Методическое сопровождение и обеспечение введения ФГОС
учебно-методический материал

Прежде чем выстраивать методическое сопровождение и обеспечение  введения ФГОС и правильно организовать методическую работу в школе, необходимо четко понимать значение данных понятий: сопровождать, сопровождение, методическое сопровождение и обеспечение.Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremya_est_velichayshiy_iz_novatorov.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое сопровождение и обеспечение  введения ФГОС

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления.
Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности  неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Возможно, поэтому наша школа без раздумий, как только заговорили о введении новых стандартов, включилась в изучение материалов по федеральному государственному стандарту второго поколения.

Роль методических  служб заключается в организации компетентного методического сопровождения учителя в тех направлениях, которые являются ключевыми в ФГОС.

 Прежде чем выстраивать методическое сопровождение и обеспечение  введения ФГОС и правильно организовать методическую работу в школе, необходимо четко понимать значение данных понятий: сопровождать, сопровождение, методическое сопровождение и обеспечение.

        "Сопровождать" - значит следовать рядом, вместе с кем-то, а "сопровождение" - явление, действие вместе с чем-то.

Методическое сопровождение - взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана.

В соответствии с приказом директора школы была создана рабочая группа с целью создания плана работы по внедрению ФГОС второго поколения.
В план работы по внедрению ФГОС были включены следующие вопросы:

  1. изучение методических материалов ФГОС второго поколения;
  2. разработка основной образовательной программы начального общего образования;
  3. разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана;
  4. разработка рабочих программ внеурочной деятельности;
  5. ознакомление с ФГОС второго поколения родителей (законных представителей) будущих первоклассников; обсуждение ФГОС с родителями (законными представителями);
  6. изучение УМК, предлагаемых разработчиками ФГОС второго поколения для его реализации;
  7. разработка системы мониторинга достижения основных планируемых результатов образования;
  8. создание нормативно-правовой базы (локальных актов, регламентирующих деятельность педагогов, членов администрации) с целью сопровождения внедрения ФГОС четким инструментарием, локальными актами, регламентирующими деятельность педагогов;
  9. обеспечение педагогов информационным, научно-методическим сопровождением процесса формирования УУД и методическими рекомендациями по развитию компетентности педагога

По карте самооценки готовности ОУ к введению ФГОС определен высокий уровень готовности.

Главная роль в реализации основных требований стандарта второго поколения отведена учителю. Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса.

Компетентность

Содержание компетентности

Предметно-методологическая компетентность.

Знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета.

Психолого-педагогическая компетентность.

Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса.

Умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика.

Компетентность в области валеологии образовательного процесса.

Теоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет).

Владение навыками использования здоровьесберегающих технологий.

Теоретические знания и практические умения по организации учебного и воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Компетентность в сфере медиа-технологии и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса.

Практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета.

Умение проектировать и реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика.

Владение методиками и технологиями медиа-образования.

Коммуникативная компетентность.

Практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»

Компетентность в области управления системой «учитель-ученик».

Владение управленческими технологиями (педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты учебного и воспитательного процесса).

Исследовательская компетентность.

Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.

Компетентность в сфере трансляции собственного опыта.

Умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах).

Акмеологическая компетентность.

Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

Для того, чтобы спланировать работу с педагогами, необходимо знать уровень их готовности к работе по новым стандартам. Мы предлагаем использовать лист самооценки.

Самооценка готовности учителя к работе по новым образовательным стандартам

1. Я знакома с концепцией ФГОС и основными требованиями к результатам образования, содержанию и организации образовательного процесса.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не знакома с концепцией ФГОС и требованиями к образовательному процессу.

2. Я владею требованиями к результатам освоения ООП НОО (метапредметным, личностным, предметным; имею опыт работы по формированию УУД).

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я не владею требованиями к результатам освоения ООП НОО.

3. Я имею опыт работы в рамках развивающей системы обучения.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я не имею опыта работы в рамках развивающей системы обучения.

4. Я хорошо владею технологиями деятельностного обучения.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не владею технологиями деятельностного обучения.

5. Я хорошо разбираюсь в вопросах детской возрастной психологии и психологии обучения.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я плохо разбираюсь в вопросах детской возрастной психологии и психологии обучения.

6. Я имею опыт дифференцированного обучения, опыт индивидуальной работы с одарёнными детьми, детьми с низкой мотивацией к учению.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не имею опыта дифференцированного обучения, опыта индивидуальной работы.

7. Я владею технологией накопительной оценки «Портфолио» и использую её в практике обучения и воспитания.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не владею технологией накопительной оценки «Портфолио».

8. Я владею здоровьесберегающими технологиями обучения. Постоянно веду работу по сохранению здоровья обучающихся.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не владею здоровьесберегающими технологиями обучения. Не имею опыта работы по сохранению здоровья обучающихся.

9. Я имею опыт разработки учебной или воспитательной программы.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я не имею опыта разработки учебной или воспитательной программы.

10. Я имею опыт инновационной деятельности (работа над инновационным проектом, в составе ОМЦ, базовой площадки).

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я не имею опыта инновационной деятельности.

11. Всё дидактическое оснащение моего кабинета систематизировано, позволяет организовать индивидуализацию, рационально использовать время и пространство учителя и ученика.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Дидактическое оснащение кабинета требует серьёзной доработки по содержанию, по форме, по количеству.

Учителя начальных классов  выбрали  тему по  самообразованию: «ФГОС второго поколения начального образования и его реализация», составили план  и работают по нему.

Все учителя, работающие в 1 и 2 классах, прошли курсовую подготовку:

  • Учителя начальных классов: «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; «Воспитание на уроке: новые смыслы в условиях реализации стандартов второго поколения»; «Классный руководитель: новые векторы деятельности по ФГОС второго поколения»
  • Учитель английского языка: «Новые смыслы воспитательной деятельности в условиях перехода на ФГОС»; «Повышение профессиональных компетенций учителя иностранных языков в условиях реализации ФГОС»
  • Учитель физической культуры: «Актуальные вопросы преподавания физической культуры  в условиях реализации ФГОС»
  • Учитель информатики и ИЗО: 24 ч. Семинар «Учитель и учащиеся: методы и приемы налаживания конструктивного взаимодействия как важное условие достижения реализации ФГОС»

Все учителя имеют сертификат Соответствия квалификационным требованиям в области ИКТ

В течение  2010 – 2011 учебного года проделана большая работа по подготовке ОУ к введению ФГОС НОО. На заседаниях МО учителей начальных классов были рассмотрены такие вопросы:

  • Новые подходы к преподаванию в начальной школе на основе ФГОС НОО
  • Изучение опыта школ России по введению ФГОС НОО
  • Формирование и развитие УУД обучающихся начальной школы
  • Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы
  • Особенности учебного занятия в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО

В ОУ прошли методические семинары:

  • «Основные задачи современного образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
  • «Формирование УУД»
  • «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности»
  • «Что такое новый ФГОС НОО»
  • «Новые педагогические технологии в образовательном процессе школы»
  • «О нововведениях в области дошкольного, начального общего образования в проекте Федерального проекта закона «Об образовании» в РФ»

На протяжении подготовки и введения ФГОС учителя посещают и работают в районных проблемных группах

На 2012 – 2015 уч. года разработана программа работы школы над единой методической темой: «Профессиональные компетенции педагога как ресурс реализации ФГОС второго поколения»

 На текущий учебный  год разработаны и проводятся:

  • Семинар «Формирование универсальных учебных действий»
  • Методический день «Современные технологии обучения в свете требований ФГОС»  - теория вопроса
  • Методический  день с практикой проведения уроков «Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения»                                                        

На протяжении внедрения и реализации  ФГОС проводится внутришкольный контроль, целью которого является:

  • сбор и обработка информации о состоянии учебно-воспитательного процесса;
  • обеспечение обратной связи по реализации всех управленческих решений;
  • коррекция деятельности;
  • дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, учитывая индивидуальные особенности обучающихся,
  •  их интересы, образовательные возможности, состояние здоровья;
  • выявление и реализация образовательного потенциала обучающихся;
  • отслеживание динамики развития обучающихся, создание при этом эмоционального комфорта и условий для самовыражения, самопознания и саморазвития каждого ученика.

Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя.

В заключение хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов - о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».
Наша задача – не превратить федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в «тормоз для корабля образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции "Методическое сопровождение ФГОС" 2011год.

В презентации выделены основные вопросы по созданию технологической карты....

Методическое сопровождение деятельности учителя начальных классов в условиях перехода на ФГОС

Обобщение опыта работы ШМО учителей начальных классов МОУ "Бюргановская СОШ Буинского района РТ" на 2010-2011 учебный год....

План методического сопровождения ФГОС

В  план  включены  мероприятия, необходимые  для  обеспечения  работы  по  ФГОС...

План методического сопровождения ФГОС на 2015 - 2016 уч.год

В данной статье описаны мероприятия методического сопровождения федерального образовательного стандарта основного общего образования в образовательном учреждении.Разработанная модель методического соп...

План методического сопровождения реализации ФГОС НОО в МОУ Урлукская СОШ

МОУ Урлукская СОШ План методического сопровождения реализации ФГОС начального общего образования на I полугодие 2013-2014 учебного года ...

Организационно-методическое сопровождение: содержание, принципы и условия реализации. Сопоставление понятий: организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка

В условиях постоянно изменяющихся требований к педагогической деятельности весьма актуальным становится вопрос методического сопровождения.Термин «сопровождение» появился в педагогике отно...