Кл.час. Удивительное рядом.
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

Рудычева Юлия Николаевна

Поговорим о красоте мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_udivitelnoe_ryadom.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Удивительное - рядом»

Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств.

Оборудование: словарь Ожегова, слово «синоптик», иллюстрации пчёл, бабочек, муравьёв, пауков, дождевых червей, рыб, растений (кувшинки, одуванчика, ноготков и др.), письмо-просьба от цветов.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

- Сегодня вы узнаете много о мире природы. Но прежде  отгадайте несколько загадок.

Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает

И бормочет, поёт,

Убаюкивает? (Дождь)

- Итак, вначале мы поговорим о погоде. Как мы узнаём о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? (можно узнать по радио, телевидению, из газет.)

- Да, эти сведения нам дают синоптики. Кто такие синоптики? (Это люди, которые наблюдают за погодой и сообщают прогноз погоды.)

(Вывешивается табличка со словом «синоптик».)

- Давайте заглянем в словарь Ожегова и узнаем тонное толкование этого слова: «Синоптик – специалист по прогнозированию погоды».

- А как вы думаете, есть ли природные синоптики?

- Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Их называют растениями и животными синоптиками.

Посмотрите, с какими животными-синоптиками мы сегодня познакомимся: пчёлы, бабочки, муравьи, пауки, дождевые черви. Могут предсказывать погоду и рыбы. (Показ иллюстраций по ходу беседы.)

Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами. Ну не удивительно ли? Вы сегодня не раз ещё удивитесь, потому что наш классный час так и называется «Удивительное -  рядом».

Животные-синоптики.

Отгадайте загадку.

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)

- Посмотрите, чей это домик? (Показ изображения улья)

Да, в этом чудо - домике живут трудолюбивые пчёлы. Пчёлы - верные предсказатели погоды. Утром перед дождём они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если  они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.

- О ком речь в следующей загадке?

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

  Бабочка-крапивница безошибочно предсказывает дождь. Перед дождём она среди дня начинает готовиться к ночлегу – прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья.

- О каком синоптике пойдёт речь в следующей загадке?

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он.

А жильцов в нём – миллион. (Муравейник).

Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождём или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадёт в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики - пирамидки.

- Ещё одна загадка.

Восемь ног, восемь рук,

Вышивают шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк.

Покупайте, мухи шёлк! (Паук).

Кто видел тонкие шелковые кружева в лесу? Оказывается, пауки – тоже синоптики, особенно крестовик и домашний паучок. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается ненастье: они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсиживаться дома». Если же паук появился в жару, значит, он запасается кормом, следовательно, смело можно предсказывать грозу. А если увидели паука вечером, можно сказать дождя не будет.

- О ком говорится в следующей загадке?

У родителей и деток

Вся одежда из монеток? (Рыбы).

Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюёт? Почему? оказывается, в засуху перед дождём рыба в водоёмах перестаёт клевать.

  Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день, а мухи, комары перед дождём становятся назойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные приметы.

Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде.

Паук забился в угол – к ветру.

Лягушки расквакались – к непогоде.

Муравьи прячутся в гнёзда – к грозе.

Ласточки летают низко – пред дождём.

На кустах акации много пчёл – перед дождём.

Растения – синоптики.

- Предсказывают погоду и растения. Чаще всего растения реагируют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождём закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка.

Отгадайте загадку: о каком растении пойдёт речь?

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух.

На нём платок пуховый,

Всегда слететь готовый. (Одуванчик).

Одуванчики складывают перед дождём свои пушистые шарики. А есть растения, которые перед дождём «плачут» - выделяют лишнюю влагу. К таким растениям относится клён, который предсказывает сильное ненастье за трое – четверо суток. «Льют слёзы» при  хорошей погоде овёс, пшеница. Если в солнечный день на пёрышках молодого овса или пшеницы выступили капли влаги, надо ждать дождя. Будьте наблюдательными, ребята, расскажите друзьям  о своих наблюдениях в природе.

Физминутка.

Дождик.

Дети свободно размещаются по классу. Учитель декламирует стихотворение И. Токмаковой:

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал и разрезал.

И устал,

И перестал!

 С началом текста все исполняют произвольные движения . с последним словом «перестал2 все движения прекращаются, участники игры как бы застывают. Ведущий, проходя мимо них, замечает тех, кто пошевельнулся. Тот выходит из игры.  

Вновь ведущий и группа ребят, выбывших из игры, декламируют стихотворение. Звучит оно звонко, задорно, но не очень быстро. Движения могут быть использованы самые разнообразные, но обязательно стоя на месте. В конце игры ведущий отмечает тех, кто исполнял самые красивые или сложные движения. Поощрение «самого стойкого» победителя игры.

- Есть ещё одно удивительное свойство у растений. Послушайте стихотворение и догадайтесь какое.

Удивительные часы.

Выйди летом за село –

От цветов светлым – светло.

Можешь смело здесь играть

Не бойся опоздать.

Вовремя придёшь домой –

Здесь часы всегда с тобой.

Глянь вокруг – и каждый раз

Будешь знать, который час.

Время точное растения

Знают все без исключения.

От росы и до росы

Счёт часам ведут часы.

На всё лето каждый год

Солнце им даёт завод.

 Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, сориентироваться по времени нам помогут растения. Их называют цветочными часами. Ну не удивительно ли? А посмотрите, как радуют нас цветы.

(Демонстрация иллюстраций различных цветов.)

Здравствуй, милый мой цветок,

Леса гость весенний!

Как красиво ты расцвёл

Здесь, в уединении!

Улыбнётся ветерок

И с тобой играет.

Солнце целый день тебя

Весело ласкает.

- Какие вы знаете лесные цветы? (Ромашки, колокольчики, иван-да-марья, фиалки, герань лесная.)

-Среди них есть такие, которых на Земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Один из охраняемых цветов – красавец – колокольчик.

У лесной дорожки –

Цветок на тонкой ножке.

У самой сердцевинки –

Свежие росинки.

Ветер тронет венчик –

Зазвенит бубенчик!

 Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Всё меньше остаётся их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

(Учитель показывает письмо, и кто-то из учеников читает его.)

Ребята, вам цветы прислали письмо с просьбой: «Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте так добры, не обрывайте зря цветы!» Что мы ответим цветам?

Игра «Спорим».

Учитель произносит фразу, после которой ребята должны хором сказать: «Мы не спорим!», если они согласны с утверждением, или «Спорим-спорим!», если не согласны. Чтобы не затягивать игру, лучше ограничиться небольшим количеством утверждений.

Осенью идут дожди.

Ждёт весна нас впереди.

Целый день мели метели.

Птицы с юга прилетели.

Лист кленовый опадает.

Ландыш белый расцветает.

Яблоки в саду поспели.

В роще соловьи запели.

Мы капусту посолили.

И каток водой залили.

На полях лежит туман.

В огороде лишь – бурьян.

И каникулы всех ждут.

День Победы тут как тут.

Загорать пойдём гурьбою.

Ждёт экзамен нас с тобою.

Дни становятся  длиннее.

Скоро будет холоднее.

Лужи стали замерзать.

Птицы стали улетать.

Без конфет нам трудно очень.

Скоро осень, между прочим.

Обману я вас сейчас.

Вы ошиблись много раз.

Молодцы. А теперь ответьте, какое отношение наша игра имела к миру природы.

Подведение итогов.

 Сегодня вы узнали много удивительного о временах года и явлениях природы, о насекомых, животных и растениях – наших верных друзьях и  помощниках.

Дополнительный материал.

Стихи о цветах (угадать цветок)

Ландыш

Родился (ландыш) в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется: его задень –

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы…

Давай послушаем, а вдруг

Услышим – я и ты?

Е. Серова.

Фиалка.

На солнечной опушке

(Фиалка) расцвела,

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хоронится,

Не любит лезть вперёд,

Но всякий ей поклонится

И бережно возьмёт.

Е. Серова

Подснежник

Прибежал (подснежник)

В мартовский лесок,

Заглянул (подснежник)

В чистый ручеёк.

И, себя, увидев,

Крикнул: «Вот те на!

Я и не заметил,

Что пришла весна».

Л.Кудрявская

Мать – и - мачеха

Золотые лепестки,

Хрупкий стебелёк,

Распустился у реки

Солнечный цветок.

Только тучка набежала,

Сжались лепесточки.

На зелёных стебельках –

Круглые комочки.

Я. Нищева

Одуванчик

Носит (одуванчик)

Жёлтый сарафанчик.

Подрастёт, нарядится

В жёлтенькое платьице.

Я. Нищева

Викторина «Деревья и травы».

  1. Древесина какого дерева самая прочная для использования в строительстве? (Лиственницы)
  2. Назовите лекарственные травы нашего края. (Мать -  и – мачеха, зверобой, душица, листья земляники и т. д.)
  3.  Какое дерево  поглощает больше всего радиации и лучше других очищает воздух? (Тополь)
  4. Назовите цветы нашего края, которые занесены в Красную книгу. (Марьин корень, прострел, кувшинка белая, ландыш)
  5. В соцветиях этого растения все пытаются найти счастье. (Цветки с отогнутыми лопастями вместо четырёх. Сирень.)
  6. Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. (Дуб.)
  7. Дерево это быстро оживает весной. Считается , что это происходит благодаря его особой плодоносящей силе. Поэтому оно стало символом праздника Троицы. (Берёза.)

Знаешь ли ты, что…

Существует трава от 99 болезней. (Зверобой.)

Лягушка может пить ногой.

Пингвин – это птица.

Есть сладкое дерево в наших лесах (Липа.)

В лесу растут разноцветные грибы. (Сыроежки.)

Выше всех летает орёл.

Самая маленькая птица в нашей стране – королёк.

Самая маленькая птица в мире – колибри.

Летучая мышь спит вниз головой.

Самая высокая трава – бамбук.

Страус – самая большая птица в мире.

Маленькая птичка может достать себе пищу подо льдом. (Оляпка.)

Ухо у кузнечика на ноге.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Город. Удивительное рядом.

Презентация проекта "Город. Удивительное рядом".  В ходе проекта дети посещали городской и школьный краеведческий музеи, участвовали в экскурсии по городу на автобусе, собирали и с помощью родите...

Экологическая программа "Удивительное рядом""

Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием угрозы экологической катастрофы на фоне господства потребительской психологи...

Классный час на тему "Удивительное рядом"

Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении пр...

Проект "Удивительное рядом"

Исследовательская работа ученицы 3 класса по теме "Вода"...

Классный час "Удивительное рядом"

В классный час включены загадки и народные приметы и живых синоптиках - животных. Вы найдёте стихи, игру, викторину и письмо от цветов о растениях-синоптиках....

Презентация к классному часу "Удивительное рядом"

В презентацию к классному часу "Удивительное рядом" включён материал и живых  синоптиках - животных и растениях....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Удивительное рядом"

Цель: расширить и углубить знания предметного материала о несовершенных (низших) грибах, их строении и практическом применении в жизни.Задачи:образовательные:- расширить знания учащихся о ...