Что есть такое "Образование в России"?(Взгляд новичка)
статья
Предварительный просмотр:
Что же такое есть «образование в России», какова его цель?(Взгляд «новичка»)
Как и в прошлом веке, так и в текущем, образование есть и останется основой воспитания подрастающего поколения. Это и есть цель, а вот содержание образования, способы достижения цели, возможности, всегда, под воздействием времени, будет изменяться и расширяться.
в 1990 году по уровню знаний и грамотности Советский Союз занимал 33 место среди 174 государств, то уже в 1998 году Россия опустилась на 62 место. И "падение" наших позиций все продолжается и продолжается.
Во многом такая ситуация складывается из-за того, что советская школа разрушилась, а новую модель образовательной системы, соответствующей современным тенденциям, нашим специалистам до сих пор создать так и не удалось.
Не впечатляет? Тогда прочитайте это: «Мы живём в эпоху широко распространённой неграмотности, и её порождения губительны. Помимо очевидных последствий в виде снижения производительности труда, нам сейчас приходится что-то делать, по меньшей мере, с двумя поколениями людей, которые не могут понимать и осмысленно общаться. Кроме того, нам нужно что-то делать по поводу такой жуткой проблемы, как целые классы неспособных закончить школу учеников – безжизненных из-за наркотиков, с пустыми глазами от телевизора и видеоигр, не имеющих ни малейшего представления об истории, математике, искусстве и литературе и при этом порой невообразимо жестоких».
Это написано не про нас, это написано про Америку 70-х. Но есть здесь что-то, пугающе похожее на то, куда мы движемся.
По мнению Андрея Курюкина, профессора Российской академии естествознания (РАЕ), специфика отечественного образования состоит в том, что оно по форме западное, а по содержанию восточное. Восток обращается к личности: сначала истинный человек – потом истинное учение.
И далее: если учитель не живет так, как он учит, брось его, это не истинный учитель; если учение не несет в мир добро, брось его, оно не истинно.
А также: учение без должного прилежания не может быть истинным. Все это созвучно российской образовательной традиции: в почете тот учитель, ученик, кто работает на совесть, а не тот, кто ловко «крутится».
Смешивание элементов разных систем обучения и наложение российского менталитета приводит к внутреннему конфликту и отсутствию эффективности в обучении. Проблема заключается и в том, что все нововведения в образовании, не тестируются, а сразу внедряются на практике, и сразу в масштабных размерах. Несмотря на то, что современные дети более продвинутые, им все равно приходиться достаточно сложно выучить сложный материал, который иногда оказывается сложным и для самих родителей.Новые, современные и технологичные методики подачи материала позволяют учителю добиться стопроцентной мотивации учащихся безо всяких «танцев с бубном». И вот освобождается время для настоящего творчества и для позитивного общения с детьми.
Сегодня вряд ли кто-то станет спорить с тем, что образование в России находится в глубоком кризисе. С этим, кажется, соглашается и Министерство образования, поэтому и становится инициатором все новых и новых реформ.
Кризис системы образования, замечен в качестве знаний выпускников учебных заведений всех уровней. Людям трудно понять, что ЕГЭ, например, не служит качеству школьного образования, это всего лишь механизм сбора информации.
Возможно, виноваты мы сами, учителя и педагоги, потому что для нас создаются условия, чтобы мы могли учить и мотивировать на получение знаний. Вероятно, нам просто не хватает постоянства, времени и, всё той же мотивации. Потому, что мы не видим итоговое практическое применение своих усилий и трудов.
Кого мы должны воспитать для общества? Того, кто умеет «крутиться» и выживать в любых условиях сегодняшних реалий или ЦЕЛЬНУЮ личность и гражданина СВОЕЙ страны? Кто умеет ставить перед собой ВЕЛИКИЕ цели, и не боится трудностей или того, кто будет ставить целью своей жизни девиз «Меньше вкладывай знаний и труда, больше получай вознаграждений»?
...Образование – это не школьные предметы. Не тексты, уроки, компьютер. Это отношения между людьми, которые объединены: текстами, уроками, компьютером. Но наше образование уже второе десятилетие реформируется, и это создает все новые и новые проблемы – как для общества, так и для каждого человека в отдельности
Недооценка эмоционально-ценностного фактора в человеческой деятельности и, следовательно, в содержании образования и процессе обучения. Это теснейшим образом связано с проблемами формирования ценностей, воспитания раскованной, саморегулирующейся личности. Без органически включенного в содержание образования опыта эмоционально-ценностного отношения нет, и не может быть воспитания как процесса и как результата.
Весь процесс обучения, содержание обучения - это совокупность ценностей, таких, как стремление к истине, социальное благополучие общества, социальная справедливость. Принятие нравственных норм, приобретение знаний, уважение к умельцам и талантам. Порядочность, собственное достоинство, ценность человеческой личности. Здоровье свое и окружающих, сохранность природы и возможность наслаждения ею. Социальная активность, нравственное здоровье, уважение других народов, их специфики и культуры, доброжелательность в отношениях и взаимопомощь. Гуманистическая направленность научно-технического прогресса.
Знания и умения их применять становятся самоцелью обучения, в то время как они выступают как средство воспитания разных сторон личности, как предпосылка ее развития в будущем. Раньше учитель транслировал свои взгляды на уроках и во внеклассной работе с детьми, а сегодня проявление личностного начала в преподавании не приветствуется. Учителю сейчас нет доверия в том, что он сможет показать нужный пример на самом себе? И если раньше учитель был значимой фигурой для ученика, то теперь нет. «Посредственный учитель- излагает. Хороший учитель -объясняет. Выдающийся учитель- показывает. Великий учитель- вдохновляет.»
Из всего изложенного выше очевидно, что решение проблем современного российского образования невозможно без восстановления статуса педагога как элиты страны и наиболее уважаемого члена общества. Естественно, подобный статус должен быть подтвержден соответствующей зарплатой и уважением, как со стороны общественности, так и аппарата чиновников.
Кроме того, очень важно не просто пытаться внедрить западные образцы образовательной системы, многие из которых, кстати, не адаптированы под российский менталитет, а приложить максимум усилий для возвращения страны на естественный путь развития. Который, хотим мы этого или нет, неразрывно связан с социалистическим прошлым нашего государства, а теперь мы потеряли фундаментальность нашего образования, его заменили понятием «компетенции». Другими словами, сегодня России нужна образовательная система советского типа, оснащенная современными технологиями и методиками обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/09/picture-57802.jpg)
"Нет маленьких ролей, есть маленькие актёры" (Сказка «Теремок» на новый лад) 2 класс
Занятие внеурочной деятельностью «Детский музыкальный театр»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/12/picture-592146-1423737709.jpg)
Образование и просветительство - новые взгляды, новые возможности
Образование и просветительство - новые взгляды, новые возможности...
Интерактивная доска – новый взгляд на процесс обучения
Наступило время цифрового обучения. И лучшее, что на сегодняшний день существует из технических средств наглядного обучения, помогающих эффективному взаимодействию учите...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/01/picture-360416-1393654917.jpg)
ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЯ НА ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЯ НА ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/20/picture-360602-1411196990.jpg)
Государственный герб России (Урок «открытия» нового знания)
Содержательная цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через развитие интереса к истории и культуре своей страны, формирование представлений о государственных символах России....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/04/picture-688243-1496608301.jpg)
Презентация "Есть у матушки России край особенный,Донской"
Презентация посвящена 80-летию Ростовской области....