Рабочая программа "Альтернативная коммуникация" 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по предмету "Альтернативная коммуникация" 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya.docx | 35.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА № 69 КУРОРТНОГО РАЙОНА г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТО Педагогическим Советом Протокол № 1 от 30.08.2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ____________________ Ткачев Е.А. Приказ № 148 от31.08.2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
1ОР (дополнительный) класс
на 2018-2019 учебный год
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________________С.В. Мальшакова | Составитель программы: учитель начальных классов ___________ М.В. Гранова |
Санкт-Петербург
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ для 1ОР (дополнительного) класса разработана на основе
• Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ школа № 69 Курортного района Санкт-Петербурга
в соответствии с
• Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральном государственном образовательном стандарте (Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В содержание учебного курса, распределение учебного материала рабочей программы могут быть внесены изменения, обусловленные особенностями психофизического развития, на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и Службы сопровождения ГБОУ школы № 69, утвержденные на педагогическом совете школы и согласованные с родителями (законными представителями) обучающихся.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, развитие сохранных речевых механизмов, а также обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения по программе «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия..
Рабочая программа в соответствии с учебным планом на 2018-2019 учебный год рассчитана на 99 часов (3 часа в неделю).
При разработке программы учитывался контингент детей школы - дети с ограниченными возможностями здоровья (IX вида), получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования. Для учащихся характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.
Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др.
Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает упражнения на развитие импрессивной и экспрессивной речи. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь, как в естественных условиях, так и на специально организованных занятиях. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения вокализации, слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает узнавание образа слова (элементы глобального чтения), предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма (исходя из возможностей ребенка).
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.
При планировании и осуществлении работы по данному учебному предмету следует учитывать зону ближайшего развития учащегося, степень и виды его нарушений (интеллектуальных, двигательных, сенсорных), индивидуальные особенности, потребности, социальный контекст его жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Восприятие внимания к себе. Принятие ребёнком того, что с ним что-либо происходит. Восприятие присутствия другого человека. Восприятие обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители.
Обращение внимания к другому человеку и получение ответа на внимание. Ответ на присутствие другого человека (поворачивает лицо, отворачивается и т.д.). Умение согласиться на контакт и отказаться от контакта. Установление ребёнком контакта доступным способом. Способность поддерживать контакт.
Сообщение. Распознавание, что поступает сообщение. Умение высказываться (вербально и невербально).
Накопление речевого опыта. Восприятие речевого обращения к себе как приятного. Внимание к речевому обращению и реагирование на него (изменяет поведение, поворачивает лицо и т.д.). Получение вербальных ответов на свои сообщения (в том числе невербальные).
Узнавание голоса. Различение голоса и шума. Узнавание голосов знакомых людей.
Понимание речевых сигналов. Реагирование на имя. Реагирование на просьбу. Реагирование на запрет. Понимание похвалы. Понимание простых формул вежливости
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Язык и речевая практика» включает: графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи; средства ТСО, аудио и видеоматериалы.
КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ
Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса обеспечивает решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития. Коррекционно-развивающая работа позволяет оказывать специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.
Педагогические приемы коррекционной работы отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей и позволяют формировать у них новые положительные качества. Кроме коррекционной работы, которая проводится на всех уроках в связи с содержанием каждого учебного предмета, во вспомогательной школе предусмотрены специальные коррекционные занятия.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Среди задач коррекционно-развивающего учебно-воспитательного направления можно выделить: развитие познавательной активности детей; нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля; развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности; коррекция всех психических процессов, поведения ребенка; социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ "АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ"
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ урока | Тема урока | Дата |
Знакомство. Экскурсия по школе. | 04.09.2018 | |
Знакомство. Мои учителя. | 05.09.2018 | |
Знакомство. Мои одноклассники. | 07.09.2018 | |
Выполнение заданий по словесной инструкции: (Сядь за парту), (Положи книгу на парту), (Возьми карандаш). | 11.09.2018 | |
Различение звуков окружающей действительности (шуршание листьев, звуки звонков …). | 12.09.2018 | |
Различение звуков окружающей действительности. Дифференциация неречевых звуков. | 14.09.2018 | |
Кто и как подаёт голос? (Корова, свинья). | 18.09.2018 | |
Кто и как подаёт голос? (собака, кошка). | 19.09.2018 | |
Чтение коротких стихотворений, где обыгрываются голоса животных. | 21.09.2018 | |
Приветствие с помощью слов / жестов. | 25.09.2018 | |
Пиктограммы: «хочу пить», «туалет». | 26.09.2018 | |
Жесты: «Я хочу, дай» | 28.09.2018 | |
«Моя семья». Работа с пиктограммами. | 02.10.2018 | |
«Моя семья». Вокализация слов «мама», «папа» с опорой на пиктограммы | 03.10.2018 | |
«Моя семья». Соотнесение печатных слов «мама», «папа» с пиктограммами. | 05.10.2018 | |
«Осень». Глобальное чтение слов «Осень», «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь». | 09.10.2018 | |
Погода осенью. Прослушивание аудиозаписей: «листопад», «ветер», «дождь» | 10.10.2018 | |
Пиктограммы и жесты: "хорошо/ плохо, да/нет, радуется/не доволен." | 12.10.2018 | |
Пиктограммы «Краски», «кисточка», «рисовать». | 16.10.2018 | |
Пиктограммы «Карандаш», «Бумага», «писать» | 17.10.2018 | |
Буква и звук «А». Знакомство. | 19.10.2018 | |
Буква «А». Обведение по контуру. | 23.10.2018 | |
Буква «А». Раскрашивание внутри контура. | 24.10.2018 | |
Буква «А». Размазывание пластилина внутри контура. | 26.10.2018 | |
Буква «А». Поиск буквы в словах «мама», «папа» | 06.11.2018 | |
Буква «А». Обведение по опорным точкам. | 07.11.2018 | |
Буква «А». Обведение по опорным точкам. | 09.11.2018 | |
«Осень», В. Винокуров. Чтение стихотворения с сопровождением жестов по подражанию | 13.11.2018 | |
«Осень», В. Винокуров. Составление сюжета стихотворения из пиктограмм. | 14.11.2018 | |
Рассказ «Осень». Прослушивание, пересказ с помощью пиктограмм. | 16.11.2018 | |
Жесты «спасибо», «пожалуйста». | 20.11.2018 | |
«Семья». Пиктограммы «бабушка»,«дедушка». | 21.11.2018 | |
Буква и звук «И». Знакомство. | 23.11.2018 | |
Буква «И». Обведение по контуру. | 27.11.2018 | |
Буква «И». Раскрашивание внутри контура. | 28.11.2018 | |
Буква «И». Размазывание пластилина внутри контура. | 30.11.2018 | |
Буква «И». Поиск буквы в слове «зима» | 04.12.2018 | |
Буква «И». Обведение по опорным точкам. | 05.12.2018 | |
Буква «И». Обведение по опорным точкам. | 07.12.2018 | |
«Зима». Глобальное чтение слов «Зима», «Декабрь», «Январь», «Февраль» | 11.12.2018 | |
«Декабрь» Е. Арс. Прослушивание стихотворения с сопровождением движений по подражанию. | 12.12.2018 | |
«Декабрь» Е. Арс. «Запись» текста стихотворения пиктограммами | 14.12.2018 | |
«Новогодние праздники». Составление предложений из пиктограмм | 18.12.2018 | |
«Зима». Зимние месяцы, глобальное чтение. | 19.12.2018 | |
Жесты и пиктограммы «я хочу пить», «я хочу есть» | 21.12.2018 | |
Гласные буквы и звуки А, И. Вокализация | 25.12.2018 | |
Буква «А». Вычеркивание буквы в словах. | 26.12.2018 | |
Буква «И». Вычеркивание буквы в словах | 28.12.2018 | |
«Зимние праздники». Работа с изображениями. | 15.01.2019 | |
Глобальное чтение слов «Зима», «Январь». | 16.01.2019 | |
«Зимние забавы». Составление предложений по картинкам | 18.01.2019 | |
Части суток. «День, ночь». Характерные признаки | 22.01.2019 | |
Части суток. «Утро, вечер». Характерные признаки | 23.01.2019 | |
Составление расписания деятельности в течение суток (с использованием пиктограмм) | 25.01.2019 | |
Буква и звук «О». Знакомство. | 29.01.2019 | |
Буква «О». Обведение по контуру. | 30.01.2019 | |
Буква «О». Раскрашивание внутри контура. | 01.02.2019 | |
Буква «О». Размазывание пластилина внутри контура. | 12.02.2019 | |
Буква «О». Поиск буквы в слове «зима» | 13.02.2019 | |
Буква «О». Обведение по опорным точкам. | 15.02.2019 | |
Буква «О». Обведение по опорным точкам. | 19.02.2019 | |
Глобальное чтение слов «Зима», «Февраль» | 20.02.2019 | |
Погода зимой. Работа с пиктограммами | 22.02.2019 | |
Повторение. Пиктограммы и жесты: "хорошо/ плохо, да/нет, радуется/не доволен." | 26.02.2019 | |
Выстраивание весенних месяцев в правильном порядке | 27.02.2019 | |
Волк и семеро козлят". Чтение, сопровождаемое иллюстрациями. | 01.03.2019 | |
Волк и семеро козлят". Знакомство с героями | 05.03.2019 | |
Составление сюжета сказки "Волк и семеро козлят" по картинкам. | 06.03.2019 | |
Пересказ сказки "Волк и семеро козлят по опорным картинкам | 12.03.2019 | |
"Как зовут моих одноклассников". Глобальное чтение: поиск карточек с именами. | 13.03.2019 | |
Пиктограммы "семья, мама, папа, бабушка, дедушка." Составление коротких предложений с помощью пиктограмм. | 15.03.2019 | |
Жесты и пиктограммы: "я, мы, ты, он, она" | 19.03.2019 | |
Распознавание эмоций на картинках: "Веселый - грустный". Имитация эмоций | 20.03.2019 | |
Распознавание состояний на картинках: "плачет-смеется" | 22.03.2019 | |
Выделение первого звука в слове (гласный звук). | 02.04.2019 | |
Выделение первого звука в слове (гласный звук). | 03.04.2019 | |
Признаки весны. Изменения в природе, работа с пиктограммами. | 05.04.2019 | |
Глобальное чтение слов «Весна», "март", «апрель», "май" | 09.04.2019 | |
Выстраивание весенних месяцев в правильном порядке. | 10.04.2019 | |
Погода весной. Пиктограммы «солнце», «дождь» | 12.04.2019 | |
Буква и звук «У». Знакомство. | 16.04.2019 | |
Буква «У». Обведение по контуру. | 17.04.2019 | |
Буква «У». Раскрашивание внутри контура. | 19.04.2019 | |
Буква «У». Размазывание пластилина внутри контура. | 23.04.2019 | |
Буква «У». Поиск буквы в слове «утка», "буква" | 24.04.2019 | |
Буква «У». Обведение по опорным точкам. | 26.04.2019 | |
Буква «У». Обведение по опорным точкам. | 30.04.2019 | |
Буква «А-И». Вычеркивание буквы в словах. | 03.05.2019 | |
Буква «О-У». Вычеркивание буквы в словах | 07.05.2019 | |
Вокализация звуков А, О, У, И. Сопоставление звука с буквой | 08.05.2019 | |
Вокализация звуков А, О, У, И. Сопоставление звука с буквой | 10.05.2019 | |
Пиктограммы «ребенок», «взрослый». | 14.05.2019 | |
Взрослые. Пиктограммы "мужчина, женщина". Определение учителей к данным категориям. | 15.05.2019 | |
Дети. Пиктограммы мальчик, девочка. Определение учеников к данным категориям | 17.05.2019 | |
Сортировка изображений по категориям: "мужчина, женщина, мальчик, девочка" | 21.05.2019 | |
«Май» И. Авенберг. Прослушивание стихотворения с сопровождением движений по подражанию | 22.05.2019 | |
Повторение изученных букв. Написание по опорным точкам, штриховка внутри контура | 24.05.2019 | |
Фактическое количество часов за год | 97 |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ
Тема | Причина корректировки | Способ, форма корректировки | Согласование с заместителем директора по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...