Программа внеклассных занятий по профориентации 3 класс
рабочая программа (3 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеклассной деятельности
по профориентации "Мир профессий"
студентки 407 группы
Ивановой Марии Александровны
2018-2019 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_profesiy.docx | 24.68 КБ |
ktp_okr_mir.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеклассной деятельности
по профориентации "Мир профессий"
студентки 407 группы
Ивановой Марии Александровны
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
Проблема подготовки подрастающих поколений к труду — извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике.
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.
Актуальность программы определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.
Успех профориентационной работы во многом зависит от умения педагога связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у школьников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.
Цели программы.
- Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения со своими возможностями и желаниями.
- Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Главной целью профориентационного образования на всех ступенях обучения в школе является формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда становятся основой профессионального выбора.
Задачи программы.
Образовательные задачи:
- Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
- Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
- Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
Воспитательные задачи.
- Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника .
Развивающие задачи.
1.Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
2. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
3. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
4.Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.
Основные нормативно-правовые документы, на которые опирается программа:
- «Конвенция ООН о правах ребенка»;
- «Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка»;
- Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ;
- Типовое положение «Об учреждении дополнительного образования детей»;
Особенности программы.
Программа даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что учащиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, деловых игр. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, анализ газет, объявлений, справочников, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.
Программа является значимым элементом внеклассной работы в рамках профориентационной подготовки учащихся.
Место предмета в базисном учебном плане.
Программа «Ваш выбор» рассчитан на 36 часов .
Принципы и подходы, лежащие в основе программы.
Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.
Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также принципы доступности и гуманизации.
Планируемые результаты освоения курса.
Учащиеся:
- Получат систематические знания о профессиях, о содержании трудовой деятельности, учебных заведениях, о важности каждой профессии для общества, узнают о собственных психологических особенностях, профессиональных интересах и склонностях, правилах выбора профессии и об ошибках, допускаемых при выборе профессии.
- Овладеют навыками поиска и анализа нужной информации, тестирования, самопрезентации.
- Смогут самостоятельно грамотно спланировать свой профессионально - жизненный путь, опираясь на полученные знания.
Учащиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- определение профессии и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
- значение творческого потенциала человека, для его карьеры;
- требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
- понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
- возможности получения образования по избранному профилю;
- перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.
Учащиеся должны уметь:
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
- ставить цели и планировать действия для их достижения;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Формы контроля.
- Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;
- презентации проектов учащихся;
- деловые игры;
- анкетирование.
Методы выявления результатов:
1. Результаты участия школьников в исследовательских проектах, играх, праздниках.
2.Написание сочинений «Если бы я был мэром», «Моя будущая профессия», и др.;
3.Контрольные срезы уровня усвоения профориентационной информации.
Тематическое планирование внеклассных занятий "Мир профессий"
Дата | Часы | Тема | Формы проведения |
| 1 | Что такое профессия | Беседа Игра |
| 1 | Профессия моих родителей | Беседа |
| 1 | Все работы хороши |
Викторина |
| 1 | Путешествие в библиотеку | Экскурсия |
| 1 | Встреча с медицинской сестрой | Беседа Встреча |
| 2 | Кем я хочу стать | Выставка рисунков Беседа Сочинения |
1 | Строительный поединок | Игра Творческая работа | |
1 | Путешествие на почту | Экскурсия | |
1 | Угадай профессию | Викторина | |
2 | Турнир профессионалов | Конкурс | |
1 | Я - садовник | Игра Творческая работа | |
1 | Встреча с поварами | Беседа Встреча | |
1 | Любимое дело- мое счастливое бедующее | Беседа | |
1 | Праздник в городе Мастеров | КВН | |
1 | Путешествие на пожарную станцию | Экскурсия | |
1 | Кому что нужно | Беседа Игра | |
2 | Магазин | Игра Творческая работа | |
1 | Встреча с милиционером | Беседа Встреча | |
2 | Мастерская удивительных профессий | Игра Беседа | |
1 | Больница | Игра Творческая работа | |
1 | Путешествие в парикмахерскую | Экскурсия | |
1 | Встреча с психологом | Беседа Встреча | |
3 | Где работать мне тогда? | Беседа | |
2 | Современные профессии | Беседа | |
1 | Я- копирайтер | Игра Творческая работа | |
1 | Я-дизайнер | Игра Творческая работа | |
1 | Турнир профессионалов | Игра Викторина | |
2 | Город мастеров | Творческая работа Выставка |
Предварительный просмотр:
Календарно — тематическое планирование по внеклассной работе по профориентации 2018-2019 год
№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
1 | Что такое профессия | Различать профессии, определять по предметам, что это за профессия, работать в паре, формулировать выводы, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения | |
2 | Профессии моих родителей | Понимать учебную задачу урока., работать в паре, формулировать выводы из изученного материала | |
3 | Все работы хороши | Понимать учебные задачи Определять цель проекта, оценивать результаты работы; работать в группе, вспомнить какие профессии чем занимаются. | |
4 | Путешествие в библиотеку | Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; познакомится с профессией библиотекарь. | |
5 | Встреча с медицинской сестрой | Понимать учебные задачи и выполнять их; понимать целостность окружающего мира Анализировать текст учебника;; устанавливать экологические связи в природе и их разнообразие, моделировать связи организмов с окружающей средой, оценивать модели | |
6 | Кем я хочу стать | Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; нарисовать рисунок. кем хочет быть ребенок, побеседовать про эти профессии, написать сочинение, почему именно этой профессией дети хотят обладать. | |
7 | Строительный поединок | Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; поговорить про строителей, их работу, работать в группах, построить свои дома из картона. | |
8 | Путешествие на почту | Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; посмотреть на работу почтовых работников, послушать, что они расскажут о своей работе. | |
9 | Угадай профессию | Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; поучаствовать в игре по профессиям, знать, что делают уже изученные профессии | |
10 | Турнир профессионалов | Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; уметь работать в группе, выбрать группой профессию и презентовать, что делают люди этой профессии и нарисовать рисунки. | |
11 | Я - садовник | Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; побеседовать о профессии садовник, попробовать посадить растение, облагородить кусты из бумаги. | |
12 | Встреча с поваром | Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; узнать о профессии повара, чем занимается, прослушать лекцию повара. | |
13 | Любимое дело - мое счастливое бедующее | Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; рассказать о своем любимом деле и попытаться сопоставить его с профессиями. | |
14 | Праздник в городе Мастеров | Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; побывать на ярмарке мастеров различных исскуств. | |
15 | Путешествие на пожарную станцию | Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; узнать о профессии пожарного, побывать на экскурсии на пожарной станции. | |
16 | Кому что нужно | Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; повторить и пройти викторину, угадать изученные профессии по их атрибутике и описанию. | |
17 | Магазин | Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; повторить, что дети знают о магазине, о профессии продавца, попробовать себя на месте работников магазина. | |
18 | Встреча с милиционером | Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; познакомится с профессией милиционера, прослушать лекцию. | |
19 | Мастерская удивительных профессий | Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; познакомится с профессиями, которые мало кто знает как правильно называются. | |
20 | Больница | Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; вспомнить кто работает в больнице, проиграть эту ситуацию. | |
21 | Путешествие в парикмахерскую | Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; узнать о работе парикмахера, пройти экскурсию. | |
22 | Встреча с психологом | Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; познакомится с профессией психолога, прослушать лекцию. | |
23 | Где работать мне тогда? | Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; повторить и пройти викторину, угадать изученные профессии по их атрибутике и описанию. | |
24 | Современные профессии | Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; узнать о новых профессиях, чем они занимаются, их атрибутику. | |
25 | Я - копирайтер | Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; повторить кто такой копирайтер, уметь работать в группах, попробовать написать рекламный текст к продукту. | |
26 | Я - дизайнер | Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; повторить к то такой дизайнер, попробовать нарисовать логотип своей группы. | |
27 | Турнир профессионалов | Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; повторить и пройти викторину, угадать изученные профессии по их атрибутике и описанию. | |
28 | Город мастеров | Понимать учебные задачи; определять место человека в мире; на первом уроке подготовить материал для выставки, выбрать профессии, подобрать атрибутику, костюмы. на втором уроке устроить выставку профессий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Азбука профессий" внеклассное занятие по профориентации
Внеклассное мероприятие «Азбука профессий» может быть использовано учителями и воспитателями для ознакомления младших школьников с огромным миром профессий, а также развития познавательного интереса д...
Внеклассное занятие по профориентации "В мире профессий"
Данное мероприятие познакомит ребят с разнообразным миром профессий и покажет ценность и важность каждой выбранной профессии...
Конспект внеклассного занятия по профориентации в начальной школе «Профессия артист цирка»
С целью расширения знаний о мире профессионального труда можно познакомить детей с профессией –артист цирка....
Внеклассное занятие по профориентации на тему «Ярмарка профессий» для 1-2 классов
Формирование у учеников представления о многообразии профессий....
План проведения внеклассных занятий по профориентации 3 класс коррекционная школа 8 вида
Профориентационная работа в коррекционной школе 8 вида...
Внеклассное занятие по профориентации в 3-А классе «Повар – мастер приготовления блюд»
1. Раскрыть значимость профессии повара для других людей.2. Познакомить с основными компонентами профессиональной деятельности повара.3....
Внеклассное занятие по профориентации во 2 классе на тему «Ярмарка профессий»
Цель: Формирование у обучающихся воспитанников представления о многообразии профессий....