Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"
рабочая программа (4 класс)

Тушинская Тамара Владимировна
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь» в соответствии: • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. • с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kluba_ya-_issledovatel_4_klass.docx45.52 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  2"

 П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

                                                                               

  УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

_________/ Е. В. Крепешева/    

                                                                           Приказ № _______                                                                  

                    от «____»____________ 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 внеурочной деятельности

 «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

2017/2018 учебный год

Направление: Общеинтеллектуальное

Возраст детей:   10 лет

Класс: 4

Учитель начальных классов:

Тушинская Тамара Владимировна,

первая квалификационная категория

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ОП            

__________ З.Б. Елчиева                                                                                                                                                                                                                                            

Рассмотрено  на заседании методического объединения  

протокол № _____от «____» ______20 __г.

_________  С.А. Семёнова, /руководитель МО

п.г.т. Уренгой

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь»  в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010.
  • с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

В наше время актуальной становится необходимость включения в содержание образования младших школьников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации для решения новых проблем. Использование технологии исследовательского обучения и проектирования, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей школьника. Такая деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом.

Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качество.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

 Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Программа предназначена для учащихся 4-х классов. Работа организована в форме клуба по интересам. Дети очень любознательные, активные, любящие наблюдать и экспериментировать. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 1 час. Общий объём времени составляет  34 часа в год.

В работе по программе используются различные формы организации работы, методы и приёмы.

Используемые методы обучения:

 - по источнику знаний:

  • практические методы: опыты, упражнения и др.;
  • наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
  • словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;
  • работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана;
  • видеометоды: просмотр презентации, видео, контроль;
  • работа с индивидуальными ученическими нетбуками.

- по типу познавательной деятельности

  • объяснительно-иллюстративные методы;
  • репродуктивные;
  • методы проблемного изложения;
  • частично поисковые методы;
  • исследовательские.

         - по дидактическим целям:

  • методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);
  • методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).

         Используемые  технологии:

  • технология проблемного обучения;
  • технология деятельностного  метода;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • проектная деятельность;   
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;           
  • система инновационной оценки «Портфолио».

На занятиях клуба реализуются принцип дифференциации учебного материала в зависимости от года обучения.

Организация на занятиях клуба проектной деятельности позволяет формировать личностные качества ребенка, умение работать в коллективе, умение обсуждать результаты деятельности, оказывать помощь друг другу. Ученики получают новые знания в разных сферах окружающей действительности.

Сотворчество пробуждает интерес к разным видам деятельности и формирует главную потребность – потребность в саморазвитии.

Основные особенности программы

1.Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во втором классе, мы возвращаемся к аналогичным занятиям в третьем и четвёртом классах.

Естественно, что при сохранении общей направленности заданий  они будут усложняться от класса к классу.

 2.Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу и самостоятельную исследовательскую практику. Она выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности. Результаты собственной исследовательской работы дети представляют на общешкольном фестивале исследовательских проектов.

ΙΙ. Личностные и метапредметные  результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

положительное отношение к исследовательской деятельности; широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

интерес к новому содержанию и новым способам познания; ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия;

оценивать свои действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

высказываться в устной и письменной формах; ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

владеть основами смыслового чтения текста; анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте;

обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие;

устанавливать аналогии; оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; оперировать такими понятиями, как явление, причина,

следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,

возможность, невозможность и др.; использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения, стремиться к координации;

формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу;

использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера;

владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения

в совместной деятельности; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

ΙΙΙ. Содержание курса внеурочной деятельности

Подпрограмма  «Тренинг» (8 ч.)

        Тема «Что такое исследование»

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

Где и как используют люди результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).

        Тема «Наблюдение и наблюдательность»

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

        Тема «Что такое эксперимент»

Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

        Тема «Учимся вырабатывать гипотезы»

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

        Тема «Знакомство с логикой»

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.

        Тема «Как задавать вопросы»

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

        Тема «Учимся выделять главное и второстепенное»

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».

        Тема «Как делать схемы»

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.

        Тема «Как работать с книгой»

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.

        Тема «Что такое парадоксы»

Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.

        Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»

Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).

        Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования»

Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

Подпрограмма  «Исследовательская  практика» (20 ч.)

 Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований»

Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.

Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.

Тема «Экспресс-исследование»

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.

Тема «Семинар по итогам экскурсии»

Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.

Тема «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.

Тема  «Коллекционирование»

Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.

Тема  «Экспресс – исследование  «Какие коллекции собирают люди»

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.

Тема «Сообщения о своих коллекциях»

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.

      Подпрограмма  «Мониторинг» (6 ч.)

Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований»

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований»

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обычные. 

IV. Календарно - тематическое планирование

№ урока

Тема занятия

Коли

чество часов

Дата прове

дения

Подпрограмма «Тренинг» (8 часов)

1

Что такое исследование

1

08.09

2

Наблюдение и наблюдательность

1

15.09

3

Что такое эксперимент

1

22.09

4

Учимся вырабатывать гипотезы

1

29.09

5

Знакомство с логикой

1

06.10

6

Как задавать вопросы

1

13.10

7

Учимся выделять главное и второстепенное

1

20.10

8

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

Как сделать сообщение о результатах исследования

1

27.10

Подпрограмма «Исследовательская практика» (20 ч)

9-11

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований

3

10.11, 17.11, 24.11

12-16

Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

5

01.12, 08.12, 15.12, 22.12, 12.01

17-19

Экспресс-исследование

3

19.01, 26.01, 02.02

20-21

Семинар по итогам экскурсии

2

09.02, 16.02

22

Коллективная игра-исследование

1

23.02

23-24

Коллекционирование

2

02.03, 09.03

25-27

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

3

16.03, 23.03, 06.04

28

Сообщения о своих коллекциях

1

13.04

Подпрограмма «Мониторинг» (6 ч)

29-30

Мини-конференция по итогам экспресс-исследований

2

20.04, 27.04

31

Мини-конференция по итогам собственных исследований

1

04.05

32

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

1

11.05

33-34

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

2

18.05, 25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...

Программа внеурочной деятельности в 1 классе в рамках ФГОС «Я - исследователь»

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Я - исследователь" в 1 классе....

Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"

Программа  курса рассчитана на 4 года, 135   часов,  предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок

     Курс «Юный  исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...

Программа внеурочной деятельности "Я -исследователь" 1 - 4 классы

Программа внеурочной деятельности  "Я -исследователь"для обучающися 1-4 классов, соответствует ФГОС вторго поколения...

рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь" (проектная деятельность)

Рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь".Тематическая направленность программы - страноведение. Великобритания...

Реализация программы внеурочной деятельности "Я - исследователь" как способ развития исследовательской деятельности младших школьников.

В данной статье рассказывается о развитии поисково-исследовательской деятельности младших школьников на конкретных примерах....