Моя родословная. "Дети войны". Двоюродная сестра бабушки.
статья
Чем больше знакомишься с историей семьи, тем больше она "затягивает".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Антонина Лаврентьевна Капцова
Родилась в селе Малое Щербедино Романовского района Балашовской области в обычной крестьянской семье 1 марта 1935 года.
В годы Великой Отечественной войны была ребёнком, было полных 6 лет. Ребята тех лет стали взрослыми сразу - 22 июня 1941 года и с той минуты несли на своих плечах все тяготы войны наравне со взрослыми: помогали чем могли взрослым в глубоком тылу. В 1943 году Антонине было 8 лет, и она пошла в первый класс. В школе учиться начинали только поздней осенью, а так в колхозе работала при молотьбе: гоняла лошадей по кругу, пасла овец, принимала участие в прополке, в бороновании. Вспоминала, что дети были хорошо информированы о ходе войны, о ходе боевых действий узнавали из сводок новостей. В селе висела чёрная тарелка. Сводку Совинформбюро всегда слушали все: могли плохо знать математику, физику, отставать в литературе, но сводка была частью жизни. С обсуждения успехов наших войск начинался каждый учебный день, говорили об этом и на переменах. Великая сила духа была не только у тех, кто воевал, кто был на фронте, кто был в тылу, но и у детей.
В детские игры во время войны не играли. Многие дети, подростки помогали старшим на собственных земельных участках, свой даже небольшой урожай позволял выжить и не умереть с голода. В школе был учитель, он воевал и вернулся с фронта инвалидом, все ученики относились к нему с особым уважением, очень боялись получить по его предмету двойку, это считалось особым проступком. Матери нужно было помогать, что заставляли делать, то и делали. В военное время трудно было - и холод, и голод, но деревня есть деревня, кто трудился, тот не пропал. Было и молоко, хоть и не в волю, и картошка, репа, свёкла. Конечно, всё для фронта готовили, но остатки оставались. Тяжело было, конечно, тяжело. Несмотря на тяжелые условия, в которых жили, приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. В поле собирала колоски, вместе с бригадой чистила и закладывала силосные ямы, ходила на покос и сенокос, на лошади возила копны. Трудно представить, но дети совершали трудовой подвиг.
Очень хорошо помнила 9 мая 1945года. В этот день Тоня была на поле, боронили за фермой, вдруг увидели, что очень быстро скачет всадник на лошади. Это был гонец, который сообщил об окончании войны. Все закричали, побежали в правление колхоза. Там митинг, все плачут от радости. К большой радости в этот день был выходной!
Дети войны. Антонина Лаврентьевна из их числа. Её детство пришлось на страшные военные годы. Она мёрзла, голодала, видела смерть и горе близких. Но выжила, выучилась, честно трудилась. Победу встретила уже без старшего брата. Близких и знакомых семьи на фронте погибло очень много. В каждом доме горе было.
Отец сильно болел. Мать работала. Антонина училась в школе, учителя хвалили за красивый подчерк. В селе была семилетка, успешно закончила 7 классов. Учиться дальше не пришлось. Пошла работать Антонина. Летом -на бахче, а зимой на разных работах.
Муж Антонины, Кальжанов Владимир Иванович, 1 мая 1933 года рождения, был из многодетной семьи, в которой были ещё два сына Василий, Михаил и сестра Анна. Антонина с мужем уезжали жить в Грозный, но малая родина не отпустила их, вернулись в родное село.
Отец Антонины умер, не повидав своих внуков. В семье родилось трое детей. А Антонина сполна узнала вдовью долю. Муж трагически погиб(утонул), с трактором вместе со своим двоюродным братом. Для сельского сырзавода заготавливали на реке Карай лёд. И тут случилось непредвиденное, лёд оказался не прочным, и они вместе с трактором ушли под лёд. Спасти их было некому. Потом вызывали водолазов, но… Старшему сыну не было и 10 лет, дочке не было и шести лет, младшему сыну Алексею - 1 год 1 мес. Так на руках молодой женщины остались трое малолетних детей. Но надо жить! В колхозе бралась за любую работу: дояркой, пояркой, полола свёклу, работала на току, на складах, нужно было поднимать детей. Многократно награждалась Почётными грамотами, ценными подарками.
Дети росли. Все закончили среднюю Малощербединскую школу Романовского района Саратовской области. Юра и Алёксей учились в Романовке в СПТУ-13. Получили специальности тракториста. Работали в родном селе на тракторах «Т-150», «МТЗ».
26 апреля 2011 года умерла Антонина в возрасте 76 лет. Но она живёт в памяти дочери, своих внуков.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»
Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...

Моя родословная. Дети войны. Бабушка.
На долю моих родных выпадали разные трудности, но они стойко выносили все невзгоды. Держали хозяйство, скотину и птицу, обрабатывали землю, растили пшеницу и овощи. Сами молотили зерно, мололи м...

Моя родословная. "Дети войны". Дедушка.
Изучая историю своей семьи, её родословную узнаю много нового. Это так затягивает. Хочется узнать ещё много чего. Как говорит моя мама: "Какая ты молодец, что тебе уже сейчас это интересно. А ско...

Моя родословная. Старшая сестра бабушки.
Прошла война, прошла страда,Но боль взывает к людям.Давайте , люди, никогдаОб этом не забудем....

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...
Технологическая карта по предмету "Человек. Тема: «Члены семьи (я, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра)».
Цель: формирование знаний о понятии «семья»Прогнозируемые результаты: Предметные:- Раскрыть значение понятий «семья», «члены семьи».Личностные:...
Комментарии
Ульяна Геннадьевна,спасибо
Ульяна Геннадьевна,спасибо Вам за активное участие в Вахте памяти. Как хорошо, когда память хранится!
Ульяна Геннадьевна! Вы не
Ульяна Геннадьевна! Вы не участвовали в литературном конкурсе Герои Великой Победы? Вам обязательно надо поучаствовать в нем