статья "Формирование УУД на уроках литературного чтения в начальной школе"
статья

Симонова Лариса Васильевна

В условиях работы по новым ФГОС необходимо четко осознавать роль учителя в формировании личности ученика. Формирование   способности  и  готовности  учащихся   реализовывать   универсальные    учебные  действия  позволит  повысить   эффективность   образовательно-воспитательного   процесса  в  начальной  школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  УУД  на уроках литературного чтения в начальной школе

Симонова Лариса Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «КСОШ№2»

Цель выступления:

 1.Показать на примере урока литературного чтения  возможные                                    

 варианты формирования УУД.

Актуальность:

В условиях работы по новым ФГОС необходимо четко осознавать роль учителя в формировании личности ученика. Формирование   способности  и  готовности  учащихся   реализовывать   универсальные    учебные  действия  позволит  повысить   эффективность   образовательно-воспитательного   процесса  в  начальной  школе.

       В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам?

            Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.

Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Остановлюсь подробнее на примере  курса  «Литературное чтение». При организации учебного процесса в системе «Школа Россия», по которой мы работаем, на уроках литературного чтения, одновременно формируются  все виды УУД.

Цель обучения – развитие личности ребёнка. Это означает осознание ребёнком процесса учения. Формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке  составляют личностные УУД.

Поскольку ребёнок является субъектом процесса обучения, он учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя  то есть развивает регулятивные УУД.

 Целью  ребёнка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет комплекс познавательных УУД:

работает с информацией, осуществляет анализ, устанавливает причинно-следственные связи, создаёт высказывания в устной и письменной форме, использует общие приёмы решения задач . Необходимо, чтобы на уроке были созданы условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем. Из этого следует, что часть действий будет осуществляться учащимися в условиях коммуникации. То есть в процессе учения они будут контролировать действия партнёра, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения. Это значит, что будут созданы условия для развития коммуникативных УУД.

  Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Потому каждый урок должен быть интересным, логичным, познавательным, деятельностным. Ребенка необходимо «зарядить» читательским интересом, дать особую «прививку» к чтению, растормошить его.

        Развитие личности читателя происходит в рамках обычного школьного урока, на определенном предметном содержании. Каждый новый текст помогает организовать встречу автора и читателя. Эту встречу нужно  выстраивать  как особую деятельность, ведь в процессе осмысления ребенок не просто оценивает прочитанный текст, он учится ставить перед собой цели, ищет  пути достижения этих целей, а затем, обсуждает свой результат вместе с другими учениками класса, вместе с учителем (регулятивные УУД). В ходе этой деятельности для ребенка становится значимым мнение другого человека, взрослого и маленького читателя. С одной стороны, у него формируются творческие способности, с другой – идет усвоение определенных нравственных норм (личностные УУД).

        Ребенок от урока к уроку становится более зрелым, он «творит» вместе с авторами разных произведений, вслушивается в их голоса, видит все новые оттенки слова. Он овладевает чувственной и рефлексивной оценкой своей деятельности.

Урок литературного чтения можно рассматривать как коммуникативное событие – встречу читателей с автором, которая может что-то изменить в личности ребенка. Главный результат урока -   появление новых вопросов, рождение желания побежать в библиотеку за произведением какого-то автора,  стремление продолжать диалог, начатый на уроке (коммуникативные УУД).

Для того чтобы каждому ребенку было интересно воспринимать  новое произведение,  часто прибегаю к созданию особой проблемной ситуации,  интригую учеников ситуацией неопределенности, незнания того, что ученикам самим предстоит узнать, разгадать, понять в тексте, значит, «уловить авторский замысел».

Такую проблемную ситуацию  создаю с опорой на авторский текст, который предлагается не только для чтения, но и исследования.  Именно такая ситуация «вхождения» в новый непонятный пока текст требует вступления учеников в особые диалоговые отношения. Автор – то важное лицо, без которого невозможен диалог с читателем. Если ученикам хочется узнать смысл заявленного произведения, они будут вступать в диалог по поводу прочитанного, будут задавать вопросы, ставить перед собой задачи, стремиться к их решению. Так возникает учебно-познавательный мотив, который подталкивает детей к деятельности.

На этом этапе организовываю  учебные действия детей по анализу литературного произведения, именно эти действия будут направлены на решение поставленной проблемы (познавательные УУД). Формы работы на уроке могут быть различны: фронтальная, групповая, парная, комбинированная.  Зная предметное содержание, выстраиваю диалог на уроке в соответствии с задачами литературного образования. Коллективная деятельность детей постепенно может переходить в индивидуальную. Ученики самостоятельно читают, размышляют, создают свои тексты, записывают вопросы, иллюстрируют произведения. Эта мыслительная деятельность необходима для индивидуального творческого роста каждого читателя.

До конца разгадать то, что хотел сказать автор, невозможно! Но приблизиться к его особому взгляду на мир, попытаться глубже понять его точку зрения, вступить во внутренний диалог с персонажами, безусловно, можно и важно. Максимальное приближение к авторскому замыслу, это и есть открытие нового понимания художественного произведения, Это разрешение возникших на уроке противоречий, это рождение иного читательского взгляда на авторскую идею, главную мысль.

 На уроке может быть поставлена точка особого рода. Это развязка урока. В рассуждениях, в диалоге об авторском замысле должна прослеживаться  завершенность. Этот момент является рефлексией, которая выявляет изменения, произошедшие на уроке с каждым ребёнком. Такое обсуждение отличается логичностью,  деловым характером. Каждый  старается пояснить, какой вклад внес именно он в общую деятельность класса, группы, важность его участия в исследовании литературного текста, авторского замысла.

Закончить выступление хочется словами К.Д. Ушинского: «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Из опыта работы над выразительным чтение на уроке литературного чтения в начальной школе

В данном материале представлены интересные  находки учителя по работе над выразительностью чтения и художественным восприятием произведения.  Часто используются игровые моменты, создаются пр...

Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

Педагогический проект "Использование графического способа на уроках литературного чтения в начальной школе" выполнила Сумина Галина Алексеевна Учитель начальных классов

Моделирование как дидактический и эвристический прием является как раз тем средством, которое, с одной стороны, опирается на традиционный принцип наглядности, с другой - позволяет применить этот принц...

«Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образован...