Программа "Росток красоты"
материал

Курошева Лариса Васильевна

Эстетическое воспитание 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Вяземская школа- интернет для детей с ограниченными возможностями здоровья»

     

Программа

«Росток красоты»

Авторы программы: Калашникова Н.Л.

                      Курошева Л.В.

                                            2016

   Пояснительная записка

       

     Программа по освоению детьми образовательной области «Росток красоты», рассчитана  на  2  года и предусматривает проведение музыкальных занятий 1 раз в неделю и уроков «Чтения», (связанных с тематикой художественно-эстетического воспитания), согласно КТП.

Данная программа «Росток красоты» представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества образовательного процесса в СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Программа разработана в соответствии с:

 - Законом РФ «Об образовании» ;

- Стандартом,  разработанного на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка;

- Национальной доктриной образования в РФ ;

- Концепцией модернизации российского образования ;

Цель программы - создание  благоприятных  условий  для  полноценного  проживания  ребенком  детства,  формирование  основ  базовой  культуры  личности,  всестороннее  развитие творческих, музыкальных, психических  и  физических  качеств  в  соответствии  с  возрастными  и  индивидуальными  особенностями,  подготовка  к  жизни  в  современном  обществе,  отношение к учебе. 

 Программа «Росток красоты» обеспечивает развитие личности детей школьного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение следующих задач.

   

  Задачи.

  1. Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  2. Обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках школьных образовательных программ «Чтение», «Музыка и пение».
  3. Подготовить  детей  к  восприятию  музыкальных  и литературных образов  и  представлений.
  4. Заложить  основы  гармонического  развития  (развитие  слуха,  голоса,  внимания,  движения,  чувства  ритма  и  красоты  мелодии,  развитие  индивидуальных  способностей.)
  5. Приобщать  детей  к  русской  народно-традиционной  и  мировой  музыкальной и художественной культуре.
  6. Развивать  коммуникативные  способности обучающихся.
  7. Научить  детей  творчески  использовать литературные и  музыкальные  впечатления  в  повседневной  жизни.
  8. Познакомить  детей  с  разнообразием  музыкальных  форм  и  жанров  в  привлекательной  и  доступной  форме.
  9. Познакомить  детей  с  разнообразием  литературных  форм  и  жанров  в  привлекательной  и  доступной  форме.
  10. Обогатить  детей  музыкальными  знаниями  и  представлениями  в  музыкальной  игре.
  11. Развивать  детское  творчество  во  всех  видах  музыкальной деятельности.
  12. Расширять кругозор обучающихся в произведениях русских, советских, российских и зарубежных авторов.
  13. Развивать устную и письменную речь обучающихся (пересказ, сочинение, изложение, отзыв на прочитанное произведение).
  14. Развитие творческого потенциала обучающихся.
  15. Развитие образного, ассоциативного мышления.
  16. Развитие самостоятельности и творческой активности.

Образовательная область  Программы «Росток красоты».

В результате изучения  предметов «Чтение», «Музыка и пение» у обучающихся будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике художественных произведений, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства и литературы.

Реализация эстетического воспитания и художественного образования в различных видах деятельности предусматривает:

1.Развитие интереса к различным видам искусства (вокальному, инструментальному, сценическому и художественному чтению стихов и прозы);

2.Формирование основ художественного мышления, художественного мировидения, художественной ментальности, эмоционально – чувственного отношения к предметам и явлениям действительности;

3. Развитие потребности в художественном творчестве (изобразительном, художественно – речевом, музыкально-пластическом);

4.Приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства, воспитание у детей уважения, эмоционально-ценностное отношение к искусству как общественно признанному делу;

5.Содействие возникновению у ребенка уверенности, что продукт его творческой деятельности (танец, стихотворение, сочинение, песня и т.п.) интересен другим (родителям, родным и близким, сотрудникам образовательного учреждения и т.п.).

 В основу реализации программы «Росток красоты» положены следующие принципы:

  1. Принцип свободного выбора обучающимися доминирующего, любимого вида деятельности, при обязательном влиянии педагога и с учетом реальной возможности дальнейшей вариативности такого выбора;
  2. Принцип развития художественно – творческих способностей детей в постижении истины эмоционального мира при скоординированном влиянии педагога (вербальная, эмоциональная и духовная ориентация);
  3. Принцип ценностных ориентаций, их практическое, повседневное воздействие;
  4. Принцип ретрансляционный, предполагает ретрансляцию эмоционального опыта от человека к человеку;
  5. Принцип сезонности – построение и корректировка познавательного материала содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности;
  6. Принцип интеграции различных видов искусства и художественной деятельности;
  7. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у обучающихся желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

 Особенности художественно-эстетического развития обучающихся  в рамках комплексной общеобразовательной программы «Росток красоты».

Первая особенность: природа родного края выступает как средство духовно-нравственного воспитания и развития личности ребенка. Каждая природная форма обладает своим собственным неповторимым обликом, возникает не сама по себе, а как отклик на многообразие мира.

«Голоса природы» передают глубокую скорбь, печаль, беззаботное веселье, юмор. Природа способствует созданию различных состояний и образов, как в литературе, так и в музыке.

Вторая особенность: акцент сделан на отечественную, зарубежную и региональную художественную культуру на своеобразие народного художественного творчества. (В программе используются литературные и музыкальные произведения российских, русских, зарубежных и смоленских авторов).

Третья особенность:  Народная культура - это поэтический и философский мир. В ней – душа народа. Эстетически полноценное включение народной культуры в процесс эстетического воспитания и развития обучающихся на уроках «Чтения», «Музыка и пение» представляет собой актуальную проблему данной программы «Росток красоты»

Содержание программы «Росток красоты» построено как системное овладение обучающимися ценностями природы, искусства, региональной художественной культуры и развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

Работа по освоению ценностей художественного культурного наследия протекает в тёплой, доверительной обстановке. Главное при этом не объем учебного материала, а «погружение» в образ, постижение его духовной сути.


Применяемые технологии:

  1. информационные;
  2. объяснительно-иллюстративные;
  3. здоровьесберегающие;
  4. модульные;
  5. личностно-ориентированные;
  6. игровые:

Применяемые методы:

  1. рассказ;
  2. объяснение;
  3. упражнение;
  4. метод художественного, нравственно-эстетического познания ;
  5. метод эмоциональной драматургии;
  6. метод художественного контекста;
  7.  беседа;
  8. слушание музыкальных произведений (фрагментов), определение характера музыкального произведения;
  9. наглядный;
  10. метод активизации зрительного и слухового восприятия —  сочинение рассказов, несюжетных рисунков по прослушанной музыке, художественным произведениям;
  11. метод контрастных сопоставлений музыкальных и художественных произведений;
  12. метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий):

Содержание и планируемый результат отношения обучающихся  к прекрасному.

ФОРМИРОВАНИЕ:

  1. -представления о душевной и физической красоте человека;
  2. - эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  3. - интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  4. - интереса к занятиям художественным творчеством;
  5. -стремление к опрятному внешнему виду;
  6. - отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. -первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении и поступках людей;
  2. -представление об эстетических ценностях отечественной культуры;
  3. -первоначальный опыт: эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  4. -переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  5. -самореализация в различных видах творческой деятельности;
  6. - мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

Экспертная оценка  программы «Росток красоты»» по предметам: «Чтение», «Музыка и пение» учителей СОГБОУ «Вяземская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»: Курошевой Л.В. и Калашниковой Н.Л.                      

№ п\п

Критерии

Показатели учёта требований к программе

  1. 11IШ11

Актуальность

Программы

«Росток красоты»

Актуализируется новизна  программы; программа  «Росток красоты» нацелена на решение основных задач данного курса.

  1. 22

Наличие обязательных составляющих программы

В структуре  программы «Росток красоты» в целом представлены основные разделы согласно требованиям положения о дополнительных программах: титульный лист, пояснительная записка; содержание работы; тематическое планирование; описание  методического обеспечения.

3.

Соответствие оформления титульного листа рекомендуемому образцу

Титульный лист оформлен с учётом всех предъявляемых требований: наименование образовательного учреждения ( согласно Уставу);  сведения об учителях– составителях программы «Росток красоты»;   год разработки; иллюстрация к титульному листу.

4.

Соответствие оформления пояснительной записки рекомендуемому образцу

Пояснительная записка содержит цели и задачи курса; формы и виды работ, способы оценивания достижений обучающихся; особенности организации рабочего процесса.

5.

Соответствие требований к уровню освоения обучающимися результатов конкретных учебных предметов.

В требованиях отражены предметные и общие учебные умения и способы деятельности для данной программы; перечень проблем, которые обучающиеся должны научиться решать при работе по данной программы.

6.

Соответствие содержания программы рекомендуемым показателям

Содержание изложенного по разделам и темам в соответствии с  тематическим планом рабочей программы.

7.

Соответствие тематического планирования структурным требованиям программы и рекомендуемому образцу

В тематическом планировании раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы «Росток красоты»,показывается распределение  часов по темам, указаны формы и виды занятий.

8.

Соответствие учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса структурным требованиям программы

Учебно – методическое обеспечение оформлено по правилам библиографического описания, выделены списки литературы.

Вывод: данная  программа «Росток красоты» по предметам «Чтение» и «Музыка и пение» рекомендуется к использованию в данном образовательном учреждении в 2016-2017 учебном году.

Директор :_______________________________М.М. Анисимова



Предварительный просмотр:

Содержание и планируемый результат отношения обучающихся  к прекрасному,  (эстетическое воспитание).

ФОРМИРОВАНИЕ:

-представления о душевной и физической красоте человека;

- эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

- интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

- интереса к занятиям художественным творчеством;

-стремление к опрятному внешнему виду;

- отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

-первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении и поступках людей;

-представление об эстетических ценностях отечественной культуры;

-первоначальный опыт: эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

-переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

-самореализация в различных видах творческой деятельности;

- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

ПЛАН воспитания ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Мероприятия:                                                                  Сроки проведения

-предметные уроки: ( в период общешкольной недели  педагогического мастерства и по «Графику открытых уроков» )

-беседы: «Чисто не там, где метут, а там где не сорят» 7 класс 18.09 16), «Как прекрасен этот мир»,

-виртуальное посещение музеев:

 (музей

А.Т.Твардовского в Загорье, Починковского

района, (9.04.16)

г. Гагарина-музей Ю.А. Гагарина, (7.03.16)

 Хмелита  - родовое

имение родственников  поэта и дипломата А.С. Грибоедова, (27.01.16)

 д Городок-

родина адмирала П.С. Нахимова. (17.04.16)

-сообщение «В краю великого Глинки», с презентацией о доме-музее в Новоспасском (5.10.16)

- проведение книжных выставок и рисунков обучающихся  к юбилеям писателей : С. А. Есенина, (3.10)  М.Ю. Лермонтова,(11.11), Н.Н.Носова (23.11)  Н.А. Некрасова (10.12), М.В. Исаковского (19.01)

 музыкальных вечеров: «Наш земляк поэт и песенник М.В. Исаковский – 19.01»,

-проведение КВН по сказкам А.С. Пушкина «Сказка –ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок» ( 27.05.16)

- участие в изготовлении сувениров к Дню инвалидов, к Дню матери, к Новому году, к Дню защитников отечества, к Дню Победы

- виртуальное посещение картинных галерей в Париже – Лувр, В Дрездене – Дрезденская галерея, в Санкт – Петербурге – Эрмитаж, в Москве – Третьяковская галерея.  (28.04.16)

-подготовка инсценировки сказки, написанной обучающимся Женей И. с изготовлением декораций и подбором музыки. (3.04.16)

-«Книжкины именины» с рисунками обучающихся по понравившимся рассказам. (31.03.16)

Планируемые итоговые достижения и результаты:

- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

-первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей:

-элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

-первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

-первоначальный опыт эстетического переживаний, наблюдение эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

-первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

-мотивация  к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи



Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план

Тема,

сроки

Непосредственно-образовательная

 деятельность на уроках  «Музыка и пение»

Непосредственно-образовательная

 деятельность на уроках «Чтения»

Формы итоговых

мероприятий

Сентябрь

«День Знаний»

Повторение песен о дружбе, танцевальных композиций на тему «Детство», проведение коммуникативных, подвижных, музыкальных игр, подборка стихов по данной тематике.

Беседа о создании положительной эмоциональной атмосферы, пожелания к одежде детей во время линейки, разучивание стихов о школе.

Линейка «День Знаний» 1-9 класс

Сентябрь  

Мониторинг. Диагностики музыкального развития детей. Отбор детей в музыкальные кружки.

Проверка техники чтения.

Анализ диагностических данных и анкет.

Сентябрь

Разучивание песен к Дню освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Беседы о подвигах Смолян-земляков. (М.Егоров, А.Твардовский)

Разучивание стихов к Дню освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Презентации о героях- Смолянах

Общешкольная линейка, посвященная

Дню освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков.

Октябрь

«Осень»

Разучивание песен, танцев, стихов, игр, сценок, слушание музыки на данную тему. Разучивание песен о школе, учителях.

Разучивание стихов С.Есенина, к Дню учителя. Подготовка к конкурсу сочинений: «Человек, с которого я хочу брать пример»

Линейка «День Учителя».

Книжная выставка, посвященная творчеству С.Есенина. Конкурс стихов и песен об осени.

Ноябрь

Слушание музыкальных произведений о патриотизме русского народа (М.Глинка «Иван Сусанин)

Беседы о Дне Всенародного Единства. (история возникновения праздника).

Сочинение-описание памятника Минину и Пожарскому в Москве.

Ноябрь,

«День Матери», подготовка к праздничному концерту, разучивание песен, танцев.

Привлечение к активному участию в концерте. Разучивание стихов, сценок.

Линейка-концерт «Мамочка, ты лучше всех на свете»

Декабрь

«Новый год»

Разучивание песенного, танцевального, литературного, игрового материала в соответствии со сценариями новогодних утренников.

Разучивание стихов новогодней тематики. Подготовка к сочинению «Когда приходит Новый год».

Новогодние утренники 1-4класс

 «Новогодние чудеса»   «Приключения под Новый год»-5-9 класс.

Январь

«Зима»

Познакомить детей с зимними играми, забавами, песнями, хореографическими зарисовками, классической и современной музыкой, посвященной зиме.

Разучивание произведений М.Исаковского о природе. Подготовка к сочинению «Как я провел зимние каникулы». Презентация «Царицын, Сталинград, Волгоград».

Выставка книг М.Исаковского. Урок-концерт Песни М.Исаковского.

Освобождение Сталинграда.

Февраль

«День защитника Отечества»

Подбор литературного, музыкального, игрового материала. Разучивание песен для военно-спортивного праздника

Разучивание стихов об армии, о героях былых времен. Презентация «Герои, о которых мы помним»

Музыкально-спортивный праздник «Надежные наши защитники»

Линейка День защитника Отечества

Март

«8 Марта»

Разучивание литературного музыкального, песенного, танцевального, игрового материала .

Подготовка к линейке: привлечение обучающихся к изготовлению открыток- сувениров, разучивание стихов.

Линейка «Мама – солнышко мое»

Март

«Народная культура и традиции»

Использование авторского, фольклорного музыкально-литературного и игрового репертуара. Подготовка к масленице. Разучивание песен о родном крае.

Презентация «Здравствуй, масленица»

«Сударыня-масленица».

Выставка «Писатели-юбиляры», «Книги-юбиляры»

Конкурс чтецов «Моя Смоленщина»

Апрель

«Весна»

 Познакомить детей с  играми, песнями, хореографическими зарисовками, литературными произведениями классической и современной музыкой по данной тематике. Подготовка к фестивалю.

Разучивание стихов о природе. Подготовка к сочинениям: «Знаете, каким он парнем был?»

«Люблю тебя, мой край родной»

Фестиваль в г.Смоленске.

Май

«День Победы»

Разучивание музыкального, литературного фото- и видео- материала  для освещения данной темы.

Привлечение обучающихся для участия в мероприятиях, посвященных Дню Победы. Разучивание стихов, слов песен.

Линейка «Этот Великий день».

Май

Подготовка к последнему звонку. Разучивание песен, танцев.

«Мой город, моя страна, моя планета»

Знакомство с музыкально-литературным материалом, созвучным с темой.

Беседа: «Из одного металла льют медаль за боль, медаль за труд», конкурс сочинений «Учительница первая моя».

Разучивание слов к сценкам «Попурри о школьной жизни»

 Общешкольная линейка «Последний звонок»

Миниконкурс  «Странички моей школьной жизни»



Предварительный просмотр:

Экспертная оценка  программы «Росток красоты»» по предметам: «Чтение» и «Музыка и пение» учителей СОГБОУ «Вяземская школа – интернат с ограниченными возможностями здоровья» : Курошевой Л.В. и Калашниковой Н.Л.

                     

№ п\п

Критерии

Показатели учёта требований к программе

  1. 11IШ11

Актуальность

Программы

«Росток красоты»

Актуализируется новизна  программы; программа «Росток красоты» нацелена на решение основных задач данного курса.

  1. 22

Наличие обязательных составляющих программы

В структуре  программы «Росток красоты» в целом представлены основные разделы согласно требованиям положения о дополнительных программах : титульный лист, пояснительная записка; содержание работы; тематическое планирование; описание  методического обеспечения.

3.

Соответствие оформления титульного листа рекомендуемому образцу

Титульный лист оформлен с учётом всех предъявляемых требований: наименование образовательного учреждения ( согласно Уставу);  сведения об учителях– составителях программы «Росток красоты»;   год разработки; иллюстрация к титульному листу.

4.

Соответствие оформления пояснительной записки рекомендуемому образцу

Пояснительная записка содержит цели и задачи курса; формы и виды работ, способы оценивания достижений обучающихся; особенности организации рабочего процесса.

5.

Соответствие требований к уровню освоения обучающимися результатов конкретных учебных предметов.

В требованиях отражены предметные и общие учебные умения и способы деятельности для данной программы; перечень проблем, которые обучающиеся должны научиться решать при работе по данной программы.

6.

Соответствие содержания программы рекомендуемым показателям

Содержание изложенного по разделам и темам в соответствии с  тематическим планом рабочей программы.

7.

Соответствие тематического планирования структурным требованиям программы и рекомендуемому образцу

В тематическом планировании раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы «Росток красоты»,показывается распределение  часов по темам, указаны формы и виды занятий.

8.

Соответствие учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса структурным требованиям программы

Учебно – методическое обеспечение оформлено по правилам библиографического описания, выделены списки литературы.

Вывод : данная  программа «Росток красоты» по предметам «Чтение» и «Музыка и пение рекомендуется к использованию в данном образовательном учреждении в 2016-2017 учебном году.

Директор :_______________________________М.М. Анисимова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "8 Марта - день торжественный, день радости и красоты"

Сценарий "8 Марта - день торжественный, день радости и красоты"...

Классный час "Красота мира начинается с красоты души"

Научить детей видеть красоту вокруг себя и в себе самом....

Красота природы и красота души. К.Г. Паустовский. Скрипучие половицы.

Цель:- дать представление о том, что человек – часть природы, что и природа и     человек имеют внутреннюю и внешнюю гармонию, что взаимоотношения человека с природой – это отношен...

Классный час "Красота мира начинается с красоты души"

Материал классного часа предназначен для учащихся начальных классов с целью уяснения понятия "красота",  "душевная красота", как составляющих красоты мира, о значении добра для гармонии и сч...

Урок доброты и красоты. "Смысл жизни в красоте"

Красота окружающего мира станет могучим источником веры в доброту. В. Сухомлинский....

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему: "Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. Виктор Драгунский. Красный шарик в синем небе" 4 класс (конспект +презентация)

Цель урока:- Познакомить с произведением  В.Драгунского «Красный шарик в синем небе»;-  Научить у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.Тип урока: комбинированный...