Кл.час. Удивительное рядом.
классный час (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час на тему: «Удивительное - рядом»
Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств.
Оборудование: словарь Ожегова, слово «синоптик», иллюстрации пчёл, бабочек, муравьёв, пауков, дождевых червей, рыб, растений (кувшинки, одуванчика, ноготков и др.), письмо-просьба от цветов.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя
- Сегодня вы узнаете много о мире природы. Но прежде отгадайте несколько загадок.
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает
И бормочет, поёт,
Убаюкивает? (Дождь)
- Итак, вначале мы поговорим о погоде. Как мы узнаём о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? (можно узнать по радио, телевидению, из газет.)
- Да, эти сведения нам дают синоптики. Кто такие синоптики? (Это люди, которые наблюдают за погодой и сообщают прогноз погоды.)
(Вывешивается табличка со словом «синоптик».)
- Давайте заглянем в словарь Ожегова и узнаем тонное толкование этого слова: «Синоптик – специалист по прогнозированию погоды».
- А как вы думаете, есть ли природные синоптики?
- Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Их называют растениями и животными синоптиками.
Посмотрите, с какими животными-синоптиками мы сегодня познакомимся: пчёлы, бабочки, муравьи, пауки, дождевые черви. Могут предсказывать погоду и рыбы. (Показ иллюстраций по ходу беседы.)
Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами. Ну не удивительно ли? Вы сегодня не раз ещё удивитесь, потому что наш классный час так и называется «Удивительное - рядом».
Животные-синоптики.
Отгадайте загадку.
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)
- Посмотрите, чей это домик? (Показ изображения улья)
Да, в этом чудо - домике живут трудолюбивые пчёлы. Пчёлы - верные предсказатели погоды. Утром перед дождём они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.
- О ком речь в следующей загадке?
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Бабочка-крапивница безошибочно предсказывает дождь. Перед дождём она среди дня начинает готовиться к ночлегу – прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья.
- О каком синоптике пойдёт речь в следующей загадке?
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он.
А жильцов в нём – миллион. (Муравейник).
Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождём или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадёт в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики - пирамидки.
- Ещё одна загадка.
Восемь ног, восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк.
Покупайте, мухи шёлк! (Паук).
Кто видел тонкие шелковые кружева в лесу? Оказывается, пауки – тоже синоптики, особенно крестовик и домашний паучок. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается ненастье: они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсиживаться дома». Если же паук появился в жару, значит, он запасается кормом, следовательно, смело можно предсказывать грозу. А если увидели паука вечером, можно сказать дождя не будет.
- О ком говорится в следующей загадке?
У родителей и деток
Вся одежда из монеток? (Рыбы).
Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюёт? Почему? оказывается, в засуху перед дождём рыба в водоёмах перестаёт клевать.
Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день, а мухи, комары перед дождём становятся назойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные приметы.
Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде.
Паук забился в угол – к ветру.
Лягушки расквакались – к непогоде.
Муравьи прячутся в гнёзда – к грозе.
Ласточки летают низко – пред дождём.
На кустах акации много пчёл – перед дождём.
Растения – синоптики.
- Предсказывают погоду и растения. Чаще всего растения реагируют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождём закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка.
Отгадайте загадку: о каком растении пойдёт речь?
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.
На нём платок пуховый,
Всегда слететь готовый. (Одуванчик).
Одуванчики складывают перед дождём свои пушистые шарики. А есть растения, которые перед дождём «плачут» - выделяют лишнюю влагу. К таким растениям относится клён, который предсказывает сильное ненастье за трое – четверо суток. «Льют слёзы» при хорошей погоде овёс, пшеница. Если в солнечный день на пёрышках молодого овса или пшеницы выступили капли влаги, надо ждать дождя. Будьте наблюдательными, ребята, расскажите друзьям о своих наблюдениях в природе.
Физминутка.
Дождик.
Дети свободно размещаются по классу. Учитель декламирует стихотворение И. Токмаковой:
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал и разрезал.
И устал,
И перестал!
С началом текста все исполняют произвольные движения . с последним словом «перестал2 все движения прекращаются, участники игры как бы застывают. Ведущий, проходя мимо них, замечает тех, кто пошевельнулся. Тот выходит из игры.
Вновь ведущий и группа ребят, выбывших из игры, декламируют стихотворение. Звучит оно звонко, задорно, но не очень быстро. Движения могут быть использованы самые разнообразные, но обязательно стоя на месте. В конце игры ведущий отмечает тех, кто исполнял самые красивые или сложные движения. Поощрение «самого стойкого» победителя игры.
- Есть ещё одно удивительное свойство у растений. Послушайте стихотворение и догадайтесь какое.
Удивительные часы.
Выйди летом за село –
От цветов светлым – светло.
Можешь смело здесь играть
Не бойся опоздать.
Вовремя придёшь домой –
Здесь часы всегда с тобой.
Глянь вокруг – и каждый раз
Будешь знать, который час.
Время точное растения
Знают все без исключения.
От росы и до росы
Счёт часам ведут часы.
На всё лето каждый год
Солнце им даёт завод.
Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, сориентироваться по времени нам помогут растения. Их называют цветочными часами. Ну не удивительно ли? А посмотрите, как радуют нас цветы.
(Демонстрация иллюстраций различных цветов.)
Здравствуй, милый мой цветок,
Леса гость весенний!
Как красиво ты расцвёл
Здесь, в уединении!
Улыбнётся ветерок
И с тобой играет.
Солнце целый день тебя
Весело ласкает.
- Какие вы знаете лесные цветы? (Ромашки, колокольчики, иван-да-марья, фиалки, герань лесная.)
-Среди них есть такие, которых на Земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Один из охраняемых цветов – красавец – колокольчик.
У лесной дорожки –
Цветок на тонкой ножке.
У самой сердцевинки –
Свежие росинки.
Ветер тронет венчик –
Зазвенит бубенчик!
Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Всё меньше остаётся их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
(Учитель показывает письмо, и кто-то из учеников читает его.)
Ребята, вам цветы прислали письмо с просьбой: «Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте так добры, не обрывайте зря цветы!» Что мы ответим цветам?
Игра «Спорим».
Учитель произносит фразу, после которой ребята должны хором сказать: «Мы не спорим!», если они согласны с утверждением, или «Спорим-спорим!», если не согласны. Чтобы не затягивать игру, лучше ограничиться небольшим количеством утверждений.
Осенью идут дожди.
Ждёт весна нас впереди.
Целый день мели метели.
Птицы с юга прилетели.
Лист кленовый опадает.
Ландыш белый расцветает.
Яблоки в саду поспели.
В роще соловьи запели.
Мы капусту посолили.
И каток водой залили.
На полях лежит туман.
В огороде лишь – бурьян.
И каникулы всех ждут.
День Победы тут как тут.
Загорать пойдём гурьбою.
Ждёт экзамен нас с тобою.
Дни становятся длиннее.
Скоро будет холоднее.
Лужи стали замерзать.
Птицы стали улетать.
Без конфет нам трудно очень.
Скоро осень, между прочим.
Обману я вас сейчас.
Вы ошиблись много раз.
Молодцы. А теперь ответьте, какое отношение наша игра имела к миру природы.
Подведение итогов.
Сегодня вы узнали много удивительного о временах года и явлениях природы, о насекомых, животных и растениях – наших верных друзьях и помощниках.
Дополнительный материал.
Стихи о цветах (угадать цветок)
Ландыш
Родился (ландыш) в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы…
Давай послушаем, а вдруг
Услышим – я и ты?
Е. Серова.
Фиалка.
На солнечной опушке
(Фиалка) расцвела,
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперёд,
Но всякий ей поклонится
И бережно возьмёт.
Е. Серова
Подснежник
Прибежал (подснежник)
В мартовский лесок,
Заглянул (подснежник)
В чистый ручеёк.
И, себя, увидев,
Крикнул: «Вот те на!
Я и не заметил,
Что пришла весна».
Л.Кудрявская
Мать – и - мачеха
Золотые лепестки,
Хрупкий стебелёк,
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки.
На зелёных стебельках –
Круглые комочки.
Я. Нищева
Одуванчик
Носит (одуванчик)
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится
В жёлтенькое платьице.
Я. Нищева
Викторина «Деревья и травы».
- Древесина какого дерева самая прочная для использования в строительстве? (Лиственницы)
- Назовите лекарственные травы нашего края. (Мать - и – мачеха, зверобой, душица, листья земляники и т. д.)
- Какое дерево поглощает больше всего радиации и лучше других очищает воздух? (Тополь)
- Назовите цветы нашего края, которые занесены в Красную книгу. (Марьин корень, прострел, кувшинка белая, ландыш)
- В соцветиях этого растения все пытаются найти счастье. (Цветки с отогнутыми лопастями вместо четырёх. Сирень.)
- Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. (Дуб.)
- Дерево это быстро оживает весной. Считается , что это происходит благодаря его особой плодоносящей силе. Поэтому оно стало символом праздника Троицы. (Берёза.)
Знаешь ли ты, что…
Существует трава от 99 болезней. (Зверобой.)
Лягушка может пить ногой.
Пингвин – это птица.
Есть сладкое дерево в наших лесах (Липа.)
В лесу растут разноцветные грибы. (Сыроежки.)
Выше всех летает орёл.
Самая маленькая птица в нашей стране – королёк.
Самая маленькая птица в мире – колибри.
Летучая мышь спит вниз головой.
Самая высокая трава – бамбук.
Страус – самая большая птица в мире.
Маленькая птичка может достать себе пищу подо льдом. (Оляпка.)
Ухо у кузнечика на ноге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Город. Удивительное рядом.
Презентация проекта "Город. Удивительное рядом". В ходе проекта дети посещали городской и школьный краеведческий музеи, участвовали в экскурсии по городу на автобусе, собирали и с помощью родите...
Экологическая программа "Удивительное рядом""
Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием угрозы экологической катастрофы на фоне господства потребительской психологи...
Классный час на тему "Удивительное рядом"
Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении пр...
Проект "Удивительное рядом"
Исследовательская работа ученицы 3 класса по теме "Вода"...
Классный час "Удивительное рядом"
В классный час включены загадки и народные приметы и живых синоптиках - животных. Вы найдёте стихи, игру, викторину и письмо от цветов о растениях-синоптиках....
Презентация к классному часу "Удивительное рядом"
В презентацию к классному часу "Удивительное рядом" включён материал и живых синоптиках - животных и растениях....
Технологическая карта урока по окружающему миру "Удивительное рядом"
Цель: расширить и углубить знания предметного материала о несовершенных (низших) грибах, их строении и практическом применении в жизни.Задачи:образовательные:- расширить знания учащихся о ...