Мастер-класс "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе".
статья
В данной работе содержится материал из опыта работы по здоровьесбережению обучающихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_a_nachalnoy_shkole.docx | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе»
Мастер-класс учителя начальных классов Галуза Е.В
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.
Исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3, 9 до 12, 3%, с нервно-психическими расстройствами- с 5, 6 до 16, 4%, нарушением осанки_ с 1, 9 до 16, 8%.Одна из самых частых патологий у школьников- нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %.
Я работаю в начальной школе уже давно и, проанализировав показатели здоровья моих учеников, могу подтвердить выше сказанное. Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм
Здоровьесбережение и здоровьеобогащение — важные условия организации педагогического процесса.
Определяю цели и задачи предстоящей деятельности, исходя из выбора применяемых технологий.
Цель: обеспечить школьнику возможность сохранения и конструирования здоровья в период обучения в школе.
Задачи:
- организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
- создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
- научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;
- воспитание культуры здоровья;
- развитие творческих способностей;
- мотивация на здоровый образ жизни;
- научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;
- внедрение инновационных педагогических технологий;
Притча о здоровье
Давным-давно на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать каким должен быть человек. Каким по вашему мнению должен быть человек…
(сильный, умный, добрый, здоровый)
(Ответы вывешиваются на доске).
Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным.» . Другой сказал :
« Человек должен быть умным, добрым ». Третий сказал : « Человек должен быть здоровым». Это будет совершенное создание созданное нами.
А один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам. И решили они спрятать самое главное что есть у человека его здоровье. Стали думать и решать куда бы его спрятать. Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие предлагали спрятать его за высокие облака, на солнце Самый мудрый из богов сказал : «здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с тех времен человек пытаясь найти свое здоровье. (МУЗЫКА)
Сегодня я хочу раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;
поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся.(СЛАЙД 1)
Обоснование проблемы.
У вас на столах конверты с карточками
- Я вам предлагаю работу в парах .
Работа в паре Вам я предлагаю вам выбрать и поставить самое важное в нашей жизни на первое место и обосновать своё решение.
( здоровье семья работа учеба друзья.)
(Группы работают одновременно 3 минуты, потом представляют работу)
- Вы поставили на первое место ЗДОРОВЬЕ (СЛАЙД 2)
Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.
Вопрос: Если наше здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья обучающихся учитель во время урока.
Ответы педагогов: использовать здоровьесберегающие технологии
Вопрос: Что такое здоровьесберегающие технологии? (СЛАЙД 3)
Ответы педагогов:
- Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.
- Нужно стремиться к тому, чтобы воздействия педагога не наносили ущерба здоровью детей.
- В случае использования на уроках здоровьесберегающих технологий достигается важный результат- получение учащимися образования без ущерба для здоровья.
- Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
- Качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
- Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Вопрос. Что оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока? (Ответы )
Работая в этом направлении , я пришла к выводу, что положительно на здоровье детей влияют следующие факторы (СЛАЙД 4,5)
- двигательная активность
- психологическое здоровье школьника
- творческий характер процесса обучения
- использование оздоровительной силы природы
- использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс
- Двигательная активность.
В рамках урока это могут быть элементарные движения, физические упражнения, физкультминутки и подвижные игры, «минутки покоя», различные виды гимнастики
Физические упражнения как эффективный методический прием на уроках имеют большое значение не только для переключения и поддержания внимания учеников, но и для правильного развития организма детей, укрепления их здоровья.
Все эти оздоровительные минутки довольно кратки по времени и эффективны по своим результатам (пример с лазером)
- Психологическое здоровье школьника
Надо стараться научить ребенка быть здоровым не только телом, но и душой, стремиться творить свое здоровье в согласии с законами природы и бытия, поэтому в урок включаются не только физические упражнения, но и «этюды для души».
Волшебный цветок добра. (ЦВЕТЫ МУЗЫКА)
Уважаемые коллеги. Возьмите цветок добра. Закройте глаза. Положите цветок добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Как приятно всему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Пусть теплые чувства и хорошее настроение будут с вами всегда. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.
- Творческий характер процесса обучения
Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В связи с этим мною используется игровая методика, занимательные уроки или вводятся занимательные элементы в уроки, нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, что позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании. (Соревнование)
4.Использование оздоровительной силы природы.
- прогулки на свежем воздухе (динамические перемены);
- экскурсии;
- подвижные игры на свежем воздухе и т.д.
5.Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс
Далеко не всем учащимся легко дается учеба, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.
Разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. В практике работы использую разноуровневые разъяснительные инструкции.
Методы здоровьесбережения на сегодняшний день широко используется учителями в учебном процессе. Учителя стали чаще проводить физминутки, следят за санитарно-гигиеническими условиями учебного процесса, за правильностью осанки учеников, обращают внимание на смену учебной деятельности, на объем и сложность материала, задаваемого на дом, в воспитании уделяют вопросам здоровья.
При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. (карточки с разноуровневыми заданиями)
Вывод
Включение в урок здоровьесберегающих технологий позволяет создать атмосферу “здорового” урока. Мною были выработаны основные направления оздоровления учащихся:
– учебные занятия в классах рекомендовано проводить в режиме динамических пауз. Для этого в классах проводятся физкультминутки, которые сопровождаются веселыми стихотворениями, музыкальными отрывками из популярных детских песен;
– проведение комплекса упражнений для двигательной гимнастики глаз, позволяющий укреплять глазные мышцы;
-творческий подход к уроку с целью здоровьесохранения;
-проведение на уроке двигательных тренингов;
-проведение классных часов на тему здоровья;
-привлечение родителей к участию в мероприятиях по проблеме здоровья;
-выполнение рекомендаций медицинских работников;
-поддержание экологического пространства класса.
(СЛАЙД 7) А сейчас выберите себе открытку, которая вам понравилась (участники тянутся за открыткой вверх как можно выше. Открытки подвешены на зонтике и поднимаются в зависимости от роста человека).
— Вы встали на цыпочки, потянулись, ещё раз потянулись, тем самым заставили работать мышцы спины, «потянули» позвоночник.
Такой прием позволяет предупредить нарушение осанки и возникновение сколиозов.
— На обратной стороне открытки. Напишите пожелание друг другу из нескольких слов . Подарите эту открытку коллегам.
— Я думаю, что вы в числе всего прочего пожелали здоровья.
-Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Методические рекомендации для учителя...
"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Одним из приоритетных направлений национальной образовательной президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....