Социализация
статья (3 класс)
Предварительный просмотр:
Социализация младших школьников в условиях современной школы.
Статья посвящена проблеме социализации детей в современном образовательном учреждении, факторам и условиям, определяющим успешность данного процесса. Основной акцент делается на роли школы как второго по значимости, после семьи, института социализации, а так же её взаимодействии с семьёй. Практические примеры, описанные в статье, иллюстрируют влияние индивидуальных особенностей профессиональной деятельности педагогов образовательного учреждения на степень социализации младших школьников, а также констатирует необходимость целенаправленно воздействовать на личность ребёнка, создавая для этого психолого-педагогические условия.
Ключевые слова: социализация, стиль профессиональной деятельности, условия социализации.
В современной педагогике проблема социализации ребёнка младшего школьного возраста постепенно выходит на первый план. Это связано со множеством факторов: меняющейся социальной ситуацией развития ребёнка, современной реформой образования, увеличением социально-педагогических проблем детей. В документах о модернизации образования отмечается, что в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования: они смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности[2].
Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека. Первые элементарные сведения человек получает в семье. Затем эстафету социализации личности принимает школа. Образовательное учреждение является вторым по значимости (после семьи) институтом социализации и выступает для ребёнка «подлинной моделью общества,… приобретённые в семье задатки и навыки социальной жизни приобретают здесь новый социальный контекст,… ребёнку передаётся вся система социальных требований» [1].
Усвоение социального опыта и готовность к его обогащению формируется через включение детей и подростков в реальные отношения между собой, в семье, со взрослыми, в микро группах и более крупных объединениях, в отношениях с государством, представленным, прежде всего школой, с миром - через природу и средства массовой информации. Рассматривая с этих позиций цель нашей деятельности, мы видим ее главные составляющие, адекватные основным социальным функциям, реализуемым человеком в жизни. Такими составляющими является сформированность у учащихся готовности:
- к цивилизованным человеческим отношениям;
- к отношениям в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей.
Наши первые практические шаги по реализации этого методологического подхода к деятельности, опирающейся на уважение к ребенку, убедили нас в том, что социализация ребенка будет осуществляться более эффективно, если:
1. Обеспечить включенность детей в реальные социально-значимые отношения.
2. Регулировать отношения детей и взрослых на основе гармонизации общечеловеческих и реальных ценностей.
3. Гармонировать права ребенка на основе взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления.
Для успешной социализации необходимо учить школьников вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни, поэтому возникает вопрос о возможности управления данным процессом.
Образовательные учреждения могут оказать содействие социализации ребёнка, если соответствующим образом организуют и структурируют методические, управленческие, кадровые и другие ресурсы.
Главным действующим лицом в школе со "взрослой"' стороны остается учитель, и решать проблемы психолого-педагогических затруднений учеников в процессе обучения приходится ему. Особое значение это приобретает в начальной школе, т.к. позиция, которую занимает ребенок на этом этапе, закладывает основы его дальнейшего отношения к процессу овладения знаниями и во многом определяет социальное положение в детском коллективе.
Личностные особенности педагога младших классов, его культура, педагогические способности, отношение к детям и даже черты характера оказывают положительное или отрицательное воздействие на личность школьника, так как обучение и воспитание в начальной школе переплетаются особенно тесно.
По нашему мнению, наиболее ярко личностные качества учителя проявляются в стиле его педагогического общения. В младших классах, где ученик большую часть времени общается с одним учителем, именно этот учитель создает благоприятную или неблагоприятную обстановку не только для обучения, но и для развития ученика. В благоприятной обстановке ученики не боятся задавать учителю вопросы, не боятся ошибиться, не запрещают себе проявлять эмоции, могут попросить помощи у учителя и одноклассников. Понятно, что обеспечить ученикам психологический комфорт может педагог, который и сам комфортно чувствует себя в классе - то есть сам умеет проявлять эмоции в социально приемлемой форме, умеет спокойно объяснить материал и убедить учеников в своей правоте, умеет понимать чувства каждого и общаться с разными учениками, разрешать конфликты между ними и в то же время отстаивать свои права.
Социально-педагогическая работа является системной деятельностью, направленной на помощь ребёнку в организации себя, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. Успешное осуществление такой деятельности может быть при выполнении определённых условий:
- всесторонняя педагогическая диагностика,
- изучение и широкое использование социума, в первую очередь семьи,
- гуманность и открытость образовательного учреждения,
- наличие подготовленных кадров для этой работы – социальных педагогов[3].
К базовым условиям успешности социализации ребёнка мы относим следующие:
состояние психического здоровья детей;
наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);
создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;
обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;
организация психолого-педагогического мониторинга динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей;
построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе[5].
Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-нравственного, психо-эмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов педагогической работы с учреждениями дополнительного образования.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников[4].
При использовании различных методов психолого-педагогической диагностики детей и их родителей: наблюдение, беседы, анкетирование, рисунки детей получили следующие результаты:
Педагогический стиль в семье:
разумная требовательность к детям, атмосфера доверия и поддержки друг друга - 83%
родительская любовь сопровождается сильной опекой одного из членов семьи - 17%
Уровень эмоциональной поддержки:
атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви - 83%
здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, “жизнь по привычке” - 17%
Ценность детей:
дети для нас главная ценность - 50%
дети, скорее всего элемент социального статуса “как у всех, так положено” - 17%
дети - равнозначная ценность наряду с супружеством - 17%
дети - проблема, они доставляют много дополнительных забот, беспокойства - 17%
Педагогическая культура:
читают педагогическую литературу, используют рекомендации учителя, воспитателя, слушают передачи по радио, телевидению - 17%
используют жизненный опыт - 83%
Проблемы в воспитании:
непослушание, раздражительность, плаксивость - 27%
не испытывают проблем - 73%
При проведении анкетирования “Стили и методы воспитания в семье”, выяснилось, что 63% родителей считают, что необходимо воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию, хотя отмечают, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок; и только 37% создают все возможные условия для того, чтобы ребенок мог научиться развивать собственную инициативу, способность к анализу событий, учат не только осознавать свои ошибки, но и создают условия для их самостоятельного исправления.
Проведение такой диагностики выявило особенности семейного воспитания и позволило наметить план работы, используя индивидуальные формы: беседы, консультации; групповые: родительские собрания, заседания круглого стола. Упор делается на психолого-педагогическое просвещение родителей.
Таким образом, развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия.
Библиографический список
- Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.
- Изотова Е.И. Индивидуализация профессиональной деятельности педагогов и психологов и её влияние на социализацию младших школьников.//Психология и школа. – 2010. - №1. – С. 24 - 39
- Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя.//Вестник образования. – 1991. - №8. – С. 19-23.
- Примерная программа воспитания и социализации учащихся. Начальное общее образование. Москва, 2009.
- Психолого-педагогические условия личностного роста и социализации детей /под ред. Т.Д.Марцинковской. М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Социализация учащихся в начальной школе" Доклад.
Проблемы, тенденции, перспективы развития воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе....
Условия успешной социализации сельского школьника
В статье затрагивается очень актуальная проблема вымирания села и предлагается интересное решение данной проблемы. Автор считает, что успешная социализация личности современного школьника нево...
Программа воспитания и социализации обучающихся. Проект.
Цель и задачи воспитания и социализации учащихся, ценностные установки, основные направления и содержание....
Система работы по учебно - методическому комплекту "Предшкольная пора" как средство успешной социализации будущего первоклассника.
Необходимость разработки программы предшкольной ступени обучения, организация процесса воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможно...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...
Статья "Экономическая социализация детей. Роль семьи в экономической социализации детей"
В современном мире постоянно возрастает роль экономики. В связи с этим возникает необходимость в воспитании поколения, готового жить и взаимодействовать в современ...