Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «РПС. Умники и умницы».
календарно-тематическое планирование (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Тарко-Сале Пуровского района
Рассмотрено на заседании НМС Протокол № 1 от 04.01.2018 г. | Согласовано Зам.директора по ВР Л.Ю.Попова ____________________2018г. | Утверждено Директор МБОУ СОШ №1 г.Тарко-Сале Т.С.Дойникова Приказ № 205 от 03.09.2018 г. |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы»
для учащихся 3 «Д» класса общеобразовательной школы
учитель- составитель: Ю.В.Воронкова
г. Тарко-Сале, 2018г.
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного курса
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы НОО, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «РПС.Умники и умницы», с использованием методического пособия О. Холодовой «Умники и умницы». – Москва: РОСТ книга, 2012 г. – с. 191 – 210.
Программа первого класса реализуется в рамках внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических работ выявлено, что у учащихся 3-х классов слабо развиты слуховая память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных и метапредметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. В основу оценки личностных, метапредметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив ( зону актуального развития).
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Описание ценностных ориентиров содержания
курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Основные принципы распределения материала:
1) принцип «системности»: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются; увеличение объема материала; наращивание темпа выполнения заданий;
6) принцип «дифференцированного подхода» : смена разных видов деятельности.
Особенности возрастной группы детей:
Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей 3 класса. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 8 - 9 лет.
Описание места учебного курса в учебном плане
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В третьем классе запланировано 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Умники и умницы»
Личностными результатами изучения курса в 3-м классе являются:
- Определение и высказывание под руководством педагога самых простых общих для всех людей правил поведения при сотрудничестве (этических норм).
- Выбор поступков и действий в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества.
Метапредметными результатами изучения курса в 3-м классе являются :
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Система отслеживания и оценивания результатов
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки)
В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Тест входной (вводный урок) | 1 | |
Развитие концентрации внимания. Решение логических задач. | 5 | |
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать. Тест «Классификация». | 5 | |
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать. Тест «Сравнение». | 5 | |
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Тест «Отношения». | 5 | |
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Логические задачи. | 5 | |
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Логические задачи на развитие способности рассуждать и анализировать. | 4 | |
Тренировка внимания. Развитие логического мышления. | 3 | |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Тест итоговый. | 1 | |
всего | 34 |
Содержание программы
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Календарно-тематический план
№ | Дата проведения | Тема, занятия | Содержание | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления начало года. Тест входной. | Диагностическая работа. | - четко ориентироваться в пространстве; - владеть навыками слуховых, зрительных, осязательных ощущений, различать звуки речи; - правильно определять временные промежутки, различать предметы по цвету, форме, размеру; - внимательно слушать учителя; запоминать и воспроизводить изучаемый материал; - правильно строить предложения; использовать в речи изученные слова и выражения; находить и выделять признаки предметов; -узнавать предметы, явления по их признакам; - давать описание предметов, явлений по их признакам; -выделять черты сходства и отличия; -выявлять закономерности; -решать несложные логические задачи; -владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения; - выполнять задание по образцу; - проявлять инициативу; - дифференцировать по определенному признаку; - делать вывод; - контролировать свое поведение; - инициировать пути решения нестандартных задач; - вступать в контакт при работе в группах и парах; - проявлять творчество. | |
2 | Развитие концентрации внимания. Решение логических задач. | Упражнения на развитие внимания, мышления. | ||
3 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | Упражнения на развитие внимания, мышления. | ||
4 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | Упражнения на развитие слуховой памяти. | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | Упражнения на развитие зрительной памяти, аналитических способностей. | ||
6 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | Упражнения на развитие логического мышления. | ||
7 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. | Упражнения на развитие пространственного воображения. | ||
8 | Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | Игры на формирование концентрации внимания, мышления. Решение нестандартных задач. | ||
9 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | Упражнения на развитие мыслительных процессов. | ||
10 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. Тест «Классификация». | Игры на развитие внимания. | - четко ориентироваться в пространстве; - владеть навыками слуховых, осязательных ощущений, различать звуки речи; - правильно определять временные промежутки, различать предметы по цвету, форме, размеру; - внимательно слушать учителя; запоминать и воспроизводить изучаемый материал; - правильно строить предложения; использовать в речи изученные слова и выражения; находить и выделять признаки предметов; -узнавать предметы, явления по их признакам; - давать описание предметов, явлений по их признакам; -выделять черты сходства и отличия; -выявлять закономерности; -решать несложные логические задачи; -владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения; - решать нестандартные задачи. | |
11 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | Упражнения на развитие аналитических способностей и совершенствование мыслительных операций. | ||
12 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | Упражнения на развитие воображения, зрительной памяти и мышления.. | ||
13 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | Решение задач на развитие логического мышления, | ||
14 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. | Упражнения на совершенствование воображения. Игры со спичками | ||
15 | Развитие логического мышления. Решение логических и творческо-поисковых задач. | Выполнение олимпиадных заданий | ||
16 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. Тест «Сравнение». | Игры на развитие концентрации внимания, мыслительных процессов. Упражнения на развитие зрительной памяти, мышления. | ||
17 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | Упражнения на развитие зрительной памяти, мышления. | - четко ориентироваться в пространстве; - владеть навыками слуховых, осязательных ощущений, различать звуки речи; - правильно определять временные промежутки, различать предметы по цвету, форме, размеру; - внимательно слушать учителя; запоминать и воспроизводить изучаемый материал; - правильно строить предложения; использовать в речи изученные слова и выражения; находить и выделять признаки предметов; -узнавать предметы, явления по их признакам; - давать описание предметов, явлений по их признакам; -выделять черты сходства и отличия; -выявлять закономерности; -решать несложные логические задачи; -владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения; -решать нестандартные задачи | |
18 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | Игры на развитие воображения. Рисование по образцу. | ||
19 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | Упражнения на развитие логического мышления, мыслительных операций. | ||
20 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | Упражнения на развитие концентрации внимания, мышления. | ||
21 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. | Игры на развитие мышления, внимания. | ||
22 | Развитие логического мышления. | Игры на развитие мышления, памяти. | ||
23 | Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | Упражнения на развитие памяти, мышления. | ||
24 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Тест «Отношения». | Развитие внимания, мышления | ||
25 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | Игры на развитие слуховой памяти, мышления. | ||
26 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | Упражнения на развитие зрительной памяти, мышления. Выполнение олимпиадных заданий | - четко ориентироваться в пространстве; - владеть навыками слуховых, осязательных ощущений, различать звуки речи; - правильно определять временные промежутки, различать предметы по цвету, форме, размеру; - внимательно слушать учителя; запоминать и воспроизводить изучаемый материал; - правильно строить предложения; использовать в речи изученные слова и выражения; находить и выделять признаки предметов; -узнавать предметы, явления по их признакам; - давать описание предметов, явлений по их признакам; -выделять черты сходства и отличия; -выявлять закономерности; -решать несложные логические задачи; -владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения; - решать нестандартные задачи. -выявлять закономерности; -решать несложные логические задачи; -владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения; - решать нестандартные задачи. | |
27 | Поиск закономерностей. | Развитие концентрации внимания, мышления. | ||
28 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. | Упражнения на развитие воображения. Задания по перекладыванию спичек. | ||
29 | Развитие логического мышления. | Развитие слуховой памяти, мышления. | ||
30 | Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать и анализировать. | Решение нестандартных задач. | ||
31 | Тренировка внимания. Задачи на развитие логических способностей. | Упражнения на развитие мыслительных операций. | ||
32 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать. | Упражнения на развитие слуховой памяти, мыслительных операций. | ||
33 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | Упражнения на развитие зрительной памяти, мышления. | ||
34 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать. Тест итоговый. | Заключительная диагностика |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Пособия для педагога
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2010 г | «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9лет)» | Методическое пособие для 3 класса |
2. | Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин – т повыш. Квалиф. И переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы») | Программа развития познавательных способностей учащихся | |
5. | Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
6. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
7. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2013 г | «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет)» | Рабочие тетради в 2-х частях. |
Технические средства:
Медиа проектор, интерактивная доска, персональный компьютер учителя.
Электронные образовательные ресурсы
CD: «Развиваем внимание», «Развиваем память», «Развиваем логику», «Развиваем воображение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по теме: «Занимательная информатика. Юный художник» 2012 г (1 класс)
Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, спо...
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальное направление «Умники и умницы»
Данная программа направлена на обеспечение духовно – нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятель...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Основные задачи курса:1)развитие мышления...
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "РПС. Умники и умницы"
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной ...
Программа внеурочной деятельности ( общеинтеллектуальное направление) « Проектная деятельность»
Цель: активизация социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время; развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях.Задачи:1. Форми...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы» (3 класс)
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального о...