Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД
статья

Макарова Елена Леонидовна

Статья на тему: "Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovaya_rabota.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Макарова Е. Л.

учитель начальных классов,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

 №3 г. Йошкар-Олы»

Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД

В рамках обучения колоссальную роль приобретает развитие коммуникативных УУД. Коммуникативные УУД включают формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности. А также смысловое чтение, усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, аудиозаписи, умение слушать и слышать собеседника, учителя, рассуждать, вести диалог и т. п.

Среди наиболее важных и широких коммуникативных умений, которые должны осваивать обучающиеся, можно выделить работу в группе (команде), т. е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Для организации групповой работы класс делится на группы по 3 — 6 человек, чаще всего по 4 человека. Задание даётся группе, а не отдельному ученику. Чётное количество участников группы обуславливается тем, что занятия могут проходить в форме соревнования двух команд. Командные соревнования позволяют актуализировать в детях мотив выигрыша и тем самым пробудить интерес к выполняемой деятельности. Формировать группы можно по разным признакам (уровень познавательной активности, желание детей и др.)

Во время работы обучающихся в группах, учитель может занимать разные позиции: быть руководителем, «режиссёром» группы; выполнять функции одного из участников группы; быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы; быть наблюдателем за работой группы.

Групповую форму работы в начальной школе можно использовать практически на каждом уроке и на любом его этапе.

Например, на уроках литературного чтения при проверке домашнего задания дети работают в парах (малых группах) постоянного состава. Если задано стихотворение наизусть, они декламируют его друг другу полностью, если выразительное чтение текста, то первую часть его читает один обучающийся, а вторую - другой. При этом время работы фиксировано: 2 - 4 минуты. По окончании обязательно нужно задать вопрос: «Кто хочет оценить ответ товарища?» «А кто считает, что ваш товарищ так хорошо подготовился, что его должен послушать весь класс?» После этого один из обучающихся или пара детей, работавших вместе, отвечают у доски.

Если перед обучающимися ставится задача научиться пересказывать текст по коллективно составленному плану, то они работают в группах по 4 человека. Группам предлагается задание: распределить между собой части произведения, прочитать его цепочкой (или про себя – каждый свою часть в зависимости от величины и характера произведения), пересказать каждому свою часть так, чтобы получился коллективный пересказ всего текста. Время тоже ограничивается.

Необходимо детям объяснить, что важна работа группы в целом. Это приведет к тому, что обучающиеся дифференцированно будут подходить к распределению частей текста, сильные станут больше уделять внимания слабым, а слабые будут стараться не подвести своих товарищей.

Одновременно заканчивают работу почти все группы. 2-3 успевают выступить у доски. Оценивает их весь класс. Таким образом, каждый ребенок самостоятельно прочитал и пересказал часть текста и выслушал весь рассказ в пересказе своих товарищей. Как правило, на следующем уроке чтения при проверке домашнего задания, проблем с пересказом не возникает.

На уроках русского языка и математики целесообразно использовать диагностические карты, где можно отслеживать динамику развития обучающихся. Если Смирнов не допустил ошибок по теме «Правописание ь знака после шипящих», но допустил ошибки по теме «Правописание наречий», а Петров не допустил ошибок по теме «Правописание наречий», но допустил ошибки по теме «Правописание ь знака поле шипящих», то на уроке они работают вместе и консультируют друг друга.

Коммуникативные УУД формируются, когда обучающийся: учится отвечать на вопросы, учится задавать вопросы, учится вести диалог, учится пересказывать сюжет, учится слушать других. Все эти навыки обучающийся получает при работе в группе.

Литература

1. Кузнецова, И.В., Почему нужно работать в группах? / И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 11.

2. И.В.Носова. Особенности работы в малых группах. – ж.''Начальная школа плюс до и после'',№6 – 2004 г., стр. 69

3. Поташник М. М., Левит М. В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие – М.: Педагогическое общество России, 2014

4. Савушкина, Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т.П. Савушкина Завуч начальной школы. – 2008.–№ 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД.

В материале представлены виды коммуникативных УУД, способы организации учащихся для успешного  их формирования в парной и групповой работе....

Мастер - класс "Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД"

Мастер - класс "Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД"...

«Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД»

laquo;Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информаци...

Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Инновационный проект по теме "Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников"...