Программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
материал
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
1.Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией.
2. Региональный компонент – (национально-региональный) –устанавливается субъектом РФ (№ 1089 от 06.12.2004 г.)
3. Компонент образовательного учреждения - устанавливается образовательным учреждением.
4. В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.
5. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7)
6. В соответствии с региональным учебным планом для образовательных учреждений Амурской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования ( далее РУП) на 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014 учебные года (распоряжение Министерства образования Амурской области).
7. В соответствии с примерным планом образовательных учреждений Зейского района, реализующих программы образования (приказ отдела образования, администрации Зейского района от 23.08.2012 г. № 177-Д)
8. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Амурской области от 03.09.2013 г. №1061 об Утверждении примерного положения о структуре, порядке, разработке и утверждения рабочей программы, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), образовательными учреждениями, расположенными на территории амурской области и реализующими программы общего образования.
9. В соответствии с учебным планом МБОУ Бомнакская СОШ на 2018-2019 учебный год
Для того, чтобы обучающиеся успешно овладевали знаниями в начальных классах общеобразовательной школы, необходимо заинтересовать ребят к учебе. Основной и традиционной формой обучения в школе является урок. Но, к сожалению, у урока строгие рамки проведения, и насыщенность программы не всегда позволяет ответить на все вопросы обучающихся, показать им все богатства русского языка и раскрыть его «тайны». Поэтому, встает необходимость проведения факультативных занятий по русскому языку. Данный курс имеет название «Занимательный русский язык», который является дополнением и закономерным продолжением уроков.
Для усвоения всех учебных предметов главным и необходимым является знание русского языка. Так как без овладения, словом не будет происходить ни одна познавательная деятельность. Задания в данной программе будут направлены на развитие устной и письменной речи учащихся. Если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения, то воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей степени.
Для отбора материала к занятиям учителю необходимо ориентироваться на связь с программой по русскому языку, доступностью для данного класса.
В программу ВД «Занимательный русский язык» включены многие игровые моменты, которые не снижают уровень обучающей, развивающей и воспитывающей роли, а также являются обязательным для занятий с младшими школьниками. На занятиях будут использоваться и дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Эти и другие моменты помогут показать обучающимся то, как увлекателен, интересен и разнообразен мир слов родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
584698d4a5f43.docx | 32.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
1.Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией.
2. Региональный компонент – (национально-региональный) –устанавливается субъектом РФ (№ 1089 от 06.12.2004 г.)
3. Компонент образовательного учреждения - устанавливается образовательным учреждением.
4. В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.
5. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7)
6. В соответствии с региональным учебным планом для образовательных учреждений Амурской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования ( далее РУП) на 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014 учебные года (распоряжение Министерства образования Амурской области).
7. В соответствии с примерным планом образовательных учреждений Зейского района, реализующих программы образования (приказ отдела образования, администрации Зейского района от 23.08.2012 г. № 177-Д)
8. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Амурской области от 03.09.2013 г. №1061 об Утверждении примерного положения о структуре, порядке, разработке и утверждения рабочей программы, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), образовательными учреждениями, расположенными на территории амурской области и реализующими программы общего образования.
9. В соответствии с учебным планом МБОУ Бомнакская СОШ на 2018-2019 учебный год
Для того, чтобы обучающиеся успешно овладевали знаниями в начальных классах общеобразовательной школы, необходимо заинтересовать ребят к учебе. Основной и традиционной формой обучения в школе является урок. Но, к сожалению, у урока строгие рамки проведения, и насыщенность программы не всегда позволяет ответить на все вопросы обучающихся, показать им все богатства русского языка и раскрыть его «тайны». Поэтому, встает необходимость проведения факультативных занятий по русскому языку. Данный курс имеет название «Занимательный русский язык», который является дополнением и закономерным продолжением уроков.
Для усвоения всех учебных предметов главным и необходимым является знание русского языка. Так как без овладения, словом не будет происходить ни одна познавательная деятельность. Задания в данной программе будут направлены на развитие устной и письменной речи учащихся. Если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения, то воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей степени.
Для отбора материала к занятиям учителю необходимо ориентироваться на связь с программой по русскому языку, доступностью для данного класса.
В программу ВД «Занимательный русский язык» включены многие игровые моменты, которые не снижают уровень обучающей, развивающей и воспитывающей роли, а также являются обязательным для занятий с младшими школьниками. На занятиях будут использоваться и дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Эти и другие моменты помогут показать обучающимся то, как увлекателен, интересен и разнообразен мир слов родного языка.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
- Осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
- Выражать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении различных текстов;
- Проявлять интерес к письму, к созданию собственных текстов, а также к письменной форме общения;
- Уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- Любить и уважать Отечество, его язык, культуру, традиции;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- Учиться высказывать своё мнение на основе работы с определенным материалом;
- Учиться работать по предложенному учителем и самостоятельно составленному плану;
- Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей, давать свои комментарии.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- Уметь находить ответы на вопросы и нужную информацию в тексте и иллюстрациях;
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- Правильно пользоваться различными словарями и находить в них нужную информацию;
- Устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
- Правильно и быстро оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- Сознательно и осознанно понимать речь других;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- Владеть монологической и диалогической формами речи;
- Учиться работать в паре, группе и выполнять различные роли.
Основные требования к знаниям и умениям обучающимся к концу 4-го класса
Знать:
- Термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией.
- Правила орфографии и пунктуации.
- Нормырусского языка: произносительные, словоупотребительные.
Уметь:
- Подбирать и находить в текстах антонимы, синонимы, омонимы и многозначные слова.
- Различать слова-паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
- Пользоваться и находить нужную информацию из орфографических, словообразовательных, фразеологических, этимологических, орфоэпических словарях.
Содержание курса
Цель: углубление, расширение и закрепление у младших школьников знаний по русскому языку, обеспечение языкового развития обучающихся, мотивация и заинтересованность в предмете русский язык.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать умение самостоятельно приобретать знания, умения и навыки по грамматике русского языка;
- Побуждать потребность у обучающихся к самостоятельной работе над познанием русского языка;
- Расширять и углублять программный материал предмета русский язык.
Развивающие:
- Развивать интерес к учебному предмету русский язык;
- Развивать творческие способности и психологические качестваобучающихся: любознательность, активность, воля, ответственность, самостоятельность.
Воспитывающие:
- Воспитывать культуру общения у младших школьников;
- Воспитывать любовь и уважение к великому русскому языку.
Программа состоит из раздела: «Город Словарей».
На занятиях будут использованы следующие виды деятельности:
Разгадывание ребусов; работа с многозначными словами, угадывание слов по их значению, разыгрывание сценок, головоломки; составление памяток; работа со звуками и буквами; проговаривание слов по слогам; зарисовки; работа с различными словарями; поиск значений слов в различных источниках; шарады и кроссворды со словами противоположными; поиск появления слов; разгадывание тайн имени, фамилии и отчества; игры со словами, загадки; составление рифм и поиск их важности; творческое составление собственного словарика.
Принципы организации деятельности младших школьников на занятиях:
- Научность;
- Доступность;
- Сознательность и активность;
- Занимательность;
- Связь теории с практикой;
- Наглядность
- Индивидуальный подход к учащимся.
Факультативные занятия наиболее успешно позволяют применять индивидуальный подход к каждому ребенку с учётом его возможностей и способностей.
Формы проведения занятий:
- Лекции;
- Практические занятия;
- Самостоятельная работа;
- Групповая работа;
- Творческая работа (составление кроссвордов, ребусов и шарад).
На каждом занятии строго прослеживаются три пункта:
- Игровой;
- Теоретический;
- Практический.
Методы и технологии
- Развивающее обучение;
- Технология разноуровневого обучения;
- Обучения в сотрудничестве;
- Коммуникативная технология.
В целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьникавыбор технологий и методов обусловлен необходимостью индивидуализации и дифференциации обучения.
Место курса в учебном плане
Курс рассчитан на обучающихся 4 классов. Программа рассчитана на 1 год – 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Цель: углубление, расширение и закрепление у младших школьников знаний по русскому языку, обеспечение языкового развития обучающихся, мотивация и заинтересованность в предмете русский язык.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать умение самостоятельно приобретать знания, умения и навыки по грамматике русского языка;
- Побуждать потребность у обучающихся к самостоятельной работе над познанием русского языка;
- Расширять и углублять программный материал предмета русский язык.
Развивающие:
- Развивать интерес к учебному предмету русский язык;
- Развивать творческие способности и психологические качестваобучающихся: любознательность, активность, воля, ответственность, самостоятельность.
Воспитывающие:
- Воспитывать культуру общения у младших школьников;
- Воспитывать любовь и уважение к великому русскому языку.
Программа состоит из раздела: «Город Словарей».
На занятиях будут использованы следующие виды деятельности:
Разгадывание ребусов; работа с многозначными словами, угадывание слов по их значению, разыгрывание сценок, головоломки; составление памяток; работа со звуками и буквами; проговаривание слов по слогам; зарисовки; работа с различными словарями; поиск значений слов в различных источниках; шарады и кроссворды со словами противоположными; поиск появления слов; разгадывание тайн имени, фамилии и отчества; игры со словами, загадки; составление рифм и поиск их важности; творческое составление собственного словарика.
Принципы организации деятельности младших школьников на занятиях:
- Научность;
- Доступность;
- Сознательность и активность;
- Занимательность;
- Связь теории с практикой;
- Наглядность
- Индивидуальный подход к учащимся.
Факультативные занятия наиболее успешно позволяют применять индивидуальный подход к каждому ребенку с учётом его возможностей и способностей.
Формы проведения занятий:
- Лекции;
- Практические занятия;
- Самостоятельная работа;
- Групповая работа;
- Творческая работа (составление кроссвордов, ребусов и шарад).
На каждом занятии строго прослеживаются три пункта:
- Игровой;
- Теоретический;
- Практический.
Методы и технологии
- Развивающее обучение;
- Технология разноуровневого обучения;
- Обучения в сотрудничестве;
- Коммуникативная технология.
В целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьникавыбор технологий и методов обусловлен необходимостью индивидуализации и дифференциации обучения.
Место курса в учебном плане
Курс рассчитан на обучающихся 4 классов. Программа рассчитана на 1 года - 34часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Литература
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 1986.
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1981.
- Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
- Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»
на 2018/2019 учебный год
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы и виды деятельности |
1 | Знакомство с Орфоэпией | 1 | Разыгрывание немой сценки «Мир без слов»; игра «Знаешь сам – расскажи нам» |
2 | В гостях у фонографии и звукозаписи. Что это такое? | 1 | Составление памятки «Фонография и Звукозапись»; работа со звуками и буквами |
3 | Звуки-слышим и произносим, а буквы- видим и пишем | 1 | Составление транскрипций слов и предложений; проговаривание по слогам; работа со звуками и буквами |
4 | Звукоподражание | 1 | Ребусы, составление кластера; работа со звуками и буквами |
5 | Прогулка с орфоэпией | 1 | Исправление текстов; головоломки |
6 | Секреты звукоподражаний | 1 | Исследовательская работа «поиск секретов» |
7 | У всего есть имя. За помощью к словарям | 1 | Работа с различными словарями; кроссворд |
8-9 | Знакомство с помощниками - энциклопедическим и лингвистическим словарем | 2 | Знакомство со словарями, создание вопросов по словарям |
10 | Разные слова | 1 | Работа со словарями; поиск значений слов в словарях и другой литературе; шарады |
11 | Секреты появления слов | 1 | Чтение исторической литературы, просмотр научного мультфильма «Как появились слова» |
12 | Смысл и значение слов | 1 | Составление памятки о смысле слов; работа со словарями |
13 | Знакомство с Этимологией | 1 | Составление кластера |
14 | Творческий словарь образов | 1 | Составление собственного словаря |
15 | За творчество! Сочиня-йка | 1 | Творческая работа: сочинение на тему «Что я знаю о словах» |
16-18 | Игротека слов | 3 | Словесное и картинное лото, игры с перестановкой букв; домино, шарады, ребусы, кроссворды |
19 | В мастерской составителей | 1 | Составление словаря «Имена неживых предметов» |
20 | Происхождение поэтических слов | 1 | Изучение исторической литературы, работа творческих групп над созданием своего сообщения |
21 | Наши друзья-рифмы | 1 | Загадки; составление рифм и поиск их важности |
22 | Озеро образов и слов | 1 | Синквейн; проговаривание слов |
23 | Поезд Паронимов. Знакомство | 1 | Знакомство с понятием «паронимы»; поиск таких слов из предложенных текстов |
24 | Без ошибок. За помощью к словарю | 1 | Работа со словарями; дополнение собственного словарика |
25 -26 | Имена из древней Руси | 2 | Работа с исторической литературой; презентация по группам |
27 | Для чего нам отчество и фамилия. Беседа | 1 | Беседа, составление кластера; кроссворд |
28 | Словарные помощники | 1 | Исследовательская работа по созданию словарей |
29 | Словари по темам | 1 | Работа в группах: составление тематического словаря (грибы, растения, деревья, мебель…) |
30 | Иностранные словари. знакомство | 1 | Знакомство со словарями разных народов; шарады |
31 | Много слов похожих по значению | 1 | Поиск синонимов в текстах; составление собственных синонимических групп |
32-33 | Слова противоположные | 2 | Поиск антонимов в текстах русских писателей |
34-35 | Итоговое занятие. Викторина | 2 | Викторина «В мире слов» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов, составленная на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Н...
Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС. Программа по внеурочной деятельности"Русский язык - богатство наше"
Программа курса предназначена для учащихся начальной школы (2-4) и реализуется через занятия кружка, содержание которого предусматривает взаимосвязь с прогр...
Рабочая программа к курсу «Тайны русского языка» . Внеурочная деятельность.(программа "Школа России")
Рабочая программа к курсу «Тайны русского языка» . Внеурочная деятельность....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов начальной школы....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Русский язык как иностранный"
Рабочая программа "Русский язык как иностранный". Использую во внеурочной деятельности 1-4 класс....
Программа по внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением"
Программа по внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением", 34 часа, 2 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Русский язык юным умникам и умницам"
Программа учебного курса «Русский язык юным умникам и умницам» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы образ...