Рекомендации по развитию фонематического слуха у детей 6 -7 лет
статья (1 класс)

Крицкая Ольга Вячеславовна

Подборка упражнений для развития фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_sluha.docx15.38 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

У ДЕТЕЙ 6- 7 ЛЕТ

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.

Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

При работе с детьми 6 -7 лет в качестве смены деятельности и развития фонематического слуха возможно использование различных игр.

Игры на развитие фонематического слуха

Услышишь звук – хлопни в ладоши.

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

Внимательный слушатель.

Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них (начало, середина или конец слова).

Найди нужное слово.

По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

Зоркий глаз.

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

Сложи звук.

Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.

Скажи наоборот.

Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

Какой одинаковый звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Подумай, не торопись.

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы - к, а последний - а.

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.

  • «Паровоз»

Детям объясняется принцип сцепления вагонов – к концу первого присоединяется начало второго вагона. Так и со словами. Педагог задает первое слово, дети по цепочке «цепляют» слова  по принципу – следующее слово начинается с последней буквы предыдущего.

  • «Ты - мне, я – тебе»

Дети сидят по кругу. Первому игроку дается набор букв. Ребенок произвольно берет из набора одну букву и дает второму игроку. Тот, поглядев на букву, говорит слово, которое либо начинается с нее, либо находится в середине слова (по предварительной договоренности). Если второй игрок справился, он возвращает букву первому игроку, а получает от него весь набор букв и продолжает игру.

  • «У кого меньше букв»

Ведущий достает из набора букв одну, называет слово на эту букву и передает следующему игроку, тот называет слово и продолжает игру. В случае, если игрок не может назвать слово на заданную букву, он оставляет ее у себя, а следующему за ним игроку ведущий дает следующую букву. По окончании игры игроки смотрят, у кого меньше букв в руках – тот и победил.(Подобным образом может проводиться игра со слогами, буквосочетаниями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Опыт работы по теме "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы". ...

Развитие фонематического слуха у детей

Упражнения на развитие фонематического слуха у детей...

Методические рекомендации по развитию фонематического слуха в средней группе

Это методическая разработка поможет и воспитателям и родителям развивать фонематический слух детей 4-5 лет....

Рекомендации родителям по развитию фонематического слуха у детей

Рекомендации родителям по развитию фонематического слуха у детей...