Педагогический опыт
методическая разработка

«Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка»  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая концепция

(слайд 1)  «Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка»  -  тема моей педагогической концепции.

 (слайд 2)  «Интерес к учению есть там, где вдохновение, рождающее успех», - писал Василий Александрович Сухомлинский. Слова выдающегося педагога   актуальны и в наше время.

Актуальность темы обусловлена тем, что изменились подходы к начальному общему образованию в связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта, во-первых. Во-вторых, по данным психологов у 57% обучающихся не сформировано умение управлять своей учебной деятельностью, применять приобретенные знания в различных жизненных ситуациях. В-третьих, качественно реализовать основную цель государственного стандарта: развитие личности, формирование умения и желания учиться, освоение системы практических умений, опыта осуществления разнообразных видов деятельности.  Надо отметить, стереотипность и однотипность в обучении не делает урок результативным, содержательным. Эти проблемы волнуют многих учителей, работающих в инновационном режиме, реализующих системно-деятельностный подход в обучении.

(слайд 3) Поэтому целью моей концепции является: показать эффективность применения проблемных ситуаций на уроке русского языка для организации учебно-познавательной деятельности.

(слайд 4)  Исходя из основной цели, поставлены задачи:

  1. показать способы и правила создания проблемных ситуаций на учебном адаптивном занятии;
  2. дать отличие адаптивного урока с применением проблемных ситуаций от традиционного;
  3. определить эффективность комплекса проблемных ситуаций на

учебном занятии.

Особое внимание при организации учебно-познавательной деятельности  уделяется метапредметным результатам – универсальным способам деятельности (познавательным, коммуникативным, регулятивным), что позволяет активизировать учебную деятельность посредством применения проблемных ситуаций обучения.

Мы должны различать понятия: «учебная» и « познавательная» деятельность ученика, поскольку первая более всего связана с внешними действиями (рассказ, чтение, списывание и т.п.) и не всегда обуславливает вторую, отражающую анализ, синтез, обобщение и другие приемы мышления: их единство лучше всего достигается при решении учебных проблемных ситуаций.  

(слайд 5)  Как сказал психолог Сергей Леонидович Рубинштейн: «Мышление начинается с проблемной ситуации».

(слайд 6)  Каковы методические приёмы создания проблемных ситуаций?

  • Подведение школьников к противоречию и предложение им самим найти способ его решения.
  • Столкновение противоречия в практической деятельности.
  • Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос.
  • Побуждение школьников делать сравнение, обобщение, выводы из ситуаций.
  • Постановка проблемной задачи (например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибочными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения).

(слайд 7)   На уроках использую следующие виды проблемных ситуаций:

  • Ситуация неожиданности. Данные ситуации создаются, когда обучающиеся знакомятся с материалом, вызывающим удивление, поражающим своей необычностью. Приведу пример фрагмента урока русского языка с постановкой учебной проблемы (с удивлением) во 2 классе по теме «Парные согласные в корне слова». На этапе постановки проблемы ученики работают в группах. Детям предлагается предложение: Петя взял пру… и погнал гусей на пру… .

Ученики пишут на отдельных листочках, результат вывешивается на доску. У детей вызвало удивление, что слово «пруд(т)» пишется по-разному.    

1 шаг. Возникновение проблемы.

- Сколько мнений в классе?

2 шаг. Осознание проблемы.

- Почему?

3 шаг. Формулирование проблемы.

- Какой возник вопрос? Какую букву писать в словах?  

  • Следующим видом проблемной ситуации является ситуация неопределённости. Они возникают, когда учащимся предлагаю задания с недостаточными данными или с избыточными данными для получения однозначного ответа. Например, на уроке русского языка в 4 классе при  изучении темы «Глаголы-исключения» даю задание определить спряжение глаголов: гнать, держать, смотреть, брить. Обучающиеся выполнят задания таким образом: к 1 спряжению отнесут глаголы – гнать, держать, смотреть, так как они заканчиваются на –ать и –еть, а глагол – брить отнесут ко 2 спряжению, так как он заканчивается на – ить. Затем предлагаю образовать от данных глаголов глаголы 3 лица множественного числа и обратить внимание на окончания.

        гнать – гонят                                        брить – бреют

        держать – держат                                

        смотреть – смотрят

Таким образом, возникает проблемная ситуация, когда имеется недостаточность информации, что это глаголы - исключения.

  • На адаптивном учебном занятии использую такую ситуацию, как столкновение мнений. Данная ситуация возникает при наличии противоречий. На  уроке русского языка в 4 классе по теме «Именительный и винительный падежи имен существительных» перед учениками ставится проблема «Определить падеж существительного мяч в предложениях: Мальчики догоняли мяч. Мяч летал высоко». Дети работают по карточкам самостоятельно, решая проблему. Происходит столкновение двух мнений: одни ученики указали, что слово мяч стоит в форме И.п., а другие – определили, что оно имеет разные формы: И. и В.п. А в ходе дискуссии пришли к единому мнению.

Такой прием позволяет за короткий промежуток времени быстро решить проблему, организовать продуктивную деятельность обучающихся, связанную с работой мышления. Дети находят свое выражение в таких мыслительных операциях как анализ и сравнение.

При изучении темы «Безударные гласные в корне слова» использую аналогичную ситуацию со словами-омофонами. Сп?ши текст. Сп?ши в школу. Пол?скать белье. Пол?скать кошку. Данная проблемная ситуация предусматривает и развитие речи.

  • Интересным видом создания проблемной ситуации является ситуация опровержения.  Они создаются, когда обучающимся предлагаю доказать несостоятельность какого-либо предположения. Предлагаю ребятам решить проблему: «Предполагаю, что у имен существительных ж.р. во мн.ч. в Р.п:  нет задач…, рощ…, капает с крыш… - пишется «Ь» и у существительных ж.р. печ…, доч…  тоже пишется «Ь». Чтобы решить данную проблему, прочитайте правило. Правильно ли было мое предположение? Ученики доказывают, что правописание «Ь» зависит от склонения имен существительных.

  • Наряду с вышеназванными ситуациями применяю ситуацию предположения. Данные ситуации создаются, когда требуется доказать какую-либо гипотезу. Пример: «Если знать способы проверки безударной гласной в корне слова, то это даст возможность правильно написать слово».

(слайд 8) Часто проблемные ситуации рождаются в учебных диалогах, а большинство в учебной дискуссии, которая позволяет создать условия для творческой продуктивной деятельности на уроке. Вот почему учебная дискуссия заняла прочное место в начальной школе. Несомненно, что к ней обращаются те педагоги, которые строят учебный процесс на основе системно-деятельностного подхода, применяя современные педагогические технологии. Но дискуссия тогда будет проблемной, когда ставятся такие вопросы: Почему? Зачем? Для чего? Сравни. Докажи. Выбери верное утверждение или решение.

Кроме устной дискуссии, есть и письменная дискуссия. Но, по моим наблюдениям, в устную дискуссию можно вовлечь не всех обучающихся, а в письменную – всех. Я несколько раз в 4 классе применяла вид такой дискуссии.

Например, предлагаю задание: в предложении «Мама подарила сыну мяч» найти подлежащее. Это задание выполняли Маша и Миша. Маша считает, что в предложении говорится о маме, значит, слово «мама» - подлежащее. Миша же считает, что в предложении говорится о мяче и слово «мяч» отвечает  на вопрос «что?», значит оно подлежащее. А как считаете вы?

Каждый ребенок самостоятельно пишет ответ на поставленный вопрос; присоединяется (с обоснованием) к одному из вариантов ответов или оформляет свое мнение. Очень важно, чтобы дети использовали речевые формулы «Я думаю, я считаю». Рабочие листы с ответами собираю, знакомлюсь со всем спектром детских версий и готовлюсь к фронтальной дискуссии.

Что это дает ребенку? 

- каждый может индивидуально выразить (написать) свою точку зрения;

- каждый может поделиться собственным мнением;

- никто никого не перебивает, все пишут свое мнение;

- экономится время.

(слайд 9) Достоинства письменной дискуссии:

- у детей развивается письменная речь, они учатся оформлять свою точку зрения в виде предложения или текста;

- учитель может заранее познакомиться со всеми версиями и исключить нелепые, продумать способы группировки и обсуждения версий;

- вовлеченность детей повышается за счет того, что каждый имел возможность обдумать и зафиксировать свое мнение.

(слайд 10) Но для того, чтобы предложить  различные виды проблемных ситуаций, учителю нужно знать алгоритм создания проблемы:

Подготовка к восприятию проблемы (на этом этапе проводится актуализация знаний, чтобы обучающиеся могли решить проблему).

Создание проблемной ситуации (это самый ответственный и сложный этап проблемного обучения, когда обучающийся осознаёт, что не может выполнить поставленную задачу только с помощью имеющихся у него знаний и должен дополнить их новыми)

Формулирование проблемы (это итог возникшей проблемной ситуации).

Процесс решения проблемы (он состоит из нескольких версий, мнений).

Доказательство правильности избранного решения.

Приведенные выше примеры доказывают применение этого алгоритма на практике.

Решение проблемных ситуаций позволяет эффективно сочетать как индивидуальную, так и групповую работу на уроках, т.е. использовать коллективные способы обучения.

В течение работы над данной темой поставила перед собой проблемный вопрос: «Чем же адаптивный урок с применением проблемных ситуаций отличается от традиционного урока и как влияет на оптимизацию учебно-познавательной деятельности?»

(слайд 11)

№ п/п

Компоненты

Традиционный урок

Урок с применением проблемных ситуаций

1

Ученик

Объект обучения

Субъект обучения

2

Учитель

Информатор

Консультант, организатор познавательной деятельности

3

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная беседа, индивидуальная, самостоятельная деятельность

Индивидуальная, самостоятельная, парная, групповая, рефлексивная с применением проблемных ситуаций.

4

Методы обучения

Информативные, дедуктивные

Развивающие,  проблемные,  рефлексивные, практические

5

Содержание учебного материала

Материал преподносится чаще всего на репродуктивном уровне

Материал дается на основе решения проблемных задач.

6

Анализ деятельности

Обучение в основном проводится на репродуктивном уровне, нет самоанализа, рефлексии.

Обучение  проводится на продуктивном уровне на основе познавательного интереса.

7

Планируемые результаты

Общеучебные навыки

Формирование универсальных учебных действий

8

Цель

ЗУНы

Развитие познавательных интересов и практических умений

Анализируя таблицу, можно сделать вывод: урок с применением проблемных ситуаций создает благоприятные условия для развития продуктивной деятельности обучающихся.

Несомненно, что построение урока с применением проблемных ситуаций помогает педагогу решить многие проблемы, связанные с междпредметными умениями.

По моим наблюдениям, достоинства данного урока в  том, что:

- дает возможность более качественно управлять учебно-познавательной деятельностью обучающихся;

- влияет на развитие коммуникативных способностей (развитие речи, умение доказывать, рассуждать);  

- идет активное развитие наблюдательности, внимания, нестандартности мышления;

- выстраиваются субъект-субъектные отношения;

- приобретаются умения исследовательской деятельности.

Считаю, что еще достоинство такого урока состоит в том, что в процессе поисковой деятельности при решении проблемных ситуаций происходит активное развитие наблюдательности, внимания, активности и нестандартности мышления.

Безусловно, что построение урока на основе использования проблемных ситуаций повлияло на: (слайд 12)

  • За 2015-2016 учебный год - успеваемость обучающихся

составила 100%, качество обученности - 70%. По итогам диагностических контрольных работ по ФГОС, разработанных авторами УМК «Школа России», с базовым уровнем справились - 100%, с повышенным 63% обучающихся.        

Слайд 13 не комментировать  

Слайд 14              

Мои  обучающиеся – постоянные участники Международного конкурса-игры «Русский медвежонок - языкознание для всех-2015» (1 место в регионе и России, диплом 1 степен Уманцив А.)

 Слайд 15 Всероссийская олимпиада- 2014 «Талант.РУ»  (1 и 2 места в России, округе). Мои ученики ежегодно принимают участие   в районной научно-практической конференции молодых исследователей 21 век. В поисках совершенства», в 2013г. 2 место (диплом 2 степени).

  • И если мы вернемся к словам В. А. Сухомлинского об интересе к учению, то действительно создание проблемных ситуаций приводит к успеху, к вдохновению, к активной познавательной деятельности ученика.

Свой опыт работы представляла на районных и окружных научно-практических конференциях.

Мои достижения в области образования: ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛАЙД (слайд 16)

  • Почетная грамота Управления образования и молодежной политики.
  • Диплом  победителя 1 степени Всероссийского конкурса «Росконкурс Март 2016»
  • Диплом 2 степени исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь»;
  • Сертификаты об участии в районных  окружных научно-практических конференциях;                                                                                                                                        
  • Благодарность   от Управления образования и молодежной политики за подготовку младших школьников во всероссийских конкурсах;
  • Благодарность от Управления образования и молодежной политики Нижневартовского района за подготовку обучающихся в районной научно-практической конференции молодых исследователей «21 век. В поисках совершенства», в районном экологическом конкурсе проектов «Человек на Земле» (диплом 3 степени), 2013 год.                                                  

слайд 17

Спасибо за внимание 

Год

Уровень

Тема конференции

Тема выступления

2008

Окружная научно-    практическая конференция

«Новые методические подходы к изучению          предметного содержания УМК «Школа России» в начальной школе»

«Новые методические подходы к изучению раздела «Табличное умножение» в преподавании математики по учебнику М. И. Моро»

2009

Окружная научно-    практическая конференция

«Развитие  личности       в дошкольном и  школьном образовании: опыт, проблемы, перспективы»

«Мониторинг как средство реализации модульных рабочих программ»

                             

2010

Окружная научно-    практическая конференция

«Перспективы и     механизмы реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

«Современные тенденции литературного образования школьников»  

На РМО учителей начальных классов представляла опыт работы и поделилась методическими рекомендациями по теме «Нравственное воспитание школьников в рамках предмета «ОРКСЭ», «Реализация ФГОС средствами УМК «Школа России».         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка» Учитель начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ» Аблахатова Гульфара Самигулловна

Слайд 2

Интерес к учению есть там, где есть вдохновение, рождающее успех В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Цель: показать эффективность применения проблемных ситуаций на уроках русского языка для организации учебно- познавательной деятельности.

Слайд 4

Задачи: показать способы и правила создания проблемных ситуаций на учебном занятии ; дать отличие урока с применением проблемных ситуаций от традиционного; определить эффективность комплекса проблемных ситуаций на учебном занятии.

Слайд 5

«Мышление начинается с проблемной ситуации…» С. Л. Рубинштейн

Слайд 6

Методические приёмы создания проблемных ситуаций: подведение школьников к противоречию и предложение им самим найти способ его решения; столкновение противоречий в практической деятельности; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; побуждение школьников делать сравнение, обобщение, выводы из ситуаций.

Слайд 7

Виды проблемных ситуаций : ситуация неожиданности; ситуация неопределённости; столкновение мнений; ситуация опровержения; ситуация предположения.

Слайд 8

Учебная дискуссия устная письменная

Слайд 9

Достоинства письменной дискуссии: у детей развивается письменная речь, они учатся оформлять свою точку зрения в виде предложения или текста; учитель может заранее познакомиться со всеми версиями и исключить нелепые, продумать способы группировки и обсуждения версий; вовлеченность детей повышается за счет того, что каждый имел возможность обдумать и зафиксировать свое мнение.

Слайд 10

Алгоритм создания проблемы:

Слайд 11

Компоненты Традиционный урок Урок с применением проблемных ситуаций Ученик Объект обучения Субъект обучения Учитель Информатор Консультант, организатор познавательной деятельности Формы организации познавательной деятельности Фронтальная беседа, индивидуальная самостоятельная деятельность Индивидуальная, самостоятельная, парная, групповая, рефлексивная деятельность с применением проблемных ситуаций. Методы обучения Информативные, дедуктивные Развивающие, проблемные, рефлексивные, практические Содержание учебного материала Материал преподносится чаще всего на репродуктивном уровне Материал дается на основе решения проблемных задач. Анализ деятельности Обучение в основном проводится на репродуктивном уровне, нет самоанализа, рефлексии. Обучение проводится на продуктивном уровне на основе познавательного интереса. Планируемые результаты Общеучебные навыки Формирование универсальных учебных действий Цель ЗУНы Развитие познавательных интересов и практических умений

Слайд 12

Качество обучения

Слайд 13

Качество и эффективность проведения учебных занятий

Слайд 14

Достижения обучающихся :

Слайд 16

Почетная грамота Управления образования и молодежной политики. Диплом победителя 1 степени Всероссийского конкурса « Росконкурс Март 2016» Диплом 2 степени исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь»; Сертификаты об участии в районных окружных научно-практических конференциях; Благодарность от Управления образования и молодежной политики за подготовку младших школьников во всероссийских конкурсах. Достижения в области образования

Слайд 17

« Люблю то, что преподаю, люблю тех, кому преподаю» В. О. Ключевский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт по теме "Использование терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Обобщен опыт работы по использованию терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми младшего и младшего школьного возраста....

Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"

Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы».  Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...

Актуальный Педагогический Опыт

Работа с леворукими детьми....

педагогический опыт.Педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"

педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"...

ПК 4.3.Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивать образовательные технологии в области начального общего образования.

ПК  4.3.Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической  литературы,  самоанализа  и  анализа  деятельности  других педагогов,  оцениват...