Методическое сопровождение ФГОС НОО
статья

Рихтер Елена Андреевна

Методическое сопровождение - это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых   для качественной организации обучения по основным образовательным программам начального общего образования.

Цель методического сопровождения: оказание методической поддержки педагогическим работникам в процессе введения и реализации ФГОС НОО в практику; создание условий для реализации требований образовательных стандартов и достижения необходимого качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_metodicheskoe_soprovozhdenie_fgos_noo16.10.18.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Рихтер Елена Андреевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3

Гиагинского района,

руководитель районного методического объединения

 учителей начальных классов

Гиагинского района.

Методическое сопровождение ФГОС НОО

С 01 сентября 2011г.   в штатном режиме осуществлен переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС НОО.

Основным требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС  было    научное и методическое сопровождение, которое включало  консультирование всех участников данного процесса.  

Перед методическими службами возникла проблема, как правильно выстроить научно-методическое сопровождение и обеспечить введение ФГОС.

Методическое сопровождение - это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых   для качественной организации обучения по основным образовательным программам начального общего образования.

Цель методического сопровождения: оказание методической поддержки педагогическим работникам в процессе введения и реализации ФГОС НОО в практику; создание условий для реализации требований образовательных стандартов и достижения необходимого качества образования.

Были выполнены следующие задачи:

  • с целью повышения компетентности педагогов обеспечили подготовку, переподготовку  педагогических работников для работы по ФГОС НОО;
  • была осуществлена  практическая помощь педагогическим работникам в организации работы по внедрению ФГОС и выполнению федеральных, региональных и муниципальных программ;
  •   педагоги освоили новую систему требований к оценке итогов образовательной деятельности обучающихся.

        Стартом к внедрению ФГОС стала Республиканская научная конференция «Начальное общее образование в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта», которая была проведена на базе МБОУ СОШ № 4 в 2011г. с целью ознакомления педагогов с требованиями к результатам, структуре и условиям освоения начального общего образования в условиях ФГОС.

Была разработана практико – ориентированная модель методического сопровождения введения ФГОС НОО в образовательных учреждениях, которая включала в себя мероприятия поэтапного перехода к ФГОС нового поколения.

Модель включала в себя:

  • нормативно правовое сопровождение (отслеживание и своевременное информирование об изменениях нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней; внесение корректив в нормативно-правовые документы ОУ по ФГОС с учетом изменений);
  • организационно-методическое сопровождение (планирование деятельности РМО и ШМО с учетом новых задач на текущий год; экспертиза рабочих программ, участие в семинарах, работа с родителями);
  • информационно-методическое сопровождение (повышение квалификации учителей начальных классов, разработка методических рекомендаций при составлении рабочих программ, разработка диагностического инструментария для проведения диагностических работ. МБОУ СОШ № 4 стала пилотной площадкой по проекту «Совершенствования мониторинга сформированности УУД у обучающихся уровня начального общего образования»);
  • аналитическое сопровождение (мониторинг по введению ФГОС, организация системы контроля по введению ФГОС, оценка результатов обучения; анализ работы по ФГОС).

Районным методическим кабинетом были подготовлены и проведены методические семинары, методические объединения, круглые столы, мастер-классы, которые обеспечили педагогов знаниями теоретического и практического материала об особенностях организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты.

На районных методических семинарах и объединениях учителей начальных классов были рассмотрены следующие темы:

  1. «Профессиональная компетентность учителя -  главный ресурс формирования познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей младших школьников»;
  2. «Формирование компетентностей младших школьников в результате межпредметной интеграции»;
  3. «Совершенствование мониторинга универсальных учебных действий у обучающихся по программам начального общего образования»;
  4. «Ведение федеральных государственных образовательных стандартов образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  5. «Инклюзивное обучение – комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ»;
  6. «Личностно – ориентированный урок как средство развития основных УУД»;
  7. «Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях ФГОС НОО».

Были проведены открытые уроки, отвечающие требованиям ФГОС НОО, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении.

Работа районного методического объединения велась и ведётся согласно годовому плану. При планировании учитываются выводы, сделанные в ходе анализа работы за предыдущий учебный год; устанавливаются цель и задачи работы на текущий год.

        В каждой школе функционирует школьное методическое объединение учителей начальных классов, составляется и реализуется план методического сопровождения ФГОС. В этот план входят такие мероприятия как мониторинги формирования УУД, метапредметные диагностики, анализы результатов внеурочной деятельности, анкетирования по изучению образовательных потребностей обучающихся и их родителей.

В районное методическое объединение начальных классов входит 87 педагогов. Из них имеют: высшую квалификационную категорию 21 человек, первую - 34 человека, соответствие занимаемой должности - 22 человека. Молодых специалистов 10 человек.

Большое внимание уделялось и уделяется повышению квалификации педагогов начальной школы. Все учителя прошли курсы повышения квалификации в государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования РА «Адыгейский Республиканский институт повышения квалификации» по следующим темам:

  1. «Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях введения ФГОС»;
  2. «ФГОС начального общего образования. Оценка качества образования. Вовлечение учащихся и родителей в планировании образовательной деятельности»;
  3. «Подходы к организации проектной и учебно-исследовательской деятельности в рамках реализации УМК издательства «Просвещения» для начальной школы»;
  4. «Повышение профессионализма педагогических кадров как фактор совершенствования достижения качества образования»;
  5. «Инновационные подходы к организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС НОО»;
  6. «Педагогическое мастерство учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС».
  7. Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в общеобразовательных организациях;
  8. Технологии инклюзивного образования в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ И ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.

 Учителя начальных классов проходят дистанционные курсы, активно участвуют в вебинарах с целью повышения профессиональной компетентности; принимают   участие в профессиональных конкурсах различного уровня и в республиканских педагогических чтениях.

Так, в 2018 году Дёмина Елена Михайловна, учитель МБОУ СОШ № 3, на педагогическом фестивале «Созвездие» выступила с докладом «Развитие логического мышления обучающихся на уроках математики в начальной школе»; Кулеш Ирина Васильевна приняла участие   в республиканском семинаре «Актуальные проблемы экологического образования детей» и выступила с докладом ««Экологическое воспитание учащихся»

 Затолокина Валентина Вячеславовна, учитель МБОУ СОШ № 8, на республиканских педагогических чтениях в 2018 году «Образование XXI века: взгляд современного педагога» выступала с докладом «Педагог XXI века. Профессиональная компетентность учителя». В рамках республиканских педчтений 2018 г стала победителем   I республиканского этапа XIII ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи»;

Кириллова Татьяна Ивановна, учитель МБОУ СОШ № 8 стала призёром районного конкурса «Новой школе – новые учителя».

13 сентября 2018 года учителя нашего района участвовали    в выездном республиканском методическом объединении. Были приглашены в АРИПК в качестве лекторов:

  • Соловьёва Н.И., учитель МБОУ СОШ № 4 («Формирование коммуникативных навыков у обучающихся в рамках реализации внеурочной деятельности»);
  • Азарова А.В., учитель МБОУ СОШ № 1 («Индивидуализация процесса обучения как одно из условий осуществления личностно-ориентированного подхода»);
  • Елисеева Т.Н., учитель МБОУ СОШ № 7 («Технология сотрудничества»);
  • Кулеш И.В., учитель МБОУ СОШ № 3 («Краеведение как часть этнокультурного образования младших школьников в рамках реализации ФГОС»);
  • Дёмина Е.М. и Рихтер Е.А., учителя МБОУ СОШ № 3 («Нетрадиционные формы работы во внеурочной деятельности младших школьников»).

Совместно с методическим кабинетом и руководителями школьных методических объединений учителей начальных классов были разработаны единые критерии оценивания обучающихся в начальной школе с целью формирования единого образовательного пространства Гиагинского района.

Методический кабинет и районное объединение учителей начальных классов работает на удовлетворение запросов участников образовательного процесса. Есть заметные изменения профессиональной компетенции учителей начальных классов района:

  • все учителя изучили   содержание ФГОС нового поколения;
  • повысилось методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых технологий;
  • в школах созданы   информационно-методические базы по сопровождению ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции "Методическое сопровождение ФГОС" 2011год.

В презентации выделены основные вопросы по созданию технологической карты....

Методическое сопровождение деятельности учителя начальных классов в условиях перехода на ФГОС

Обобщение опыта работы ШМО учителей начальных классов МОУ "Бюргановская СОШ Буинского района РТ" на 2010-2011 учебный год....

План методического сопровождения ФГОС

В  план  включены  мероприятия, необходимые  для  обеспечения  работы  по  ФГОС...

Методическое сопровождение и обеспечение введения ФГОС

Прежде чем выстраивать методическое сопровождение и обеспечение  введения ФГОС и правильно организовать методическую работу в школе, необходимо четко понимать значение данных понятий: сопровождат...

План методического сопровождения ФГОС на 2015 - 2016 уч.год

В данной статье описаны мероприятия методического сопровождения федерального образовательного стандарта основного общего образования в образовательном учреждении.Разработанная модель методического соп...

Организационно-методическое сопровождение: содержание, принципы и условия реализации. Сопоставление понятий: организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка

В условиях постоянно изменяющихся требований к педагогической деятельности весьма актуальным становится вопрос методического сопровождения.Термин «сопровождение» появился в педагогике отно...