Картинки с выставки
план-конспект занятия (4 класс)
Предварительный просмотр:
Картинки с выставки
Цель: Сравнить выразительные средства музыкальных и живописных картинок и эскизов.
Задачи: 1.Воспитательная: Вызвать эмоциональный отклик на музыку.
Воспитывать чувство уважения и любви к
творчеству М. П. Мусоргского и В.А.Гартмана.
2.Образовательная: Познакомить с пьесами из фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Определить средства музыкальной выразительности.
3.Развивающая. Развивать умение анализировать музыкальные произведения, сопоставлять средства выразительности с содержанием произведений.
Оборудование урока: аудиозапись -СД, презентация, словарь эстетических эмоций, карты настроений.
Тип урока: комбинированный.
Методы и методические приёмы: беседа, нагляднозвуковые и нагляднозрительные методы, частично поисковые и игровые.
Ход урока
- Организационный момент:
- музыкальное приветствие;
- знакомство с ребятами;
- Распевка
- Проверка пройденного материала.
Блиц-опрос
- Что такое «программное произведение»?
- Вступление бывает в начале или в конце произведения?
- Сколько нот в музыке?
- Что такое «темп»?
- Как называется ансамбль, состоящий из трёх исполнителей?
- Что такое «опера»?
- Как называется большое количество людей, поющих вместе?
- Что такое «динамика»?
- Как называется ансамбль, состоящий из двух человек?
- Какую форму имеет песня?
Игра «Картинки»
(На слайдах 2-6 изображены предметы-ассоциации. По ним нужно вспомнить песню и исполнить один куплет)
- Давайте откроем дверь и посмотрим, что же интересного на выставке. (Слайд 7).
- - Посмотрите на эти рисунки, они разные. Но что-то их объединяет. Как вы думаете, что? (Они находятся на одной выставке.)
- Правильно. И ещё одна общая черта: на каждую из этих картинок русский композитор ХIХ века М.П.Мусоргский сочинил пьесу. (Слайд 8). Составил из этих пьес цикл и назвал его «Картинки с выставки». (Слайд 9). В музыке такое явление носит название сюита – от французского «последовательность», «ряд».
- А сейчас откроем тетради и запишем, что такое сюита. Это цикл пьес разных по характеру, но объединённых одним художественным замыслом.
- М.П.Мусоргский был очень необычным человеком. Музыку, которую он писал, современники не понимали, его друзья-композиторы часто жестоко критиковали написанное им. А между тем, в произведениях этого композитора очень много изобразительных, красочных моментов, юмора и музыкальных шалостей.
- Фортепианная сюита «Картинки с выставки» была написана на работы художника и архитектора В.А.Гартмана. (Слайд 10) Он был одним из немногих друзей Мусоргского. К сожалению он умер, когда ему было всего 39 лет. Через год после смерти была организованна выставка работ талантливого художника. Мусоргский был потрясён и взволнован. Буквально за три недели он создал эту сюиту для фортепиано. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Выставленные работы продавались, поэтому на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно. Из упомянутых в цикле рисунков ныне можно восстановить шесть. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора.
- Давайте поподробнее познакомимся с этим циклом и попробуем доказать, что Мусоргский написал не просто музыкальное оформление к каждому рисунку, но создал свои «музыкальные картинки», порой совсем не похожие на зарисовки Гартмана, предложил своё видение. (Слайд 11) Каждая из 10 пьес – это небольшая сценка. Скрепляет цикл-сюиту пьеса-связка «Прогулка», где композитор изобразил себя, переходящего от картины к картине.
- – Но прежде мы немного отдохнём. Физминутка.
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два.
Развернули руки шире, повернулись – три, четыре,
Крепко их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
- – Всего картинок - десять, но мы остановимся на трёх. (Слайд 12.) «Балет невылупившихся птенцов»
- Виктор Гартман нарисовал 17 эскизов к балету, в котором выступала, как писал Стасов, «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряжённых канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в яйца, словно в латы». Давайте послушаем, как Мусоргский сумел изобразить эту сценку и подумаем - какой характер этой музыки? Используем словарь эстетических эмоций.
(Звучит пьеса «Балет невылупившихся птенцов»)
- Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? (Слайд 13) (Высокий регистр, быстрый темп, причудливый острый ритм, много украшений)
- Верно. А теперь взгляните на эту картину (сказочная избушка.) (Слайд 14) (Название не говорим). Что вы здесь видите? (Красивый, яркий домик. Он как будто сделан из чего-то вкусного.)
- Молодцы. Действительно, праздничная избушка. Мусоргский изобразил хозяйку этого домика, и получилась совсем другая история, абсолютно не похожая на рисунок Гартмана. Послушайте и подумайте, как зовут хозяйку избушки.
(Звучит пьеса «Избушка на курьих ножках»)
- Как зовут хозяйку? (Баба-яга)
- Почему вы так решили? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор в этой музыке? (Пьеса начинается тихо, а потом доходит до очень громкого звучания с завываниями и прыжками)
- Правильно. Так и кажется, что летит она на своей метле со свистом и шумом. Скажите, в этой пьесе похожи рисунок и музыка? (Нет, здесь композитор придумал свою историю, не похожую на рисунок.)
- Как вы думаете, могла ли музыка стать продолжением картины? (Можно предложить сочинить мини-сказки и оформить их дома.)
- Завершает сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу художника Гартмана «Городские ворота в Киеве». (Слайд 15.) Интонациями эта пьеса близка русским народным песням. Давайте послушаем и определим характер этой музыки
(Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота»)
- Какую же характеристику вы нашли в словаре эстетических
эмоций для этого фрагмента? (Характер величавый, торжественный.)
- Эта музыка символизирует мощь русского народа.
- Скажите, какая пьеса вам запомнилась больше всего? И почему?
- Что по вашему мнению, сделало её такой яркой и запоминающейся?
- Скажите, все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками художника? Какие отличались?
- Смогли ли мы доказать, что Мусоргский предложил своё видение, иногда отличающееся от эскизов своего друга?
- На доске вы видите разные лица, которые передают разные настроения. У вас на листочках тоже они есть. Среди этих карт настроений выберите те, которые соответствуют нашим пьесам.
- «Радость».
- «Гнев».
- «Внимание». Оказывается, вот какие настроения вызвала у нас эта музыка. Да, ребята, разная музыка может влиять на нас по-разному. И лучше всё-таки слушать добрую, красивую музыку.
- Закрепление пройденной темы.
- Что нового вы сегодня узнали? (Слайд 16.)
- Как называется сюита по эскизам и картинкам художника Гартмана? («Картинки с выставки»)
- Какой русский композитор сочинил эту сюиту? (М.П.Мусоргский.)
- Вспомните название прослушанных пьес. («Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота».)
- Сколько всего пьес в цикле-сюите? (10 пьес.) (Слайд 17.)
- Для какого инструмента был написан цикл «Картинки с выставки»? (Для фортепиано.)
- Рефлексия.
- У вас осталось на парте солнышко. Изобразите условно на нём ваше настроение от урока. Дорисуйте у солнышка очертание рта. (Слайд 18.)
- Подарок – песня.
- Ребята, вы любите подарки? В подарок от меня – песня композитора-песенника ХХ века Владимира Шаинского (Слайд 19.) «Вместе весело шагать по просторам». Песня о дружбе. Ведь дружба помогает людям быть добрыми и отзывчивыми.- А вы мне поможете подпевать. (Слайд 20.) (Слайд 21.)
12.Дом. задание: Открыли дневники записали - придумать мини-сказку и попробовать её оформить как книжку-малышку. Оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал к уроку музыки во 2 классе "Картинки с выставки"
Методический материал к уроку музыки во 2 классе "Картинки с выставки"...
Картинки с выставки
МУЗЫКА 4 КЛАССТЕМА: Модест Петрович Мусоргский (1839 – 1881). Картинки с выставки.ЦЕЛЬ: познакомить с жизнью и творчеством М.П.Мусоргского; способствовать развитию музыкального кругозора, музыка...
УРОК ДЛЯ 2 КЛАССА НА ТЕМУ «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ»
УРОК ДЛЯ 2 КЛАССА НА ТЕМУ «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ» с использованием презентации, музыкальных и видео фрагментов...
Музыкальные образы сюиты "Картинки с выставки"
План-конспект урока с использованием ЭОР...
Конспект и презентация урока"Картинки с выставки".
Урок для 2 класса с учётом ФГОС по программе Критской....
Конспект и презентация урока"Картинки с выставки".
Урок для 2 класса с учётом ФГОС по программе Критской....
М.П. Мусоргский." Картинки с выставки. Старый замок."
Открытый урок по музыке в 4 классе по программе Критской....