Компоненты учебной деятельности
статья (3 класс)
Таблица
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Компоненты учебной деятельности | 19.97 КБ |
Уровни | 64.5 КБ |
Таблица | 17.56 КБ |
Пример заполнения таблицы и уровней. Дана без фамилий учеников. | 15.83 КБ |
rezultaty.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Компоненты учебной деятельности»
по системе Д. Б. Эльконина -В.В. Давыдова.
( статья )
Выполнила работу:
Поломошнова Любовь Георгиевна,
учитель начальных классов.
КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Согласно Д. Б. Эльконину, учебная деятельность не тождественна усвоению — она является основным основным содержанием учебной деятельности и определяется строением и уровнем её развития, в которую усвоение включено.
Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получить знания.
Внешняя структура учебной деятельности состоит из таких основных компонентов, как:
- мотивация;
- учебные задачи в определённых ситуациях в различной форме заданий:
- учебные действия:
- контроль, переходящий в самоконтроль;
- оценка, переходящая в самооценку.
Мотивация как первый обязательный компонент учебной деятельности входит в структуру деятельности, может быть внутренней или внешней по отношению к ней, но всегда является внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности.
Первый компонент — мотивация. Как уже известно, учебная деятельность полимотивирована. Она побуждается и направляется разными учебными мотивами. Среди них есть мотивы наиболее адекватные учебным задачам, если они формируются у ученика, его учебная работа становится осмысленной и эффективной. Д. Б. Эльконин называет их учебно-познавательными мотивами. В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается и интерес к процессу деятельности — как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. Ребёнок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это тоже мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.
У детей, приходящих в 1 класс, целостной структуры учебной деятельности нет. Она формируется в течение нескольких лет.
Некоторые мотивы возникают непосредственно в обучении и связаны с содержанием и формами учебной деятельности (интерес к процессу чтения, рисованию и т. д.).
В учебной деятельности можно выделить много различных мотивов:
- учебно-познавательные мотивы: желание выполнять новые действия, желание узнавать что-то новое, потребность в саморазвитии;
- широкие социальные мотивы: мотив долга, ответственности, мотив хороших успехов, мотив не подвести коллектив;
Учебная мотивация первоклассников бедна, главным образом из-за отсутствия многих социальных мотивов. Познавательный интерес (интерес к содержанию и процессу обучения) у большинства детей даже к концу этого возраста находится на низком уровне.
Для того, чтобы у школьника формировалась учебная деятельность, они должны решать постоянно учебные задачи. Суть учебной задачи состоит в том, что при её решении посредством учебных действий школьники первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем используют его при безошибочном подходе к каждой частной задаче. Мысль школьника при этом двигается от общего к частному.
Второй компонент — учебная задача, то есть система заданий, при выполнении которых ребёнок осваивает наиболее общие способы действия. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Обычно дети, решая много конкретных задач, сами стихийно открывают для себя общий способ их решения, причём этот способ оказывается осознанным в разной мере у разных учеников, и они допускают ошибки, решая аналогичные задачи.
Учебные операции ( третий компонент) входят в состав способа действий.
Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности.
Основное отличие учебной задачи от всяких других задач, согласно Д. Б. Эльконину, заключается в том, что её цель и результат состоят в изменении самого объекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект.
Вся учебная задача должна быть представлена как система учебных задач.
Учебная задача — это принятая и осознанная ребёнком цель деятельности учения, что ученик должен освоить. Учебная задача отличается от практической. Практическая задача — это, например: выучить стихотворение, разобрать предложение, решить задачу. Учебная задача связана с тем, для чего нужно выполнить ту или иную практическую задачу. Например: списать и разобрать слово, чтобы указать все его значимые части. Таким образом, при решении практической задачи учащийся как субъект добивается изменения объекта своего действия. Результатом такого решения становится некоторый изменённый объект. При решении учебной задачи учащийся тоже производит своими действиями изменения в объектах или в представлениях о них, однако в данном случае результат — изменение в самом действующем субъекте. Учебная задача может считаться решённой только тогда, когда произошло заранее заданные изменения в субъекте.
Другой компонент учебной деятельности — учебные действия школьников, выполняя которые они осваивают предметный способ действия. Учебные действия — это действия,которые умеют активно производить школьники с учебным материалом и которые позволяют решать учебную задачу; это то, что учение должен сделать, чтобы обнаружить свойство того предмета, который он изучает. По степени обобщённости виды учебных действий бывают общие (сравнение, анализ, классификация, умение планировать свою деятельность) и специфические (связанные с учебным предметом). Так учебная задача даётся в определённой учебной ситуации. Задача возникает как следствие проблемной ситуации в результате её анализа.
Учебная задача решается учениками путём выполнения следующих учебных действий:
- преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
- моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;
- преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;
- построение системы частных задач, решаемых общим способом;
- оценка усвоения общего способа как результата решения данной. контроль выполнения предыдущих действий;
- учебной задачи.
Следующий компонент структуры учебной деятельности — действие контроля. Это соотнесение с образцом, который задаётся извне. Контроль состоит в том, чтобы определить соответствие других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. Это определение того, достиг ученик результата или нет. Выделяются контроль по результату ( итоговый); планирующий контроль ( до начала работы); пооперационный контроль ( слежение за ходом действия). По ходу работы ученик может сказать, каким способом он решает. Это более зрелый контроль, позволяющий скорректировать ошибки. Благодаря этому учебному действию происходит окончательное овладение ребёнком усваиваемого способа.
Действия оценки позволяют определить, усвоен или нет общий способ решения данной учебной задачи. Оценка состоит не просто в констатации усвоения или не усвоения учебного материала, а в содержательном, качественном рассмотрении результата усвоения в соответствии с целью. В практике обучения данный компонент выделен особенно ярко.
Показателями сформированности у учащихся действий контроля служат следующие умения:
- перед началом деятельности спланировать её и определить субъективные трудности;
- изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;
- осознанно чередовать развёрнутые и сокращённые формы контроля;
- переходить от с натуральным объектом к работе с его знаково-символическим изображением;
- умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.
Выделяют 4 стадии проявления самоконтроля:
- отсутствие самоконтроля. Контроль осуществляет учитель;
- полный самоконтроль; учащийся контролирует насколько полно и правильно он воспроизвёл материал, но при этом замечает не все отдельные ошибки;
- выборочный контроль, где учащийся контролирует только главное. Ошибки исправляет сам, но после того, как их сделал;
- внутренний самоконтроль.
Результатом учебной деятельности является не получение готового продукта, а овладение способами и знаниями, которые в дальнейшем позволят получить какой-нибудь продукт. Главная задача начальной школы — научить ребёнка учиться. Сущность учебной задачи — перестройка всей личности ученика, то есть результатом учебной деятельности является изменения в самом субъекте. Эти изменения происходят в общем развитии личности ребёнка, в умственном развитии в целом, в уровне знаний, умений, навыков, в уровне сформированной самой деятельности.
Постепенно ребёнок учится самостоятельно ставить учебные задачи и выполнять действия по их решению. У ребёнка формируется самостоятельная учебная деятельность, то есть умение учиться.
Основными психологическими механизмами формирования компонентов учебной деятельности младших школьников являются: освоения действия контроля (самоконтроля) и оценки ( самооценки), которые также выступают проявлением рефлексии и саморегуляции.
Предварительный просмотр:
Таблица 1
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
6-й уровень. Обобщенный учебно-познавательный интерес. Возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ориентирован на общие способы решения системы задач. | |
5-й уровень. Устойчивый учебно-познавательный интерес. Возникает на общий способ решения целой системы задач (но не выходит за пределы изучаемого материала). | |
4-й уровень. Ситуативный учебный интерес. Возникает на способы решения новой частной единичной задачи (но не системы задач). | |
3-й уровень. Любопытство. Положительные реакции возникают на новый теоретический материал (но не на способы решения задач). | |
2-й уровень. Реакция на новизну. Положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов (но не теории). | |
1-й уровень. Отсутствие интереса. Интерес практически не обнаруживается (исключение: положительные реакции на яркий и забавный материал). |
Таблица 2
УРОВНИ CФОРМИРОВАННОСТИ
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
6-й уровень. Самостоятельная постановка новых учебных целей. Самостоятельно формулирует новые познавательные цели без какой-либо стимуляции извне: цели выходят за пределы требований программы. | |
5-й уровень. Переопределение практи Столкнувшись с новой практической задачей, познавательную цель и строит действия в соответствии с ней. | |
4-й уровень. Принятие познавательной задачи. Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения: четко выполняется требование познавательной задачи. | |
3-й уровень. Переопределение познавательной задачи в практическую. Принимает познавательную задачу, осознаёт её требование, но в процессе её решения подменяет познавательную задачу в практическую. | |
2-й уровень. Принятие практической задачи. Принимает и выполняет только практические задачи, но не теоретические, в теоретических задачах не ориентируется. | |
1-й уровень. Отсутствие цели. Предъявляемое требование осознаётся лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведёт себя хаотично, не знает, что именно надо делать. |
Таблица 3
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
6-й уровень. Обобщение учебных действий. Опирается на принципы построения способов действия и решает новую задачу «с хода», выводя новый способ из этого принципа. | |
5-й уровень. Самостоятельное построение учебных действий. Решая новую задачу, самостоятельно строит новый способ действия или модифицирует известный ему способ, делает это постепенно и в конце концов без помощи извне, правильно решает задачу. | |
4-й уровень. Адекватный перенос учебных действий. Умеет обнаружить несоответствие новой задачи и усвоенного способа, пытается самостоятельно перестроить известный ему способ, однако может это правильно сделать только при помощи учителя. | |
3-й уровень. Неадекватный перенос учебных действий. Ребенок самостоятельно применяет усвоенный способ действия к решению новой задачи, однако не способен внести в него даже небольшие изменения, чтобы приноровить его к условиям конкретной задачи. | |
2-й уровень. Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем. Содержание действий и их операционный состав осознается, приступает к выполнению действий, однако без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может. | |
1-й уровень. Отсутствие учебных действий как целостных единиц деятельности. Не может выполнить учебные действия как таковые, может выполнять лишь отдельные операции без их внутренней связи друг с другом. |
Таблица 4
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
ДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЯ
6-й уровень. Актуальный рефлексивный контроль. Решая новую задачу, самостоятельно обнаруживает ошибки, выраженные несоответствием схемы и новых условий задачи и самостоятельно вносит коррективы в схему, совершая действия безошибочно. | |
5-й уровень. Потенциальный рефлексивный контроль. Решая новую задачу, успешно применяет к ней старую, неадекватную схему, однако, с помощью учителя, обнаруживает неадекватность схемы новым условиям и пытается внести в действие коррективы. | |
4-й уровень. Актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Непосредственно в процессе выполнения действий ученик ориентируется на усвоенную им обобщенную схему и успешно соотносит с ней процесс решения задачи. | |
3-й уровень. Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания. При выполнении нового действия введенная его схема осознается, однако затруднено одновременное выполнение учебных действий и их соотнесение со схемой. | |
2-й уровень. Контроль на уровне непроизвольного внимания. В отношении многократно повторенных действий может, хотя и несистематически, неосознанно фиксировать факт расхождения действий и непроизвольно заполненной схемы. | |
1-й уровень. Отсутствие контроля. Учебные действия не контролируются, не соотносятся со схемой; допущенные ошибки не замечаются и не исправляются даже в отношении многократно повторенных действий. |
Таблица 5
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
ДЕЙСТВИЯ ОЦЕНКИ
6-й уровень. Актуально-адекватная прогностическая оценка. Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая возможное изменение известных ему способов действия. | |
5-й уровень. Потенциально-адекватная прогностическая оценка. Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая возможное изменение известных ему способов действия. | |
4-й уровень. Неадекватная прогностическая оценка. Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт ее знакомости или не-знакомости. | |
3-й уровень. Адекватная ретроспективная оценка. Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия. | |
2-й уровень. Неадекватная ретроспективная оценка. Ученик не умеет, не пытается оценить свои действия, но испытывает потребность в получении внешней оценки своих действий, ориентирован на отметку учителя. | |
1-й уровень. Отсутствие оценки. Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий ни самостоятельно, ни даже по просьбе учителя. |
Предварительный просмотр:
Уровень сформированности компонентов учебной деятельности у учащихся 3 класса (2 и 4 четверти)
№ | ФАМИЛИЯ, ИМЯ | КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||||||||
учебный интерес | целеполагание | учебные действия | контроль | оценка | ||||||||
Четверть | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | ||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 | ||||||||||||
9 | ||||||||||||
10 | ||||||||||||
11 | ||||||||||||
12 | ||||||||||||
13 | ||||||||||||
14 | ||||||||||||
15 | ||||||||||||
16 | ||||||||||||
17 | ||||||||||||
18 | ||||||||||||
19 | ||||||||||||
20 | ||||||||||||
21 | ||||||||||||
22 | ||||||||||||
23 | ||||||||||||
24 | ||||||||||||
25 | ||||||||||||
26 | ||||||||||||
27 | ||||||||||||
28 | ||||||||||||
29 | ||||||||||||
30 | ||||||||||||
31 | ||||||||||||
32 | ||||||||||||
33 |
Уровни | компоненты учебной деятельности | |||||||||
учебный интерес | целеполагание | учебные действия | контроль | оценка | ||||||
1 полуг | 2 полуг | 1 полуг | 2 полуг | 1 полуг | 2 полуг | 1 полуг | 2 полуг | 1 полуг | 2 полуг | |
I | ||||||||||
II | ||||||||||
III | ||||||||||
IV | ||||||||||
V | ||||||||||
VI | ||||||||||
среднее |
Предварительный просмотр:
Диагностика УУД за 1 полугодие 2023-2023 учебный год | ||||||
| категория/уровни | учебный интерес | целеполагание | учебные действия | контроль | оценка |
№ | фамилия,имя |
|
|
|
|
|
1 | А | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
2 | Д | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 |
3 | Б | 5 | 5 | 4 | 3 | 5 |
4 | Б | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 |
5 | В | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
6 | Д | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 |
7 | Д | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
8 | Д | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
9 | Е | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 |
10 | Е | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 |
11 | Ж | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 |
12 | К | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
13 | К | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 |
14 | К | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 |
15 | К | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 |
16 | З | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
17 | Л | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
18 | М | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 |
19 | М | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 |
20 | Н | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 |
21 | Н | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
22 | Н | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
23 | Р | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 |
24 | Р | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
25 | Б | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 |
26 | С | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
27 | С | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
28 | Х | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
29 | Ц | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
30 | Ц | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 |
31 | Ч | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
32 | Б | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
33 | Х | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 |
| 1 уровень | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| 2 уровень | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| 3 уровень | 10 | 11 | 8 | 7 | 5 |
| 4 уровень | 7 | 8 | 11 | 14 | 16 |
| 5 уровень | 16 | 15 | 14 | 12 | 12 |
| 6 уровень | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Предварительный просмотр:
Результаты, представленные в таблице отражают достаточно высокий уровень . Интересно наблюдать в динамике от 1 до 4 класса. На данной диаграмме представлены результаты 3 и 4 классов. Проведение открытых уроков, образовательных событий , различных конкурсов и олимпиад позволяет развивать у учеников интерес к процессу деятельности , умение планировать свою деятельность при выполнении учебной задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у младших школьников основных компонентов учебной деятельности в условиях реализации УМК " Начальная школа XXI"
Научить учиться – это значит научить ребёнка «учить себя»...
Особенности формирования компонентов учебной деятельности в компенсирующих группах
Особенности формирования компонентов учебной деятельности в компенсирующих группах...
Характеристика сформированности компонентов учебной деятельности у уч-ся
Критерии, которые помогут учителю составить характеристику сформированности компонентов учебной деятельности у учащихся....
Характеристика сформированности компонентов учебной деятельности у уч-ся
Критерии, которые помогут учителю составить характеристику сформированности компонентов учебной деятельности у учащихся....
Оценивание как компонент учебной деятельности
НОРМЫ ОЦЕНОК По рекомендациям методического письма «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.98г. № 1561/14-15....
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЯ, КАК КОМПОНЕНТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Регулятивные УУД. Контроль....
Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)
Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельностиМетодика оценки уровня сформированности учебной деятельности(Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)...