Программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
материал

Лиханова Екатерина Валерьевна

Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности  «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

1.Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией.

2. Региональный компонент – (национально-региональный) –устанавливается  субъектом РФ (№ 1089 от 06.12.2004 г.)

3. Компонент образовательного учреждения - устанавливается  образовательным учреждением.

4. В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.

5. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7)

6. В соответствии с региональным учебным планом для образовательных учреждений Амурской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования ( далее РУП)  на 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014 учебные года (распоряжение Министерства образования Амурской области).

7. В соответствии с примерным планом образовательных учреждений Зейского района, реализующих программы образования (приказ отдела образования, администрации Зейского района от 23.08.2012 г. № 177-Д)

8. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Амурской области от 03.09.2013 г. №1061 об Утверждении примерного положения о структуре, порядке, разработке и утверждения рабочей программы, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), образовательными учреждениями, расположенными на территории амурской области и реализующими программы общего образования.

9. В соответствии с учебным планом МБОУ Бомнакская СОШ на 2018-2019 учебный год

Для того, чтобы обучающиеся успешно овладевали знаниями в начальных классах общеобразовательной школы, необходимо заинтересовать ребят к учебе. Основной и традиционной формой обучения в школе является урок. Но, к сожалению, у урока строгие рамки проведения, и насыщенность программы не всегда позволяет ответить на все вопросы обучающихся, показать им все богатства русского языка и раскрыть его «тайны». Поэтому, встает необходимость проведения факультативных занятий по русскому языку. Данный курс имеет название «Занимательный русский язык», который является дополнением и закономерным продолжением уроков.

Для усвоения всех учебных предметов главным и необходимым является знание русского языка. Так как без овладения, словом не будет происходить ни одна познавательная деятельность. Задания в данной программе будут направлены на развитие устной и письменной речи учащихся. Если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения, то воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей степени.

Для отбора материала к занятиям учителю необходимо ориентироваться на связь с программой по русскому языку, доступностью для данного класса.

В программу ВД «Занимательный русский язык» включены многие игровые моменты, которые не снижают уровень обучающей, развивающей и воспитывающей роли, а также являются обязательным для занятий с младшими школьниками. На занятиях будут использоваться и дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Эти и другие моменты помогут показать обучающимся то, как увлекателен, интересен и разнообразен мир слов родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 584698d4a5f43.docx32.78 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности  «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

1.Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией.

2. Региональный компонент – (национально-региональный) –устанавливается  субъектом РФ (№ 1089 от 06.12.2004 г.)

3. Компонент образовательного учреждения - устанавливается  образовательным учреждением.

4. В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.

5. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7)

6. В соответствии с региональным учебным планом для образовательных учреждений Амурской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования ( далее РУП)  на 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014 учебные года (распоряжение Министерства образования Амурской области).

7. В соответствии с примерным планом образовательных учреждений Зейского района, реализующих программы образования (приказ отдела образования, администрации Зейского района от 23.08.2012 г. № 177-Д)

8. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Амурской области от 03.09.2013 г. №1061 об Утверждении примерного положения о структуре, порядке, разработке и утверждения рабочей программы, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), образовательными учреждениями, расположенными на территории амурской области и реализующими программы общего образования.

9. В соответствии с учебным планом МБОУ Бомнакская СОШ на 2018-2019 учебный год

Для того, чтобы обучающиеся успешно овладевали знаниями в начальных классах общеобразовательной школы, необходимо заинтересовать ребят к учебе. Основной и традиционной формой обучения в школе является урок. Но, к сожалению, у урока строгие рамки проведения, и насыщенность программы не всегда позволяет ответить на все вопросы обучающихся, показать им все богатства русского языка и раскрыть его «тайны». Поэтому, встает необходимость проведения факультативных занятий по русскому языку. Данный курс имеет название «Занимательный русский язык», который является дополнением и закономерным продолжением уроков.

Для усвоения всех учебных предметов главным и необходимым является знание русского языка. Так как без овладения, словом не будет происходить ни одна познавательная деятельность. Задания в данной программе будут направлены на развитие устной и письменной речи учащихся. Если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения, то воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей степени.

Для отбора материала к занятиям учителю необходимо ориентироваться на связь с программой по русскому языку, доступностью для данного класса.

В программу ВД «Занимательный русский язык» включены многие игровые моменты, которые не снижают уровень обучающей, развивающей и воспитывающей роли, а также являются обязательным для занятий с младшими школьниками. На занятиях будут использоваться и дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Эти и другие моменты помогут показать обучающимся то, как увлекателен, интересен и разнообразен мир слов родного языка.



Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

  • Осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
  • Выражать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении различных текстов;
  • Проявлять интерес к письму, к созданию собственных текстов, а также к письменной форме общения;
  • Уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • Любить и уважать Отечество, его язык, культуру, традиции;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;  
  • Учиться высказывать своё мнение на основе работы с определенным материалом;
  • Учиться работать по предложенному учителем и самостоятельно составленному плану;
  • Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей, давать свои комментарии.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • Уметь находить ответы на вопросы и нужную информацию в тексте и иллюстрациях;
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • Правильно пользоваться различными словарями и находить в них нужную информацию;
  • Устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

  • Правильно и быстро оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • Сознательно и осознанно понимать речь других;
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • Владеть монологической и диалогической формами речи;
  • Учиться работать в паре, группе и выполнять различные роли.

Основные требования к знаниям и умениям обучающимся к концу 4-го класса

Знать:

  1. Термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией.
  2. Правила орфографии и пунктуации.
  3. Нормырусского языка: произносительные, словоупотребительные.

Уметь:

  1. Подбирать и находить в текстах антонимы, синонимы, омонимы и многозначные слова.
  2. Различать слова-паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
  3. Пользоваться и находить нужную информацию из орфографических, словообразовательных, фразеологических, этимологических, орфоэпических словарях.

Содержание курса

Цель: углубление, расширение и закрепление у младших школьников знаний по русскому языку, обеспечение языкового развития обучающихся, мотивация и заинтересованность в предмете русский язык.

Задачи:

Обучающие:

  1. Формировать умение самостоятельно приобретать знания, умения и навыки по грамматике русского языка;
  2. Побуждать потребность у обучающихся к самостоятельной работе над познанием русского языка;
  3. Расширять и углублять программный материал предмета русский язык.

Развивающие:

  1. Развивать интерес к учебному предмету русский язык;
  2. Развивать творческие способности и психологические качестваобучающихся: любознательность, активность, воля, ответственность, самостоятельность.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать культуру общения у младших школьников;
  2. Воспитывать любовь и уважение к великому русскому языку.

Программа состоит из раздела: «Город Словарей».

На занятиях будут использованы следующие виды деятельности:

Разгадывание ребусов; работа с многозначными словами, угадывание слов по их значению, разыгрывание сценок, головоломки; составление памяток; работа со звуками и буквами; проговаривание слов по слогам; зарисовки; работа с различными словарями; поиск значений слов в различных источниках; шарады и кроссворды со словами противоположными; поиск появления слов; разгадывание тайн имени, фамилии и отчества; игры со словами, загадки; составление рифм и поиск их важности; творческое составление собственного словарика.

Принципы организации деятельности младших школьников на занятиях:

  1. Научность;
  2. Доступность;
  3. Сознательность и активность;
  4. Занимательность;
  5. Связь теории с практикой;
  6. Наглядность
  7. Индивидуальный подход к учащимся.

Факультативные занятия наиболее успешно позволяют применять индивидуальный подход к каждому ребенку с учётом его возможностей и способностей.

Формы проведения занятий:

  1. Лекции;
  2. Практические занятия;
  3. Самостоятельная работа;
  4. Групповая работа;
  5. Творческая работа (составление кроссвордов, ребусов и шарад).

На каждом занятии строго прослеживаются три пункта:

  • Игровой;
  • Теоретический;
  • Практический.

Методы и технологии

  • Развивающее обучение;
  • Технология  разноуровневого обучения;
  • Обучения в сотрудничестве;
  • Коммуникативная технология.

В целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьникавыбор технологий и методов обусловлен необходимостью индивидуализации и дифференциации обучения.

Место курса в учебном плане

Курс рассчитан на обучающихся 4 классов. Программа рассчитана на 1 год – 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.



Цель: углубление, расширение и закрепление у младших школьников знаний по русскому языку, обеспечение языкового развития обучающихся, мотивация и заинтересованность в предмете русский язык.

Задачи:

Обучающие:

  1. Формировать умение самостоятельно приобретать знания, умения и навыки по грамматике русского языка;
  2. Побуждать потребность у обучающихся к самостоятельной работе над познанием русского языка;
  3. Расширять и углублять программный материал предмета русский язык.

Развивающие:

  1. Развивать интерес к учебному предмету русский язык;
  2. Развивать творческие способности и психологические качестваобучающихся: любознательность, активность, воля, ответственность, самостоятельность.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать культуру общения у младших школьников;
  2. Воспитывать любовь и уважение к великому русскому языку.

Программа состоит из раздела: «Город Словарей».

На занятиях будут использованы следующие виды деятельности:

Разгадывание ребусов; работа с многозначными словами, угадывание слов по их значению, разыгрывание сценок, головоломки; составление памяток; работа со звуками и буквами; проговаривание слов по слогам; зарисовки; работа с различными словарями; поиск значений слов в различных источниках; шарады и кроссворды со словами противоположными; поиск появления слов; разгадывание тайн имени, фамилии и отчества; игры со словами, загадки; составление рифм и поиск их важности; творческое составление собственного словарика.

Принципы организации деятельности младших школьников на занятиях:

  1. Научность;
  2. Доступность;
  3. Сознательность и активность;
  4. Занимательность;
  5. Связь теории с практикой;
  6. Наглядность
  7. Индивидуальный подход к учащимся.

Факультативные занятия наиболее успешно позволяют применять индивидуальный подход к каждому ребенку с учётом его возможностей и способностей.

Формы проведения занятий:

  1. Лекции;
  2. Практические занятия;
  3. Самостоятельная работа;
  4. Групповая работа;
  5. Творческая работа (составление кроссвордов, ребусов и шарад).

На каждом занятии строго прослеживаются три пункта:

  • Игровой;
  • Теоретический;
  • Практический.

Методы и технологии

  • Развивающее обучение;
  • Технология  разноуровневого обучения;
  • Обучения в сотрудничестве;
  • Коммуникативная технология.

В целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьникавыбор технологий и методов обусловлен необходимостью индивидуализации и дифференциации обучения.

Место курса в учебном плане

Курс рассчитан на обучающихся 4 классов. Программа рассчитана на 1 года - 34часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

Литература

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 1986.
  2. Арсирий  А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.
  3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1981.
  4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980.
  5. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
  6. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.


Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»

 на 2018/2019 учебный год

Тема занятия

Кол-во

часов

Формы и виды деятельности

1

Знакомство с Орфоэпией

1

Разыгрывание немой сценки «Мир без слов»; игра «Знаешь сам – расскажи нам»

2

В гостях у фонографии и звукозаписи. Что это такое?

1

Составление памятки «Фонография и Звукозапись»; работа со звуками и буквами

3

Звуки-слышим и произносим, а буквы- видим и пишем

1

Составление транскрипций слов и предложений; проговаривание по слогам; работа со звуками и буквами

4

Звукоподражание

1

Ребусы, составление кластера; работа со звуками и буквами

5

Прогулка с орфоэпией

1

Исправление текстов; головоломки

6

Секреты звукоподражаний

1

Исследовательская работа «поиск секретов»

7

У всего есть имя. За помощью к словарям

1

Работа с различными словарями; кроссворд

8-9

Знакомство с помощниками -  энциклопедическим и лингвистическим словарем

2

Знакомство со словарями, создание вопросов по словарям

10

Разные слова

1

Работа со словарями; поиск значений слов в словарях и другой литературе; шарады

11

Секреты появления слов

1

Чтение исторической литературы, просмотр научного мультфильма «Как появились слова»

12

Смысл и значение слов

1

Составление памятки о смысле слов; работа со словарями

13

Знакомство с Этимологией

1

Составление кластера

14

Творческий словарь образов

1

Составление собственного словаря

15

За творчество! Сочиня-йка

1

Творческая работа: сочинение на тему «Что я знаю о словах»

16-18

Игротека слов

3

Словесное и картинное лото, игры с перестановкой букв; домино, шарады, ребусы, кроссворды

19

В мастерской составителей

1

Составление словаря «Имена неживых предметов»

20

Происхождение поэтических слов

1

Изучение исторической литературы, работа творческих групп над созданием своего сообщения

21

Наши друзья-рифмы

1

Загадки; составление рифм и поиск их важности

22

Озеро образов и слов

1

Синквейн; проговаривание слов

23

Поезд Паронимов. Знакомство

1

Знакомство с понятием «паронимы»; поиск таких слов из предложенных текстов

24

Без ошибок. За помощью к словарю

1

Работа со словарями; дополнение собственного словарика

25 -26

Имена из древней Руси

2

Работа с исторической литературой; презентация по группам

27

Для чего нам отчество и фамилия. Беседа

1

Беседа, составление кластера; кроссворд

28

Словарные помощники

1

Исследовательская работа по созданию словарей

29

Словари по темам

1

Работа в группах: составление тематического словаря (грибы, растения, деревья, мебель…)

30

Иностранные словари. знакомство

1

Знакомство со словарями разных народов; шарады

31

Много слов похожих по значению

1

Поиск синонимов в текстах; составление собственных синонимических групп

32-33

Слова противоположные

2

Поиск антонимов в текстах русских писателей

34-35

Итоговое занятие. Викторина

2

Викторина «В мире слов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов, составленная на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А.

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов  начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Н...

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС. Программа по внеурочной деятельности"Русский язык - богатство наше"

  Программа курса предназначена для учащихся начальной школы (2-4)  и   реализуется через занятия кружка, содержание которого   предусматривает взаимосвязь с прогр...

Рабочая программа к курсу «Тайны русского языка» . Внеурочная деятельность.(программа "Школа России")

Рабочая программа к курсу «Тайны русского языка» . Внеурочная деятельность....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов  начальной школы....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Русский язык как иностранный"

Рабочая программа "Русский язык как иностранный". Использую во внеурочной деятельности 1-4 класс....

Программа по внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением"

Программа по внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением", 34 часа, 2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Русский язык юным умникам и умницам"

Программа учебного курса «Русский язык юным умникам и умницам» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы образ...