Методическое сопровождение и обеспечение введения ФГОС
учебно-методический материал
Прежде чем выстраивать методическое сопровождение и обеспечение введения ФГОС и правильно организовать методическую работу в школе, необходимо четко понимать значение данных понятий: сопровождать, сопровождение, методическое сопровождение и обеспечение.Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vremya_est_velichayshiy_iz_novatorov.docx | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое сопровождение и обеспечение введения ФГОС
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления.
Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Возможно, поэтому наша школа без раздумий, как только заговорили о введении новых стандартов, включилась в изучение материалов по федеральному государственному стандарту второго поколения.
Роль методических служб заключается в организации компетентного методического сопровождения учителя в тех направлениях, которые являются ключевыми в ФГОС.
Прежде чем выстраивать методическое сопровождение и обеспечение введения ФГОС и правильно организовать методическую работу в школе, необходимо четко понимать значение данных понятий: сопровождать, сопровождение, методическое сопровождение и обеспечение.
"Сопровождать" - значит следовать рядом, вместе с кем-то, а "сопровождение" - явление, действие вместе с чем-то.
Методическое сопровождение - взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана.
В соответствии с приказом директора школы была создана рабочая группа с целью создания плана работы по внедрению ФГОС второго поколения.
В план работы по внедрению ФГОС были включены следующие вопросы:
- изучение методических материалов ФГОС второго поколения;
- разработка основной образовательной программы начального общего образования;
- разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана;
- разработка рабочих программ внеурочной деятельности;
- ознакомление с ФГОС второго поколения родителей (законных представителей) будущих первоклассников; обсуждение ФГОС с родителями (законными представителями);
- изучение УМК, предлагаемых разработчиками ФГОС второго поколения для его реализации;
- разработка системы мониторинга достижения основных планируемых результатов образования;
- создание нормативно-правовой базы (локальных актов, регламентирующих деятельность педагогов, членов администрации) с целью сопровождения внедрения ФГОС четким инструментарием, локальными актами, регламентирующими деятельность педагогов;
- обеспечение педагогов информационным, научно-методическим сопровождением процесса формирования УУД и методическими рекомендациями по развитию компетентности педагога
По карте самооценки готовности ОУ к введению ФГОС определен высокий уровень готовности.
Главная роль в реализации основных требований стандарта второго поколения отведена учителю. Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса.
Компетентность | Содержание компетентности |
Предметно-методологическая компетентность. | Знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета. |
Психолого-педагогическая компетентность. | Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика. |
Компетентность в области валеологии образовательного процесса. | Теоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет). Владение навыками использования здоровьесберегающих технологий. Теоретические знания и практические умения по организации учебного и воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Компетентность в сфере медиа-технологии и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса. | Практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета. Умение проектировать и реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика. Владение методиками и технологиями медиа-образования. |
Коммуникативная компетентность. | Практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик» |
Компетентность в области управления системой «учитель-ученик». | Владение управленческими технологиями (педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты учебного и воспитательного процесса). |
Исследовательская компетентность. | Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций. |
Компетентность в сфере трансляции собственного опыта. | Умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах). |
Акмеологическая компетентность. | Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста. |
Для того, чтобы спланировать работу с педагогами, необходимо знать уровень их готовности к работе по новым стандартам. Мы предлагаем использовать лист самооценки.
Самооценка готовности учителя к работе по новым образовательным стандартам
1. Я знакома с концепцией ФГОС и основными требованиями к результатам образования, содержанию и организации образовательного процесса. | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Я практически не знакома с концепцией ФГОС и требованиями к образовательному процессу. |
2. Я владею требованиями к результатам освоения ООП НОО (метапредметным, личностным, предметным; имею опыт работы по формированию УУД). | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Я не владею требованиями к результатам освоения ООП НОО. |
3. Я имею опыт работы в рамках развивающей системы обучения. | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Я не имею опыта работы в рамках развивающей системы обучения. |
4. Я хорошо владею технологиями деятельностного обучения. | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Я практически не владею технологиями деятельностного обучения. |
5. Я хорошо разбираюсь в вопросах детской возрастной психологии и психологии обучения. | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Я плохо разбираюсь в вопросах детской возрастной психологии и психологии обучения. |
6. Я имею опыт дифференцированного обучения, опыт индивидуальной работы с одарёнными детьми, детьми с низкой мотивацией к учению. | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Я практически не имею опыта дифференцированного обучения, опыта индивидуальной работы. |
7. Я владею технологией накопительной оценки «Портфолио» и использую её в практике обучения и воспитания. | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Я практически не владею технологией накопительной оценки «Портфолио». |
8. Я владею здоровьесберегающими технологиями обучения. Постоянно веду работу по сохранению здоровья обучающихся. | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Я практически не владею здоровьесберегающими технологиями обучения. Не имею опыта работы по сохранению здоровья обучающихся. |
9. Я имею опыт разработки учебной или воспитательной программы. | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Я не имею опыта разработки учебной или воспитательной программы. |
10. Я имею опыт инновационной деятельности (работа над инновационным проектом, в составе ОМЦ, базовой площадки). | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Я не имею опыта инновационной деятельности. |
11. Всё дидактическое оснащение моего кабинета систематизировано, позволяет организовать индивидуализацию, рационально использовать время и пространство учителя и ученика. | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Дидактическое оснащение кабинета требует серьёзной доработки по содержанию, по форме, по количеству. |
Учителя начальных классов выбрали тему по самообразованию: «ФГОС второго поколения начального образования и его реализация», составили план и работают по нему.
Все учителя, работающие в 1 и 2 классах, прошли курсовую подготовку:
- Учителя начальных классов: «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; «Воспитание на уроке: новые смыслы в условиях реализации стандартов второго поколения»; «Классный руководитель: новые векторы деятельности по ФГОС второго поколения»
- Учитель английского языка: «Новые смыслы воспитательной деятельности в условиях перехода на ФГОС»; «Повышение профессиональных компетенций учителя иностранных языков в условиях реализации ФГОС»
- Учитель физической культуры: «Актуальные вопросы преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС»
- Учитель информатики и ИЗО: 24 ч. Семинар «Учитель и учащиеся: методы и приемы налаживания конструктивного взаимодействия как важное условие достижения реализации ФГОС»
Все учителя имеют сертификат Соответствия квалификационным требованиям в области ИКТ
В течение 2010 – 2011 учебного года проделана большая работа по подготовке ОУ к введению ФГОС НОО. На заседаниях МО учителей начальных классов были рассмотрены такие вопросы:
- Новые подходы к преподаванию в начальной школе на основе ФГОС НОО
- Изучение опыта школ России по введению ФГОС НОО
- Формирование и развитие УУД обучающихся начальной школы
- Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы
- Особенности учебного занятия в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО
В ОУ прошли методические семинары:
- «Основные задачи современного образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
- «Формирование УУД»
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности»
- «Что такое новый ФГОС НОО»
- «Новые педагогические технологии в образовательном процессе школы»
- «О нововведениях в области дошкольного, начального общего образования в проекте Федерального проекта закона «Об образовании» в РФ»
На протяжении подготовки и введения ФГОС учителя посещают и работают в районных проблемных группах
На 2012 – 2015 уч. года разработана программа работы школы над единой методической темой: «Профессиональные компетенции педагога как ресурс реализации ФГОС второго поколения»
На текущий учебный год разработаны и проводятся:
- Семинар «Формирование универсальных учебных действий»
- Методический день «Современные технологии обучения в свете требований ФГОС» - теория вопроса
- Методический день с практикой проведения уроков «Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения»
На протяжении внедрения и реализации ФГОС проводится внутришкольный контроль, целью которого является:
- сбор и обработка информации о состоянии учебно-воспитательного процесса;
- обеспечение обратной связи по реализации всех управленческих решений;
- коррекция деятельности;
- дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, учитывая индивидуальные особенности обучающихся,
- их интересы, образовательные возможности, состояние здоровья;
- выявление и реализация образовательного потенциала обучающихся;
- отслеживание динамики развития обучающихся, создание при этом эмоционального комфорта и условий для самовыражения, самопознания и саморазвития каждого ученика.
Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя.
В заключение хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов - о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».
Наша задача – не превратить федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в «тормоз для корабля образования».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на конференции "Методическое сопровождение ФГОС" 2011год.
В презентации выделены основные вопросы по созданию технологической карты....
Методическое сопровождение деятельности учителя начальных классов в условиях перехода на ФГОС
Обобщение опыта работы ШМО учителей начальных классов МОУ "Бюргановская СОШ Буинского района РТ" на 2010-2011 учебный год....
ссылка на методические материалы постоянно действующего районного муниципального семинара "Методическое сопровождение учителей 1-х классов при переходе на ФГОС"
http://engschool33.ucoz.ru/index/0-11...
План методического сопровождения ФГОС
В план включены мероприятия, необходимые для обеспечения работы по ФГОС...
План методического сопровождения ФГОС на 2015 - 2016 уч.год
В данной статье описаны мероприятия методического сопровождения федерального образовательного стандарта основного общего образования в образовательном учреждении.Разработанная модель методического соп...
План методического сопровождения реализации ФГОС НОО в МОУ Урлукская СОШ
МОУ Урлукская СОШ План методического сопровождения реализации ФГОС начального общего образования на I полугодие 2013-2014 учебного года ...
Организационно-методическое сопровождение: содержание, принципы и условия реализации. Сопоставление понятий: организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка
В условиях постоянно изменяющихся требований к педагогической деятельности весьма актуальным становится вопрос методического сопровождения.Термин «сопровождение» появился в педагогике отно...