Пословицы и поговорки в начальной школе
статья
Значение использования пословиц и поговорок на различных уроках в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пословицы и поговорки в начальной школе.
Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка.
Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию».
Под пословицами в широком смысле мы понимаем краткие народные изречения, имеющие одновременно буквальный и переносный (образный) план или только переносный план, и составляющие в грамматическом отношении законченное предложение. В основе смыслового содержания пословицы лежит не понятие, а суждение. Пословица констатирует свойства людей или явлений, дает им оценку или предписывает образ действий.
Другие пословицы имеют характер предписания, совета, поэтому они выступают в форме побудительного предложения.
Поговорками называются языковые афоризмы, отличающиеся особой краткостью и имеющие только буквальный план. Например: «Поживём – увидим».
Отличия пословиц и поговорок условны. Пословицы и поговорки образуют единую группу языковых афоризмов.
Учитель начальных классов должен широко использовать в своей работе произведения народного творчества: сказки, загадки, пословицы, поговорки; рассматривать устное народное творчество как средство выражения мировоззрения народа, богатый духовный источник, в котором верно отражена народная жизнь, черты русского народного характера.
Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутьё к звуковым красотам языка, чувство юмора, обогащают их знание об окружающем мире.
В начальной школе работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Учитель должен помочь детям раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи.
На уроках чтения пословицы помогают обобщить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать главную мысль прочитанного.
Дети охотно читают пословицы и поговорки и обсуждают их смысл.
Существует несколько видов работы с пословицами и поговорками на уроках чтения.
- Подбор пословиц по темам.
При тематическом подборе пословиц и поговорок обязательно надо учитывать то, что учащиеся не всегда понимают их переносный смысл, поэтому приводят пословицы иногда, только косвенно связанные с нужной темой, а иногда не имеющие к ней никакого отношения. Учащиеся, знакомясь с пословицами, должны не только понять смысл, заключенный в каждой из них, но и осознать то, что их объединяет.
В некоторых случаях при чтении рассказов, стихотворений, учитель сам приводит пословицы, а дети, раскрыв смысл каждой, определяют их общую тематику.
2. Нахождение пословиц в тексте художественных произведений и выяснение их назначения
В процессе изучения художественных произведений учитель показывает ученикам, что «пословица недаром молвится», что, включая народные изречения в авторский текст, писатель придает языку своих произведений меткость, образность, народность.
3. Подбор к стихотворению или рассказу пословицы, которая раскрывала бы смысл данного произведения
Сначала учитель читает учащимся рассказ, стихотворение или басню, производит разбор произведения, выясняет главную мысль. Затем – предлагает учащимся подобрать к изучаемому произведению пословицу, которая может быть его заглавием.
Анализ пословиц – заглавий и их самостоятельный подбор развивают мышление детей, учат их находить общее между названием произведения и его содержанием, учат понимать значение заглавий, основную идею произведения.
4. Использование пословиц при работе над сочинением
Сочинение по пословице может быть устным и письменным. Устно рассказ по пословице составляется или сразу на уроке без особой подготовки учащихся, или после предварительного обсуждения плана и примерного содержания рассказа.
Методика работы на уроках по составлению устных рассказов по пословице должна быть постоянной и постепенно усложняться. Вначале дети учатся строить рассказ по картинкам, которые они подобрали к пословице. Затем рассказ составляется также по картинке, но уже по воображаемой. Учащиеся, записав новую пословицу и разобрав её смысл, рассказывают, какую картинку можно подобрать или нарисовать к этой пословице.
5. Использование пословиц и поговорок в играх.
При изучении пословиц дети обогащают свой словарный запас. Этому способствуют следующие игры: «Закончи пословицу», «Угадай пословицу по картинке».
Если такая работа проводится систематически, то дети постепенно сами начинают вводит в свою речь пословицы и поговорки.
Использование пословиц и поговорок, в которых встречаются различные орфограммы русского языка, способствует совершенствованию навыка грамотного письма, развитию орфографической зоркости.
Примеры пословиц и поговорок для использования в начальных классах на уроках русского языка при изучении различных тем.
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Делу время – потехе час.
Не торопись отвечать – торопись слушать.
Сам погибай, а товарища выручай.
Чай пить – не дрова рубить.
Январь – году начало, зиме – середина.
В чужие сани не садись.
Два медведя в одной берлоге не уживутся.
Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь.
Соловей с вороной в одном лесу живут, да разные песни поют.
Шила в мешке не утаишь.
Век живи – век учись.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Чужим богат не будешь.
Всякому овощу своё время.
Правописание слов с сочетаниями чк, чн
Белые ручки чужие труды любят.
Какова яблоня, таковы и яблочки.
Синичка – воробью сестричка.
Сначала цветочки, а уж потом ягодки.
Правописание слов с ь – показателем мягкости
Больше думай, меньше говори.
Смелость города берёт.
Жить – Родине служить.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Разделительный мягкий знак
Здоровью цены нет.
Не игла шьёт, а руки.
Февраль силён метелью, а март – капелью.
Ученье – путь к уменью.
Где хотенье – там и уменье.
Терпенье и труд всё перетрут.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Птице – крылья, а человеку – разум.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Ученье – свет, неученье – тьма.
Повторенье – мать ученья.
Разделительный твёрдый знак
Лето собирает, а зима съедает.
Ветер снег съедает.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Не разгрызёшь ореха, так и не съешь и ядра.
Парные звонкие и глухие согласные на конце слова
Береги нос в большой мороз.
Не бросай слов на ветер.
В зимний холод всякий молод.
Старый друг лучше новых двух.
Сорвать прут не большой труд.
Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет.
Хлеб – всему голова.
На языке мёд, а на сердце лёд.
Непроизносимые согласные
Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.
Счастливым и красивым делает человека работа.
И на нашей улице будет праздник.
Учиться никогда не поздно.
Двойные согласные
Думай медленно, работай быстро.
Ссора до добра не доводит.
У коллектива – большая сила.
Весенний день год кормит.
Ленивому каждый день суббота.
Правописание существительных с шипящими на конце
Белый лебедь серому не товарищ.
Будет день – будет и ночь.
Всякая вещь хороша на своём месте.
Ложь человека не красит.
Правописание не с глаголами
На чужой роток не накинешь платок.
Не спеши языком, торопись делом.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Не сиди сложа руки, не будет скуки.
Чужой земли мы не хотим и своей не отдадим.
Ссора до добра не доведёт.
Семеро одного не ждут.
Старую лисицу хитростям не учат.
На уроках технологии пословицы можно использовать, как девиз урока: терпенье и труд всё перетрут; каков мастер, такова и работа.
На уроках изобразительного искусства можно проводить игру «Нарисуй пословицу».
О пословице К.Д. Ушинский писал: «Пословица тем именно и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребенку следует понять: представляет маленькую умственную задачу совершенно по детским силам».
Употребление пословиц и поговорок, разнообразные виды работы с ними делают уроки богаче по содержанию и интереснее по форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Различные виды работ с пословицами и поговорками на уроках в начальной школе".
В статье представлен опыт работы с пословицами и поговорками на уроках....

Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальной школе
Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка....

Орфограммы начальной школы в пословицах и поговорках
С произведениями фольклора дети встречались уже в детском саду. Придя в школу они уже знают колыбельные песенки, загадки, считалки, скороговорки, наиболее часто употребляемые пословицы и поговорки. По...

Дидактический материал по использованию пословиц и поговорок в начальной школе на уроках русского языка
Дидактический материал можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Это подборка пословиц и поговорок для работы на уроке....

"Пословицы и поговорки в младшей школе"
Данная статья посвящена теме "работа с пословицами и поговорками в начальной школе". Эта работа необходима для учителей и родителей, а также воспитателям детских садов....

Игра как одна из форм организации работы с пословицами и поговорками в начальной школе
Игра «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка» разработана как итоговый урок по литературному чтению в 3 классе по программе Школа России. Пословицы и поговорки...