Республиканский семинар по профилактике детского травматизма
материал

Республиканский семинар по профилактике детского травматизма

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 7 имени Н.Т. Джаримока"

а. Джиджихабль Теучежского района Республики Адыгея.

Республиканский семинар по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Доклад на тему:

Формирование культуры безопасного поведения обучающихся как одна из профилактических мер детского дорожно- транспортного травматизма

                                                   

Одним из важнейших направлений воспитания участников дорожного движения является обучение детей, так как именно в раннем детстве закладываются общие основы сознательного отношения к безопасному поведению, включая поведение на дороге.

Следует отметить, что обеспечение безопасности участников дорожного движения должно осуществляться путем их воспитания в ходе умелого и комплексного обучения. Такое воспитание предполагает охват всей жизни человека, начиная с этапа формирования сознания ответственности родителей за безопасность ребенка в детской коляске и в салоне автомобиля и заканчивая пенсионным возрастом человека с сопутствующими этому возрасту изменениями в поведении.

Целью воспитания является обучение школьников Правилам дорожного движения (ПДД), основам безопасного поведения на дорогах, что должно привести к уменьшению числа ДТП и повысить общую культуру дорожного движения. Выбор средств воздействия зависит от возраста, образования, сферы деятельности, привычек, среды и многих других факторов, тесно связанных с развитием человека.

Опыт многих стран показывает, что воспитание культурного участника дорожного движения занимает важное место среди других мер по обеспечению безопасности дорожного движения и достигается совместной работой ответственных за это ведомств.

Права пешеходов во всех странах признаются как одни из основных прав человека, а детям–пешеходам уделяется особое внимание. Правовая основа обеспечения безопасности детей существует. Это три важнейших законодательных документа: Конституция РФ, документы ООН – Конвенция о правах ребенка и Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Руководствуясь выше озвученными документами, а также исключительно заботой о безопасности детей в дорожно-транспортной среде Комитетом по образованию организован  ресурсный центр по безопасности дорожного движения. Он осуществляет функции координации и организационно-методического обеспечении системы профилактики ДДТТ, служит площадкой для обработки инновационных и перспективных программ и методик, направленных на формирование стереотипов безопасного поведения на дорогах.

Особенность образовательного процесса в учреждении позволяет достаточно эффективно использовать принцип непрерывности обучения и воспитания детей и подростков навыкам безопасного поведения на дорогах. Образовательный процесс организован для всех возрастных групп: 1-4 класс (изучение основ безопасности дорожного движения); 5-7 класс (совершенствование умений и навыков безопасного поведения на дорогах, участие в массовых мероприятиях, соревнованиях, конкурсах); 8-11 класс (профессиональное самоопределение старшеклассников.

Наряду с часто используемыми методами обучения, направленными на осознанное восприятие и выработку практических навыков, внедряются такие, которые, развивая и совершенствуя индивидуальные особенности школьника, формируют и обогащают его социальный опыт. Наиболее приемлемыми и отвечающими данным требованиям являются методы, в основе которых лежит характер восприятия и направленность обучения.

Растущие требования современного общества, совершенствование образования, постоянные изменения и модернизация различных образовательных программ и методик требует более эффективных мер передачи знаний и информации

В рамках общеобразовательной школы применяются формы обучения ПДД и безопасному поведению на дорогах:

занятия, основанные на имитации деятельности,

занятия, основанные на формах, жанрах, методах работы.

игровые формы ведения учебного занятия - конкурс, эстафета, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.

Такие формы обучения обладают явным воспитательным и развивающим эффектом: с одной стороны, обучаемый выполняет или учится выполнять различные социальные функции, в связи, с чем обеспечивается процесс социализации обучающихся, с другой стороны - данные организационные формы обучения тесно связаны с особенностями личности обучающегося при распределении функций каждого.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

В настоящее время важное значение приобретают вопросы по созданию информационного, организационного и учебно-программного обеспечения деятельности администрации и педагогического коллектива образовательного учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

С возрастанием активности движения на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам движения.

Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях в мире погибает 1 млн 200 тыс. человек. На долю дорожных аварий приходится четверть всех смертей, вызванных травмами и увечьями. Эти данные приводятся в докладе Генерального секретаря ООН «Глобальный кризис в области безопасности дорожного движения». Практически каждое дорожно-транспортное происшествие совершено по вине пешеходов. В этой связи большое социальное значение приобретает процесс приобщения школьников к среде обитания современного человека, к сознательному определению своего места в сфере дорожного движения.

Ежедневно под колесами автомобилей в России погибает до 15 детей. От травм, полученных в результате ДТП, умирает до 1,5 тысячи детей, более 20 тысяч получают травмы и увечья.

В связи с этим в нашей школе разработан план мероприятий по предупреждению детского дорожного травматизма.

  1. Организована работа по оборудованию и обновлению содержанию кабинетов, уголков по безопасности дорожного движения в школе.
  2. Систематически педагогами проводятся инструктажи с учащимися в салоне школьного автобуса по закреплению навыков безопасного поведения пассажиров.
  3. Организовываются пешеходные экскурсии, в ходе которых обращают внимание учащихся на объекты улично-дорожной сети, которые находятся на маршруте безопасных подходов к школе.
  4. Во всех классах в образовательной организации педагоги ежедневно проводят на последнем уроке «Минутки безопасности» с напоминанием детям необходимости соблюдения ПДД , обращая внимание детей на погодные условия.
  5. Проводится конкурс социального плаката «Гражданская позиция»
  6. Проводятся обучающие семинары по организации профилактики детско-дорожно- транспортного травматизма с использованием опыта.
  7. Проводятся муниципальные этапы Всероссийского конкурса – соревнования юных инспекторов движения «Безопасное колесо»
  8. Проводятся мероприятия посвященные Международному дню защиты детей
  9. В школе проходят акции «Посвящение первоклассников в пешеходы»
  10. Проводятся мероприятия посвященные Всемирному дню памяти жертв дорожно-транспортных происшествий и Всемирному дню ребенка
  11. Проводится творческий конкурс по профилактике детского дорожно-транспортного происшествия «Добрая дорога детства».

Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого педагога, родителя сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении правил дорожного движения.

Важно, чтобы педагогический коллектив школы проводил свою работу в тесном контакте с работниками ГИБДД, родителями, постоянно совершенствуя формы и методы изучения детьми правил дорожного движения и их пропаганды, создавая при этом собственную педагогическую концепцию гуманистической воспитательной системы.

Обеспечение безопасности движения - важная государственная задача. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов - детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности и которым предстоит жить при несравненно большой интенсивности автомобильного движения.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные сами себе, дети, особенно учащиеся младшего школьного возраста, не умеют управлять своим поведением. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.

Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания ребенка с самого раннего возраста и на протяжении всей учебы в школе.

Для того чтобы наладить работу по профилактике ДДТТ в каждой школе, необходимо создать и организовать работу отрядов юных инспекторов движения (ЮИД). В нашей школе функционирует отряд ЮИД. Его деятельность становится с каждым днём все активнее, что, безусловно, помогает в работе по предупреждению ДДТТ.

Юные инспекторы движения -это школьники, которые проводят большую работу по пропаганде правил дорожного движения дошкольников и младших школьников.

ЮИДовцы используют в своей деятельности для пропаганды правил дорожного движения различные формы работы: собрания, просмотр видеофильмов по ПДД ;

Акция «Посвящение первоклассников в пешеходы» , викторины «Я знаю правила дорожного движения» , «Внимание зимняя дорога» , конкурсы рисунков по ПДД с учащимися начальных классов.

Отряд ЮИД планирует работу на год. Работу ЮИД организует таким образом, чтобы обучающиеся чувствовали её важность для школы. Нарушение обучающимися правил дорожного движения не должны оставаться и не остаются без внимания. Их необходимо обсуждают на сборах отрядов, собраниях класса и т. д.

Если было допущено особо грубое нарушение ПДД, ставшее причиной дорожно-транспортного происшествия, в результате которого ученик получил травму или погиб, необходимо, чтобы это дорожное чрезвычайное происшествие получило широкий резонанс. Линейка, беседы в каждом классе, «молния» или «тревожный сигнал» в уголке отряда ЮИД, сигнал ГИБДД (Государственная инспекция безопасности дорожного движения) -  вот далеко не полный перечень мер, которые должна принять и принимает школа по случаю конкретного дорожного происшествия. Эффективным воспитательным средством является приглашение нарушителей правил дорожного движения в штаб отряда ЮИД. Члены штаба проверяют, знает ли ученик правила, почему допустил нарушение, в случае необходимости ученику даётся срок, в течение которого он должен повторить правила дорожного движения.

Если же ученик, несмотря на неоднократные замечания отряда, продолжает нарушать правила дорожного движения, то администрация школы должна вмешаться, призвав его к порядку. Члены штаба могут, в крайнем случае, также побывать дома у нарушителя. Естественно, что в проведении этой работы необходима помощь со стороны классного руководителя.

Бывает, родители оправдывают поведение дочери или сына, не желая понять, что в результате подобных нарушений их сын или дочь могут поплатиться своим здоровьем или жизнью. В этом случае педагогический коллектив школы ведет разъяснительную работу с родителями. Если же и это не дает результатов, то можно обратиться за помощью в ГИБДД.

В плане работы школы предусмотрен раздел «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». При организации учебно-воспитательной работы по безопасности движения школа руководствуется комплексным планом мероприятий по профилактике ПДТТ .

Ежегодно в школе назначается из числа преподавателей ОБЖ школьный общественный инструктор по безопасности движения.

Совместно с органами ГИБДД организовываются методические занятия и инструктажи по правилам дорожного движения с учителями начальных классов и классными руководителями. Нашу школу  часто посещают органы ГИБДД : Тхагапсо З. М. – инспектор по делам несовершеннолетних ;

Соколова Я.О. – по пропаганде по ГИБДД;

Хуако Р.А. – старший участковый инспектор.

В школе оформлены стенды «Уголок по правилам дорожного движения» и «Школа – дом – школ» (в зданиях основной и начальной школы (филиал)), которые по мере необходимости пополняются оперативной информацией по теме безопасности движения детей и деятельности отряда юных инспекторов движения.

Особое внимание обращается в школе на безопасность движения первоклассников, с ними изучаются маршруты от дома до школы, организовывается сопровождение их через перекрёстки родителями, юными инспекторами движения

Беседы учителей и преподавателей, членов отряда ЮИД, встречи с работниками ГИБДД, водителями транспорта, ознакомление с плакатами и другими агитационными материалами ГИБДД, демонстрация соответствующих фильмов, тематические утренники, игры, конкурсы и викторины – таковы основные способы внедрения правил уличного движения в сознание детей, которые используются в школе.

Целью данного материала является способствование борьбе за безопасность поведения юных пассажиров и пешеходов на улице и включает ряд мероприятий:

В начале учебного года издается приказ об организации в школе работы по предупреждению ДДТТ и назначается ответственный по школе по безопасности движения.

Совместно с работниками ГИБДД планируется работа по предупреждению ДДТТ в общешкольном плане и в планах классных руководителей, воспитателей и т. д. Проводятся тематические утренники, конкурсы, соревнования, игры, викторины и т.д. К проведению мероприятий по предупреждению детского травматизма привлекаются работники ГИБДД, медицинские работники. Доводятся до сведения родителей, детей и учителей случаи нарушений детьми правил дорожного движения.

Учителя на последних уроках проводят 1-2 минутные беседы-напоминания о соблюдении ПДД .

Совместно с работниками ГИБДД систематически обсуждается состояние детского транспортного травматизма на совещаниях, педсоветах и т.п.

Ежегодно опыт работы педагогов по предупреждению детского транспортного травматизма обсуждается с коллегами.

Перед каникулами во всех классах проводятся специальные занятия по безопасности движения.

В планы работы с родителями включаются вопросы профилактики детского транспортного травматизма.

Систематически проводится методическая работа с педагогами по их подготовке к занятиям ПДД.

Выше уже было сказано, что одной из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является работа с родителями. И она не менее важна, чем работа с детьми и педагогами. Как же организовать эту работу? Каково ее содержание?

Исследования показали, что подавляющее большинство родителей (в основном те, у кого нет автомобиля) не знают правил дорожного движения. Известна крылатая фраза о том, что только сев за руль своего автомобиля, человек становится примерным пешеходом. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде, основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) с участием детей. Родители должны знать опасные места вокруг школы и дома, где их дети гуляют самостоятельно.

Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению детей на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах. Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися, педагог школы должен обеспечить и работу с родителями. Предлагаются три формы занятий: лекции, проведение тематических бесед и индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах, и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).

Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них. Осенью дети идут школу, отвыкнув за лето от движения транспорта на улицах. Дети теряют бдительность накануне каникул и в каникулы, когда предоставлены сами себе. Согласно статистике чаще всего в автоаварии попадают дети в возрасте от 8 до 12 лет. Как показал анализ, самое большое количество ДТП с участием детей происходит в апреле-мае и в июле-августе.

На занятиях педагог дает следующие установки родителям:

постоянно контролировать поведение детей, даже когда они гуляют во дворах, жилых зонах, идут по тротуару;

при переходе дорог с интенсивным движением крепко держать за руку детей и разъяснять им правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Чтобы профилактика была целенаправленной, разрабатывается тематический план учебных занятий. На лекции по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма целесообразно использовать аналитический материал территориального управления (отдела) ГИБДД и привести конкретные примеры ДТП с учащимися местных школ, разбирая вместе с родителями их причины. Лекция по основным дорожным понятиям, знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения школьников на улицах и дорогах нужна для того, чтобы родители сами научились ориентироваться в дорожных условиях.

Педагог должен настроить родителей на желание взаимодействовать со школой, убеждает их в необходимости оказывать помощь школьникам дома.

В других случаях возможно:

приглашение родителей на дискуссионную встречу за круглым столом;

предложение выступить перед другими родителями, если они являются автомобилистами, врачами-травматологами или специалистами по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Информируя родителей о причинах, влекущих за собой дорожно-транспортное происшествие с участием школьников, необходимо приводить конкретные примеры с указанием названий улиц, где оно случилось, раскрывать причины, делая акцент на опасное или неосторожное поведение родителей или взрослых, по вине которых погибли или пострадали дети.

Возможен также показ фотографий, где зафиксированы несчастные случаи с детьми, которые произошли по вине взрослых. Элемент экстремальности, вызывающий сильные эмоциональные переживания у родителей, в данном случае может способствовать повышению у них бдительности, осторожности, восприимчивости к предостережениям, касающимся безопасности на дорогах.

В беседах следует рассматривать вопросы об опасностях по дороге в школу, особенно при плохой погоде, недостаточном освещении, а также о неудобной одежде детей (капюшон, зимняя шапка-ушанка, туго завязанный шарф и др.), которая может мешать их движению, ухудшать слух, затруднять повороты головы при осмотре проезжей части дороги.

С родителями важно проводить беседы о психофизиологии восприятия детьми дорожной среды. Необходимо объяснять, что дети погибают, получают травмы и увечья чаще всего из-за их возрастных и психофизиологических особенностей поведения на улице.

  Школа как центр формирования культуры безопасного поведения детей на дороге

 Культура безопасности–это составная часть внутренней культуры личности, от которой зависит поведение человека в современном меняющемся мире. К понятию культуры безопасности можно отнести способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения своей безопасности, а также степень развитости общества в этой области. Современные реалии, представляющие все возрастающие угрозы жизни и здоровью людей, в том числе на дорогах, заставляют обратить особое внимание формированию культуры безопасности. Возрастающая потребность общества и государства в гражданах, неукоснительно соблюдающих правила дорожного движения, диктует необходимость разработки теоретических и практических основ формирования культуры безопасного поведения школьников на дорогах. Травматизм на дороге и транспорте приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста, гибнут и становятся инвалидами дети.  

Дети отличаются от взрослых целым рядом особенностей психофизиологического характера, что не позволяет им осознать опасность, которую несет в себе дорожная ситуация, у них отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Очень часто сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них, становятся причиной возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Таким образом, формирование культуры безопасного поведения детей на дороге является составной частью национальных задач. К этим задачам можно отнести: обеспечение личной безопасности, улучшение социальной, экономической и демографической ситуаций, повышение качества жизни населения республики.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в ГПД "Профилактика детского травматизма"

Цели: познакомить с причинами возникновения травматизма у детей младшего школьного возраста; расширять знания о предупреждении опасностей; воспитывать внимание, чувство ответственности за...

Статья: "Профилактика детского травматизма. Безопасность-залог здоровья".

Статья содержит программу по трофилактике детского травматизма в школе....

Единый день профилактики детского травматизма

Как вы думаете, надо ли знать правила дорожного движения? Все люди, и большие, и маленькие как только выйдут из дома на улицу, сразу становятся пешеходами .  Легко  ли быть пешеходами ...

Памятка для родителей "Профилактика детского травматизма в зимний период"

Дети ведут себя очень активно и зимой, и летом. Однако именно в зимний период значительно возрастает число травм и переломов костей. Здесь возрастает роль взрослых, которые должны научить ребенка прав...

Здоровье ребёнка – здоровье общества. Профилактика детского травматизма, обеспечение контроля за безопасностью ребёнка в каникулярный период

Цели и задачи: •Показать значимость здорового образа жизни для развития нравственных качеств и профессионального становления личности ребёнка, будущего их утверждения в жизни;•Убедить родителей в...

Профилактика детского травматизма.

Охрана здоровья детей - важнейшая задача, как учителей, так и родителей. В связи  с этим остро встает вопрос о профилактике детского травматизма....

Семинар-практикум «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных организациях»

Пропаганда знаний и соблюдений ПДД занимает важное место не только в деятельности школы, но и классного руководителя и является неотъемлемой частью эффективного управления воспитательным процессом....