрансляционный, предполагает ретрансляцию эмоционального опыта от человека к человеку;
- Принцип сезонности – построение и корректировка познавательного материала содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности;
- Принцип интеграции различных видов искусства и художественной деятельности;
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у обучающихся желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Особенности художественно-эстетического развития обучающихся в рамках комплексной общеобразовательной программы «Росток красоты».
Первая особенность: природа родного края выступает как средство духовно-нравственного воспитания и развития личности ребенка. Каждая природная форма обладает своим собственным неповторимым обликом, возникает не сама по себе, а как отклик на многообразие мира.
«Голоса природы» передают глубокую скорбь, печаль, беззаботное веселье, юмор. Природа способствует созданию различных состояний и образов, как в литературе, так и в музыке.
Вторая особенность: акцент сделан на отечественную, зарубежную и региональную художественную культуру на своеобразие народного художественного творчества. (В программе используются литературные и музыкальные произведения российских, русских, зарубежных и смоленских авторов).
Третья особенность: Народная культура - это поэтический и философский мир. В ней – душа народа. Эстетически полноценное включение народной культуры в процесс эстетического воспитания и развития обучающихся на уроках «Чтения», «Музыка и пение» представляет собой актуальную проблему данной программы «Росток красоты»
Содержание программы «Росток красоты» построено как системное овладение обучающимися ценностями природы, искусства, региональной художественной культуры и развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
Работа по освоению ценностей художественного культурного наследия протекает в тёплой, доверительной обстановке. Главное при этом не объем учебного материала, а «погружение» в образ, постижение его духовной сути.
Применяемые технологии:
- информационные;
- объяснительно-иллюстративные;
- здоровьесберегающие;
- модульные;
- личностно-ориентированные;
- игровые:
Применяемые методы:
- рассказ;
- объяснение;
- упражнение;
- метод художественного, нравственно-эстетического познания ;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод художественного контекста;
- беседа;
- слушание музыкальных произведений (фрагментов), определение характера музыкального произведения;
- наглядный;
- метод активизации зрительного и слухового восприятия — сочинение рассказов, несюжетных рисунков по прослушанной музыке, художественным произведениям;
- метод контрастных сопоставлений музыкальных и художественных произведений;
- метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий):
Содержание и планируемый результат отношения обучающихся к прекрасному.
ФОРМИРОВАНИЕ:
- -представления о душевной и физической красоте человека;
- - эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- - интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
- - интереса к занятиям художественным творчеством;
- -стремление к опрятному внешнему виду;
- - отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- -первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении и поступках людей;
- -представление об эстетических ценностях отечественной культуры;
- -первоначальный опыт: эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- -переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- -самореализация в различных видах творческой деятельности;
- - мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Экспертная оценка программы «Росток красоты»» по предметам: «Чтение», «Музыка и пение» учителей СОГБОУ «Вяземская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»: Курошевой Л.В. и Калашниковой Н.Л.
№ п\п | Критерии | Показатели учёта требований к программе | |
| Актуальность Программы «Росток красоты» | Актуализируется новизна программы; программа «Росток красоты» нацелена на решение основных задач данного курса. | |
| Наличие обязательных составляющих программы | В структуре программы «Росток красоты» в целом представлены основные разделы согласно требованиям положения о дополнительных программах: титульный лист, пояснительная записка; содержание работы; тематическое планирование; описание методического обеспечения. | |
3. | Соответствие оформления титульного листа рекомендуемому образцу | Титульный лист оформлен с учётом всех предъявляемых требований: наименование образовательного учреждения ( согласно Уставу); сведения об учителях– составителях программы «Росток красоты»; год разработки; иллюстрация к титульному листу. | |
4. | Соответствие оформления пояснительной записки рекомендуемому образцу | Пояснительная записка содержит цели и задачи курса; формы и виды работ, способы оценивания достижений обучающихся; особенности организации рабочего процесса. | |
5. | Соответствие требований к уровню освоения обучающимися результатов конкретных учебных предметов. | В требованиях отражены предметные и общие учебные умения и способы деятельности для данной программы; перечень проблем, которые обучающиеся должны научиться решать при работе по данной программы. | |
6. | Соответствие содержания программы рекомендуемым показателям | Содержание изложенного по разделам и темам в соответствии с тематическим планом рабочей программы. | |
7. | Соответствие тематического планирования структурным требованиям программы и рекомендуемому образцу | В тематическом планировании раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы «Росток красоты»,показывается распределение часов по темам, указаны формы и виды занятий. | |
8. | Соответствие учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса структурным требованиям программы | Учебно – методическое обеспечение оформлено по правилам библиографического описания, выделены списки литературы. |
Вывод: данная программа «Росток красоты» по предметам «Чтение» и «Музыка и пение» рекомендуется к использованию в данном образовательном учреждении в 2016-2017 учебном году.
Директор :_______________________________М.М. Анисимова
Предварительный просмотр:
Содержание и планируемый результат отношения обучающихся к прекрасному, (эстетическое воспитание).
ФОРМИРОВАНИЕ:
-представления о душевной и физической красоте человека;
- эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
- интереса к занятиям художественным творчеством;
-стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении и поступках людей;
-представление об эстетических ценностях отечественной культуры;
-первоначальный опыт: эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
-переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
-самореализация в различных видах творческой деятельности;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
ПЛАН воспитания ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Мероприятия: Сроки проведения
-предметные уроки: ( в период общешкольной недели педагогического мастерства и по «Графику открытых уроков» )
-беседы: «Чисто не там, где метут, а там где не сорят» 7 класс 18.09 16), «Как прекрасен этот мир»,
-виртуальное посещение музеев:
(музей
А.Т.Твардовского в Загорье, Починковского
района, (9.04.16)
г. Гагарина-музей Ю.А. Гагарина, (7.03.16)
Хмелита - родовое
имение родственников поэта и дипломата А.С. Грибоедова, (27.01.16)
д Городок-
родина адмирала П.С. Нахимова. (17.04.16)
-сообщение «В краю великого Глинки», с презентацией о доме-музее в Новоспасском (5.10.16)
- проведение книжных выставок и рисунков обучающихся к юбилеям писателей : С. А. Есенина, (3.10) М.Ю. Лермонтова,(11.11), Н.Н.Носова (23.11) Н.А. Некрасова (10.12), М.В. Исаковского (19.01)
музыкальных вечеров: «Наш земляк поэт и песенник М.В. Исаковский – 19.01»,
-проведение КВН по сказкам А.С. Пушкина «Сказка –ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок» ( 27.05.16)
- участие в изготовлении сувениров к Дню инвалидов, к Дню матери, к Новому году, к Дню защитников отечества, к Дню Победы
- виртуальное посещение картинных галерей в Париже – Лувр, В Дрездене – Дрезденская галерея, в Санкт – Петербурге – Эрмитаж, в Москве – Третьяковская галерея. (28.04.16)
-подготовка инсценировки сказки, написанной обучающимся Женей И. с изготовлением декораций и подбором музыки. (3.04.16)
-«Книжкины именины» с рисунками обучающихся по понравившимся рассказам. (31.03.16)
Планируемые итоговые достижения и результаты:
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
-первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей:
-элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
-первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
-первоначальный опыт эстетического переживаний, наблюдение эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
-первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
-мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи
Предварительный просмотр:
Учебно-тематический план
Тема, сроки | Непосредственно-образовательная деятельность на уроках «Музыка и пение» | Непосредственно-образовательная деятельность на уроках «Чтения» | Формы итоговых мероприятий |
Сентябрь | «День Знаний» Повторение песен о дружбе, танцевальных композиций на тему «Детство», проведение коммуникативных, подвижных, музыкальных игр, подборка стихов по данной тематике. | Беседа о создании положительной эмоциональной атмосферы, пожелания к одежде детей во время линейки, разучивание стихов о школе. | Линейка «День Знаний» 1-9 класс |
Сентябрь | Мониторинг. Диагностики музыкального развития детей. Отбор детей в музыкальные кружки. | Проверка техники чтения. | Анализ диагностических данных и анкет. |
Сентябрь | Разучивание песен к Дню освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Беседы о подвигах Смолян-земляков. (М.Егоров, А.Твардовский) | Разучивание стихов к Дню освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Презентации о героях- Смолянах | Общешкольная линейка, посвященная Дню освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. |
Октябрь | «Осень» Разучивание песен, танцев, стихов, игр, сценок, слушание музыки на данную тему. Разучивание песен о школе, учителях. | Разучивание стихов С.Есенина, к Дню учителя. Подготовка к конкурсу сочинений: «Человек, с которого я хочу брать пример» | Линейка «День Учителя». Книжная выставка, посвященная творчеству С.Есенина. Конкурс стихов и песен об осени. |
Ноябрь | Слушание музыкальных произведений о патриотизме русского народа (М.Глинка «Иван Сусанин) | Беседы о Дне Всенародного Единства. (история возникновения праздника). | Сочинение-описание памятника Минину и Пожарскому в Москве. |
Ноябрь, | «День Матери», подготовка к праздничному концерту, разучивание песен, танцев. | Привлечение к активному участию в концерте. Разучивание стихов, сценок. | Линейка-концерт «Мамочка, ты лучше всех на свете» |
Декабрь | «Новый год» Разучивание песенного, танцевального, литературного, игрового материала в соответствии со сценариями новогодних утренников. | Разучивание стихов новогодней тематики. Подготовка к сочинению «Когда приходит Новый год». | Новогодние утренники 1-4класс «Новогодние чудеса» «Приключения под Новый год»-5-9 класс. |
Январь | «Зима» Познакомить детей с зимними играми, забавами, песнями, хореографическими зарисовками, классической и современной музыкой, посвященной зиме. | Разучивание произведений М.Исаковского о природе. Подготовка к сочинению «Как я провел зимние каникулы». Презентация «Царицын, Сталинград, Волгоград». | Выставка книг М.Исаковского. Урок-концерт Песни М.Исаковского. Освобождение Сталинграда. |
Февраль | «День защитника Отечества» Подбор литературного, музыкального, игрового материала. Разучивание песен для военно-спортивного праздника | Разучивание стихов об армии, о героях былых времен. Презентация «Герои, о которых мы помним» | Музыкально-спортивный праздник «Надежные наши защитники» Линейка День защитника Отечества |
Март | «8 Марта» Разучивание литературного музыкального, песенного, танцевального, игрового материала . | Подготовка к линейке: привлечение обучающихся к изготовлению открыток- сувениров, разучивание стихов. | Линейка «Мама – солнышко мое» |
Март | «Народная культура и традиции» Использование авторского, фольклорного музыкально-литературного и игрового репертуара. Подготовка к масленице. Разучивание песен о родном крае. | Презентация «Здравствуй, масленица» | «Сударыня-масленица». Выставка «Писатели-юбиляры», «Книги-юбиляры» Конкурс чтецов «Моя Смоленщина» |
Апрель | «Весна» Познакомить детей с играми, песнями, хореографическими зарисовками, литературными произведениями классической и современной музыкой по данной тематике. Подготовка к фестивалю. | Разучивание стихов о природе. Подготовка к сочинениям: «Знаете, каким он парнем был?» «Люблю тебя, мой край родной» | Фестиваль в г.Смоленске. |
Май | «День Победы» Разучивание музыкального, литературного фото- и видео- материала для освещения данной темы. | Привлечение обучающихся для участия в мероприятиях, посвященных Дню Победы. Разучивание стихов, слов песен. | Линейка «Этот Великий день». |
Май | Подготовка к последнему звонку. Разучивание песен, танцев. «Мой город, моя страна, моя планета» Знакомство с музыкально-литературным материалом, созвучным с темой. | Беседа: «Из одного металла льют медаль за боль, медаль за труд», конкурс сочинений «Учительница первая моя». Разучивание слов к сценкам «Попурри о школьной жизни» | Общешкольная линейка «Последний звонок» Миниконкурс «Странички моей школьной жизни» |
Предварительный просмотр:
Экспертная оценка программы «Росток красоты»» по предметам: «Чтение» и «Музыка и пение» учителей СОГБОУ «Вяземская школа – интернат с ограниченными возможностями здоровья» : Курошевой Л.В. и Калашниковой Н.Л.
№ п\п | Критерии | Показатели учёта требований к программе | |
| Актуальность Программы «Росток красоты» | Актуализируется новизна программы; программа «Росток красоты» нацелена на решение основных задач данного курса. | |
| Наличие обязательных составляющих программы | В структуре программы «Росток красоты» в целом представлены основные разделы согласно требованиям положения о дополнительных программах : титульный лист, пояснительная записка; содержание работы; тематическое планирование; описание методического обеспечения. | |
3. | Соответствие оформления титульного листа рекомендуемому образцу | Титульный лист оформлен с учётом всех предъявляемых требований: наименование образовательного учреждения ( согласно Уставу); сведения об учителях– составителях программы «Росток красоты»; год разработки; иллюстрация к титульному листу. | |
4. | Соответствие оформления пояснительной записки рекомендуемому образцу | Пояснительная записка содержит цели и задачи курса; формы и виды работ, способы оценивания достижений обучающихся; особенности организации рабочего процесса. | |
5. | Соответствие требований к уровню освоения обучающимися результатов конкретных учебных предметов. | В требованиях отражены предметные и общие учебные умения и способы деятельности для данной программы; перечень проблем, которые обучающиеся должны научиться решать при работе по данной программы. | |
6. | Соответствие содержания программы рекомендуемым показателям | Содержание изложенного по разделам и темам в соответствии с тематическим планом рабочей программы. | |
7. | Соответствие тематического планирования структурным требованиям программы и рекомендуемому образцу | В тематическом планировании раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы «Росток красоты»,показывается распределение часов по темам, указаны формы и виды занятий. | |
8. | Соответствие учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса структурным требованиям программы | Учебно – методическое обеспечение оформлено по правилам библиографического описания, выделены списки литературы. |
Вывод : данная программа «Росток красоты» по предметам «Чтение» и «Музыка и пение рекомендуется к использованию в данном образовательном учреждении в 2016-2017 учебном году.
Директор :_______________________________М.М. Анисимова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий "8 Марта - день торжественный, день радости и красоты"
Сценарий "8 Марта - день торжественный, день радости и красоты"...
Классный час "Красота мира начинается с красоты души"
Научить детей видеть красоту вокруг себя и в себе самом....
Красота природы и красота души. К.Г. Паустовский. Скрипучие половицы.
Цель:- дать представление о том, что человек – часть природы, что и природа и человек имеют внутреннюю и внешнюю гармонию, что взаимоотношения человека с природой – это отношен...
Классный час "Красота мира начинается с красоты души"
Материал классного часа предназначен для учащихся начальных классов с целью уяснения понятия "красота", "душевная красота", как составляющих красоты мира, о значении добра для гармонии и сч...
Урок доброты и красоты. "Смысл жизни в красоте"
Красота окружающего мира станет могучим источником веры в доброту. В. Сухомлинский....
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему: "Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. Виктор Драгунский. Красный шарик в синем небе" 4 класс (конспект +презентация)
Цель урока:- Познакомить с произведением В.Драгунского «Красный шарик в синем небе»;- Научить у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.Тип урока: комбинированный...
Конспект урока по окружающему миру 1 класс. Тема: «Красота любимого города», «Красота родного села».
«Красота любимого города», «Красота родного села»....