Технология группового обучения (Дьяченко В.К., Селевко Г.К.)
проект
Процесс обучения в современной школе включает в себя не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также и развитие самих познавательных процессов: внимания, памяти, мышления и способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологии | 320.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология группового обучения (Дьяченко В.К., Селевко Г.К.)
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение.
2.Теоретические основы технологии организации группового обучения.
3.Описание опыта применения технологии группового обучения.
3.1. Задачи, реализуемые при организации групповой работы.
3.2. Классификация видов групповой работы.
3.3. Систематизация видов групповой работы в соответствии с возрастом учащихся.
3.4. Формы организации групповой работы.
3.5. Принципы объединения детей в группы.
3.6. Основные противопоказания при организации групповой работы в классе.
3.7. Эффективность группового обучения в учебно – воспитательном процессе.
4. Результаты внедрения технологии группового обучения.
5. Выводы.
6. Литература.
ВВЕДЕНИЕ
Процесс обучения в современной школе включает в себя не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также и развитие самих познавательных процессов: внимания, памяти, мышления и способностей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования определены следующие основные цели учебного процесса:
«…Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
…учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения…»
И если как конечный итог успешного обучения рассматривать именно сами знания и навыки, то в результате на каждом новом, более высоком этапе обучения учащийся может испытывать затруднения в усвоении нового материала.
Поэтому результатом освоения программы начальной школы должны стать: (из Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)
- «…освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
В свое время, уделяя большое внимание развитию познавательных процессов, в моей педагогической практике возник вопрос: "Почему при самых больших усилиях со стороны учителей и родителей далеко не всегда удается воспитать ребенка, желающего учиться?" Так обозначилась педагогическая проблема - как сформировать познавательный интерес учащихся в процессе обучения в начальных классах?
По материалам психологических исследований видно, что развитие способностей (т.е. качественное и количественное изменение всей структуры возможностей ребенка) происходит лишь при условии "включения" познавательной потребности. Поэтому, одной из основных проблем становится определение условий и форм общения, наиболее благоприятных для развития познавательных способностей школьников.
Такой формой организации обучения, где создаются все необходимые условия для общего развития ребенка, является сотрудничество, взаимодействие с другим человеком. Так как в школе ребенку впервые в его жизни предлагается освоить систематическое научное знание, следовательно, он должен быть включен в новые учебные формы сотрудничества, отличные от дошкольных форм общения со взрослыми.
Особое внимание следует обратить на применение в педагогической практике современного учителя различных форм организации учебной деятельности учащихся, в том числе - групповой работе. Технология групповой работы подробно описана в трудах В.К.Дьяченко и Г.К.Селевко, но мне хотелось бы остановиться подробнее на психологическом аспекте введения данной технологии. Психологические аспекты организации и проведения групповой работы освещены в трудах таких известных психологов и педагогов как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков и Г.А.Цукерман. Я попробую расставить основные акценты на том, что дает эта форма работы ребенку и какие качества детского характера развивает.
Особое внимание следует обратить на постепенность освоения любой формы работы, а особенно групповой. В настоящее время ведущая цель процесса обучения состоит в том, чтобы научить ребенка учиться, самостоятельно добывая новые знания в процессе исследовательско - поисковой деятельности.
Реализация данной цели способствует групповая работа, в этом и заключается актуальность и широкая применяемость этой формы.
Подготовку к групповой работе необходимо начинать практически с первых дней пребывания ребенка в школе, причем делать это нужно с большой осторожностью, дабы не нарушить очень тонкий и ранимый внутренний мир ребенка. Многие дети, поступая в школу, не доверяют себе и нуждаются в психологической поддержке.
Важно помнить о том, что нормальная равноправная дискуссия возможна только в атмосфере доверия и доброжелательности.
Для установления благоприятной атмосферы используются различные психологические игры и упражнения, которые помогают ребенку устанавливать контакт с другими детьми, развивают зрительные, слуховые, тактильные анализаторы ребенка, его психические процессы (мышление, внимание, ощущение, восприятие, память, речь), способствуют развитию уверенности в себе и собственной значимости. Самое главное – превращают ребенка в равноправного участника игрового познавательного процесса.
Помните о том, что групповая поддержка, действие заодно с другими создают чувство защищенности, которое облегчает любой шаг в неизведанное, даже такие напряженные ситуации, как выход к доске, ответ с места.
Благодаря проведению разнообразной психологической подготовки, даже самые тревожные и робкие дети преодолевают этот барьер.
Психологи всего мира утверждают, что, отсекая прямое общение между детьми во время занятий, (запрещая переговариваться, обмениваться мыслями), мы делаем каждого ребенка гораздо более беспомощным, незащищенным, несамостоятельным, а потому гораздо более зависимым от учителя, склонным вот во всем подражать ему, не искать собственной точки зрения, а, следовательно, не способным принимать самостоятельные решения, совершать поступки.
Таким образом, это ведет к полной несамостоятельности и пассивности ребенка. Соединяя детей в группы, мы даем им, по словам Г.А.Цукерман, почву, на которой вырастает спокойное самоуважение ребенка, чувство собственного достоинства, возможное только среди равноправных, равных себе.
Ведущие психологи и педагоги предлагают разделить детей на малые группы (по 4-5 чел.) и сделать наши нормы общения внутригрупповыми нормами. Пусть ребята поупражняются в искусстве слушания сначала в своей маленькой компании, а уже потом отважатся предстать перед нами и всем классом.
Тут же встает вопрос и о комфортности, о том, чтобы место у доски стало уютным.
Поиск знаний или способа действия может происходить там и только там, где взрослый не дает готовых образцов и определений.
В ситуации самостоятельного поиска решения ученик способен обращаться к взрослому с познавательным вопросом, указывая, какого именно знания ему не достает для решения той или иной задачи.
Таким образом, можно выделить три ведущих характеристики учебного сотрудничества ребенка с взрослым в процессе групповой работы:
- оно несимметрично, ребенок не имитирует взрослого;
- оно предполагает познавательную инициативу ребенка, указывая взрослому ближайшую учебную цель их совместных усилий;
- ученик обращается к учителю не с жалобой на свои трудности, а с конкретным запросом нового знания.
Используя опыт педагогов – практиков и анализируя свой собственный, я попыталась показать значимость групповой работы, ее актуальность в педагогической практике:
- в психологическом плане - позволяет почувствовать ребенку свою значимость, уверенность в собственных силах;
- в развивающем плане – формирует познавательный интерес, развивая познавательную активность, делая ребенка активным субъектом обучения.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Технология групповой работы подробно описана в трудах В.К.Дьяченко и Г.К.Селевко. Психологические аспекты организации и проведения групповой работы освещены в трудах таких известных психологов и педагогов как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков и Г.А.Цукерман.
Концептуальные позиции технологии группового обучения:
Способ организации деятельности детей является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка.
Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:
- взаимное обогащение учащихся в группе;
-организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
- распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обуславливающихся особенностями изучаемого объекта);
- коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;
-обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения; проблемы;
-взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
-рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
По В.К.Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.
И. Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:
1)Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.
2) Работа в статичных парах.
3) Групповая работа (на принципах дифференциации).
4) Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
5)Фронтально-коллективная деятельность (при активном участии всех школьников.)
При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ
В своей педагогической деятельности, применяя технологию организации групповой работы, я поставила основные задачи:
- дать ученикам знания, определяемые программами начального образования;
- развить способности каждого ребенка;
- сформировать познавательный интерес учащихся класса для успешного обучения в будущем;
- дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;
- дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса;
Организацию групповой работы начала с первого школьного дня 1 класса. Для того чтобы узнать личностные особенности каждого ученика, необходим сбор информации, который можно провести при организации внеучебных мероприятий, где ребенок может проявить себя в более комфортной и непринужденной для него обстановке. Такими праздниками были «Первый раз в первый класс», «Знакомство со школьными друзьями», «Мама, папа, я спортивная семья», где мне представилась возможность увидеть и отследить поведение каждого ребенка, их отношения со сверстниками, желание помочь друг другу, общаться между собой, проявление лидерских качеств и ответственности выполнения поручений. После таких наблюдений пробовала организовать сотрудничество в учебной деятельности: как сесть за партой, чтобы удобнее было общаться с соседом; как с ним разговаривать (шепотом, доброжелательно), правила совместного обсуждения- все это учитывалось при дальнейшей работе в группах. Групповая форма работы создает условия для формирования ключевых компетенций личности уже в начальной школе, таких как коммуникативная, информационная, умение работать в команде.
I этап организации групповой работы (подготовительный): “Психологические игры”
Как было сказано выше, подготовку к введению групповой работы начинать нужно с первых дней пребывания ребенка в школе, а в качестве психологической разминки использовать психологические игры.
Игра “Скульптор и глина”.
Цель: Развивает фантазию, творчество ребенка, креативное мышление, способствует кинестетическому контакту.
Технология. Дети стоят лицом друг к другу. Один скульптор, другой – глина. Скульптор создает композицию и дает ей название. Глина старается быть податливой, чтобы из нее было легко лепить. Затем участники меняются ролями.
Игра “Настроение”.
Цель: развитие эмоциональной чуткости, внимания по отношению к другому человеку; учит понимать эмоциональное состояние партнера, его настроение с помощью жестов, мимики, двигательных реакций.
Технология. Дети становятся лицом друг к другу. Первый участник пытается передать свое настроение с помощью жестов, мимики выразить свое внутреннее состояние. Второй должен понять настроение своего партнера и объяснить его словами.
Комментарий. Начало и конец каждой игры может разделять звонок, в конце игры необходимо учить детей словам благодарности: “Спасибо, мне было очень приятно играть с тобой”.
Подведение итогов: данные психологические игры являются тренингом общения, их можно использовать как на уроках, так и на переменах. Как видите, они просты в исполнении и не требуют особых средств, дополнительного инвентаря.
Значимость и польза их велика, они способствуют:
- развитию визуальных, двигательных, кинестетических контактов;
- развитию эмоциональной зоркости, наблюдательности и внимания по отношению к другому;
- развитию психических процессов: ощущение, восприятие, мышление, воображение;
- развитию уверенности в себе, обеспечение психологической комфорта.
Переходным этапом к проведению групповой работы является работа в парах.
Прием №2: ситуативные задания.
Порядок работы. Детям раздаются листы, на которых изображены различные ситуации. Советуясь друг с другом, члены пары принимают общее взвешенное решение.
Цель ситуативных заданий: они способствуют установлению контактов, помогают общаться, учат прислушиваться друг к другу и принимать общее решение.
Ситуация № 1 “Общее дело”.
Технология. Учитель сообщает детям: “Вы живете в разных домиках. Сегодня воскресенье, договоритесь, что вы делаете в воскресенье, найдите общие занятия и нарисуйте их”. Рисунки можно выполнять схематично.
Теоретическое обоснование технологии групповой работы
Акцент целей.
- Обеспечение активности учебного процесса, организация уроков на деятельностной основе.
- Достижение высокого уровня усвоения содержания предмета.
- Развитие ключевых компетенций личности ребёнка.
Особенности групповой работы.
- Класс делится на группы с учетом индивидуальных особенностей детей, для решения конкретных учебных задач.
- Каждая группа получает своё, определенное задание.
- Задание составляется и выполняется так, чтобы оценить вклад каждого участника группы.
- Состав групп непостоянен, он меняется (для отработки одной группы отводится от 3 до 5 уроков).
- Процесс групповой работы строго регламентирован во времени.
Наконец, самое главное – это управляемый и направляемый процесс!
Технологический процесс выполнения группового задания (автор В.К.Дьяченко)
Подготовка группы к выполнению группового задания (1 единица времени)
- постановка познавательной цели (проблемной ситуации);
- инструктаж о последовательности работы;
- раздача дидактического материала по группам;
- распределение ролей в группе.
II. Групповая работа (6 единиц времени)
- знакомство с материалом, планирование работы в группе;
- распределение заданий внутри группы;
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
- подведение итогов группового задания.
III. Заключительная часть (2 единицы времени)
- сообщение о результатах работы в группах;
- анализ познавательной задачи, рефлексия;
- общий вывод о групповой работе и достижение поставленной задачи.
Ролевая деятельность
- Руководитель группы.
- Консультанты-координаторы (2 чел.).
- Цензор группы (скептик).
- Хронометражист, учетчик времени.
Функции учителя во время проведения групповой работы:
- Контролирует ход работы в группах.
- Отвечает на вопросы.
- Регулирует споры.
- Помогает отдельным учащимся.
- Следит за адекватностью поведения в группе.
Начинать работу детей в группах необходимо с двух простых правил:
Высказав свое мнение, спроси остальных: “Ты согласен?”, “Ты не возражаешь?”, “А как ты думаешь?”.
Если все согласны, можете действовать. Если есть разные мнения, спросите друг друга.
Заключительный этап групповой работы.
Класс и учитель рассказывают группе, что было особенно хорошо в их ответе, в умении помогать друг другу. Вся “критика” строится на формуле: “Что могло бы помочь этой прекрасной группе стать еще лучше”.
В классе, как и в любом человеческом обществе, оправдывает себя идея психолога К.Роджерса о том, что лишь человек, имеющий группу поддержки, доверия и принятия, способен на полное самораскрытие и самовыражение. Об этом, я считаю, нам стоит задуматься.
Принципы эффективного участия в групповой работе:
- Мы все здесь, чтобы помогать друг другу.
- Стараемся быть откровенными друг с другом и с другими.
- Делясь опытом, мы совершенствуем управление качеством образования.
- Чтобы чему-то научиться, надо пойти на риск.
- Не делай слишком больших заметок.
- Если у тебя возникают вопросы – ставь их. Есть опыт – делись им.
- Отрабатываем материалы и идеи для собственных потребностей.
- Готовимся к тому, чтобы передать другим полученные знания.
- Будь “учеником” и “экспертом”.
- Подготовьте выступление-информацию (3-5 мин.) о результатах занятия в группе.
Для того чтобы группы срабатывались, нужно минимум 5- 6 занятий. Потом можно группы переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнерами.
Я пошла другим путем, поскольку групповая работа в 3 классе поводилась только на уроках русского языка и литературы, состав групп менялся после каждой четверти. Дети выражали недовольство, они хотели работать в старом составе.
В 4 классе целый год работали с постоянным составом групп по русскому языку и литературе, а по математике у групп был иной состав. Так мы компенсировали нехватку опыта сотрудничества детей с разными партнерами.
Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест в классе. Для парной работы удобны обычные ряды, для групповой же работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел всех своих собеседников; не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы; был в пределах досягаемости от членов групп ( чтобы дети могли соединить протянутые руки, показывая завершение работы). Дети любят переставлять парты, предлагая при этом самые разнообразные варианты их размещения. Эмоционально значимые беседы мы вели, разместившись кружком.
Дети не бояться обсуждать свои проблемы, класс готов им помочь.
У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу.
Существует два внешне наблюдаемых критерия, по которым можно непосредственно судить о слаженности работы группы.
Во-первых, снижение числа ошибок в тот период обучения, когда индивидуальные работы детей еще пестрят ошибками. Выполняя в группах игровые здания на правила русского языка, отгадывая кроссворды, ребусы, устраивая соревнования на приведение примеров, учащиеся, как правило, быстрее запоминают нужные орфограммы и меньше допускают ошибок в письменных работах.
Разделяя детей на малые группы с разным количеством учащихся, учитель может ярко обыграть понятия «больше – меньше – равно» на уроках математики. При этом задаются вопросы «Сколько ребят рисовало ромашки, а сколько васильки? Кого больше? Кого меньше?»
Во-вторых, удовольствие партнеров от совместной работы. На первых порах высокая продуктивность не должна быть ведущим критерием оценки групповой работы. В остро дискуссионных группах дети могут "застрять" на одном задании, но обсудить его глубоко и всесторонне. В первую очередь учитель хвалит группы за безошибочную и дружную работу. При такой организации учебного сотрудничества "недружная" работа наблюдается лишь на первых этапах, когда навыки сотрудничества только начинают складываться. Но в течение двух - трех месяцев работа групп поднимается до уровня согласованного взаимодействия.
Часто на уроках в 1,2 классе учащиеся, работая в группах, еще не осознают своей роли в группе. Каждый ребенок старается выделиться, навязать свое мнение, спорят, хотят всегда быть лидерами. Учитель ненавязчиво направляет деятельность детей, доказывая, что все должны придти к единому решению, с которым все согласны и довольны от работы.
В своей работе применяю различные виды групповой работы в соответствии со следующей классификацией:
По форме организации
- Бригадные - организуется деятельность специально сформированных групп для выполнения определённых заданий;
- Звеньевые - организуется учебная деятельность постоянных групп учащихся;
- Кооперативно – групповые - организуется учебная деятельность постоянных групп учащихся, выполняющих часть общего, как правило, объёмного задания
- Дифференцированно – групповые - организуются временные или постоянные группы в зависимости от учебных возможностей, обученности учащихся;
- Парные - организуются группы для освоения нового материала, контроля знаний и т. д;
2. По содержанию заданий:
- Однородные - единое содержание групповой работы;
- Дифференцированные - различные задания у каждой группы;
- Комбинированные - как одинаковые, так и различные задания.
3. По составу:
- Работа в малых группах постоянного состава;
- Работа в малых группах переменного состава;
Организуя учебный процесс, я систематизировала целесообразность применения различных видов групповой работы в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
класс | Название вида групповой работы по форме организации | Вид групповой работы по содержанию заданий | По составу | Формы проведения |
1 класс | Парные, Дифференцированно - групповые | Однородные | Переменный состав (чаще по желанию учащихся) | Групповой опрос |
2 класс | Парные Звеньевые Дифференцированно- групповые | Однородные Дифференцированные, Комбинированные | Постоянный, переменный | Групповой опрос, дискуссия - рассуждение |
3 класс | Бригадные, Кооперативно – групповая, дифференцированно - групповая | Однородные Дифференцированные, Комбинированные | Постоянный, переменный | Кооперативное обучение, групповой опрос, дискуссия |
4 класс | Дифференцированно – групповые, бригадные, звеньевые, парные | Однородные Дифференцированные, Комбинированные | Постоянный, переменный | Кооперативное обучение, групповой опрос, мозговой штурм |
В моей практике наиболее успешными являются такие формы организации групповой работы как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм, групповой опрос.
I. Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Элементами кооперативного обучения являются:
- положительная взаимозависимость;
- личная ответственность за происходящее в группе;
- развитие навыков учебного сотрудничества.
При данной форме работы выделяются разные виды работ:
Однородная групповая работа, которая предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания. ПРИМЕР:
3 кл – урок математики. При изучении темы «Письменная нумерация » при проведении устного счета класс делится на группы по 4 человека, каждой группе раздается одинаковые задания, дидактический материал. Через определенное учителем время каждая группа поочередно сообщает результаты, а остальные группы участвуют в проверке. Таким образом, в работе участвует каждый ребенок класса, а учитель экономит время и осуществляет фронтальный контроль усвоения данного материала.
Дифференцированная групповая работа - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода работы, обращение за советом друг к другу. При такой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. ПРИМЕР:
4 кл – русский язык. Тема «Местоимение как часть речи. Местоимения первого, второго, третьего лица». Класс делится на три группы по уровням успеваемости: 1уровень – сделать по образцу ( в предложении подчеркнуть местоимения, определить лицо и число М)
2 уровень - практические задания, (заменить выделенные существительные местоимениями) и другие задания.
3 уровень - задания творческого характера ( из слов составить предложения, сгруппировать данные предложения, чтобы пары предложений были связаны между собой).
Выполняя задания каждого уровня, ребенок не чувствует себя слабым, беспомощным, он выполняет посильную для него работу. Это помогает детям расширить свой кругозор, нацеливает почитать дополнительную литературу. (Пример: Д/З по группам. Окружающий мир 4 класс тема «История- путешествия в глубь времён». 1группа: Исторические памятники , г. Арзамаса. 2группа: В исторических музеях. Тем, кто был в каких музеях, написать неб. сочинения, принести фотографии, открытки. 3группа: Узнать историю своего села. Группы формируются после предварительной беседы с учениками, присутствует обязательная помощь со стороны учителя и родителей).
В 1-2 классе лучше всего делить детей на пары или тройки. В 3-4 классе эффективнее делить класс на группы по четыре человека. Целесообразнее организовать группы разнополых детей с разным уровнем успеваемости. Лучше всего дети работают вместе, если каждый играет определенную роль при выполнении задания.
Роли могут быть, например, следующие:
- чтец читает вслух;
- секретарь - записывает что-то от лица группы;
-докладчик - у доски рассказывает, что выполнила группа;
-организатор, консультант – отвечает за работу группы в целом;
- контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение.
Нужно установить правила работы группы и критерии оценки ее достижений, убедиться в том, что ученики понимают критерии оценки их совместной работы в начале каждого урока. Необходимо ставить для групп только выполнимые задачи, а в качестве критериев оценки работы использовать выступления групп перед классом, сценки и другие виды активности, которые дети любят.
В работе с детьми выработаны следующие правила работы в группе:
- убедись, что в разговоре участвует каждый;
- говорить спокойно и ясно;
- говорить только по делу.
- не говорить всем сразу;
- всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
- возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: «Саша, ты не сказал, что...»
Такие правила придумываю совместно с детьми, они обсуждаются и контролируется самими детьми.
II. Групповая дискуссия. Это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого формы позволяет:
- дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон,
- уточнить личные точки зрения,
- выработать общее решение класса,
- повысить интерес учеников к проблеме
Данная форма организации групповой работы наиболее эффективна на уроках чтения, окружающего мира, гражданского образования. На уроках чтения при разборе произведения, детям задаются вопросы: «в чем главная мысль произведения?, с кем сравнить главных героев?, а как поступили бы вы?» Данные вопросы подталкивают детей к рассуждению, высказыванию своего мнения, нахождению примеров из жизни. По мере высказывания класс делится на группы для дальнейшего обсуждения и доказательства своей точки зрения.
Чтобы дискуссия стала результативной, учитель должен следить за логикой рассуждений учеников, а также пресекать посторонние споры, стараться втянуть в обсуждение всех учеников класса, добиваясь их непосредственной реакции (при помощи жестов или значков) на каждое высказывание группы или самого учителя. Обязательным требованием является принятие всех высказываний детей, а затем выбор правильного ответа и убеждение всех участников работы в этом.
III. Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей. Идеи фиксируются учителем, например, на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощаться идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время. Мозговой штурм часто применяю при организации внеклассных мероприятий по предмету, где детям дается возможность высказывания всех вариантов.
IV. Групповой опрос проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель. Опрос ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.
Выработаны принципы объединения детей в группы.
- Учет их личных склонностей, но не только.
- Самому слабому ученику нужен не только "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер.
- Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем.
- Двух озорников объединять опасно.
- Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к "слабеньким", им нужен партнер равной силы.
- Часто пересаживать детей не стоит.
- Дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами.
- Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.
Однако, как показывает практика, организация групповой работы не всегда проходит гладко: иногда бывает трудно добиться активности всех участников, часто говорящие не понимают друг друга. Грамотная организация групповой работы как формы дифференцированного обучения требует специального исследования механизмов совместной деятельности детей, возникающих в ней помех и затруднений, разработки принципов подбора групп. Чтобы проверить, как характер задания и подход к организации групповой работы влияют на конечный результат, мы провели эксперимент со школьниками.
Основные противопоказания, которые необходимо учитывать при групповой работе:
- Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.
- Нельзя занимать совместной работой детей более 10-20 минут урока
- Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.
- Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.
При групповой работе не бывает быстрых результатов. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
В своей деятельности я проследила эффективность применения технологии группового обучения на следующих предметах по уровню активности учащихся на уроке:
Данную диагностику проводила в течение первого полугодия 4 класса на всех уроках , где применяла различные формы групповой работы.
Также мной прослежена эффективность применения технологии группового обучения на различных типах уроков:
Для выявления уровня мотивации учащихся 4 класса был проведен опрос :
- В течение двух недель учащихся спрашивали в конце учебного дня «Какой урок вам понравился больше?». Выявлено, что детям интереснее были те уроки, где применялись различные виды групповой работы вне зависимости от учебного предмета.
- Анкетирование «Как вы относитесь к учебе?», где выявлен уровень сформированности мотивации учебной деятельности. По результатам данного анкетирования по итогам года уровень познавательного интереса составил 72%.
РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Применяя технологию организации группового обучения, я добилась следующих результатов:
- возросла познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- постепенно менялся характер взаимоотношений между детьми: исчезло безразличие, приобреталась теплота, человечность;
- резко возросла сплоченность класса, понимания друг друга и самих себя;
- выросла самокритичность, дети стали более точно оценивать свои возможности, лучше себя контролировать;
- учащиеся постепенно приобрели навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.
ВЫВОДЫ
Работая над проблемной темой «Применение технологии группового обучения как средство формирования познавательного интереса младших школьников», я убедилась, в том, что дети, работая в группах, не только овладевают знаниями, умениями и навыками, но и развивают абстрактное мышление, пространственное воображение, произвольное внимание, учатся работать вместе, всегда готовы прийти друг другу на помощь. Именно эти качества формируют в ребенке познавательные интересы обучения и его успешность.
Я считаю, что применение групповой работы очень эффективно в достижении учебных результатов. Технология группового обучения может быть использована учителями начальных классов в учебно – воспитательном процессе. Эта работа приносит свои положительные плоды в процессе обучения и воспитания учащихся.
Если мои ребятишки работают с увлечением, получают удовольствие от результатов совместного труда, помогают друг другу, если возвращаются домой довольные и ждут с нетерпением завтрашнего дня – это показатель успешности моего учительского труда. Я уверена, что дети, научившись работать в группах, смогут легче пройти адаптацию при переходе в 5 класс, помогая своим сверстникам, чувствуя себя уверенным и успешным на любом уроке у разных учителей.
ЛИТЕРАТУРА
- В. К Дьяченко «Сотрудничество в обучении» , М- «Просвещение», 2009
- И.В. Первин «Коллективная учебно- познавательная деятельность школьников», М- «Педагогика» , 2015
- «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», М/ «АСАДема» , 2015
- Федеральные государственные стандарты начального общего образования
- Журнал «Начальная школа» №11 2002 год статьи:
- А.А. Леонтьев «Психология коллективной деятельности в учении»
- И.В. Кузнецова «Почему нужно работать в группах»
- Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», «Народное образование», 2016
- С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Современный урок», издательство «Учитель», 2016
- П.И. Третьяков «Управление школой по результатам», изд «Новая школа»,2014
- Н.Л. Сомова «В пятый класс – первый раз», Санкт – Петербург, «КАРО», 2017
- Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников — М.,2017
- Материалы интернет – ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности применения технологии группового обучения в начальной школе
правила общения в группе, формы образования групп, способы организации работы в группе, индивидуально-коллективный способ организации работы в группе, совместно-последовательный способ организации раб...
Педагогические технологии. Групповое обучение.
групповое обучение - способ привития мотивации к предметам, а также подготовка к выполнению проектов и исследовательских работ...
Технология группового обучения
Технология группового обучения...
Групповые технологии (В.К.Дьяченко).Из опыта работы.
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;- каждая группа получает определенно...
Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....
Групповые технологии. (В.К. Дьяченко).
Групповые технологии. (В.К. Дьяченко)....
Описание технологий группового обучения
Обзор и описание технологий группового обучения , используемых в образовательном процессе...