РП ВНД НОО "Художественная культура народов России"
рабочая программа (3, 4 класс)
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественная культура народов России" разработана для учащихся 3-4 классов. Предсталено КПТ на 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnd_-_noo-hudozhestvennaya_kultura_narodov_rossii.zip | 56.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Ямало – Ненецкий автономный округ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя Школа № 5»
МОДИФИЦИРОВАННАЯ И АДАПТИРОВАННАЯ
ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Художественная культура народов России»
для 3 - 4 классов
Составитель: Вязовцева Валентина Георгиевна Учитель начальных классов
Программа разработана на основе авторской программы факультативного курса «Художественная культура народов России. V – VIII классы»
Автор Т.И. Бакланова, доктор педагогических наук – М. «Просвещение», 2002г.
г. Новый Уренгой
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель предлагаемого курса – формирование у учащихся представления о многообразии, художественной самобытности и взаимосвязи традиций культур народов России как части отечественной и мировой культур.
Актуальность предлагаемого курса определяется, прежде всего тем, что в современной России происходит рост национального самосознания разных народов, повышается интерес к своим культурным традициям, развивается культурное многообразие. В связи с обострением межнациональных противоречий и появлением тенденций к распаду целостного культурного пространства России, особое значение приобретает этнокультурное образование, в процессе которого не только распространяются знания об обычаях, традициях, культуре разных народов России, но и формируются уважительное отношение к ним, установки на межнациональное согласие и культурное взаимодействие.
Изучение многовекового культурного наследия русского и других народов России важно и в наши дни не только само по себе, но как фактор преодоления острейших проблем духовной жизни российского общества. Древние памятники народного деревянного зодчества, изделия мастеров народных художественных промыслов и ремесел, устное народное творчество, народная музыка и танцы несут в себе свет добра, милосердия, народной мудрости.
В течение многих веков в произведениях народного творчества, в народных праздниках, обычаях и обрядах отражались любовь народа к своей земле, природе, и родному очагу, архетипические образы-идеалы матери, героя и красавицы, а также наиболее целесообразные стереотипы поведения для выживания в природной среде и социуме способы. Издревле эти этнические стереотипы обеспечивали сохранение духовного и физического здоровья народа, гармонизировали взаимодействие человека с природой и другими людьми. В произведениях народного творчества воплотились национальные образы мира, культурно-историческая психология российского сознания или, по Н.А. Бердяеву «душа России».
Основные задачи курса:
- раскрыть перед учащимися богатство и выразительность художественной культуры народов России, населяющих страну.
- познакомить учащихся с отдельными наиболее яркими и характерными примерами самобытности художественных культур других народов нашей страны.
- прививать интерес и формировать уважение к своим культурным традициям, их культурному многообразию и традициям разных народов, проживающих в России и других стран мира
- утверждать средствами традиционной художественной культуры значимость приоритета духовных ценностей над материальными, милосердия, сострадания, доброты, честности, трудолюбия, дружелюбия и гостеприимства
- способствовать более глубокому пониманию школьниками необходимости изучать, сохранять и развивать традиции разных народов России, уважительно относиться к их культурному наследию и «живым» традициям.
- вести профилактику межэтнических конфликтов и преодолению реальных проблем духовно-нравственного воспитания детей и подростков
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Учащиеся должны:
- иметь представление об изобразительно-выразительных средствах художественной культуры народов России, населяющих страну.
- уметь выявлять и объяснять наиболее яркие и характерные примеры самобытности художественных культур других народов нашей страны.
- использовать знания и умения, приобретенные на курсах, в своих творческих работах
Предназначение программы.
Данная программа может быть использована в общеобразовательных школах, в школах с этнокультурным компонентом, где предмет преподается как факультатив, а с пятого класса преподается курс «Мировая художественная культура»
Отбор программного содержания.
В программе рассматриваются на материале русской культуры как общероссийские традиции художественной культуры, объединяющие разные народы нашей страны, так и общие подходы («методологический ключ») к анализу художественно-эстетического своеобразия и форм бытования художественной культуры любого из народов России.
Наряду с изучением художественной культуры русского народа, составляющего с древних времен основную часть населения России, школьникам предлагается познакомиться с культурой других народов, населяющих территорию России.
Содержание данного предмета отбиралось с учетом программного содержания базовых учебных дисциплин и возможностей его интеграции с предметной областью «Искусство», литературой, историей и окружающим миром.
Опираясь на имеющиеся у учащихся знания в области изобразительного искусства, музыки и других предметов, курс «Художественная культура России» позволит сформировать у детей системное, целостное представление об общем и особенном в художественных культурах, понять связь этих культур с национальными образами мира, национальным характером, традиционными духовно-нравственными ценностями и идеалами, различными формами народной жизни народов России.
Методы преподавания.
Рекомендуется отбирать наглядно-иллюстративные методы с использованием современных информационных технологий. Ведущая роль в преподавании данного курса отводится активным методам обучения, педагогическому сотворчеству учителей, учащихся и родителей, взаимодействию с учреждениями и учебными заведениями культуры, с народными мастерами, а также самостоятельной поисковой работе школьников. В процессе изучения курса учащимися должна быть предоставлена возможность разрабатывать различные творческие проекты и участвовать в их реализации (организация народных праздников, конкурсов народного творчества, выставок народного искусства, фольклорных мероприятий и т.п.),рефераты, доклады, фотовыставки, любительские видеофильмы и т.д.
Интеграция урочных и внеурочных форм изучения курса.
Желательно дополнить уроки различными формами организации культурно-досуговой деятельности учащихся: посещением музеев народного искусства, мастерских народных мастеров, концертов фольклорных коллективов, этнографических музеев и заповедников, праздников народного календаря и т.д. Преподавание курса «Художественная культура народов России» может осуществляться во взаимосвязи с различными формами дополнительного образования на базе школы, центра детского и юношеского творчества.
Информационное обеспечение реализации программы.
Большой объем рекомендуемых учителям литературных источников дает возможность каждому педагогу выбрать те из них, которые имеются в его распоряжении. В качестве информационных источников на уроках рекомендуется широко использовать материалы журналов «Народное творчество», « Живая старина», видеофильмы, записи фольклора, репродукции и другие наглядные материалы, Интернет-материалы.
Объем курса.
Программа рассчитана на 68 часов (в 3 классе – 1 час в неделю, в 4 классе – 1 час в неделю)Количество часов, отведенных на данную программу, определяется руководством школы и может варьироваться в зависимости от многих факторов: типа данного образовательного учреждения, роли и места данного предмета в целостном образовательном пространстве, реальных условия преподавания.
Структура программы.
Программа для начальной школы состоит из ежегодного введения, двух основных разделов и итоговых занятий. Логика учебного предмета выстраивается от этнографического подхода к изучению народной художественной культуры, предполагающего описание тех или иных явлений быта и культуры народов (праздники семейно-бытовые традиции и т.д.) к художественно-культурологическому, а от него – к этнокультурному подходу.
Содержание вводного раздела позволяет сформировать у учащихся обобщенные представления о многообразии и взаимосвязи культурно- исторических и национально-култьтурных ,а также о наиболее существенных их особенностях. Данный раздел призван вызвать у учащихся интерес к традиционной художественной культуре народов России, помочь им понять, насколько важно в современных условиях сохранять и беречь традиционную культуру каждого из наших народов, уважительно относиться к их обычаям, обрядам, вере, особенностям традиционного уклада жизни.
Первый раздел предусматривает знакомство учащихся с различными жанрами народного художественного творчества, представленными в синкретических формах традиционной празднично-обрядовой культуры.
Второй раздел предполагает формирование у учащихся преставлений о национальном своеобразии различных видов народного художественного творчества(словесного, музыкального, декоративно-прикладного и др.)
Итоговые занятия предполагают проверку усвоения данного материала учащимися и осознание значения художественной культуры народов России
как для народа в целом и государства.
Содержание программы
3 класс (34 часа)
Вводный раздел. Россия - наш дом (4 часа)
Народы России: многообразие национальных языков, обычаев, традиций, вероисповеданий, отражающееся в художественной культуре. Традиции взаимопонимания, взаимоуважения, взаимного интереса к культурам и художественному творчеству разных народов нашей страны. (1 час)
Православие (одно из направлений христианства) как наиболее распространенная в России религия. Представители многих других религиозных конфессий (мусульмане, католики, протестанты, буддисты и др.) в России. Остатки древних культов духов, шаманизм, тотемизм (культ животных) у некоторых народов Севера и других регионов России.(1час)
Общее в художественной культуре народов России: воплощение в художественных произведениях любви народа к родной земле, родному очагу, матери, природе, детям, уважение памяти предков; интерес к своему культурно-историческому наследию.(1 час)
Необходимость уважительного отношения к художественным традициям, обычаям и другим национальным особенностям каждого из народов, проживающих в современной России. (1 час)
Раздел 1. Художественный мир народных праздников(28 часов)
ТЕМА 1.Праздничный календарь (4часа)
Понятие «праздник». Понятие «календарный праздник». Древние календари на Руси: древнеславянские сосуды – календари, календарные «черты и резы»,деревянные календари, юлианский и григорианский календари.»Живот» как древнерусский зодиак. Церковный календарь, Святцы, церковно-народный месяцеслов на Руси.(1 час)
Связь календарных народных праздников в Древней Руси с зимним и летним солнцеворотом, весенним и осенним равноденствием, с циклами сельскохозяйственных работ, с народной верой.(1 час)
Аграрные культы – совокупность обрядов, жертвоприношений, заклинаний с целью стимулирования плодородия земли. Традиционный народный календарный праздник как сочетание магических обрядов, ритуалов, гаданий, торжественной трапезы, игр, процессий, маскарадов, музыки, танцев, представлений и т.п. Взаимосвязь различных видов художественной деятельности в традиционных народных календарных праздниках. (1час)
Примеры наиболее самобытных праздников: праздники, связанные с промысловым культом (праздник, посвященный охоте на моржей; праздник кита у эскимосов); медвежий праздник у тувинцев, Курбан - байрам (мусульманский праздник) (1 час)
ТЕМА 2. Зимние праздники (6 часов)
Зимние Святки. Период празднования: от Рождества до Крещения. Происхождение, языческий и христианский смысл праздника. Древний культ солнечных божеств (Коляды и др.) (1 час)
Библейские предания о Рождении и Крещении Христа, иконы и канонические церковные песнопения этих праздников.(1час)
Элементы театрализации языческих мифов и библейских сюжетов в праздновании народом зимних Святок. Новогодняя обрядовость в зимних Святок:
- музыкальные элементы праздник – народные календарные песни (колядки, авсени, таусени, виноградья, щедровки, подблюдные песни),рождественские церковные песнопения, духовные стихи;
- танцевальные элементы праздника – святочные хороводы, круговые пляски и др.;
- изобразительные элементы праздника – изготовление «Вифлеемских звезд», вертепов, масок («личин»), ряженых, чучел и пугал; художественное оформление рождественских посланий и подарков, изготовление елочных украшений и др.;
- театрально- игровые элементы праздника – театрализованные шествия колядовщиков и ряженых, представления народных драм. (1час)
Связь художественных элементов праздника с обрядово-магическими, ритуальными и развлекательными элементами праздника: традиции и современность. (1час)
Образы зимних Святок в русском классическом искусстве:
- повесть Гоголя Н.В. «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
- альбом «Времена года» Чайковского П.И.(«Декабрь.Святки»);
- опера Чайковского П.И. «Черевички», Римкого-Косакова «Ночь перед Рождеством»
- картина Брюллова К.П. «Гадающая Светлана» (1 час)
Зимние праздники других народов России, региональные традиции народных зимних праздников( Толсур – праздник, отмечаемый удмуртами в дни зимнего солнцестояния, Вожо – обряд проводов злых духов на этом празднике; медвежий праздник у ханты и манси, связанный с зимним солнцеворотом и весенним солнцестоянием) и др. (1 час)
ТЕМА 3.Весенние праздники (8 часов)
Масленица – старинный праздник проводов зимы и встречи весны. Период празднования: последняя неделя перед Великим Постом. Происхождение, языческий и христианский смысл праздника. (1 час)
Масленица как персонаж праздника. Традиционные названия каждого из дней масленичной недели: встреча(понедельник), заигрыш (вторник), лакомка (среда), разгул (четверг), тещина вечеря(пятница), золовкины посиделки (суббота), проводы (или Прощеное воскресенье) Особенности празднования различных дней масленичной недели. Элементы театрализации в обрядах встречи и проводов Масленицы. Трансформация архаичных традиций праздника в современных условиях.(1 час)
Художественные элементы празднования Масленицы:
- музыкальные элементы праздника – масленичные, горочные и вьюнишные песни;
- танцевальные элементы праздника -= хороводы (в отдельных местностях России):
- изобразительные элементы праздника – изготовление чучел Масленицы, костюмов и «личин» ряженых и т.д.
- театральные элементы праздника: масленичные комедии, шествия и «заигрыши» ряженых. (1 час)
- Отражение праздника Масленицы в русском классическом искусстве:
- опера Римского-Корсакова Н.А. «Снегурочка»,
- балет Стравинского И.Ф.» Петрушка»,
- картины Кустодиева Б.М. Масленица; Сурикова В.И. «Взятие снежного городка». (1 час)
Пасха. Определение даты этого подвижного праздника; его ветхозаветный и новозаветный смысл. Библейское сказание о воскрешении Христа. Икона праздника, пасхальные церковные песнопения и колокольные звоны.(1 час)
Художественные элементы пасхальных народных гуляний, игр, развлечений. Пасхальные яйца – крашенки и писанки. Великодневные народные песни с инструментальным сопровождением,2волочебные» песни, устройство зрелищ (балаганов)(1 час)
Отражение праздника Пасхи в русском классическом искусстве:
- повесть Шмелева И.С. «Лето Господне»
- увертюра Рахманинова С.В. «Светлый праздник и др. (1 час)
- Весенние календарные праздники у разных народов(Ураза-мусульманский праздник, посвященный окончанию 30 дневного поста; весеннее-летний кумыский праздник у якутов; веселые праздники вскрытия льда на реке и в честь первых проталинок у удмуртов; сабантуй (праздник плуга) у татар и башкир; день первой борозды (оцбай) у адыгов; обряд вывоза в поле плуга перед началом весенних полевых работ у агулов (Дагестан); праздник доения кобылиц у алтайцев; весенний праздник рогов (кильвей) у коряков; весенний праздник спуска байдары у приморских охотников; проводы льда у коми; праздник цветов у лезгин) (1 час.)
ТЕМА 4. Летние и осенние праздники (6 часов)
Троица. Определение даты празднования. Происхождение праздника, его архаические корни и христианский смысл. Библейское сказание о сошествии Святого Духа на апостолов. Икона праздника (А.Рублев « Троица»)Троицкие песнопения. (1 час)
Троицкие народные гуляния. Художественные элементы в обрядах встречи и проводов березки, завивания березок, кумления и раскумления, в девичьих гаданиях, в играх:
- Музыкальные элементы праздника –троицкие народные песни, наигрыши на рожках, кугиклах и других народных инструментах;
- Изобразительные элементы праздника –изготовление костюмов березки, колоска, ряженых, соломенной куклы;
- Танцевальные элементы праздника –девичьи и смешанные хороводы вокруг березок, уличные хороводы-шествия с березкой, театрализованные игры «Березка»,» Колосок» и др. (1 час)
Русальная неделя в Троицком праздничном цикле, ее художественные элементы (песни, хороводные игры в русалку, жениха и невесту и др., игры – сценки при праздничном обходе домов, игры-хороводы в день проводов русалок) Театрализованный обряд похорон Костромы(Лады, Ярилы).(1 час)
Иван Купала. Период празднования. Мифологический образ Купалы. Языческий и христианский смысл праздника. Древние обычаи и обряды праздника. Художественные элементы праздника (народные купальные песни и др.Отражение праздника в русском классическом искусстве
- Опера Римского- Корсакова «Снегурочка» и др.( 1час)
Осенние праздники. Празднование окончания сельскохозяйственных работ. Старинный праздник рожениц. Праздник Рождества Богородицы. Покров и другие религиозные праздники. Осенины, капустки(1 час)
Летние и осенние календарные праздники у народов Севера, Поволжья, Сибири, Кавказа и других регионов(летние магические обряды вызывания дождя у удмуртов и др.; летний праздник кряшен у татар; осенний праздник оленеводов у коряков; осенний праздник нерпы – хололо – у приморских охотников; катание войлока (осенью) у алтайцев; дайлаганы (весенние летние и осенние) у бурятов; осенние праздники очищения в честь духа – хозяина моря Митг у ительменов; каша серпа – праздник урожая у коми.
5.Образы народных игр (8 часа)
Итоговое занятие. Фольклорный праздник (2 часа)
4 класс (34 часа)
Вводный раздел. Россия - наш дом (4 часа)
Ключевые понятия: «народ», «народная художественная культура» (1 час). Многозначность понятия «народ». Народ как этнокультурная общность (русские, татары, башкиры, марийцы, чуваши, эвенки, якуты и др.)Четыре языковые семьи, в которые входит основная часть населения России. Основные языковые группы: славянская, тюркская и финно-угорская. Язык межнационального общения - русский.
Республики Российской Федерации как центры сохранения и развития национально-культурных традиций коренных народов России. (1 час) (Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия, Татарстан, Тыва, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия)
Самобытные художественные традиции народов Поволжья, Сибири, Севера, Кавказа и других регионов. (1час)
Обусловленность национальных традиций художественной культуры особенностями ландшафта, историей того или иного народа, его верой, национальным характером(менталитетом),представлениями о мире (национальными образами мира)
Художественная культура народа как коллективная память поколений, в которой накапливается и перерабатывается их опыт. Народная художественная культура как совокупность художественных ценностей того или иного народа, воплощенная в народном творчестве и профессиональном искусстве, а также форм и способов их создания, бытования, сохранения, распространения и развития. (книги, выставки, музеи народного искусства и т.д.) (1час)
Раздел 2. Виды народного художественного творчества(27 часов)
ТЕМА 1. Древние мифы и праздники. (3 часа)
Древний культ природных явлений и стихий как основа народных календарных праздников. (1 час)
Понятия «миф» и «мифология». Отражение в мифах картин древних народов. Олицетворение в мифах сил природы. Мифы древних славян о сотворении и устройстве мира, о Роде и роженицах, о Даждьбоге, Перуне, Велесе, Макоши, Яриле и других богах. Мифы о духах (берегинях), охраняющих леса, реки, озера, домашний очаг, овин, баню и т.д. Велесова книга.
Общность древних представлений разных народов о строении Вселенной (1 час) Сравнение древнеславянских мифологических образов с мифологическими персонажами у других народов России(вера в Инмар-бога неба, Калдысин-бога земли, Куазь – бога погоды, в Мать солнца, Мать грома, Мать небесной влаги у удмуртов и др.)
Мифологические образы, темы и сюжеты в произведениях народного творчества (1 час) (декоративно-прикладного творчества, устного народного творчества и т.д.),а также классического искусства:
- А.С.Пушкина Вступление к поэме «Руслан и Людмила»
- А.Лядов музыкадльная композиция «Кикимора», «Леший»
- Опера Римского-Корсакова Н.А. «Снегурочка» и др.
ТЕМА 2.Устное народное творчество (5 часов)
Понятие «устное народное творчество». (1час)
Взаимосвязь устного народного творчества с другими видами народного художественного творчества, с народной картиной мира, с древнеславянской мифологией, с традиционным укладом народной жизни и с историей
Основные виды и жанры устного народного творчества. (1час)
Произведения устного народного творчества, созданные детьми и для детей (потешки, пестушки, прибаутки, считалки, дразнилки, перевертыши и т.д.)
Сказки и сказители народов России. (1час)
Основные темы, образы и сюжеты. Образы природы, национальных героев, образы дома, семьи в сказках народов России. Связь сказок с мифами народов России. Нравоучительные основы народных сказок, образы положительных и отрицательных героев, понятия добра и зла, щедрости и жадности, смелости и трусости, хитрости и простодушии и т. д.
Эпос народов России (1час)
(Башкирские кубаиры (былины) и баиты (песни-сказки); бурятские эпические сказания (улигер); карельские руны; нартский эпос адыгов, исторический эпос(предания о панах-предках, о древней чуди и др.); сказочный эпос (сарнад) и погребальные причитания(вайкад) у вепсов; эпос «Шарвели» у лезгин)
Религиозные жанры устного народного творчества. (1час)
Духовные стихи, отражение в них особенностей народной веры, библейских образов, тем и сюжетов. Традиции исполнения духовных стихов на Руси каликами перехожими. Образы калик перехожих в операх русских композиторов и других произведениях русского классического искусства:
- А Лядов «Духовный сих» из цикла «Восемь народных песен» и др.
Влияние устного народного творчества на классическое и современное искусство
ТЕМА 3. Народное песенное творчество (4часа)
Важная роль песни в жизни каждого народа. (1час)
Понятия об обрядовом фольклоре. Основные виды и жанры народных песен. Связь народного песенного творчества с природой. Календарные обрядовые народные песни (колядки, масленичные, троицкие, купальские и другие песни), их обусловленность древними воззрениями людей на природу; связь с мифологией. Колядки и их разновидности – северорусское «виноградье»; «овсень», «таусень», бытовавший в центре и в восточных районах Европейской России. Весенние песни (веснянки), сопровождающиеся гулянием, характерные для западных и юго-западных районов России
Песни семейно-бытовых обрядов. (1час)
Необрядовое песенное творчество. Колыбельные, игровые, плясовые, хороводные, трудовые, бурлацкие, ямщицкие, рекрутские народные песни. Шуточные песни и частушки. Исторические народные песни, их классификация. Былины (старины) как повествовательные песни-сказы, традиции их исполнения народными сказителями.
Самобытные явления в песенном творчестве других народов России. (1час)
Народные певцы у адыгейцев. Горловое пение тувинцев, бурят и других народов; пентатоника у татар, тувинцев и др. Лезгинские песни. Такмак (песни-частушки) у татар. Казачьи песни и традиции хорового пения. Древнейшие эпические песни (руны),сопровождающие игрой на струнном музыкальном инструменте кантеле у карелов. Сюжетные рассказы (ярабц) исполняемые как песни, лирические песни-импровизации (хынбац) у ненцов. Шаманские песни и заклинания, сопровождающиеся ударами колотушкой по бубну у народов Севера, бурятов и др.Монодии у хакасов и других народов. Якутское высокое торжественное пение, создающее эффект двухголосья, связанное с шаманством. Песни-импровизации (икэр) у эвенков.
Выдающиеся собиратели и исполнители народных песен. (1час)
Сборники русских народных песен М.А. Балакирева, Н.А.Римского-Корсакова и других великих русских композиторов. Народные песни в исполнении Ф.И. Шаляпина и других великих певцов. Старинные и современные народные хоры и фольклорные ансамбли в разных регионах России. Профессиональные исполнители народной музыки у разных народов (гусляры, скоморохи, ашуг, акын, кюйши, бахши, оленши и т.д.) Традиции индивидуального песнетворчества народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, шаманские камлания.
ТЕМА 4. Народная инструментальная музыка. (3 часа)
Старинные русские народные музыкальные инструменты(1час)
Духовые инструменты (свирель, жалейка, кугиклы, рожок и др.),ударные (трещотки, рубель, ложки, бубен и др.) и струнные (гусли, крыловидные и шлемовидные, гудок, домра, лира колесная, балалайка и др.) Гармоника в России. Роль народных музыкальных инструментов в народном быту и празднично-обрядовой культуре Скоморохи на Руси и их музыкальные инструменты
Национальные музыкальные инструменты народов проживающих в разных регионах России(1час)
(варгшан, курай, кубыз, домбра, бубны различных типов, бревно-барабан, металлические колокольчики, трещотки, духовые инструменты из растений, перьев и костей птиц и зверей,»музыкальные луки», карельские кантеле и т.д.)Характерные инструментальные наигрыши разных народов России.
Образы музыкантов с народными музыкальными инструментами в народном декоративно-прикладном творчестве(1час)
(глиняных и деревянных игрушках),в изобразительном искусстве:
- картины В.М.Васнецова «Царевна Лягушка» и «Гусляры», Е Чеснякова «Гусли слушают», «Наш фестиваль»
- в классической музыке образ Баяна в опере М.И. глинки «Руслан и Людмила»,образ Садко в опере Н.А.Римского-Корсакова «Садко»,образ Леля в опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»
- Известные старинные и современные ансамбли и оркестры народных инструментов. Великорусский оркестр народных инструментов под руководством В.В.Андреева.
ТЕМА 5.Народное театральное творчество (5часов)
Понятие «народный театр» .(1час).
Народный театр и древние мистерии. Элементы драматического действия в древних игрищах и хороводах. Обычай ряжения у разных народов России. Ряженые как гонители порчи, хранители здоровья и благополучия. Личины ряженых. Кудеса, игрища, сценки ряженых. Ряженые на зимних Святках. Народный театр и смеховая народная культура на Руси. Скоморошьи «потехи» и «игрища». Образы скоморохов в русском классическом искусстве:
- пляска скоморохов в опере Римского-Корсакова Н.А. «Снегурочка» и др
Театр Петрушки: история возникновения, бытования и развития в России. (1час)
Традиционные сюжеты представлений театра Петрушки. Театр Петрушки на ярмарках. Сохранение и развитие традиций театра Петрушки в современных условиях
Раек как разновидность фольклорного театра.(1час):
традиционные новгородские, петербургские, московские райки. Прибаутки балаганных и карусельных «дедов» представления. Медвежьи потехи. Особенности подготовки и проведения в старину представлений народного театра.»Заправилы» как народные режиссеры
Русский народный театр XVII-XIX вв.(1час).
Разновидности народных драм: комедии, трагедии, драматические произведения героического характера – обзор
Музыкально-драматические искусство культового назначения народов России – обзор (1час)
ТЕМА 6.Народное танцевальное творчество (3 часа)
Древние истоки народных танцев. (1час)
Танцевальные элементы в древних культах, обрядах и ритуалах. Русские народные танцы: происхождение, художественно-эстетические особенности, традиционные образы и формы бытования. Хороводы, их основные виды(орнаментальные, игровые и др.),роль и место в традиционной народной культуре. Пляски (одиночные, парные, перепляс, русская кадриль, пляски скоморохов, древние свистопляски.)
Танцы разных народов России: (1час)
учкотские танцы медведя и оленя; лезгинка –танец народов Кавказа; импровизированные развлекательные танцы-пантомимы у чукчей, сопровождающиеся горловым пением и выкриками танцующих; парный перепляс(ваче эктон) и фигурные танцы типа кадрили у удмуртов; танцы с элементами пантомимы («Кукушка»,»Вороной иноходец2) у башкир; народный лирический плавный парный танец исламей у адыгейцев; танцы-хороводы (ехор), танцы – игры («Якша», «Айсухай» и др.) у бурят; частушечный игровой танец «Варить суп» у вепсов; парная лезгинка у ингушей; обрядовые танцы по случаю добычи медведя, тюленя и других животных, подражание движениями животных и птиц, имитация их голосов и повадок у ительмен (Камчатка)
Профессиональные ансамбли песни и танца народов России(1час)
(Ансамбль народного танца под руководством И.Моисеева, ансамбль песни и пляски «Кантеле»(Карелия), «Утренняя заря» (республика Коми), первый профессиональный ительменский ансамбль «Эльвель», национальный ансамбль «Мэнго» (Камчатка, коряки) и др. Махмуд Эсамбаев и другие известные исполнители национальных танцев.
ТЕМА 7. Народное декоративно-прикладное творчество(4часа)
Традиционные виды народного декоративно- прикладного творчества(1час)
с использованием природных материалов (дерева, глины, камня и др.) Становление и развитие народных художественных промыслов и ремесел в России. Резьба и роспись по дереву (богородская и хотьковская резьба ,хохломская и Городецкая роспись и др.)Декоративные и сюжетные росписи северных прялок. Росписи по бересте и лубу на туесах, детских люльках, коробах и прочих бытовых предметах. Миниатюрная живопись на лаковых изделиях из папье-маше (Федоскино, Палех, Мстера)
Художественная керамика .(1час)
(гжельская и скопинская керамика; дымковская, каргопольская и филимоновская глиняная игрушка, керамика Закавказья) Резьба по кости (чукотский косторезный промысел). Художественная обработка камня и ювелирное искусство (в Дагестане и других республиках).Декоративная роспись по металлу, вышивка, кружевоплетение, узорное творчество и ковроплетение разных народов России
Художественная резьба (1 час)
по кости (у якутов). Изделия из кости, кожи, меха народов Севера. Тиснения по бересте, аппликации из меха, резьба по моржовой кости и гравировка по моржовому клыку, художественная обработка меха, кожи, птичьих шкурок (алюторцы, Камчатка)
Основные мотивы декоративно-прикладного творчества(1час):
спираль (бараний рог), «космические тела» у бурятов; декоративные фигурки животных, птиц, статуэтки (керамика) у вепсов; изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с характерными орнаментом(оленьи рога, горные растения, астральные фигуры и др.) у ингушей; обработка металла(чеканка и гравировка металлических частей седла, уздечки, ювелирных украшений и др.) у калмыков; северная меховая мозаика; антроморфные деревянные или каменные изображения, олицетворявшие умерших предков (в жилище) у ненцев; прикладное орнаментальное искусство у татар и башкир; изображение духов-покровителей в виде медной бляхи у шамана (якуты)
Итоговое занятие. (1 час)
Вернисаж поделок и театральное представление по мотивам древних славян –игровой праздник
Список литературы для учителя
- Аникин В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителей – М,1984
- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор М.1957
- Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие – М.,1989
- Асафьев В.В. О народной музыке – Л,1967
- Асов А.И.Златая цепь. Мифы и легенды древних славян – М.,1998
- Бачинская П.М.Народные песни в творчестве русских композиторов – М 1962
- Гусев В.Е.Русская народная художественная культура. Теоретические очерки. – М,1993
- Забылин М.М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.- М.,1993
- Каргин А.С. Народная художественная культура – М.1997
- Коринфский А.А Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа -Смоленск,1995
- Круглый год: Русский земледельческий календарь /сост. А.Ф.Некрылова. – М., 1989.
- Музыкальная культура автономных республик Российской Федерации М-1997
- Некрасова М.А.Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности – М.,1983
- Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа – М., 1998.
- Пропп В.Я. Русские аграрные праздники.- Л.,1967
- Сказания о народных героях: Героический национальный эпос – М,1995
- Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов.-М.,1979
- Степанов Н. Народные праздники на Святой Руси.- М.,1990
- Чичеров В.И.Русское народное творчество
Интернет сайты по данному курсу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа на 2012-2013 учебный год по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Материал содержит рабочие материалы по новому курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"...
Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль
Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
Рабочая программа «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» для 4 класса на татарском языке...
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
Рабочая программа для 4 класса по «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» на татарском...
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс
Рабочая программа на 2013-2014 уч. год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры народов России", 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпредмета «Основы религиозных культур и светской этики»,модуль «Основы православной культуры народов России» 4 класс...
Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга
Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры ...