программа кружка
материал
Программа кружка "Юный краевед" для обучающихся 2-3 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmaa_kruzhka_yunyy_kraeved.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования и по делам молодёжи администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Медведевский районный дом детского творчества»
Образовательная программа
краеведческого кружка
«Юный краевед»
2017/2018 учебный год
Возраст обучающихся: 2-3 классы
Срок реализации: 1 год
Программу разработала
Тихонькина А.П.,
педагог дополнительного образования
п. Медведево
2017г.
- Пояснительная записка
1.Актуальность и практическая значимость программы.
Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным как ведущий фактор воспитания патриотизма.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли, любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой.
При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью.
Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно- творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
2.Цели и задачи программы.
Основная цель, стоящая перед программой – формирование патриотического сознания школьников на основе изучения истории и культуры родного края.
Цель реализуется через задачи:
Обучающие
- развитие познавательного интереса к своей малой родине через различные формы работы;
- формирование у учащихся комплексных знаний о родном городе;
- освоение историко – обществоведческих знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история улиц, зданий, города, рода);
Развивающие
- воображение как основы для решения творческих задач;
- мышление как умение анализировать, сравнивать, обобщать факты; выявлять степень достоверности и вариативности оценки одних и тех же событий в разных исторических источниках;
- эстетические чувства в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием родного края.
Воспитательные
- воспитание положительной привычки учащихся в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода;
- воспитание творческой личности в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности;
- воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.
Формы проведения занятий:
- Практические
- Рассказ педагога и рассказы детей
- Беседы
- Дискуссии
- Встречи с интересными людьми
- Походы, экскурсии
- Конкурсы, викторины
- Составление презентаций Power Point
- Работа с документами, СМИ, Интернет-ресурсами
- Исследовательская деятельность
- Создание стенгазеты «По малой Родине моей»
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой Родины” - к систематизированному знанию о родном селе.
Прогнозируемые результаты:
Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины», создание стенгазеты «По малой Родине моей». Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии. Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю. Через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры.
Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.
4. Основное содержание программы.
Введение. Правила техники безопасности на занятиях Что такое краеведение: зачем и как изучать свой край. Археология и краеведение. Древнейшее прошлое нашего края Медведевский район на карте Марий Эл. Наши соседи. Карта Медведевского района. Территория, границы, географическое положение. По дорогам родного края. Наши реки.
Топонимы моего края. Культура и быт народов проживающих в нашем районе. Районная газета Экскурсия в редакцию газеты Музеи Медведевского района. Создание презентации о Медведевском районе Моя малая родина – деревня \сенькино. История возникновения деревень Сенькинского поселения. Как выглядело наше село в начале своей жизни. Улицы нашего села.
Памятники. Памятные места Храмы. Экскурсия в храм. Культурные учреждения Загадки названий уголков нашего села. Народные промыслы.б Богатства нашей земли. Разнообразие растительного мира. Лекарственные и опасные растения. Леса нашего края. Животный мир нашего края Экология вокруг села. Климатические особенности. ОПХ «Головное» «Хлеб – всему голова». Становление и развитие ОПХ. Колхоз в военные и послевоенные годы. Создание презентации о деревне Сенькино Школа. История и традиции родной школы. Выпускники школы – участники боевых действий. «Всем миром». История стройки новой школы. Учителями славится Россия«Не надо забывать учителей». Подведение итогов работы кружка
Список литературы для учителей:
1. А. А. Соловьев. Сернур: страницы прошлого. Йошкар - Ола, 2004.
2. История сел и деревень Республики Марий Эл. Сернурский район.
Сборник документальных очерков. Йошкар – Ола, 2006.
3. А. Г. Иванов, К. Н. Сануков История марийского народа. Й – Ола, 1999.
4. Г. А. Сепеев История расселения марийцев. Й- Ола, 2006.
5. Г. А. Сепеев Этнография народа мари. Й – Ола, 2004.
5. Г. А. Сепеев Марийские народные праздники. Й – Ола, 2004.
6. Р. А. Бушков. В государстве ромашек. Йошкар – Ола, 2003.
Список литературы для учащихся:
1. Историческое краеведение в школе. – Н.Новгород, НГЦ, 2002.
2. Кто есть кто в Марий Эл: Биографический справочник / сост. В.Мочаев. - Йошкар-Ола,
2002.
3. ВоронцоваО.П., Галкин И.С. Топонимика Республики Марий Эл. - Йошкар-Ола, 2002.
4. Календарные праздники и обряды марийцев. Этнографическое наследие: Сборник
материалов. Вып.1. - Йошкар-Ола, 2003.
5. Муравьев А.В. Этнографическая мозаика Республики Марий Эл. - Йошкар-Ола, 2003.
6. Акцорин В.А. Прошлое марийского народа в его эпосе. - Саров: Альфа, 2000.
7. Китиков А.Е. Марийские народные загадки. Йошкар-Ола, 1973.
8. Китиков А.Е. Марийкие народные приметы: Сборник текстов с предисловием. - 2-е изд.,
испр. и доп. - Йошкар-Ола, 1989.
9. Марийские народные сказки /сост.и предисловие В.А.Акцорина. - Йошкар-Ола: Мар. кн.
изд-во, 1984.
10. Товаров-Кошкин Б.Ф., Червонная С.М. Художники Марийской АССР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"
Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь". Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...
ПРОГРАММА КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « СИНЯЯ ПТИЦА» ( рассчитана на детей 1 классов) Срок реализации программы – 1 год
ПРОГРАММА КРУЖКАИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ« СИНЯЯ ПТИЦА»( рассчитана на детей 1 классов)Срок реализации программы – 1 год...
Рабочая программа кружка по программе English Theatre 2014-2015
Методическая разработка по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся первого и третьего годов обучения....
Программа кружка по внеурочной деятельности"Книголюбы" 1 класс на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» и дополнительного модуля программы Е. А. Найденовой курса "Литература народов России"
Рабочая программа кружка "Книголюбы" для 1 классов составлена на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — ...
Программа кружка «Азбука добрых дел» (программа "Школа России")
Программа кружка «Азбука добрых дел»...
Рабочая программа кружка "Веселая программа"
Пояснительная записка...
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» (обще-интеллектуальной направленности) 4-5 класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результатыУ обучающегося будут сформированы:- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной ...