Исследовательская работа «Какие они – мои кошки?
проект (3 класс)
Кошка – одно из самых любимых домашних животных, которое издавна живет рядом с человеком. Когда возникает вопрос о приобретении домашнего животного, многие, не задумываясь, отдают предпочтение кошкам. Действительно, они красивы, ласковы, умны, и каждая из них обладает яркой индивидуальностью, неповторимым характером. Поэтому общение с кошкой и наблюдение за ее поведением никогда не наскучат.
Я очень люблю кошек! Но всё ли я о них знаю? Решил заняться исследованием.
Тема моего исследования – «Какие они – мои кошки?».
Гипотеза: возможно, кошка очень умное существо и понимает своего хозяина с полуслова.
Цель исследования: выяснить какими интеллектуальными способностями обладают кошки.
Для достижения цели я поставил следующие задачи:
- изучить и проанализировать материалы по источникам о кошках;
- провести опрос среди учащихся класса о кошках;
- доказать, что кошки действительно разумные существа;
- исследовать обучаемость кошки.
Объект исследования – домашние кошки.
Предмет исследования – интеллектуальные способности кошки.
Методы исследования: сбор информации по теме, наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, эксперимент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ya-issledovatel.docx | 39.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………... 3
- Теоретические основы изучения кошек – своенравных интеллектуалов
- Немного о кошках..………………………………….…………………….. 4
- Интеллектуальные способности кошек…………………………………... 5
- Проведение исследовательской части работы
2.1.Анкетирование учащихся 2-х классов……………………………………. 7
2.2.Выявление интеллектуальных способностей у кота Кузи..…………...... 8
Заключение……………………………………………………………………...... 10
Литература………………………………………………………….…………….. 11
Приложение………………………………………………………………………. 12
ВВЕДЕНИЕ
Кошка – одно из самых любимых домашних животных, которое издавна живет рядом с человеком. Когда возникает вопрос о приобретении домашнего животного, многие, не задумываясь, отдают предпочтение кошкам. Действительно, кошки красивы, ласковы, умны, и каждая из них обладает яркой индивидуальностью, неповторимым характером. Поэтому общение с кошкой и наблюдение за ее поведением никогда не наскучат.
Я очень люблю кошек! У меня дома живет кот Кузя. Всё своё свободное время я провожу с ним: играю, кормлю, ухаживаю. Мне очень интересно наблюдать за моим питомцем: как он растет и развивается. Но всё ли я о нём знаю? Решил заняться исследованием.
Тема моего исследования – «Какие они – мои кошки?». Данная тема предполагает экспериментальное проведение собственных наблюдений и опытов.
Гипотеза: возможно, кошка очень умное существо и понимает своего хозяина с полуслова.
Цель исследования: выяснить какими интеллектуальными способностями обладают кошки.
Для достижения цели я поставил следующие задачи:
- изучить и проанализировать материалы по источникам о кошках;
- провести опрос среди учащихся класса о кошках;
- доказать, что кошки действительно разумные существа;
- исследовать обучаемость кошки.
Объект исследования – домашние кошки.
Предмет исследования – интеллектуальные способности кошки.
Методы исследования:
- Сбор информации о кошках из книг, журналов и Интернет-ресурсов.
- Наблюдение за кошками.
- Беседа со взрослыми и опрос одноклассников.
- Проведение экспериментов.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОШЕК – СВОЕНРАВНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ
1.1. НЕМНОГО О КОШКАХ
Кошки – независимые существа. Можно предположить, что их далёкий предок переселился поближе к человеку самостоятельно, убедившись, что такое общество пойдёт только на пользу. Ещё одним положительным фактором приручения кошки явилось то, что люди начали заниматься земледелием, делать запасы урожая. Собранное зерно нужно было беречь от сырости и от полчищ грызунов. Тут на помощь пришла кошка, которая ловила крыс и мышей, но при этом оставалась незаметной, не доставляя хлопот «хозяину».
Возможно, какой-то наблюдательный человек заметил, что этот зверёк успешно охотится на вредителей, грабящих и без того скудный урожай, и решил, что просто необходимо раздобыть парочку диких котят и приучить их к дому. Так начался долгий путь совместного проживания.
Считается, что этот маленький и своеобразный зверёк был впервые приручен в Древнем Египте, около 5 тысяч лет назад. Первое упоминание об этом имеется у греческого историка Геродота, жившего в V веке до н. э.
Кошки встречаются почти на всех континентах. Они во все времена привлекали внимание человека. Собрав и изучив информацию, я открыл для себя, что семейство кошачьих насчитывает около 35 видов и домашняя кошка – это только один из видов, хотя у нее столько разных пород!
Домашние кошки в общем похожи друг на друга, хотя люди и вывели разные породы: сибирские – крупные и пушистые; ангорские – с очень тонкой пушистой шерстью; сиамские – розовато–палевые с голубыми глазами и с тёмными отметинами, словно морду, хвост и лапки окунули в коричневую тушь; есть породы с отвислыми ушками, например, китайская вислоухая. Есть кошки с короткими хвостами – бобтейлы; без хвостов – мэнская кошка. В Турции живёт ванская кошка. Белая, пушистая, она интересна тем, что часами может плавать в озере, а в еде отдаёт предпочтение рыбе, «собственнолапно» выловленной. Существуют ещё разные породы: бирманская, бенгальская,
бурмилла, британская, абиссинская и другие.
Домашняя кошка – ласковое, милое существо. Голова у неё маленькая и круглая, движения пластичны и грациозны. Хвост кошки очень подвижен и позволяет ей удерживать равновесие при падениях и прыжках. Волоски на мордочке и передних лапах улавливают малейшее движение – мышке не удаётся прошмыгнуть незамеченной. А кошачьи глаза! Даже в сумерках они прекрасно видят: зоркость этих охотников в шесть раз превосходит способности человеческого глаза. Обоняние развито у кошек намного лучше, чем у других млекопитающих. У них очень тонкий слух. У кошки на лапах есть мягкие подушечки, которые позволяют им очень тихо передвигаться. Ещё у неё есть по пять острых когтей на передних лапах и по четыре - на задних. Кошки могут издавать разнообразные звуки: мяуканье, мурлыканье, вой и визг.
Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, кошка осталась ночным животным. Днём она в основном спит в безопасном месте. С заходом солнца вновь обретает активность. Если есть возможность, то кошка совершает длительные ночные прогулки.
Кошки – сложные создания, у них сложный характер и он не зависит от пожеланий своего хозяина.
1.2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ КОШЕК
Для определения уровня интеллекта люди обычно используют так называемый IQ – коэффициент интеллекта. Интеллект – это адекватная реакция на новые ситуации, то есть способность собирать и сохранять в памяти поступающую информацию и затем использовать её в своих интересах.
Кошки – чрезвычайно сообразительные существа. Ученые давно установили, что кошки умеют не только абстрактно мыслить, решать сложные многоходовые задачи, считать, но даже намеренно обманывать человека!
Кошачьи привычки и странности издавна вызывали у людей интерес. А присущая этим зверькам загадочность породила огромное количество мифов. Вот некоторые из них:
Миф первый: Кошки не очень умны, они плохо поддаются воспитанию
и дрессировке.
Эти симпатичные пушистики очень любознательны. Их привлекает все новое, необычное и яркое. Если воспользоваться этой особенностью, то своего питомца можно без труда обучить и простым бытовым навыкам, и сложным трюкам.
Кроме того, следствием высокого интеллекта кошек иногда бывает упрямство: кошка отлично понимает, чего от нее хочет хозяин, и многократные повторения заданий только раздражают ее. Воспитывать кошку битьем – бесполезно. Она озлобится и перестанет реагировать на попытки хозяина научить ее чему-нибудь новому.
Миф второй: Мяуканье – это язык кошек для общения между собой.
Высокий уровень интеллекта и социальная мотивация кошек позволила им разработать специальный язык для общения с хозяином. Да-да, это самое «мяу» - только и исключительно для нас! Между собой кошки этих звуков не применяют. Недавние исследования доказали: коты отлично знают, как объяснить, что именно они хотят от человека. Самое интересное, что и люди очень быстро начинают понимать запросы своего домашнего любимца.
Миф третий: Кошки очень коварны, они всегда ведут себя плохо назло хозяевам.
На самом деле проблемы с поведением чаще всего возникают у кошек, подвергшихся стрессу. Кошки не выносят серьезных перемен на своей территории, будь то переезд, ремонт или появление в доме нового человека. Если кошка стала невыносимой – она или больна, или в депрессии. Кстати, эти животные очень чувствительны к психологическому климату дома. Регулярные семейные скандалы между хозяевами могут привести к тяжелым заболеваниям, нарушениям психики и интеллекта у кошек.
2. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ
2.1. АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ 2-Х КЛАССОВ
Чтобы больше узнать о кошках, я в первую очередь обратился к детской литературе о кошках. Из нее я узнал, что кошки – ласковые и преданные животные. Красота строения тела, блеск и мягкость шерсти, разнообразный окрас, элегантность, изящество, уверенность движений, нежный и яркий индивидуальный характер делают кошку для многих людей идеальным домашним животным.
У моей бабушки живет кот Кеша. Кеша – это преданный и любящий друг, внимательный и вежливый напарник, ласковый и нежный товарищ. Он внимательный к окружающим. Как только бабушка входит в дом, Кеша начинает громко кричать что-то на своем языке, прижиматься к её ногам. Так он приветствует её, говорит, как он соскучился!
Бабушка рассказала мне одну увлекательную историю о своем коте. Однажды, когда она возвращалась домой с работы, Кеша по своему обыкновению, ждал её около ворот дома. Вдруг, откуда ни возьмись, появился огромный черный пес, который стал лаять и, бабушке показалось, хотел броситься в её сторону. Она думала, что Кеши уже и след простыл, ведь кошки боятся собак, но не тут-то было, он встал между ней и псом, и стал яростно шипеть, выгибаться, царапать его когтями... Бабушка была приятно удивлена, что Кеша защитил её! Ко всему прочему, он еще бесстрашный, мужественный и совсем не боится собак, как другие кошки. Вот такой необычный кот живет у моей бабушки!
Работая над исследованием, мне интересно было узнать, у многих ли в семье есть кошки и какие они. Для этого я составил анкету и провел её среди учащихся моей школы (Приложение 1).
Мною были опрошены учащиеся вторых классов нашей школы. Всего 28 человек. Анкетирование показало, что в семьях 28 учеников живет 42 кошки. Из них 18 котов и 24 кошки. Самые оригинальные клички домашних питомцев следующие: Рик, Маркиза, Чупа, Пух, Делси, Уголёк.
Таким образом, я думаю, что кошка является одним из наиболее популярных домашних питомцев. Они глубоко проникли в человеческую культуру и заняли главное место в наших сердцах. «Мурлыки» стали для нас символом домашнего уюта и благополучия.
2.2. ВЫЯВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
У КОТА КУЗИ
У меня дома живет кот Кузя. Общение с ним приносит мне большое удовольствие. Я очень люблю своего кота! Он добрый и любит играть со мной. У него огромное количество игрушек, с которыми наш кот гоняет по квартире. Кузя засыпает рядом с моей кроватью каждый вечер и каждое утро будит меня. Кеша настоящий член нашей семьи – добрый и преданный.
Ученые считают, что способности кошек остаются одной из наибольших загадок нашего столетия. Действительно, разобраться в характере, темпераменте и интеллекте такого своенравного и загадочного создания, как кошка, довольно сложно. И помочь в этом могут специальные тесты, разработанные психологами и просто опытными кошатниками.
Меня заинтересовало какими интеллектуальными способностями обладает мой любимец?! Я провел несколько экспериментов над своим котом. При выполнении заданий я не старался заставить кота действовать правильно, а просто внимательно наблюдал, чтобы получить объективный результат.
Первое задание: «Умение решать проблемы». Я построил узкий туннель из стульев, на одном конце этого туннеля положил лакомство, но туннель узок, по нему не пройти. Кузя должен был найти путь к награде, проявив смекалку.
Итак, моему коту потребовалось некоторое время, чтобы разгадать эту загадку. Сначала он потратил время на то, чтобы добраться к награде по прямому пути, но потом сообразил, что нужно идти в обход. Я повторил тест и увидел, что кот с каждым разом все быстрее справлялся с заданием.
Второе задание: «Кратковременная память». На глазах у Кузи в один из углов комнаты я положил лакомство, кота вынес из комнаты, а через несколько минут вернул его и наблюдал, как быстро он находил лакомство. Мой кот
отлично выполнил задание! Он сразу начал быстро находить лакомство.
Итак, из полученных результатов следует то, что Кузя решает проблемы быстро и так как ему выгодно. Мой кот умное существо, решить поставленные перед ним задачи для него ничего не стоит. У кота хорошо развита память. Он помнит места, в которых бывал раньше, и за короткое время запоминают расположение предметов.
Также я провел тестирование моего кота на развитие интеллекта при помощи универсального интеллектуального теста (Приложение 2).
Слово «интеллект» означает способность к мышлению, рациональному познанию. Тесты на развитие интеллекта в наши дни очень широко применяются для определения умственного потенциала животного. По результатам этого теста определяется коэффициент интеллекта – IQ. Чем выше IQ, тем более высокоразвитым считается животное.
Таким образом, глядя на результаты, указанные в Приложении 2, Кузя набрал 76 баллов. То есть мой кот очень умён. Кузьма обладает высоким интеллектом, имеет потенциал для совершенствования. Я уверен, что с моей помощью Кузя сможет достичь больших успехов!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кошки живут с нами рядом уже больше 5000 лет. Эти необычные существа покорили наши сердца, став в большинстве своём хозяевами наших домов.
Ученые говорят, что нет даже двух одинаковых людей. Каждый человек неповторим, индивидуален. Вероятно, так же и кошки. У каждой свой характер, свои особенности поведения, свои привычки, свои вкусы и свое отношение к хозяину, которое в большой степени зависит от него самого, от того, как он сам относится к своей воспитаннице. Способности кошек остаются одной из наибольших загадок нашего столетия.
Изучив и проанализировав литературу, проведя тесты на своем коте, я доказал, что наши кошки действительно очень интересные, сообразительные и умные существа. Кот справлялся с заданиями разного уровня, без труда решал все проблемы. У кошек хорошо развита «кратковременная» память.
Судя по результатам моего исследования, кошка очень умное существо и понимает своего хозяина с полуслова, что подтверждает мою гипотезу. Наши кошки – оригинальные животные. Они самостоятельны, эмоциональны, наблюдательны, проявляют свой нрав, отлично владеют своим телом и тесно привязаны к своим хозяевам. Кошки обладают высоким интеллектом, имеют потенциал для совершенствования, с нашей помощью они могут достичь больших успехов.
Выполняя эту работу, я не только узнал много интересного о кошках, но и подтвердил эти знания, наблюдая за своим котом. А еще я научился работать с разными источниками информации и выбирать главное, учился наблюдать, обрабатывать информацию. Эти умения обязательно мне пригодятся в жизни!
ЛИТЕРАТУРА
- Животные. Энциклопедия для мальчиков и девочек / Ростов н/Д: Владис, М.: РИПОЛ классик, 2014. – 208 с.
- Интеллект кошек. Полезные советы. Сайт Интернета: http://sovetvsem.web-box.ru/bratja-nashi-menshie/intellekt-koshek
- «Тесты для вашего кота. Измерь IQ домашнего любимца и пойми его психотип / Сост. Мишаненкова Е. А.»: Астрель; Москва; 2013. – 224 с.
- Фирсова Е. В. Кошки от А до Я / Е. В. Фирсова. – М.: Вече, 2006. – 320 с. – (Наши питомцы)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
IQ тест для кошек
Часть I. Ответьте на вопросы:
№ п/п | Вопрос | Ответ | ||
«редко или никогда» (1 балл) | «как правило, да» (3 балла) | «очень часто» (5 баллов) | ||
1. | Кошка чувствует изменения вашего настроения в течение дня? | |||
2. | Кошка выполняет минимум два словесных приказания, например, «Брысь!», «Нельзя!»? | |||
3. | Кошка распознает выражение лица хозяина, например, улыбку, выражение боли или испуга? | |||
4. | Кошка выработала собственный язык для выражения своих чувств и желаний, например, мурлыканье, писк, урчание, крик? | |||
5. | У кошки есть определенный порядок умывания, например, сначала моет лапкой мордочку, затем лижет спину и задние лапы? | |||
6. | Кошка ассоциирует определенные события с чувствами радости или боли, например, поездка в машине, визит к ветеринару? | |||
7. | У кошки есть «долгая» память: помнит места, в которых была раньше, любимые кушанья? | |||
8. | Кошка выносит присутствие других животных, даже если они подходят к ней ближе, чем на 1 метр? | |||
9. | У кошки есть ощущение времени, например, она знает время кормления, расчесывания и т. п.? | |||
10. | Кошка использует для умывания определенных участков мордочки одну и ту же лапку? | |||
Итого баллов |
Часть II. Позовите вашу кошку и предложите ей задания:
Следуйте точно указаниям теста. Каждое задание можно повторить 3 раза, при этом выбрать наибольшее набранное количество баллов.
Первое задание
Положите большой, раскрытый пакет. Проследите, чтобы кошка увидела пакет. Дальше наблюдайте и начисляйте кошке баллы.
А. Кошка с любопытством подходит к пакету - 1 балл.
Б. Какой-нибудь частью тела касается пакета (носом, лапкой и т. д.) - 1 балл.
В. Кошка заглядывает в пакет - 2 балла.
Г. Она заходит в пакет, потом сразу выходит - 3 балла.
Д. Кошка заходит в пакет и остается там не менее 10 секунд - 3 балла.
Второе задание
Возьмите подушку и веревку длиной около 1 метра. Положите подушку перед кошкой, затем медленно протяните под ней веревку так, чтобы она постепенно исчезала с одной стороны подушки и появлялась с другой.
А. Кошка следит глазами за движением веревки - 1 балл.
Б. Лапой касается веревки - 1 балл.
В. Смотрит на то место подушки, куда исчезла веревка, - 2 балла.
Г. Пытается лапой поймать конец веревки под подушкой - 2 балла.
Д. Приподнимает подушку лапой, чтобы посмотреть, там ли веревка, - 2 балла.
Е. Смотрит на подушку с той стороны, где появится или уже появилась веревка, - 3 балла.
Третье задание
Прислоните зеркало размером примерно 60 - 120 см к стене. Поставьте кошку перед зеркалом. Наблюдайте за ней и начисляйте баллы.
А. Кошка подходит к зеркалу - 2 балла.
Б. Замечает свое отражение в зеркале - 2 балла.
В. Бьет по зеркалу лапой, играет со своим отражением - 3 балла.
Часть III. Ответьте на вопросы на основании наблюдений за животным:
1. Кошка хорошо ориентируется в квартире: бежит к окнам и дверям, если за ними происходит что-то интересное, - 5 баллов.
2. Кошка выпускает предметы из лапки в соответствии со своим желанием, но не роняет предмет случайно - 5 баллов.
Часть IV. Ответьте на вопросы:
1. Кошка спит или дремлет больше времени, чем бодрствует, - вычесть 2 балла.
2. Кошка часто играет с собственным хвостом - вычесть 1 балл.
3. Кошка плохо ориентируется в квартире, может даже заблудиться - вычесть 2 балла.
Оценка результатов:
Подсчитайте общее количество баллов, набранных в первых трех частях, и вычтите из него баллы, набранные в четвертой части.
82–88 баллов – ваша кошка талантлива и очень умна
75–81 баллов – ваша кошка очень умна
69–74 баллов – умственные способности вашей кошки выше средних
56–68 баллов – умственные способности вашей кошки средние
50–55 баллов – умственные способности вашей кошки немного ниже средних
44–49 баллов – ваша кошка глуповата
43 и менее баллов – ваша кошка совсем глупа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Какой была территория Кубани в прошлом"
Исследовательская работа учащегося 3 класса...
Исследовательская работа Какие яблоки самые полезные и безопасные.
Несмотря на заметное обилие овощей и фруктов, многие из них имеют один недостаток: они содержат химию, причём некоторые из них состоят из нитратов и других химических накопителей. В этом случае челове...
Исследовательская работа "Какой же день без завтрака?"
Эта работа была представлена на городской конкурс исследовательских и творческих работ учащихся начальных классов....
Исследовательская работа "Какой мёд полезнее?"
Исследовательская работа...
Исследовательская работа "Какую зубную пасту выбрать?"
Исследовательская работа "Какую зубную пасту выбрать?"...
Исследовательская работа "Какой арбуз выбрать?"
Знакомство с правилами, как надо выбирать арбуз....
Исследовательская работа "Какой мёд лучше купить?"
В работе говорится о мёде....