Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире животных"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире животных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vud_v_mire_zhivotnyh.docx | 65.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 376
Одобрена на заседании МО учителей начальных классов 25 августа 2018 года, протокол № 1 | Утверждена приказом ГБОУ средняя школа №376 Московского района Санкт-Петербурга от «25» августа 2018 г. № 47 |
Московского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»
ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель Семёнова О.А.
|
Принята на педсовете ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга
25 августа 2018 года, протокол № 1
Пояснительная записка
Программа «В мире животных» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Программа – общеинтеллектуального направления.
Актуальность выбора определена следующими факторами: С интенсивным распространением научно-технического прогресса, проблемы взаимодействия природы и общества становятся всё острее. Всё это вызывает необходимость усиления охраны животного мира.
Цель: формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных и изучению жизни животных.
Основные задачи:
- расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
- углубление теоретических знаний учащихся в области зоологии, формирование ряда зоологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» зоологии как науки;
- обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса «Окружающий мир», деятельности учащихся по изучению и охране животного мира.
Возраст и особенности набора детей
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 -11 лет, для первого года обучения 33 часа в год, для 2-4 классов – 34 часа в год. 1 раз в неделю. Занятия могут проводиться в рамках «Занимательных каникул», в каникулярное время или в выходные дни.
Рекомендуемое количество учащихся в группе 10-15 человек.
Набор детей производится в свободном порядке.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- познавательный интерес к изучению жизни животных и взаимодействию на них человека;
- бережное отношение к животным;
- творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдать основное правило поведения в природе: Не навреди!
- самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;
- духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина.
- освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих УУД (универсальных учебных действий):
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- выполняя различные роли в группе,
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
- критично относиться к своему мнению
- понимать точку зрения другого
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Предметные результаты изучения курса
Учащиеся должны знать:
- что такое природа и животный мир;
- правила поведения в природе;
- что такое охрана природы;
- основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды, влияющие на жизнь животных;
- глобальные экологические проблемы,влияющие на жизнь животных;
- разнообразие животных;
- редкие и охраняемые животные.
Учащиеся должны уметь:
- оценивать экологическую ситуацию;
- выполнять правила поведения в природе;
- ухаживать за животными;
- участвовать в природоохранных акциях;
- самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.
Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых работ. Минимальное обязательное количество таких сертификационных испытаний – не больше четырех за учебный год.
Форма итогового контроля: круглый стол, творческие работы учащихся, викторины.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
- однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Содержание курса
1 год обучения (33 часа)
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это беседа, решение кроссвордов, ребусов, загадок и других заданий, и игр, направленных на умственное развитие ребенка в ходе изучения различных тем.
Содержание занятий.
Тема 1. Почему волка называют санитаром леса?
Беседа об экологической проблеме. Пользу или вред приносит природе волк? Почему волка называют санитаром леса? Работа с текстом В.Зотова
«Волк», разбор фразеологизмов. Практическая работа в группах - «Раскрась».
Тема 2. Король орлов.
Знакомство с видами хищных птиц. Самая большая птица орлиного племени. Работа с текстом. Разгадывание загадок.
Тема 3. Летучие мыши.
Узнают о единственном млекопитающем на Земле. Пользу или вред приносит природе летучая мышь? Работа с текстом. Экологическая игра «А что будет если…»
Тема 4. Альбатрос.
Почему альбатрос – странствующая птица? Причины сокращения численности альбатросов. Просмотр видеоматериалов. Работа с текстом.
Тема 5. Самый большой лежебока.
Барсук. Повадки и особенности барсука. Сочинение сказки о барсуке. Работа с текстом. Разгадывание кроссвордов, загадок. Работа в группах «Собери мозаику».
Тема 6. Клёст, или северный попугайчик.
Клёст – еловик. Почему его так называют? Условия гнездования и вскармливание птенцов. Работа с текстом. Сочинение загадок.
Тема 7. Анчоусы.
Обитают ли анчоусы в нашей стране? Особенности внешнего вида анчоусов. Работа с текстом. Разгадывание ребусов, загадок.
Тема 8. Бакланы.
Морская прожорливая птица. Среда обитания. Особенности рыбного промысла в Японии и Китае. Работа с текстом. Оригами.
Тема 9. Непоседливый зверёк.
Белка в природе и в домашних условиях. Особенности зимовки. Работа с текстом. Игра «Белочка-прыгунья».
Тема 10. Самый высокий зверь.
Как жираф приспособился жить в самых засушливых районах. Как спит жираф? Человек – враг жирафа. Работа с текстом. Коллективное панно «Жираф»
Тема 11. Самая большая змея.
Человек - единственный враг анаконды. Работа с текстом. Отгадывание загадок на тему «Змеи».
Тема 12. Опасные малютки.
Пираньи. Просмотр видеофильма «Хищные рыбы». Игра с мячом «Хищная рыба, не хищная рыба»
Тема 13. Кто плавает на боку?
Чем же уникальна камбала? Работа с текстом. Викторина на тему
«Рыбы».
Тема 14. Быстрая как стрела.
Щука – самый страшный хищник. Легенды об этой удивительной рыбе. Работа с текстом.
Тема 15. Красногрудые красавцы.
Украшение зимней природы – снегирь. Как снегирь сажает рябину? Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.
Тема 16. Как лягушки квакают?
Лягушка. Виды лягушек. Работа с текстом. Просмотр мультфильма «Лягушка – путешественница».
Тема 17. Мохнатые тяжеловесы.
Белый полярный медведь, самый крупный из современных хищников. Белые медведи внесены в Международную Красную книгу. Кто виноват? Лепка. Работа с текстом. Разгадывание загадок, знакомство с народными приметами и пословицами.
Тема 18. Жемчужина сибирской тайги.
Соболь – уникальная жемчужина тайги. Человек, остановись!!! Игра «Зоопутаница». Работа с текстом.
Тема 19. У кого мешок под клювом?
Пеликаны. Виды пеликанов. Решение головоломок. Игра « Перенеси лягушек в клюве».
Тема 20 . Глухарь.
Благородная птица семейства тетеревиных. Пение и танцы глухарей. Причины исчезновения глухарей. Просмотр видеоматериалов. Работа с текстом.
Тема 21. Гигантские рептилии.
Крокодилы – древние жители нашей планеты. Крокодиловые фермы. Кто опасен больше: крокодил для человека или человек для крокодила. Игра « Крокодил».
Тема 22. Загадочные панды.
Бамбуковый медведь. Особенности питания панды. Панда внесена в Международную Красную книгу. Кто виноват? Можно ли содержать панду в зоопарке? Конкурс рисунков на тему «Бамбуковый медведь».
Тема 23. Самое большое животное.
Кит – рыба или животное? Виды китов. Подготовка сообщений о китах. Чтение стихотворения Б. Заходера «Кит и кот».
Тема 24. Птица, которая не боится мороза.
Пингвин. Почему эта птица не боится мороза? Ясли для пингвинов. Чтение рассказа Г.Снегирева «Пингвиний пляж». Игра с мячом « Я пингвин - несу яйцо».
Тема 25. Розовая птица.
Фламинго – сказочная птица. Просмотр видеофильма. Работа с текстом. Решение задач на логическое мышление.
Тема 26. Почему льва называют царём зверей?
Лев – ласковая кошка или царь зверей? Образ жизни хищного млекопитающего семейства кошачьих. Просмотр видеофильма. Лепка из пластилина.
Тема 27. Самый лучший прыгун.
Кенгуру – это своеобразное животное семейства сумчатых. История названия этого животного. Как кенгуру борется с собаками. Работа с текстом. Игра «Кто выше прыгнет».
Тема 28. Ласточки.
Весёлые быстрокрылые птицы семейства воробьиных. Где ласточки пьют воду? Как в народе называют ласточек? Народные приметы. Работа с текстом. Решение математических задач.
Тема 29. Павлин.
Павлин – курица или нет? Почему изображение павлина украшает индийский национальный герб. Работа с текстом. Изготовление панно «Павлин».
Тема 30. Самый быстрый зверь.
Гепард. Что означает в переводе слово «гепард». Гепард – это кошка или собака? Игра «Доскажи словечко». Разгадывание загадок на тему «Кошки».
Тема 31. Скат.
Скаты – «морские орлы» или «морские ястребы», ближайшие родственники акул. Как скаты разочаровывают рыболовов? Сувениры из скатов. Работа с текстом.
Тема 32. Первый вестник весны.
Скворцы. Пользу или вред приносит скворец природе? Звукоподражание. Экологическая сказка «Как скворец себе дом выбирал». Работа с текстом. Практическая работа с родителями: изготовление скворечников.
Тема 33. Викторина на экологическую тему «Эти забавные животные».
1.Оформить выставку книг «Прочитать, увидеть и.... удивиться».
2.Провести обзор книг «Этот чудесный мир-природы».
3.Оформить плакат «Знаете ли вы?...»
Тематическое планирование 1 года обучения
№ п/п | Тема учебного занятия | Количество часов | Форма организации деятельности | ||
Теория | Практика | Всего | |||
Почему волка называют санитаром леса? | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Король орлов. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Летучие мыши. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Альбатрос. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Самый большой лежебока. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Клёст, или северный попугайчик. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Анчоусы. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Бакланы. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Непоседливый зверёк. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Самый высокий зверь. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Самая большая змея. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Опасные малютки. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Кто плавает на боку? | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Быстрая как стрела. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Красногрудые красавцы. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Как лягушки квакают? | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Мохнатые тяжеловвесы. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Жемчужина сибирской тайги. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
У кого мешок под клювом? | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Глухарь. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Гигантские рептилии. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Загадочные панды. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Самое большое животное. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Птица, которая не боится мороза. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Розовая птица. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Почему льва называют царём зверей? | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Самый лучший прыгун. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Ласточки. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Павлин. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Самый быстрый зверь. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Скат. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Первый вестник весны. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Викторина на экологическую тему «Эти забавные животные». | 0.5 | 0.5 | 1 | Групповая |
Поурочно-тематическое планирование
1 класс
№ урока | Дата | Тема занятия | |
План | Факт | ||
1 | 05.09 | 05.09 | Почему волка называют санитаром леса? |
2 | 12.09 | 12.09 | Король орлов. |
3 | 19.09 | 19.09 | Летучие мыши. |
4 | 26.09 | 26.09 | Альбатрос. |
5 | 03.10 | 03.10 | Самый большой лежебока. |
6 | 10.10 | 10.10 | Клёст, или северный попугайчик. |
7 | 17.10 | 17.10 | Анчоусы. |
8 | 24.10 | 24.10 | Бакланы. |
9 | 07.11 | Непоседливый зверёк. | |
10 | 14.11 | Самый высокий зверь. | |
11 | 21.11 | Самая большая змея. | |
12 | 28.11 | Опасные малютки. | |
13 | 05.12 | Кто плавает на боку? | |
14 | 12.12 | Быстрая как стрела. | |
15 | 19.12 | Красногрудые красавцы. | |
16 | 26.12 | Как лягушки квакают? | |
17 | Мохнатые тяжеловвесы. | ||
18 | Жемчужина сибирской тайги. | ||
19 | У кого мешок под клювом? | ||
20 | Глухарь. | ||
21 | Гигантские рептилии. | ||
22 | Загадочные панды. | ||
23 | Самое большое животное. | ||
24 | Птица, которая не боится мороза. | ||
25 | Розовая птица. | ||
26 | Почему льва называют царём зверей? | ||
27 | Самый лучший прыгун. | ||
28 | Ласточки. | ||
29 | Павлин. | ||
30 | Самый быстрый зверь. | ||
31 | Скат. | ||
32 | Первый вестник весны. | ||
33 | Викторина на экологическую тему «Эти забавные животные». |
2 год обучения (34 часа)
Во втором классе руководство учителя распространяется уже на обучение работать в малых творческих группах частично самостоятельно, частично с помощью учителя, самостоятельно анализировать видеофрагменты, отвечать полными ответами, распределять роли в творческой группе с помощью учителя.
Содержание занятий.
Тема 1. Среды жизни и их обитатели.
Ключевые понятия. Виды. Разнообразие животного мира.
Тема 2- 5. Гиганты и карлики в мире животных.
Самые большие и маленькие животные. Работа с текстом. Разгадывание загадок.
Тема 6-9. Одетые в броню. Рождающие мел.
Защитные покровы животных. Надёжность и уязвимость защиты животных. Работа с текстом. Экологическая игра «А что будет если…»
Тема 10-15. Ядовитые животные.
Рейтинг самых ядовитых животных и рассказы о них. Работа с текстом.
Тема 16-17. Животные-рекордсмены.
Рассказ о рекордсменах среди животных по размеру, скорости и т.д. Работа с текстом. Разгадывание кроссвордов, загадок. Работа в группах «Собери мозаику».
Тема 18-19. Животные-строители.
Истории о необыкновенных жилищах животных. Многообразие используемого животными строительного материала. Пауки, пчелы, птицы, бобры. Работа с текстом. Сочинение загадок.
Тема 20-23. Заботливые родители.
Обзор самых заботливых родителей животного мира. Кто лучше ухаживает за своими малышами? Работа с текстом. Разгадывание ребусов, загадок.
Тема 24-26. Язык животных.
Язык и общение животных. Способность животных к символизации. Язык животных и методы его изучения. Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, Общение млекопитающих.
Тема 27-28. Животные – понятливые ученики.
Язык и общение животных. Способность животных к символизации. Работа с текстом.
Тема 29-31. Герои песен, сказок и легенд.
Конкурс знатоков пословиц и поговорок с упоминанием животных. Работа с текстом. Коллективное панно «В сказке…»
Тема 32-33. Животные символы.
Изображение животных на гербах и флагах стран мира. Работа с текстом. Отгадывание загадок на тему «В мире животных».
Тема 33. Викторина на экологическую тему «Эти забавные животные».
1.Оформить выставку книг «Прочитать, увидеть и.... удивиться».
2.Провести обзор книг «Этот чудесный мир-природы».
3.Оформить плакат «Знаете ли вы?...»
Тематическое планирование 2 года обучения
№ п/п | Тема учебного занятия | Количество часов | Форма организации деятельности | ||
Теория | Практика | Всего | |||
Среды жизни и их обитатели. | 0 | 1 | 1 | Групповая | |
Гиганты и карлики в мире животных. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Гиганты и карлики в мире животных. | 0 | 1 | 1 | Групповая | |
Гиганты и карлики в мире животных. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Гиганты и карлики в мире животных. | 0 | 1 | 1 | Групповая | |
Одетые в броню. Рождающие мел. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Одетые в броню. Рождающие мел. | 0 | 1 | 1 | Групповая | |
Одетые в броню. Рождающие мел. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Одетые в броню. Рождающие мел. | 0 | 1 | 1 | Групповая | |
Ядовитые животные. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Ядовитые животные. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Ядовитые животные. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Ядовитые животные. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Ядовитые животные. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Ядовитые животные. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Животные-рекордсмены. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Животные-рекордсмены. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Животные-строители. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Животные-строители. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Заботливые родители. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Заботливые родители. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Заботливые родители. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Заботливые родители. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Язык животных. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Язык животных. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Язык животных. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Животные – понятливые ученики. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Животные – понятливые ученики. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Герои песен, сказок и легенд. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Герои песен, сказок и легенд. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Герои песен, сказок и легенд. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Животные-символы. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Животные-символы. | 0.5 | 0.5 | 1 | Групповая | |
Викторина на экологическую тему «Эти забавные животные». | 0.5 | 0.5 | 1 | Групповая |
Поурочно-тематическое планирование
2 класс
№ урока | Дата | Тема занятия | |
План | Факт | ||
1 | 05.09 | 05.09 | Среды жизни и их обитатели. |
2 | 12.09 | 12.09 | Гиганты и карлики в мире животных. |
3 | 19.09 | 19.09 | Гиганты и карлики в мире животных. |
4 | 26.09 | 26.09 | Гиганты и карлики в мире животных. |
5 | 03.10 | 03.10 | Гиганты и карлики в мире животных. |
6 | 10.10 | 10.10 | Одетые в броню. Рождающие мел. |
7 | 17.10 | 17.10 | Одетые в броню. Рождающие мел. |
8 | 24.10 | 24.10 | Одетые в броню. Рождающие мел. |
9 | 07.11 | Одетые в броню. Рождающие мел. | |
10 | 14.11 | Ядовитые животные. | |
11 | 21.11 | Ядовитые животные. | |
12 | 28.11 | Ядовитые животные. | |
13 | 05.12 | Ядовитые животные. | |
14 | 12.12 | Ядовитые животные. | |
15 | 19.12 | Ядовитые животные. | |
16 | 26.12 | Животные-рекордсмены. | |
17 | Животные-рекордсмены. | ||
18 | Животные-строители. | ||
19 | Животные-строители. | ||
20 | Заботливые родители. | ||
21 | Заботливые родители. | ||
22 | Заботливые родители. | ||
23 | Заботливые родители. | ||
24 | Язык животных. | ||
25 | Язык животных. | ||
26 | Язык животных. | ||
27 | Животные – понятливые ученики. | ||
28 | Животные – понятливые ученики. | ||
29 | Герои песен, сказок и легенд. | ||
30 | Герои песен, сказок и легенд. | ||
31 | Герои песен, сказок и легенд. | ||
32 | Животные-символы. | ||
33 | Животные-символы. | ||
34 | Викторина на экологическую тему «Эти забавные животные». |
3 год обучения (34 часа)
В третьем классе во время практических работ учитель выступает в качестве помощника. Учащиеся самостоятельно делятся на малые творческие группы, распределяют роли. Учитель предлагает только тему проекта и способ его реализации. Учащиеся могут предложить другой вид оформления проекта. Также учащиеся 3 класса самостоятельно осуществляют подбор информации для проектов.
Содержание занятий.
Тема 1. Введение. Понятие о животном мире.
Беседа о животном мире. Есть ли вредные и бесполезные животные? Практическая работа в группах - «Раскрась».
Тема 2. Классификация животного мира.
Знакомство с классификацией животных. Работа с текстом. Разгадывание загадок.
Тема 3. Распространение животных на земле. Редкие животные.
Работа с текстом. Экологическая игра «А что будет если…»
Тема 4. Значение животных в жизни человека.
Просмотр видеоматериалов. Работа с текстом.
Тема 5. Как животные предсказывают погоду.
Как предсказать погоду по поведению животных, птиц и насекомых? Разгадывание кроссвордов, загадок. Работа в группах «Собери мозаику».
Тема 6. Охрана животного мира.
Как мы можем помочь животным. Работа с текстом. Сочинение загадок.
Тема 7. Красная книга.
Редкие и исчезающие животные. Работа с текстом. Разгадывание ребусов, загадок.
Тема 8. Проведение викторины «Что я знаю о животных?».
Тема 9. Как животные оказались в нашем жилище.
История приручения и одомашнивания животных человеком. Работа с текстом. Игра.
Тема 10. Собаки – самые верные друзья человека.
История домашней собаки. Работа с текстом. Коллективное панно.
Тема 11. Самые, самые…породы.
Выведение различных пород собак. Работа с текстом. Отгадывание загадок на тему «Собаки».
Тема 12. Интересные истории о собаках.
Работа с текстом. Разгадывание ребусов, загадок.
Тема 13. Собака в цирке.
Дрессировка собак. Методика дрессировки собак Дуровых. Работа с текстом. Викторина на тему «Собаки – герои произведений».
Тема 14. Кошки, которые гуляют сами по себе.
История происхождения домашней кошки. Легенды об удивительных кошках. Работа с текстом.
Тема 15. Породы кошек.
Сколько пород кошек существует. Самые удивительные породы. Рисование кошек.
Тема 16. Удивительные истории о кошках.
История происхождения домашней кошки. Особенности поведения домашней кошки.
Тема 17. Пернатая радуга в комнате.
Кого можно содержать в клетке дома. Работа с текстом. Разгадывание загадок.
Тема 18. Говорящие птицы.
Птицы, которых легко можно научить говорить в домашних условиях. Как можно обучить попугая подражанию человеческой речи. Работа с текстом.
Тема 19. Самые тихие соседи.
Аквариум дома. Решение головоломок.
Тема 20. Самые тихие соседи.
Разные виды рыбок. Неизвестные факты о рыбках. Просмотр видеоматериалов. Работа с текстом.
Тема 21. Мелкие домашние грызуны. Хомяки.
Хомяки. Интересные факты о хомяках.
Тема 22. Мелкие домашние грызуны. Морские свинки.
История появления морских свинок. Почему её так называют?
Тема 23. Животные –помощники: лошадь, верблюд, слон и другие.
Каких помощников мы знаем? Новые факты о других животных.
Тема 24. Животные, которые помогают сохранить здоровье.
Как животные помогают нам сохранить и укрепить здоровье.
Тема 25. Проведение викторины «Знатоки домашних животных».
Викторина «Знатоки домашних животных».
Тема 26. Ленинградский зоопарк во время блокады.
Что происходило в зоопарке во время блокады? Как выжили животные? Просмотр видеофильма. Лепка из пластилина.
Тема 27. Памятники собакам.
Кому были установлены памятники? Работа с текстом.
Тема 28. Памятники кошкам.
Кому были установлены памятники? Работа с текстом.
Тема 29. Собаки, ставшие героями во время Великой Отечественной войны.
Роль собак во время Великой Отечественной войны. Работа с текстом. Изготовление панно «Герои».
Тема 30. Легендарные кошки Великой Отечественной войны.
Кошки во время Великой Отечественной войны. Чем они могли помочь? Игра «Доскажи словечко». Разгадывание загадок на тему «Кошки».
Тема 31. Боевые дельфины-диверсанты.
Что такое школа диверсантов. Чтение рассказов.
Тема 32. Воинские награды для животных.
Рассказ о медали Марии Дикин. Работа с текстом.
Рассказ о животных, чтение книг. Выставка книг о животных. Рассказ о медали Марии Дикин
Тема 33. Интересные факты о животных.
Рассказ о животных, чтение книг. Выставка рисунков «Мир животных».
Тема 34. Викторина на экологическую тему «Эти забавные животные».
1.Оформить выставку книг «Прочитать, увидеть и.... удивиться».
2.Провести обзор книг «Этот чудесный мир-природы».
3.Оформить плакат «Знаете ли вы?...»
Тематическое планирование 3 года обучения
№ п/п | Тема учебного занятия | Количество часов | Форма организации деятельности | ||
Теория | Практика | Всего | |||
Введение. Понятие о животном мире. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Классификация животного мира. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Распространение животных на Земле. Редкие животные. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Значение животных в жизни человека. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Как животные предсказывают погоду. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Охрана животного мира. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Красная книга. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Проведение викторины «Что я знаю о животных». | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Как животные оказались в нашем жилище. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Собаки – самые верные друзья человека. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Самые, самые…породы. | 0 | 1 | 1 | Групповая | |
Интересные истории о собаках. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Собака в цирке. | 0 | 1 | 1 | Групповая | |
Кошки, которые гуляют сами по себе. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Породы кошек. | 0 | 1 | 1 | Групповая | |
Удивительные истории о кошках. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Пернатая радуга в комнате. | 0 | 1 | 1 | Групповая | |
Говорящие птицы. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Самые тихие соседи. | 0 | 1 | 1 | Групповая | |
Самые тихие соседи. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Мелкие домашние грызуны. Хомяки. | 0 | 1 | 1 | Групповая | |
Мелкие домашние грызуны. Морские свинки. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Животные-помощники: лошадь, верблюд, слон и другие. | 0 | 1 | 1 | Групповая | |
Животные, которые помогают сохранить здоровье. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Проведение викторины «Знатоки домашних животных». | 0 | 1 | 1 | Групповая | |
Ленинградский зоопарк во время блокады. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Памятники собакам. | 0 | 1 | 1 | Групповая | |
Памятники кошкам. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Собаки, ставшие героями во время Великой Отечественной войны. | 0 | 1 | 1 | Групповая | |
Легендарные кошки Великой Отечественной войны. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Боевые дельфины-диверсанты. | 0 | 1 | 1 | Групповая | |
Воинские награды для животных. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Интересные факты о животных. | 0 | 1 | 1 | Групповая | |
Викторина на экологическую тему «Эти забавные животные». | 0.5 | 0.5 | 1 | Групповая |
Поурочно-тематическое планирование
3 класс
№ урока | Дата | Тема занятия | |
План | Факт | ||
1 | 04.09 | 04.09 | Введение. Понятие о животном мире. |
2 | 11.09 | 11.09 | Классификация животного мира. |
3 | 18.09 | 18.09 | Распространение животных на Земле. Редкие животные. |
4 | 25.09 | 25.09 | Значение животных в жизни человека. |
5 | 02.10 | 02.10 | Как животные предсказывают погоду. |
6 | 09.10 | 09.10 | Охрана животного мира. |
7 | 16.10 | 16.10 | Красная книга. |
8 | 23.10 | 23.10 | Проведение викторины «Что я знаю о животных». |
9 | 06.11 | Как животные оказались в нашем жилище. | |
10 | 13.11 | Собаки – самые верные друзья человека. | |
11 | 20.11 | Самые, самые…породы. | |
12 | 27.11 | Интересные истории о собаках. | |
13 | 04.12 | Собака в цирке. | |
14 | 11.12 | Кошки, которые гуляют сами по себе. | |
15 | 18.12 | Породы кошек. | |
16 | 25.12 | Удивительные истории о кошках. | |
17 | Пернатая радуга в комнате. | ||
18 | Говорящие птицы. | ||
19 | Самые тихие соседи. | ||
20 | Самые тихие соседи. | ||
21 | Мелкие домашние грызуны. Хомяки. | ||
22 | Мелкие домашние грызуны. Морские свинки. | ||
23 | Животные-помощники: лошадь, верблюд, слон и другие. | ||
24 | Животные, которые помогают сохранить здоровье. | ||
25 | Проведение викторины «Знатоки домашних животных». | ||
26 | Ленинградский зоопарк во время блокады. | ||
27 | Памятники собакам. | ||
28 | Памятники кошкам. | ||
29 | Собаки, ставшие героями во время Великой Отечественной войны. | ||
30 | Легендарные кошки Великой Отечественной войны. | ||
31 | Боевые дельфины-диверсанты. | ||
32 | Воинские награды для животных. | ||
33 | Интересные факты о животных. | ||
34 | Викторина на экологическую тему «Эти забавные животные». |
4 год обучения (34 часа)
В четвертом классе во время практических работ учащиеся самостоятельно делятся на малые творческие группы, распределяют роли. Учитель предлагает только тему проекта. Также учащиеся 4 класса самостоятельно осуществляют подбор информации для проектов и учатся выступать с докладами, рассказывать о ходе проекта и причине выбора того или иного оформления.
Содержание занятий.
Тема 1. Введение. Понятие о животном мире.
Беседа о животном мире. Есть ли вредные и бесполезные животные? Практическая работа в группах - «Раскрась».
Тема 2. Классификация животного мира.
Знакомство с классификацией животных. Работа с текстом. Разгадывание загадок.
Тема 3. Распространение животных на земле.
Работа с текстом. Экологическая игра «А что будет если…»
Тема 4. Значение животных в жизни человека.
Просмотр видеоматериалов. Работа с текстом.
Тема 5. Животные пресноводных водоёмов.
Многообразие пресноводных животных. Разгадывание кроссвордов, загадок. Работа в группах «Собери мозаику».
Тема 6. Животные пресноводных водоёмов.
Приспособления животных к жизни в воде. Работа с текстом. Сочинение загадок.
Тема 7. Животный мир морей.
Самые опасные обитатели морей. Работа с текстом. Разгадывание ребусов, загадок.
Тема 8. Животный мир морей.
Кит – самое большое животное морских просторов.
Тема 9. Животный мир Южного океана.
Морской леопард – самый крупный хищник. Каких ещё животных можно встретить? Работа с текстом. Игра.
Тема 10. Животные-паразиты.
Многообразие паразитических животных. Работа с текстом.
Тема 11. Животные-паразиты.
Постоянные и временные паразиты. Работа с текстом.
Тема 12. Животные-паразиты.
Использование явления паразитизма в защите растений. Работа с текстом. Разгадывание ребусов, загадок.
Тема 13. Животные леса. Население животных лесной подстилки.
Лесная подстилка- дом для животных. Многообразие животных лесной подстилки.
Тема 14. Население животных лесной почвы.
Представители животных лесной почвы. Работа с текстом.
Тема 15. Кто живёт в траве?
Многообразие животных, которые обитают в траве. Рисование кузнечика.
Тема 16. Труженик муравей.
Описание семейства муравьёв. Их роль в природе.
Тема 17. Насекомые групп мертвоедов и навозников.
Описание жуков, их роль на земле. Работа с текстом. Разгадывание загадок.
Тема 18. Кто прячется на деревьях?
Приспособление животных к жизни на деревьях. Работа с текстом.
Тема 19. Роль животных в распространении плодов и семян.
Как животные распространяют семена и плоды растений. Решение головоломок.
Тема 20. Хищные и растительноядные животные.
Многообразие растительноядных животных. Сравнение хищных и растительноядных животных. Просмотр видеоматериалов. Работа с текстом.
Тема 21. Животные степей.
Многообразие и характерные черты степных животных.
Тема 22. Животные степей.
Строение животных в связи с передвижением в степи.
Тема 23. Животные пустынь.
Кого можно встретить в пустыне.
Тема 24. Животные пустынь.
Строение животных в связи с передвижением в пустыне.
Тема 25. Животные тундры.
Характерные особенности поведения животных в связи с экстремальными условиями среды. Чтение текстов. Разгадывание загадок.
Тема 26. Животные тундры.
Колебания численности животных тундры. Просмотр видеофильма. Лепка из пластилина.
Тема 27. Животные лесотундры.
Кому были установлены памятники? Работа с текстом.
Тема 28. Животные лесотундры.
Бурый медведь – хозяин лесотундры. Работа с текстом.
Тема 29. Насекомые – опылители и вредители сельскохозяйственных культур.
Насекомые – самый многочисленный класс животных. Работа с текстом.
Тема 30. Насекомые – опылители и вредители сельскохозяйственных культур.
Распространение насекомых на планете. Игра «Доскажи словечко». Разгадывание загадок на тему «Насекомые».
Тема 31. Животные, исчезнувшие по вине человека.
Чтение рассказов. Просмотр видеофильма.
Тема 32. Редкие и исчезающие виды животных.
Чтение рассказов. Просмотр видеофильма.
Тема 33. Красная книга.
Рассказ о животных, чтение книг. Выставка рисунков «Мир животных».
Тема 34. Викторина на экологическую тему «Эти забавные животные».
1.Оформить выставку книг «Прочитать, увидеть и.... удивиться».
2.Провести обзор книг «Этот чудесный мир-природы».
3.Оформить плакат «Знаете ли вы?...»
Тематическое планирование 4 года обучения
№ п/п | Тема учебного занятия | Количество часов | Форма организации деятельности | ||
Теория | Практика | Всего | |||
Введение. Понятие о животном мире. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Классификация животного мира. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Распространение животных на земле. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Значение животных в жизни человека. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Животные пресноводных водоёмов. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Животные пресноводных водоёмов. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Животный мир морей. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Животный мир морей. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Животный мир Южного океана. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Животные-паразиты. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Животные-паразиты. | 0 | 1 | 1 | Групповая | |
Животные-паразиты. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Животные леса. Население животных лесной подстилки. | 0 | 1 | 1 | Групповая | |
Население животных лесной почвы. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Кто живёт в траве? | 0 | 1 | 1 | Групповая | |
Труженик муравей. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Насекомые групп мертвоедов и навозников. | 0 | 1 | 1 | Групповая | |
Кто прячется на деревьях? | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Роль животных в распространении плодов и семян. | 0 | 1 | 1 | Групповая | |
Хищные и растительноядные животные. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Животные степей. | 0 | 1 | 1 | Групповая | |
Животные степей. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Животные пустынь. | 0 | 1 | 1 | Групповая | |
Животные пустынь. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Животные тундры. | 0 | 1 | 1 | Групповая | |
Животные тундры. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Животные лесотундры. | 0 | 1 | 1 | Групповая | |
Животные лесотундры. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Насекомые – опылители и вредители сельскохозяйственных культур. | 0 | 1 | 1 | Групповая | |
Насекомые – опылители и вредители сельскохозяйственных культур. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Животные, исчезнувшие по вине человека. | 1 | 0 | 1 | Групповая | |
Редкие и исчезающие виды животных. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная | |
Красная книга. | 0 | 1 | 1 | Групповая | |
Викторина на экологическую тему «Эти забавные животные». | 0.5 | 0.5 | 1 | Групповая |
Поурочно-тематическое планирование
4 класс
№ урока | Дата | Тема занятия | |
План | Факт | ||
1 | 06.09 | 06.09 | Введение. Понятие о животном мире. |
2 | 13.09 | 13.09 | Классификация животного мира. |
3 | 20.09 | 20.09 | Распространение животных на земле. |
4 | 27.09 | 27.09 | Значение животных в жизни человека. |
5 | 04.10 | 04.10 | Животные пресноводных водоёмов. |
6 | 11.10 | 11.10 | Животные пресноводных водоёмов. |
7 | 18.10 | 18.10 | Животный мир морей. |
8 | 25.10 | 25.10 | Животный мир морей. |
9 | 08.11 | Животный мир Южного океана. | |
10 | 15.11 | Животные-паразиты. | |
11 | 22.11 | Животные-паразиты. | |
12 | 29.11 | Животные-паразиты. | |
13 | 06.12 | Животные леса. Население животных лесной подстилки. | |
14 | 13.12 | Население животных лесной почвы. | |
15 | 20.12 | Кто живёт в траве? | |
16 | 27.12 | Труженик муравей. | |
17 | Насекомые групп мертвоедов и навозников. | ||
18 | Кто прячется на деревьях? | ||
19 | Роль животных в распространении плодов и семян. | ||
20 | Хищные и растительноядные животные. | ||
21 | Животные степей. | ||
22 | Животные степей. | ||
23 | Животные пустынь. | ||
24 | Животные пустынь. | ||
25 | Животные тундры. | ||
26 | Животные тундры. | ||
27 | Животные лесотундры. | ||
28 | Животные лесотундры. | ||
29 | Насекомые – опылители и вредители сельскохозяйственных культур. | ||
30 | Насекомые – опылители и вредители сельскохозяйственных культур. | ||
31 | Животные, исчезнувшие по вине человека. | ||
32 | Редкие и исчезающие виды животных. | ||
33 | Красная книга. | ||
34 | Викторина на экологическую тему «Эти забавные животные». |
Перечень материально-технического обеспечения
I. Книгопечатная продукция:
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования– [электронный ресурс] - http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/8262/poop_noo_reestr.pdf
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) – [электронный ресурс] - http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/748/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D0%9D%D0%9E%D0%9E.pdf
- Гордиенко С.А. «Логические игры и головоломки для догадливых». – Ростов н/Д: «Феникс». 2013.
- Сушинскас Л.Л. «Викторины, конкурсы, кроссворды для начальной школы». – Ростов н/Д: Феникс. 2014
- «Кроссворды и головоломки для школьников» №1. - М. – «Стрекоза». 2016
- «Кроссворды и головоломки для школьников» №2. - М. – «Стрекоза». 2016
- «Кроссворды и головоломки для школьников» №3. - М. – «Стрекоза». 2016
- «Кроссворды и головоломки для школьников» №4. - М. – «Стрекоза». 2016
- «Кроссворды и головоломки для школьников» №5. - М. – «Стрекоза». 2016
- «Кроссворды и головоломки для школьников» №6. - М. – «Стрекоза». 2016
- «Кроссворды и головоломки для школьников» №7. - М. – «Стрекоза». 2016
- «Кроссворды и головоломки для школьников» №8. - М. – «Стрекоза». 2016
- «Лучшие кроссворды и головоломки» №1. - М. – «Стрекоза». 2014
- Ликум А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. – М. –«ТКО АСТ». 1994
- «Про космос»// «Веселые уроки» №4. 2014
- «История коньков»// «Филиппок» – [электронный ресурс]: http://www.filipoc.ru/interesting/konki
II.Технические средства обучения:
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2. Наборная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
6. Мультимедийный проектор.
7. Интерактивная доска
8. Компьютер
III. Оборудование класса:
1. Ученические столы с комплектом стульев.
2. Стол учительский.
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука содержания животных"
Актуальность данной программы в том, что ее содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей, начиная с младшего школьного возраста. Программа позволит подготовить дет...
Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности в изостудии «В мире прекрасного» 2 класс
Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности в изостудии «В мире прекрасного» 2 класс предназначена для учителей, педагогов дополнительного образования, занимающихся худо...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"
Соответствует ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Конце...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (начальная школа) "Азбука содержания животных"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука содержания животных" разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения для обучающихся 1-4 классов....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука содержания животных"
Программа по внеурочной деятельности "Азбука содержания животных" Программа рассчитана на 2 года обучения....