Главные вкладки
Статья: "Профилактика детского травматизма. Безопасность-залог здоровья".
статья (4 класс)
Статья содержит программу по трофилактике детского травматизма в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_detskogo_travmatizma.bezopasnost-zalog_zdorovya.rar | 10.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика детского травматизма
«Безопасность – залог здоровья»
Травматизм является серьезной проблемой , оказывающей наибольшее воздействие на молодых людей. В то же время значимость данной проблемы зачастую недооценивается. Травматизма можно избежать путем принятия мер профилактики или борьбы с ним. Гуманистический характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, как личного самосохранения здоровья во всех его значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей.
При разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение травматизма, особую роль играет предупреждение несчастных случаев и травм.
Среди детей разных возрастов, травматизм распределяется неравномерно, в большей мере поражая детей младшего школьного возраста.
Школа с начальных классов должна заложить ученикам основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение. В младших классах еще возможна переориентация личностных качеств детей, поскольку почти всегда в основе их опасных поступков лежат заниженные представления о реальном уровне допустимого риска в различных жизненных ситуациях.
Предлагаемые же в настоящее время принципы организации профилактики детского травматизма носят, как правило, абстрактный характер, так как основаны на общих советах и рекомендациях и не приводят к собственно первичной профилактике.
Любая система профилактики должна включать в себя несколько подсистем, объектом воздействия которых является:
1. Социум (окружающая среда в целях снижения ее травмобезопасности).
2. Коллектив (школа, детское учреждение).
3. Семья. Непосредственно личность.
Формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения во время трудовой, учебной и внеурочной деятельности, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательного учреждения.
Основной целью программы является создание комплексной системы работы по профилактике детского травматизма, направленной на формирование культуры безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
воспитание ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности;
формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в школе;
разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма.
воспитание уважения к людям старших поколений; навыков культуры общения и соответствующих норм этики взаимоотношений.
Учитывая требования федеральных законов об охране труда и техники безопасности, особое место отводится изучению правил дорожного движения, правил поведения учащихся в образовательном учреждении, правил и норм пожарной, электрической безопасности и требований норм охраны труда.
Комплекс программных мероприятий предусматривает использование следующих форм деятельности:
инструктирование по технике безопасности обучающихся, инструктирование по охране труда сотрудников, организация и проведение классных часов, беседы, проведение обучающих семинаров, организация встреч с работниками ГИБДД, участие в творческих конкурсах по профилактике детского травматизма с применением современных технологий, просмотр видеофильмов по данной тематике, проведение совместных мероприятий по действиям в чрезвычайных ситуациях, организация и проведение родительских собраний по профилактике травматизма в быту, создание информационного поля по ответственности родителей за безопасность своих детей, организация и проведение совместных мероприятий с учреждениями здравоохранения.
Направления работы, характер травмы, причины травматизма, профилактические мероприятия.
Виды детского травматизма | Характер травмы | Причины травматизма |
Бытовой | - Ожоги - Переломы - Повреждения связочного аппарата локтевого сустава - ушибы - падения - повреждения острыми предметами - термическое воздействие - укусы животных | Неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком; отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев; недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадках; употребление табака и алкоголя родителями; применение пиротехнических средств; дефекты воспитания дома и отсутствие навыков правильного поведения; бесконтрольное использование столовых, бытовых приборов. |
Уличный (связанный с транспортом) | - переломы, ушибы головного мозга, тяжелые ожоги | Нарушение правил дорожного движения (переход улицы в неположенном месте) |
Уличный (нетранспортный) | - падения, переломы, ушибы, растяжения, ранения мягких тканей конечностей
| Нарушение учащимися правил уличного движения; Узкие улицы с интенсивным движением; Недостаточная освещенность и сигнализация; Неисправное состояние уличных покрытий, гололед; |
Школьный | - падения, ушибы, переломы, ожоги, растяжения | Нарушение учащимися правил поведения на перемене (в коридорах, рекреациях), на уроках, в буфете, при проведении внеклассных мероприятий; Нарушение требований техники безопасности на уроках физики, химии, биологии, информатики; Нарушение инструкций по охране труда при проведении занятий математического, гуманитарного циклов и в начальной школе. |
Спортивный | - ушибы, вывихи, повреждения мягких тканей с преобладанием ссадин и потертостей, переломы костей, травмы головы туловища и конечностей | Нарушения в организации учебно – тренировочных занятий, соревнований; Неудовлетворительное состояния спортивного инвентаря и оборудования; Незнание педагогом группы здоровья обучающихся; Слабая физическая подготовленность учащихся(в результате длительного отсутствия на занятиях); Нарушение дисциплины во время учебного процесса; Не выполнение требований безопасности на уроках физической культуры. |
Для снижения травматизма учащихся в ОУ должны быть созданы безопасные условия обучения.
Говоря о безопасных условиях обучения и воспитания обучающихся обратимся к таким понятиям как «охрана труда» и «техника безопасности», «безопасные условия труда».
ОХРАНА ТРУДА – это система сохранения жизни и здоровья обучающихся во время учебно-воспитательного процесса, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные мероприятия.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ – это система организационных мер, технических средств и методов, предотвращающих воздействие на обучающихся опасных производственных факторов.
БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ – условия обучения, при которых воздействие на обучающихся вредных или опасных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
ВРЕДНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – производственный фактор, воздействие которого на обучающегося может привести к его заболеванию или снижению его трудоспособности.
ОПАСНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – фактор, воздействие которого на обучающегося может привести к травме.
К опасным производственным факторам на территории школы относится:
* плохое закрепление водосточных труб; сломанные ступеньки; разбитые стекла; открытые люки канализационных колодцев; мусор.
В учебных кабинетах к опасным производственным факторам относится:
* сломанные пороги; плохое закрепление стендов; поврежденное покрытие парты; незакрепленные шкафы; цветы и др. предметы на шкафах; слабое крепление каркасов парт, стульев; отсутствие проходов; сломанные ручки у шкафов выступающие винты, шурупы, кнопки.
К опасным производственным факторам относится также:
* слабая организация дежурства по школе ( учителей на этажах, учеников по школе);
* если продолжительность перемен не соответствует нормам СанПиНа ( продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 мин, большой перемены 20 мин. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в начальной школе – организация подвижных игр с детьми)
Существуют определенные гигиенические требования к условиям обучения в образовательном учреждении, которые направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность:
- требования к санитарному состоянию территории учреждения, его здания и сооружений, помещений;
- требования к оборудованию помещений ОУ;
- состояние водоснабжения и канализации образовательного учреждения;
- обеспеченность нормального светового, воздушного и теплового режима в помещениях;
- уровень организации питания;
- состояние физического воспитания и организация физической культуры;
- состояние медицинского обслуживания;
- организация режима учебно-воспитательного процесса.
Действия руководителя и педагогических работников по расследованию причин несчастного случая с учащимися
- Немедленно оказать первую доврачебную помощь пострадавшему, при необходимости доставить его в учреждение здравоохранения.
- Сообщить руководителю ОУ о случившемся.
- Сообщить родителям пострадавшего лица.
- Руководитель ОУ обязан незамедлительно принять меры по предотвращению причин, вызвавших несчастный случай, сообщает о несчастном случае в ЦОУ.
- Приказом по ОУ назначить комиссию по расследованию несчастного случая.
- Комиссия обязана в течение трех суток провести расследование обстоятельств и причин несчастного случая, выявить и опросить очевидцев и лиц, допустивших нарушения правил безопасности жизнедеятельности, по возможности получить объяснение от пострадавшего.
- Составить акт о несчастном случае по форме Н-2 в четырех экземплярах, в котором дать краткую характеристику места, где произошел несчастный случай, указать, какие опасные и вредные факторы могли воздействовать на пострадавшего; описать действия пострадавшего и других лиц, связанных с несчастным случаем, изложить последовательность событий. Указать, что предшествовало несчастному случаю, как протекал учебно-воспитательный процесс, кто руководил этим процессом, что произошло с пострадавшим. Указать характер травмы, степень ее тяжести, предварительный диагноз и меры, принятые по оказанию первой помощи пострадавшему. Разработать мероприятия по устранению причин несчастного случая и направить на утверждение начальнику ЦОУО ДО. К акту прилагаются объяснительные очевидцев, пострадавшего, медицинское заключение и другие документы, характеризующие состояние места происшествия несчастного случая.
Основными направлениями профилактики травматизма в ОУ являются:
- соблюдение нормативов и регламентов, обеспечивающих безопасность образовательного и воспитательного
процессов в школе;
- организация дежурства педагогов;
- организация подвижных игр на переменах;
- выполнение гигиенических требований к условиям обучения в ОУ;
- организация обучения и проверки знаний по охране труда сотрудников ОУ;
- проведение инструктажей на рабочем месте, целевые и внеплановые инструктажи с обучающимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Дорожно - транспортный детский травматизм"
Открытое внеклассное мероприятие, которое было проведено в рамках недели "Наша безопасность". Цель: формирование у учащихся навыка безопасного поведения в быту и на улице; основные причины детского тр...
"Детский травматизм"
Консультация для педагогов и родителей (часто встречающиеся травмы у детей, их причины и предупреждение детского травматизм)...
Перечень тем для проведения бесед о предупреждении детского травматизма.
Перечень тем для проведения бесед о предупреждении детского травматизма....
Статья: "Профилактика поведения подростков, психо травматизм"
В статье рассмотрены вопросы особенности развития школьников подросткового возраста. Называются причины возникновения психических травм у подростков. Даются профилактические разъяснения по предупрежде...
Здоровье ребёнка – здоровье общества. Профилактика детского травматизма, обеспечение контроля за безопасностью ребёнка в каникулярный период
Цели и задачи: •Показать значимость здорового образа жизни для развития нравственных качеств и профессионального становления личности ребёнка, будущего их утверждения в жизни;•Убедить родителей в...
Всеобуч «Здоровый ребёнок – здоровое общество». Профилактика детского травматизма, сохранения здоровья.
всеобуч для родителей...
Всеобуч «Здоровый ребёнок – здоровое общество». Профилактика детского травматизма, сохранения здоровья.
консультация для родителей...