Конспект внеурочного занятия : Викторина "Стрелка Васильевского острова" 2 класс
план-конспект занятия (2 класс)
В увлекательной форме учащиеся закрепляют и расширяют знания об ансамбле Стрелки Васильевского острова; учатся устанавливать историческую и культурную ценность объектов Стрелки Васильевского острова,развивают навыки работы со словарем, картой; учатся разгадывать кроссворд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_strelka_v._o._2_klass.docx | 27.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Панова В. А. учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 169
Центрального района Санкт – Петербурга
Конспект внеурочного занятия
2 класс
Тема: Викторина «Стрелка Васильевского острова»
Цели:
- Закрепление и расширение знаний учащихся о Стрелке Васильевского острова как памятнике культурного и исторического наследия Санкт – Петербурга путем изучения отдельных объектов, входящих в данный ансамбль.
- Создать условия для осознания учащимися сущности понятия «архитектурный ансамбль» на примере Стрелки Васильевского острова.
Задачи:
- Учить устанавливать историческую и культурную ценность данных объектов для жителей Санкт – Петербурга (в прошлом) и современных горожан.
- Формировать эмоционально – ценностное отношение учащихся к городу (восприятие красоты города).
- Показать значение Стрелки Васильевского острова как символа города.
- Формировать познавательный интерес к изучению истории и культуры Санкт – Петербурга.
- Формировать умение работать в группах.
- Развивать речь, мышление, воображение, память учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Научить учащихся самостоятельно добывать информацию о расположении объектов Стрелки Васильевского острова с помощью карты – схемы.
- Учащиеся будут знать значение слов: Биржа, пакгауз, таможня, ростральные колонны, причал, Кунсткамера, ансамбль, скульптурная группа.
Метапредметные:
- Регулятивные: - определять цель деятельности; - уметь принимать и сохранять учебную задачу; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - работать по плану, находить и исправлять ошибки, работая в группе; - осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату; - оценивать правильность выполнения заданий в группе.
- Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации с использованием карты – схемы, «Словаря» в учебнике; - использовать знаково – символические средства (схемы) для решения задач; - строить речевое высказывание в устной форме; - анализировать, сравнивать объекты; - устанавливать причинно – следственные связи; - представлять информацию в разных формах (кроссворд, схема, текст).
- Коммуникативные: - учиться излагать своё мнение, подтверждая его фактами; - учиться понимать мнения других людей; - учиться исправлять ошибки для успешного решения заданий в группе; - оказывать необходимую взаимопомощь при выполнении заданий.
- Личностные: - формировать познавательный интерес к изучению родного города, - развивать способность к самооценке на основе критерия учебной деятельности; - осознавать себя жителем Санкт – Петербурга, России; - формировать чувство гордости за свою страну.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карта – схема Стрелки Васильевского острова (для каждой группы), конверты с фотографиями объектов Стрелки Васильевского острова (для каждой группы), портреты архитекторов: Д. Трезини, Ж. Ф. Тома де Томона, презентация по теме занятия, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова.
Ход занятия.
1 Организационный этап
Деятельность учителя: проверяет готовность к занятию, организует осознанное вхождение учащихся в учебный процесс, мотивирует к деятельности (распределение учащихся в две команды).
Деятельность учащихся: настраиваются на занятие, осуществляют самоконтроль готовности к занятию.
2 Актуализация знаний.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Стрелке Васильевского острова, чтобы научиться внимательно рассматривать объекты на площади, находить в них общие и различные черты. Для того, чтобы успешно выполнить все задания викторины, вам понадобятся все приобретенные знания по данной теме, а также умение работать в группе, слушать и обсуждать варианты ответов, быстро выбирать нужный ответ. За каждое правильно выполненное задание жюри начисляет баллы. Желаю вам удачи.
Задание 1 «Разминка»
1 Назовите самый большой остров в Санкт – Петербурге. (Васильевский остров)
2 На какой стороне Васильевского острова находится ансамбль Стрелки: на западной. восточной, южной или северной? ( в восточной оконечности Васильевского острова)
3 Что значит слово «Ансамбль»? Найдите в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова значение этого слова. (Согласованность, стройность частей единого целого, а также само целое.)
4. При каком императоре началось строительство на Стрелке Васильевского острова? ( При императоре Петре I)
5 Кому подарил Васильевский остров Петр I (князю А. Д. Меншикову – первому губернатору Санкт – Петербурга).
6 Кто был первым архитектором Стрелки? (Доменико Трезини)
7 Какие особенные улицы должны быть по замыслу Петра I (прямые улицы – линии; прорыть вдоль них каналы).
Слайд 1 «Карта Васильевского острова»
8 На какие два рукава делится Нева около Стрелки Васильевского острова? (Большая Нева и Малая Нева).
9 Назовите здание, которое является центром ансамбля Стрелки (Биржа).
Слайд 2 « Панорама Стрелки Васильевского острова»
Слайд 3 «Стрелка Васильевского острова ночью»
Задание 2 Конкурс «Вставь пропущенные термины», объясни их значение.
При подготовке ответов используй «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова.
«Здание Биржи возведено на насыпном холме. Его высота – 2 человеческих роста. К Бирже ведет широкая гранитная лестница. Хоровод мощных колонн окружает стены. Это - галерея. В непогоду здесь можно прогуливаться, беседовать. Фасады здания скромные. Над входом в здание (их два) расположены фронтоны с большими дугообразными окнами. Около окон – скульптурные группы.
Слайд 4 «Здание Биржи»
Проверка выполнения задания: учащиеся обмениваются листами с заданием, при необходимости корректируют работу другой группы, проверенные работы отдают членам жюри.
Задание 3 «Юный скульптор»
Что такое Биржа? (в переводе на русский язык обозначает «кошелек»). В этом здании купцы договаривались о купле – продаже товаров. Здесь заключались торговые сделки.
У вас в конвертах лежит рисунок. Догадайтесь, на каком здании ансамбля Стрелки он находится. Опишите рисунок, используя термины: главный вход, трезубец, колесница, скульптурная группа, Нева, Волхов (работа в группах).
Правильный ответ:
(Бог морей Нептун в короне, с трезубцем в левой руке восседает в морской колеснице. Колесницу везет четверка из морских коньков. По правую руку от Нептуна находится фигура, изображающая реку Неву, по левую – реку Волхов.)
Дополнительный вопрос для любознательных:
- назови фамилию скульптора, создавшего эту скульптурную группу (скульптор Иван Прокофьевич Прокофьев);
- назови фамилию архитектора, построившего здание Биржи (Тома де Томон).
Проверка выполнения задания: выступает представитель от каждой команды. Ответы учащихся оценивают члены жюри.
Здание Биржи с двух сторон охраняют пакгаузы. Их фасады скромно украшены. Но фасады пакгаузов, обращенные к реке, украшены богаче. Они украшают невские набережные. Какой музей сейчас находится в здании южного пакгауза? (Зоологический)
Слайд 5 «Южный пакгауз»
Задание 4 Фотоконкурс «Ростральные колонны»
Что такое «ростральные колонны»?
Для чего они нужны на Стрелке Васильевского острова?
Около колонн – гранитная набережная. Перечислите, что её украшает.
(Маски львов, плавные спуски к воде, парапеты - ограда от волн. Парапеты завершаются постаментами. На постаментах – гранитные шары).
Слайд 6 «Ростральная колонна»
Прочитайте текст.
По плану архитектора Тома де Томона возле здания Биржи, ближе к воде поставили две ростральные колонны. Это маяки. Ночью и в туман они указывали дорогу кораблям, идущим по Неве.
На колоннах укреплены ростры – носы кораблей. Их украшают головы морских коньков, крокодилов, водяных и наяд (наяды – это речные божества, девы с дельфиньими хвостами). У подножия колонн сидят могучие фигуры. Это расположенные парами реки России: Нева, Волхов. Днепр и Волга.
На площади перед биржей часто проходят праздники. В такие дни на ростральных колоннах зажигаются яркие факелы.
Слайд 7 «Факел»
Высота каждой ростральной колонны – 32 м.
Используя текст, соедини стрелками слова – детали украшения ростральных колонн с соответствующими им фотоизображениями (см. слайд презентации).
Слова: наяды, голова крокодила, голова водяного, морские коньки, фигуры у подножия колонн.
Работа в группах. Обсуждение выполнения задания. Оценивает жюри.
Дополнительный материал для учителя.
Здание Двенадцати коллегий (коллегиями называли министерства. Этот было первое правительственное сооружение в новой столице. Оно состояло из 12 одинаковых корпусов, стоящих вплотную друг к другу. Их общая длина превышаша400 метров. Сейчас в здании – Петербургский университет.
Когда Петр Первый посещал европейские страны, то из своих путешествий привозил разные диковинные предметы. Когда таких вещей набралось много, Петр велел построить для них специальное здание – кунсткамеру. (кунст – в переводе с немецкого – искусство, камер - комната). Кунсткамера – первый музей в нашей стране.
Какие музеи сейчас находятся на Стрелке Васильевского острова? (Зоологический, Кунсткамера, музей почвоведения, ранее в здании Биржи – Центральный военно – морской музей – теперь он находится на площади Труда дом 5)
Задание 5 Кроссворд «Ансамбль»
1 Носовая часть корабля (ростра)
2 Учреждение, занимающееся контролем провоза грузов, багажа и взиманием пошлин, сборов (таможня)
3 небольшой общественный сад на Стрелке (сквер)
4 Склад для хранения товаров (пакгауз)
5 Первый музей в Санкт – Петербурге и в России (Кунсткамера)
6 Центральное здание ансамбля Стрелки (Биржа)
7 Место у берега, оборудованное для стоянки судов, причаливания лодок (причал)
8 Самый большой остров в Санкт – Петербурге (Васильевский)
Задание 6 «Схема Стрелки Васильевского острова»
Из раздела «Прогулка четвертая. По Стрелке Васильевского острова»
1 Найди и обозначь знакомые тебе объекты .
2 Подпиши название рукавов Невы.
3 Подпиши названия мостов, по которым можно попасть на Стрелку Васильевского острова.
У каждой команды – лист со схемой. Нужно подписать все объекты. Обсуждение в группах. Жюри проверяет правильность выполнения задания.
Подведение итогов викторины.
Вывод.
Городовики Марина и Петр пришли к выводу: «Ансамбль получился красивым, потому что талантливые мастера уважительно относились к творениям других. Никто не хотел испортить общий замысел ансамбля». Марина добавила: « Создатели ансамбля старались согласовать сооружения с окружающей средой».
Подведение итогов викторины.
Рефлексия. Вы согласны с мнением городовиков? В чем? Что бы вы хотели добавить? Какое здание ансамбля вам нравится больше всего? Почему? Хотели бы вы привести на Стрелку Васильевского острова своих родных и самим рассказать о каждом объекте?
Использованная литература
1 Ермолаева Л. К. Гаврилова Н. Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь. Часть 2. Изд. 2 –е, переработанное и дополненное.- СПб.: СМИО Пресс, 2005. – 96 с., ил.
2 Дмитриева Е. В. Санкт – Петербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.- СПб.: Корона принт, 2014.- 80 с.
3. Дмитриева Е. В. Санкт – Петербург. Выпуск второй: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.- СПб.: Корона принт, 2013.- 80 с.
4 С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка» 4 –е издание, дополненное; М., Азбуковник, 1999. – 944 стр.
5 Чубинец Е. Л. Петербургская азбука: рабочая тетрадь по русскому языку и истории города с вопросами и заданиями для начальной школы/ Е. Л. Чубинец, В. К. Дмитриев. – СПб. : Корона принт, 2011. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект внеурочного занятия «Веселый английский» 1 класс Тема: Моя семья
Цель: создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в рабочий процесс...
Конспект внеурочного занятия для учащихся 2 класса, в рамках празднования Дня Матери в России «Мама, будь всегда со мною рядом!»
Конспект внеурочного занятия для учащихся 2 класса, в рамках празднования Дня Матери в России «Мама, будь всегда со мною рядом!», с использованием здоровьесберегающих технологий, технологи...
Конспект внеурочного занятия для учащихся 4 класса "Равнодушие и отзывчивость"
Цель: углубить представления учащихся о нравственных качествах человека. Задачи: раскрыть значение понятий «равнодушие» и «отзывчивость»; - развивать в учащихся стремлени...
Конспект внеурочного занятия общеинтеллектуального направления 2 класс «Конструирование фантастических роботов»
Кружок «Робототехника»Тема:«Конструирование фантастических роботов»Дидактическая цель:способствовать формированию у обучающихся представлений о роботах, умению их описыва...
Конспект внеурочного занятия общеинтеллектуального направления 2 класс «Военные роботы в России»
Кружок "Робототехника"Тема: «Военные роботы в России»Дидактическая цель: способствовать расширению и углублению понятия «робот»; содействовать развитию понимания о ви...
Конспект внеурочного занятия «Законы математики», 3 класс
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯНазвание кружка: «Законы математики»Направленность внеурочной деятельности: обще-интеллектуальное.Класс / возраст детей: 3 «Ж», 9-10 летТема: Поиск ...