Мои выступления
методическая разработка


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

Ломбоева Мария Жамсарановна

(2016 год)

Мастер – класс

Применение технологии развития критического мышления в начальной школе

Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления

Задачи:

1.  создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов

2. распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым образовательным технологиям, так как они являются одним из инструментов в работе с одарёнными детьми

3. создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении

Методические цели:

1. познакомить обзорно с технологией развития критического мышления (ТРКМ)

2. приобрести практический опыт использования некоторых приёмов ТРКМ

3. наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности

Ход мастер – класса:

-Уважаемые коллеги! Я прошу вас сесть поудобнее и ответить на моё приветствие после той фразы, которую вы посчитаете обращением именно к вам.

Здравствуйте те, кто уже проснулся!

Здравствуйте те, кто к работе прикоснулся!

Здравствуйте те, кто способен любить!

Здравствуйте те, кто желает творить!

-Кстати, о творчестве! На своём мастер – классе я хотела бы представить вашему вниманию наиболее полюбившиеся моим ученикам и мне самой приёмы ТРКМ. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение.

Современная жизнь требует использования новых информационных и педагогических технологий, позволяющих формировать инновационное поведение человека, которое способствует его креативной деятельности, позволяет ему эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды, экономики, менять профессии и т. д. Поэтому ученику важно не только получать знания, но и уметь сопоставлять, сравнивать различные точки зрения; связывать жизненный опыт с новой информацией, размышлять над смыслом, который вкладывали писатели, ученые в свои труды.

Одной из таких  технологией является технология развития критического мышления. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, способность высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли. Критическое мышление — способность ставить новые вопросы, выдвигать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления).
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап — «Рефлексия» (размышление).
Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Элементы новизны содержатся в методических приёмах, которые ориентируются на  создание условий для свободного развития каждой личности.  Различных приёмов и методик, применяемых на каждой стадии много. Я остановлюсь на тех, которые можно успешно применять на уроках в начальной         школе, начиная уже с младшего школьного возраста.

1.Графическая организация материала –таблицы. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ

Перед учащимися ставятся вопросы:

Что вы знаете об этом?

Что узнали нового?

Что вы считаете нужным узнать?

Ответы вписываются в первые две колонки таблицы.

Поработав в парах, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение: совпало ли первоначальное представление с последующим. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Знаю

Хочу знать

Узнал

Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»

Это простой и знакомый приём. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Почему?

Таблица «Плюс, минус, интересно»

Эта таблица формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся работать с информацией, не искажая её смысла.

Таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запомнить информацию. На стадии вызова лучше попросить детей заполнять таблицу карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой.

2. Прием прогнозирование

Наводящие вопросы учителя.

3. Приём «ассоциация»

Его можно применить для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения. Он дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании , обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает. ( Почему именно так называется?

Прошу сформулировать свои догадки.)



4. Дерево предсказаний

Этот прием помогает строить предположения по поводу например развития сюжетной линии в рассказе, повести. (автор: американский учитель Дж. Белланс)

Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева — тема, ветви — предположения, которые ведутся по двум основным направлениям — «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

G:\DCIM\100CANON\IMG_4626.JPG

5. Прием «Чтение — суммирование в парах»

Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по общей теме (или один и тот же текст  фрагментами). Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что узнали.

6. «Чтение с пометами»

Этот прием помогает снять проблему неосмысленного чтения текста.

Детям предлагается прочитать текст и, пользуясь специальными значками, произвести разметку текста: v- это я знал ; + - это новое для меня; ! — этим я удивлен; * - это было интересно. Этот приём используется при работе с текстами про животных и с научно-познавательными текстами.

7. «Работа с вопросником»

Самостоятельная работа с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

8. «Уголки»

При характеристике одного из героев класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

9.  «Взаимоопрос»

Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

10. «Написание творческих работ»

Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.

11.  «Создание викторины»

Проводится после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего — «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.

12.  «Синквейн»

Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — это фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме.

Последняя строка — это синоним к первому слову, который повторяет суть темы.

Как это делать:
Названи (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________

Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии.

Приведу примеры синквейна, написанных учащимися:

Земля

Плодородная, тёплая

Взращивает, кормит, дарует

Недаром с любовью о ней говорим

Матушка.

Болото

Травянистое, влаголюбивое

Фильтрует, лечит, образует

Природная фабрика торфа

Влага.

Числительное

Количественное, порядковое

Изменяется, называет, считает

Без них не обойтись

Имена.

13.  «Логическая цепочка»

После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

14.  «Кластер»

Дети выделяют смысловые единицы текста и графически их оформляют в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

Выделяем центр — это тема, от неё отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия.

15. Очень популярен на уроках чтения приём «Чтение с остановками».

Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. Размер текста не должен превышать пяти-семи страниц.

Непременное условие для использования данного приема — найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки — своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую — совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.

Данный прием содержит все стадии технологии.

Схема реализации:

А) Рассказ учителя о своем личном опыте знакомства с этой книгой.   Здесь необходимо быть максимально искренними. Вступление должно быть не слишком длинным — не более трех-четырех минут. Если учитель не готов к выражению своих чувств, то лучше дать краткую информацию  о личности автора.

Б) Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что может произойти в рассказе с таким названием?

В) Чтение текста до запланированных учителем остановок. Во время этих остановок учитель задаёт вопросы, которые побуждали бы учеников к критическому мышлению (" Что заставило героя поступить именно так?«, «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?») При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые — красным.

16. Инсерт

Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать пометки в тексте:

V-эту информацию знал, знаю, вспомнил;

+-это новая для меня информация

?-эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

17. Техника постановки вопросов

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или умеют задать их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

На стадии вызова это вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.

«Тонкие вопросы»

Кто…

Что…

Когда…

Может…

Будет…

Было ли…

Верно…

Согласны…

«Толстые вопросы»

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете…

Почему вы считаете…

В чём разница…

Предположите, что будет, если…

Можно ли изменить роли так, чтобы сделать  их  противоположными…

18. Верные и неверные высказывания»

Высказывания  ученики обсуждают в группах и предположения выносятся на доску.

Высказывание

До

После чтения

1.Глаза позволяют нам видеть нам видеть мир красочным и объёмным.

2. Форма глаза напоминает яблоко.

3. Глаза в сильные морозы мёрзнут.

4. Зрачок – это отверстие в глазу.

5. В глазу имеется прозрачная линза.

6. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевёрнутым.

7. Полезно  смотреть на солнце без защитных очков.

Применение данных приемов на разных уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя,  а становятся главными действующими лицами урока.

У них изменилось отношение к урокам и они перестали бояться собственных ошибок, понимают, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Дети научились работать в парах и группах. Хочется, чтобы в результате проведения уроков по данной технологии дети научились грамотно задавать вопросы,  высказывать свои мысли. И, наконец, хочется, чтобы оживился их интерес к познанию всего нового.



Предварительный просмотр:

Ментальная  карта  -  как  средство  развития  мышления,  памяти  и  речи  обучающихся   на уроках русского языка и литературы

Учитель начальных классов Ломбоева М.Ж.

Все мы знакомы с технологией развития критического мышления и применяем ее в своей деятельности.  Работая по данной технологии много лет, можно каждый раз  открывать для себя что-то новое. Одним из таких «новых» интересных приемов является ментальная карта (карта ума, интеллект-карта).

Известно, что мышление наиболее эффективно тогда, когда мы используем и правое, и левое полушария мозга. Именно на этом основана работа карт ума. Визуализация информации – представление информации в виде графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т.д. Ментальные карты - это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий потенциал. С одной стороны, они помогают нам мыслить, а с другой стороны, развивают наше мышление.

Ментальная карта – это своего рода инструмент, который позволяет структурировать информацию и мыслить, используя весь творческий потенциал. Ментальные карты – это наши мысли, изложенные на бумаге графическим способом.

Ментальная карта  позволяет структурировать данные для более надежного запоминания и легкого извлечения из памяти в случае надобности, поэтому этот метод можно использовать для конспектирования. Это - мысли, изложенные на бумаге графическим способом.  Ментальные карты являются промежуточной стадией между размышлениями и переносом мыслей на бумагу.

Изучив теоретическую и методическую литературу по данной теме, можно прийти  к выводу, что ментальные карты используют, в основном, на уроках литературы. На уроках русского языка чаще используются кластеры, таблицы и блок-схемы, например, такие:

  C:\Users\5B3B~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.324\частица.jpg

Актуальность исследования данного метода заключается в том, что новые требования в соответствии с ФГОС предполагают формирование ключевых компетенций учащихся, где не последнюю роль играет стратегия смыслового чтения. Ментальная карта как нельзя лучше иллюстрирует один из этапов формирования данной компетенции.

Ментальная   карта  уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала.

Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить тот или иной лингвистический материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.

Не менее важно использование средств наглядности в виде обобщающих и тематических схем на уроках литературы. Схема требует от школьника самостоятельного размышления и приводит к обобщению, устанавливает связи и взаимосвязи между явлениями, позволяет систематизировать, обобщать изучаемый материал. Схема на уроках литературы является средством активизации познавательной деятельности учащихся, средством целостного осмысления материала.

При такой организации работы развивается не только мышление, но и язык, и память, так как они тесно связаны друг с другом. Следовательно, сознание находится в непрерывном развитии. Воздействие произведения становится эффективнее, так как ученик сам выходит на нравственные проблемы и решает их в кругу сверстников при участии учителя, а не под его давлением.

И  тогда   произойдёт  то  самое  событие,  когда, как  писал  один   из  наших   современников: «Однажды   ребёнок   не  ограничится  простым  переложением    событий  и  выразит    тем  или  иным  образом   своё  личное  отношение  к   фактам,  информации,  персонажам   или   языковм   средствам,  тем  самым  «прорастает» как  автор интерпретаций».  [7 ; с.126]

Примерными  образцами  ментальных карт  на  уроках   русского  языка  и  литературы  могут  быть  работы  учащихся   такого   плана:

Ментальная  карта по  теме  «Русские  народные  сказки: "Колобок»

                         

 

   

Ментальная  карта  на  текст «Маркакольский  заповедник»

                

 

Одним из проблемных аспектов изучения русского языка является морфологический разбор частей речи, который предполагает знание учащимися признаков частей речи. Проблема состоит в том, что многие не могут определить правильно часть речи, не запоминают, какие признаки относятся к глаголу, а какие к существительному, забывают последовательность действий при морфологическом разборе. В учебнике по русскому языку по программе М. Разумовской в разделе «Справочные материалы» дается план морфологического разбора. Но такой текст не воспринимается учащимися, тем более пятиклассниками.

Учащиеся должны овладеть не только глубокими теоретическими познаниями, но и прочными практическими навыками. С этой целью немаловажная роль в учебном процессе отведена грамматическому разбору частей речи, который помогает практически усвоить изучаемые в курсе современного русского языка грамматические категории, систематизировать и закрепить полученные знания. Этот вид упражнений служит эффективным приёмом организации самостоятельных занятий по русскому языку, приёмом самоконтроля и проверки знаний. Грамматический разбор широко используется при изучении всех разделов грамматики.

На уроках русского языка любой вид разбора предполагает мотивировку ответа: от ученика требуется развёрнутый, логически обоснованный, связный ответ, в котором даётся описание языкового явления и обосновывается отнесение его к той или иной грамматической категории [2].

Таким образом, грамматический разбор содействует повышению общей языковой культуры детей, развивает их речь, помогает осмыслить логическую связь явлений языка.

Следовательно, необходимо разработать для учащихся интересный дидактический материал, который:

  • можно использовать в качестве подсказки или шпаргалки,
  • можно было бы создать самостоятельно (тем самым проявить творческие способности),
  • было бы  интересно применять в учебном процессе,
  • содержит всю информацию, например, о существительном.

Одним из вариантов такого материала является ментальная карта по теме «Морфологические признаки имени существительного» (шаблон):

C:\Users\1\Desktop\WP_20151011_001.jpg

Суть морфологического разбора состоит в том, чтобы  указать основное грамматическое значение части речи, указать постоянные и  непостоянные грамматические признаки части речи, определить синтаксическую роль данной части речи в предложении.

Основной символ на ментальной карте -  дерево, которое  обозначает определенную часть речи:

 – корень дерева (то, что питает и удерживает) – начальная форма слова (от которой могут образовываться другие формы);

- ствол – самая крепкая часть дерева, содержит основное грамматическое значение (в данном случае, существительное – обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?); рядом со стволом даны определения слова «предмет» в более узком значении (животное, профессия человека, явление, событие и пр.);

- ветви дерева обозначают постоянные признаки части речи (так как они присутствуют всегда, постоянно) – у существительного постоянными признаками являются: одушевленные/неодушевленные, собственные/нарицательные, род, склонение (количество ветвей соответствует количеству признаков);

- листья обозначают непостоянные признаки существительного (осенью они желтеют и опадают) – число и падеж (эти признаки могут изменяться);

- облака символизируют синтаксическую роль существительного (они не связаны с самим деревом, но существуют над деревом), форма облаков может соответствовать подчеркиванию различных членов предложения.

В качестве ключевых символов можно использовать цветок и лепестки (пчёлы), человека и его следы, - все зависит от фантазии и творческих способностей учителя.

http://coollib.net/i/21/1021/img_52.png

http://www.abc-color.com/image/coloring/clouds/001/cloud/cloud-picture-color.png

http://www.abc-color.com/image/coloring/clouds/001/cloud/cloud-picture-color.png

http://purmix.ru/images/uroki/karand/deti/kak_narisovat_pchelku_rebenku_karandashom-step-6.jpg

http://purmix.ru/images/uroki/karand/deti/kak_narisovat_pchelku_rebenku_karandashom-step-6.jpg

 

http://www.e-reading.club/illustrations/147/147721-ris6.png

http://www.abc-color.com/image/coloring/clouds/001/cloud/cloud-picture-color.png

http://www.abc-color.com/image/coloring/clouds/001/cloud/cloud-picture-color.png

http://festival.1september.ru/articles/100316/img3.jpg

http://festival.1september.ru/articles/100316/img3.jpg

Методика работы с картой делится на три этапа.

1 этап – учитель создает карту сам, например, по теме глагол.  Учащиеся рассматривают карту, учитель объясняет логику, по которой построена карта, поясняет изображения. Учащиеся используют карту на уроке (при работе у доски, при выполнении грамматических заданий в диктантах, при самостоятельной работе, выполняя упражнения) и дома.

2 этап – учитель предлагает детям шаблон карты  по теме «Существительное», учащиеся вписывают недостающие сведения о существительном в пробелы (пропуски). Учащиеся используют карту на уроках и дома.

3 этап – дети создают карту сами по теме «Морфологические признаки имени прилагательного».

Возможности ментальной карты «Морфологические признаки»:

  • использование как шпаргалки, как плана морфологического разбора, который не надо учить (использование карты в системе даст возможность запомнить все грамматические признаки частей речи)
  • использование дома, на уроке, при выполнении задания в диктантах
  • возвращение к карте на последующих уроках, в следующем учебном году при повторении тем
  • возможность дополнения карты новыми фактами.

Еще одним плюсом при работе с таким видом ментальной карты можно назвать возможность работы со слабомотивированными учениками и в классах, учащиеся которых осваивают адаптированную общеобразовательную программу (АОП). Работа с такими учащимися предполагает использование игровых технологий (занимательность, наглядность, образность), индивидуальный и дифференцированный подход. Использование ментальной карты направлено именно на развитие интереса к предмету и эффективность обучения.

Свойства ментальных  карт:

  •   Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
  •  Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
  •  Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
  •   Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
  •  Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
  •   Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Преимущества ментальных карт перед другими методами:

  •   концентрация информации на важных моментах;
  •   визуально четкие ассоциации;
  •   улучшение запоминания.

 Метод интеллект - карт можно использовать на разных типах и формах урока:

  • изучение нового материала,
  • закрепление материала,
  • обобщение материала,
  • написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы,
  • подготовка проекта, презентации,
  • аннотирование,
  • конспектирование.

 Данный метод дает возможность учителю:

  •       повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность учащихся
  •       развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
  •       активизировать деятельность
  •       выявлять причины когнитивных затруднений
  •      корректировать знания учащихся [1].

  1. https://multiurok.ru/files/primienieniie-intielliekt-kart-na-urokakh-russkogh.html
  2. http://festival.1september.ru/articles/639994/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....