Доклад на тему: «Смотрю на жизнь по-новому»
методическая разработка
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smotryu_na_zhizn_po-novomu.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области
(уч. кор. №2)
Доклад на тему: «Смотрю на жизнь по-новому»
Подготовила: Романова Е.Н.
учитель начальных классов
п. Первомайский
2018 г.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность. Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Актуальность проблемы воспитания школьников связана со следующими положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека, его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В содержание нравственного воспитания входит гуманность. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку. Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам.
Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя: культуру речи, культуру общения, культуру внешности, бытовую культуру.
Культура поведения учащихся в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций, сложившихся в школе и семье.
Нравственное воспитание осуществляется всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Нравственное воспитание, осуществляемое в школе, общественных организациях, внешкольных учреждениях и семье, обеспечивает у подавляющей массы школьников формирование любви к Родине, бережного отношения ко всему многообразию собственности и творческого отношения к труду. Его результатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, самодисциплина.
Патриотизм – самое глубинное осознание своей родственности с Отчизной, это целостное отношение к Родине. В патриотизме заложены высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, памятью ушедших поколений и их славных дел. Патриотизм – стержень духовно-нравственного воспитания.
Я хочу рассказать, о том, какие инновационные педтехнологии патриотического воспитания применялись мною в качестве классного руководителя и в качестве учителя ОПК.
Патриотическое воспитание может реализовываться через разнообразные виды уроков героико-патриотической направленности. Прекрасен для этого исторический материал Великой Отечественной войны. По этой теме и другим военно-историческим событиям были проведены: проблемные уроки «Великая Отечественная война. Цена победы», дискуссии, уроки мужества «Их подвиг бессмертен» и др. Эти уроки позволяют сформировать у учащегося активное отношение к изучаемым событиям.
Изучение истории Великой Отечественной войны может дополниться встречами с участниками и свидетелями знаменательных событий. После этой встречи можно попросить учащихся написать сочинения, рассказать о своих родственниках, выпустить стенгазету.
Также роль играет и организация экскурсий в районный музей, в школьный музей Боевой славы, посещение выставок на военную тематику.
На уроках окружающего мира, литературного чтения организовываю работу в малых группах, особенно при выполнении проблемных заданий. Ставлю задачу подготовить доклад, сообщение на тему. Чаще всего возникает дискуссия, где каждый высказывает свою точку зрения. Такую форму работы я применяла при изучении темы «Имя нашей страны - Россия», но особенно я люблю использовать групповую форму работы при изучении различных текстов. При этом использую коллективные обсуждения при интенсивной самостоятельной работе.
Применяю сюжетно-ролевые игры, уроки-экскурсии, уроки-путешествия, например: тема «Истоки Древней Руси». Изучая традиции, быт Древней Руси в 4 классе стараюсь научить детей не только гордиться своей страной, но и сопереживать и не оставаться равнодушным к тому, что происходит.
Эффективной, считаю, формат такой работы, как проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности с использованием информационных технологий. Дети моего класса выполнили несколько работ по темам: «Эта хрупкая планета», «Осень-красавица», «Орфография в стихах», «Огонь наш друг и враг», «Пейте чай на здоровье». А некоторые учащиеся заинтересовались составлением своей родословной, стремились больше узнать о своих корнях, больше познать жизнь своих предков.
Ребята принимали участие и в турнире эрудитов, где говорилось о государственных символах России. Класс делился на команды, выбирал капитана и дружно участвовал в разнообразных конкурсах. Также проходили классные часы, брейн-ринги, беседы.
Беседуя из урока в урок с детьми, я вижу результаты этих занятий. Ребята заметно меняются, они становятся более раскрепощенными, свободно выражают свои мысли и эмоции. Они стали более терпимы, дружелюбны, искренни, развивается их творчество, индивидуальные способности.
Считаю, что эта деятельность способствует разбудить разум и душу ученика, решить проблему отношений между своим «Я» и людьми, между природой и собой, разбудить дар сердца, основы духа.
Труд учителя, как посаженое плодовое деревце, не сразу даёт результаты. Приходится ждать годы. Но плоды обязательно принесут радость, наполнят сердце счастьем. Большая радость будет, когда в сердцах детей засветится теплый огонёк любви, который, несомненно, скажет нам, что наши дети готовы стать в единый ряд русских людей, которые испокон веков созидали немеркнущую славу России.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем отношений, формирующих личность.
Главным местом, где могут быть заложены основы нравственных начал в наше нелегкое время должны стать первые ступени в развитии душ – семья и школа.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Конечно, каждому учителю важно знать особенности семейного воспитания своего ученика, его место в семейном коллективе, отношения с членами семьи и его друзьями.
C приходом в школу новая социальная среда начинает занимать доминирующее место в системе отношений ребенка с окружающим миром. Поэтому, введение личностно ориентированного образования предполагает бережное отношение к любой личности, учет индивидуальности, прав ребенка быть самим собой. Общение, предметная и игровая деятельность со сверстниками, нравственные беседы, совместные мероприятия школы и семьи, посещение театров, музеев, экскурсий на природу способствует формированию духовной нравственности подрастающего поколения.
Считаю, что учитель должен быть патриотом, гражданином Родины, проводником высоких нравственных идеалов. Современный учитель призван стать носителем накопленных предшествующими поколениями общечеловеческих ценностей, всесторонне знать национальные, культурные, исторические традиции, фольклор и язык народа, которому он принадлежит – живет и работает. Ему должны быть присущи любовь к детям и подлинная интеллигентность, высокий профессионализм, активность в создании эффективных индивидуальных педагогических технологий, потребность и способность в постоянном самообразовании и самоанализе.
«Учитель должен смотреть на свою деятельность по воспитанию духовно-нравственных начал по-новому…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»...
Доклад на тему:Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе в свете реализации проекта «Школа будущего» нашей новой школы.
Этот материал можно использовать в подготовке к педсовету....
Доклад+презентация на тему "Личность современного учителя в Новой школе"
Данная работа представляет собой доклад по теме. В работе представленны уникальные данные иследований к портрету современного учителя 30-х, 60-х, 90-х годов. Интерестным на мой взгляд является круг пр...
Доклад на тему: "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения нового ФГОС"
Доклад на заседание методического объединения. Знакомство с опытом работы по здоровьесбережению....
Доклад на тему: «Здоровый образ жизни – как гражданская позиция личности школьника».
Одним из основополагающих факторов развития общества является гражданская активность людей, гражданская инициатива под которой подразумевается желание улучшать жизненное пространство и заботится...
Доклад на тему: «Приспособленность организмов и образование новых видов»
Доклад на тему: «Приспособленность организмов и образование новых видов»Ознакомление с некоторыми фактами, свидетельствующими о приспособленности животных и растений. Примеры...
Доклад на тему: Здоровый образ жизни
Здоровье человека - это его самое главное богатство, расходовать которое следует осторожно и бережно. Здоровье не только позволяет человеку прожить долгую и полную событий жизнь, оно также дает челове...