Рабочая программа "Я - исследователь"
рабочая программа
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Я - исследователь" | 47.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373) на основе «Программы внеурочной деятельности». Система Л. В.Занкова, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012г.
Изменения в примерную (авторскую) программу не внесены.
Цель программы:
развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
- развитие познавательных способностей младших школьников.
- обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
- формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
- формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Учебно-методический комплект
В качестве учебно-методических пособий к программе для педагогов рекомендуются следующие:
1. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара, Издательство «Учебная литература», 2009.
2. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. - М., Академия, 2009.
3. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.
4. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7-8 лет. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.
5. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6-7 лет. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.
6. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.
7. Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6-8 лет. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.
8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
9. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005.
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная
литература.
В качестве учебно-методических пособий к программе для учащихся:
1. Савенков А. И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара, Издательство «Учебная литература», 2015.
Оборудование для проведения практических занятий:
- глобус, компас, микроскоп; модели форм поверхности Земли, модели систем органов человека;
- гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы);
- оборудование для опытов и экспериментов;
Технические средства обучения:
- компьютер;
- телевизор;
- электронные носители;
- музыкальный центр, музыкальные записи к темам программы;
- фотоаппарат;
Планируемые результатыосвоения обучающимися
программы
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к исследовательской деятельности;
-широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия;
-оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Содержание учебного курса «Я исследователь»
1 класс – 16 часов
Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одаренных детей). В программе выделены часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребенком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога. Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований.
Тема 1 «Что такое исследование? Методы исследования»
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек использует свою способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
Что такое научные исследования?
Где и как люди используют результаты научных исследований?
Что такое научное открытие?
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т.п.).
Тема 2 «Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?»
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии). Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности. Самый главный способ получения научной информации.
Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
Тема 3 «Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения»
Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы? Практические задания на продуцирование гипотез.
Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения практическая работа.
Тема 4 «Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям»
Что такое классификация и что значит «классифицировать»? Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации поиск ошибок.
Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий.
Тема 5 «Учимся делать умозаключения и выводы»
Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как правильно делать умозаключения практические задания.
Тема 6 «Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное»
Какими бывают вопросы? Какие слова используются при формулировке вопросов? Как правильно задавать вопросы?
Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа «Что сначала, что потом».
Тема 7 «Как делать схемы?»
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т.п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание «Пиктограммы».
Тема 8 «Как работать с книгой?»
Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными? Что такое справочник, энциклопедия, словарь и т.п.? С чего лучше начинать читать научные книги?
Практическая работа по структурированию текстов.
Тема 9 «Что такое парадоксы?»
Что такое парадокс? Какие парадоксы нам известны? Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений».
Тема 10 «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»
Что такое мысленный эксперимент? Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель? Наиболее известные и доступные эксперименты на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки как модели людей, техники и др.).
Тема 11 «Как планировать исследования и проекты»
Чем исследование отличается от проекта? Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта.
Тема 12 «Как сделать сообщение о результатах исследования»
Что такое доклад? Как составлять план своего доклада?
Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.
2 класс – 17часов
Содержание занятий
Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь» Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.
Тема 2 «Методы исследования» Совершенствование владения основными доступными нам
методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).
«Наблюдение и наблюдательность» Сфера применения наблюдения в научных исследованиях.Информация об открытиях, сделанных преимущественно наоснове наблюдений. Знакомство с приборами, созданными длянаблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.
Тема 3 «Эксперимент познание в действии» Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведениеэкспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).
«Гипотезы и провокационные идеи» Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чемони похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.
Тема 4 «Анализ и синтез» Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».
Тема 5 «Как давать определения понятиям» Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.
Тема 6 «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов» Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».
Тема 7 «Наблюдение и экспериментирование» Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать
«Основные логические операции» Практические задания по темам: как давать определенияпонятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.
«Гипотезы и способы их конструирования» Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу.Практические задания по теме «Конструирование гипотез».
Тема 8 «Искусство задавать вопросы» Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Какправильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощьювопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Тема 9 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное» Что такое оценка научных идей, кто и как может оценитьидею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом».
Тема 10 «Ассоциации и аналогии» Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия».Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий.
«Суждения, умозаключения, выводы» Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитии умений высказывать суждения и делать умозаключения.
Тема 11 «Искусство делать сообщения» Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практическиезадания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов позаданному алгоритму» и т.п.
Тема 12 «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы» Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита»,«Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.
3 класс – 17часов
Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование» Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать
и экспериментировать.
Тема 2 «Методы исследования» Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания использование методов исследования в ходеизучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность» Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.
Тема 4 «Совершенствование техники экспериментирования» Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент».Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в на
шей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».
Тема 5 «Интуиция и создание гипотез» Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационныхидей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.
Тема 6 «Правильное мышление и логика» Практические задания на анализ и синтез. Практическиезадания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.
Тема 7 «Искусство делать сообщения» Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовитьтекст выступления. Практические задания по структурированию текстов.
Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них» Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.
Тема 9-10 «Семинар «Как подготовиться к защите» Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученнойинформации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика
4 класс – 17 часов
Тема 1 «Культура мышления» Практические задания «Как давать определения понятиям».
Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов.
Тема 2 «Методы исследования» Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно,спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания -тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационныхтехнологий.
Тема 3 «Научная теория»
Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».
Тема 4 «Научное прогнозирование»
Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев
и др.). Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез.
Тема 5 «Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования»
Коллективная беседа как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие - проведение наблюдений и экспериментов.
Тема 6 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них» Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать
вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».
Тема 7 «Ассоциации и аналогии» Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном
поиске». Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.
Тема 8 «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов»
Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения
на основе наблюдений.
Тема 9 «Умение выявлять проблемы» Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят намир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективнаябеседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.
Тема 10 «Как подготовиться к защите» Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответамна вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей,схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика
Тематическое планирование
1 класс
№п. п. | Название раздела, количество часов | Тема | Характеристика деятельности учащихся |
1. | Тренинг - 12 часов | Что такое исследование? Методы исследования. | Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек использовать свою способность исследовать окружающий мир. |
Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент? | Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.) Выполняют задания на проверку и тренировку наблюдательности. | ||
Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения | Практические задания на продуцирование гипотез. Правильные и ошибочные суждения практическая работа. | ||
Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям | Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. | ||
Учимся делать умозаключения и выводы | Практическая работа. Умение правильно делать умозаключения. | ||
Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное | Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа «Что сначала, что потом». | ||
Как делать схемы? | Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание «Пиктограммы». | ||
Как работать с книгой? | Практическая работа по структурированию текстов. | ||
Что такое парадоксы? | Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений». | ||
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки как модели людей, техники и др.). | ||
Как планировать исследования и проекты | Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. | ||
Как сделать сообщение о результатах исследования | Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры. | ||
Исследовательская практика - 4 часа | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований (2 часа) | Методика проведения тренировочных занятий подробнопредставлена в методических рекомендациях к программе. | |
Экспресс-исследование | Прогулка по территории, прилегающей к школе, или экскурсия. Класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. | ||
Мини-конференция по итогам экспресс-исследования 2 часа | С краткими сообщениями выступают только желающие. |
2 класс
№п. п. | Название раздела, количество часов | Тема | Характеристика деятельности учащихся |
1. | Тренинг - 12 часов | Научные исследования и наша жизнь | Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни |
Методы исследования Наблюдение и наблюдательность | Практические задания тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.) Практические задания на развитие наблюдательности. | ||
Эксперимент познание в действии Гипотезы и провокационные идеи | Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.). Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. | ||
Анализ и синтез | Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». | ||
Как давать определения понятиям | Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов. | ||
Планирование и проведение наблюдений и экспериментов | Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты». | ||
Наблюдение и экспериментирование Основные логические операции Гипотезы и способы их конструирования | Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения. Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез». | ||
Искусство задавать вопросы | Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. | ||
Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное | Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом». | ||
Ассоциации и аналогии Суждения, умозаключения, выводы | Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий. Практические задания по развитии умений высказывать суждения и делать умозаключения | ||
Искусство делать сообщения | Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п. | ||
Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы | Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п. | ||
2. | Исследовательская практика - | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе). |
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований 2 часа | Работа в рабочей тетради «Я исследователь». В ней последовательно излагает, какие задачи он должен решать. | ||
3. | Мониторинг- | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов 2 часа | Заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам. |
3 класс
№п. п. | Название раздела, количество часов | Тема | Характеристика деятельности учащихся |
1. | Тренинг - 10 часов | Наблюдение и экспериментирование | Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать. |
Методы исследования | Практические задания использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий. | ||
Наблюдение и наблюдательность | Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности. | ||
Совершенствование техники экспериментирования | Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов». | ||
Интуиция и создание гипотез | Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез. | ||
Правильное мышление и логика | Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий. | ||
Искусство делать сообщения | Практические задания по структурированию текстов. | ||
Искусство задавать вопросы и отвечать на них | Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него | ||
Семинар «Как подготовиться к защите» 2 часа | Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п. | ||
2. | Исследовательская практика - | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе). |
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований 2 часа | Работа в рабочей тетради «Я исследователь». В ней последовательно излагает, какие задачи он должен решать. | ||
3. | Мониторинг- | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов 3 часа | Заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам. |
4 класс
№п. п. | Название раздела, количество часов | Тема | Характеристика деятельности учащихся |
1. | Тренинг - 10 часов | Культура мышления | Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов. |
Методы исследования | Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания -тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий. | ||
Научная теория | Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы». | ||
Научное прогнозирование | Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез. | ||
Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования | Коллективная беседа как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие - проведение наблюдений и экспериментов. | ||
Искусство задавать вопросы и отвечать на них | Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы». | ||
Ассоциации и аналогии | Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий. | ||
Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов | Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений. | ||
Умение выявлять проблемы | Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования. | ||
Как подготовиться к защите | Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п. | ||
2. | Исследовательская практика - | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования 2 часа | Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. |
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований 2 часа | |||
| Мониторинг | Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов 3 часа | Заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Я - исследователь»
данная программа соответствует ФГОС НОО...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок
Курс «Юный исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...
Рецензированная рабочая программа кружка научно-познавательного направления "Юный исследователь"
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВажнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; ...
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы внеурочной деятельности....
рабочая программа "Я - исследователь" 3 год реализации
рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь", 3 -ий год реализации...