Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир логики"- 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Аверина Татьяна Ивановна

Программа внеурочной деятельности "Мир логики" составлена нат основе авторских программ  С. Гин "Развитие творческогог воображения. Мир фантазии. Мир логики."Программа носит развивающий характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_kl_mir_logiki.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МИР ЛОГИКИ»

 4 класс

Составитель:  Аверина Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов высшей категории

2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Программа внеурочной деятельности «Мир логики» составлена на основе авторских программ  С. Гин «Развитие Творческого Воображения. Мир фантазии. Мир логики». Программа носит развивающий характер. Настоящая программа  внеурочной деятельности  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

           В современных условиях информационного общества одной из важных задач становится воспитание информационной культуры, что предполагает осознание потребности в новых знаниях, определение пробелов в знаниях и выработку стратегий их поиска; сравнение и оценку информационных ресурсов, применение и передачу информации

           К метапредметным результатам обучения на ступени начального общего образования относится формирование познавательных универсальных учебных действий как основы умения учиться. К формируемым учебным действиям относятся следующие: сравнение, сериация и классификация по заданным критериям; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений, построение рассуждения об объекте, его свойствах и связях; осуществление подведения под понятие; установление аналогий, обобщение на основе выделения сущностных связей и др.

           Развитие умения учиться обеспечивает переход к дальнейшему самообразованию и самовоспитанию, развитие интеллектуальной инициативы, любознательности, способности к организации познавательной деятельности.        

           В процессе обучения у учащихся возникает интерес к общественным явлениям, понимание активной преобразующей роли человека в обществе; закладываются первоначальные представления о значении науки, современных технологий и производства в жизни человека и общества; формируется ценностное отношение к образованию; закладываются навыки учебного сотрудничества и организации познавательной деятельности.

           Программой курса по выбору «Мир логики» предусматривается дальнейшее совершенствование полученных знаний и умений, формирование ключевых компетенций, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

           Реализация программы осуществляется на основе личностно-деятельностного под-

хода, принципах сотрудничества и сотворчества, взаимодействия и взаимообогащения всех участников образовательного процесса.

Цель курса  «Мир логики»:

обучение навыкам основных мыслительных операций: сравнения, классификации,

обобщения, умозаключения и др.; формирование информационной культуры, освоение умений организации учебного труда.

Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:

• ценностно-смысловые:

– способность воспринимать окружающий мир как динамично развивающуюся среду;

– осознание своей роли в окружающем мире;

– готовность к построению индивидуальной образовательной траектории;

• общекультурные:

– понимание роли науки и образования в жизни человека и общества;

– овладение эффективными способами организации познавательной деятельности;

– интерес к развитию информационно-коммуникационных технологий;

• учебно-познавательные:

– формирование навыков целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, презентации учебно-познавательной деятельности;

– овладение умениями функциональной грамотности;

– освоение способов продуктивной деятельности;

• информационные:

– способность ориентироваться в информационном пространстве;

– умение осуществлять поиск, анализ, хранение, передачу, преобразование информации;

• коммуникативные:

– формирование навыков конструктивного взаимодействия с окружающими;

– овладение эффективными способами устной и письменной коммуникации;

• социально-трудовые:

– владение этикой социальных и трудовых взаимоотношений;

– формирование профессиональной направленности;

– уважительное отношение к результатам труда и творчества;

• личностные:

– способность к эффективному использованию собственных ресурсов;

– формирование рефлексивных умений;

– приобретение опыта социальной активности;

– развитие навыков самоуправления и самоорганизации.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты

Обучающийся научится:

  • Проявлять интерес к изучаемому материалу;
  • Доброжелательно относиться к собеседнику;
  • Уважать чужое мнение;
  • Стремиться к созданию собственных речевых произведений;
  • Стремиться к совершенствованию своих знаний в области математики, русского языка, чтения, развития речи.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

  • систематизировать и обобщать полученные знания;
  • работать в группе, в паре;
  • использовать       разные   приемы   для составления задач,         выбирать      удобные   способы   для  выполнения конкретного задания;
  • анализировать       правила   игры,   действовать      в   соответствии   с   заданными  правилами;
  • включаться   в   групповую   работу, участвовать   в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения;
  • сопоставлять  полученный   (промежуточный,   итоговый)   результат   с   заданным  условием;
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты 

Обучающийся научится:

  • методам  и приемам решения изобретательских и творческих задач;
  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии;
  • использовать       разные   приемы   для составления задач,         выбирать      удобные   способы   для  выполнения конкретного задания;
  • сравнивать, классифицировать предметы, выстраивать логические цепочки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Составлять сказки, загадки, ребусы, шарады, двустишия;
  • Решать задачи по аналогии.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Учимся выделять признаки (7 ч)

1.1. Знакомство с курсом «Мир логики»

Игра на внимание «Путаница», беседа «Что и зачем?», представление нового

учебного предмета, контрольная работа.

1.2. Признаки объекта

Игра на внимание «Запрещённое движение», анализ контрольной работы, беседа о

сравнении, игра «Передай апельсин», беседа о выделении признаков, задание на смекалку.

1.3. Различия

Игра на внимание «Повтори — отличись», беседа о различиях, работа в группах

«Обучающий альбом», упражнение «Чем отличаются?», игра-дискуссия «Чем страус от- личается от человека?», упражнение «Что изменилось? ».

1.4. Сходство

Игра на внимание «Руки-ноги», упражнение «Найти общее», работа в группах

«Чем похожи?», упражнение «Проверь себя».

1.5. Существенные признаки

Игра на внимание «Птица, рыба», беседа о существенных признаках, упражнение

«Выделение существенных признаков», работа в группах «Почему они вместе?».

1.6. Характерные признаки

Игра-театрализация «Изобрази дерево», беседа о характерных признаках, работа в

группах «Как сравнить?», беседа о «не измеряемых» признаках, задача-шутка.

1.7. Упорядочение признаков

Игра на внимание «Буква, цифра», беседа об упорядочении, работа в группах «Как

упорядочить?», упражнение «Кто больше?», задание на смекалку.

2.   Учимся сравнивать (2 ч.)

2.1. Правила сравнения

Игры на внимание «Эстафеты», упражнение на сравнение игр, работа в парах «Где

ошибка?», работа в группах «Сравнение объектов»

2.2. Значение сравнения

Игры на внимание «Хор», «Разминка», беседа о значении сравнения, упражнения

на выбор объекта, работа в группах «Сравниваем «по правилам», упражнение «Проверь

себя».

3.  Учимся классифицировать (3 ч)

3.1. Понятие о классах

Игра на внимание «Мальчик, девочка, цветок», упражнение «Четвёртый лишний»,

беседа о понятии «класс», упражнение «Четыре липших», работа в группах «Исключи и

объясни», игра «Выбывание слов», задание на смекалку.

3.2. Правила классификации

Игра на внимание «Руки вверх — руки в стороны», беседа о правилах

классификации, работа в группах «Раздели и назови», упражнение «Где классы, где

части?», задание на смекалку.

3.3. Вопросы

Игра на внимание «Да и нет», обсуждение «Что мы знаем и не знаем», беседа о

классификации вопросов, работа с текстом, упражнение «Вопросы корректные и

некорректные», игра «Да-нет».

4. Учимся находить закономерности (4 ч)

4.1. Алгоритм

Игра на внимание «Плавает — летает», упражнение «Проверь себя», беседа «Что

такое алгоритм?», работа в парах «Графический диктант», работа в группах «Составляем

план», составление инструкции «Как открыть дверь?», задания-шутки.

4.2. Закономерности в числах и фигурах

Игра на внимание «Посчитай — не ошибись», упражнение на поиск

закономерности числового ряда, упражнение «Проверь себя», работа в группах

«Продолжи ряд», упражнение на нахождение закономерности в серии фигур, задание на

смекалку.

4.3. Закономерности в буквах и словах

Игра на внимание «Цепочка», упражнение «Алфавит», работа в группах

«Продолжи ряд», упражнение «Проверь себя», задание на смекалку, игра «Да-нет».

4.4. Логические задачи

Игра на внимание «Отвечай — не торопись!», решение логических задач ца

упорядочение, решение логических задач: родственнее отношения, решение логических

задач на нахождение соответствия, работа в группах «Решение задач», решение

логических задач про лжецов.

5. Учимся выделять вид отношения между понятиями (6 ч)

5.1. Причина и следствие

Игра на внимание «День, ночь», беседа о причине и следствии, упражнение «Найди

пару», работа в группах «Почему и что потом?», упражнение «Как найти причину?»,

задачи-шутки.

5.2. Причинно-следственные цепочки

Игра на внимание «Рассказчик», упражнение по составлению причинно-

следственных цепочек, работа в группах «Сочинители», игра «Обмен причинами».

5.3. Противоположные отношения между понятиями

Игра на внимание «Наоборот», упражнение на выделение противоположных

признаков, упражнение «Проверь себя», работа в группах «Точка зрения», упражнение

«Подбери антоним», задание на смекалку.

5.4. Отношения «род — вид» между понятиями

Игра на внимание «Реки, города»; беседа о значении слов «род », « вид », « элемент

»; упражнение « Проверь себя », работа в группах «Найди ошибку», игра «Да-нет».

5.5. Упорядочение по родовидовым отношениям

Игра на внимание «Род — вид», беседа об объёмах понятия, упражнение «Проверь

себя», упражнение «Разложи по порядку», работа в группах «Составляем схемы», задачи-

шутки.

5.6. Виды отношений между понятиями

Игра на внимание «Понятно — непонятно», беседа о видах отношений между

понятиями, упражнение «Группировка», работа в группах «Кто больше?», упражнение

«Проверь себя».

6. Учимся давать определения (2 ч)

6.1. Определения

Игра «Да-нет», игра-дискуссия «Что такое книга?», беседа о способах объяснения

значения слов, беседа о значении определений, упражнение «Правила построения

определений».

6.2. Анализ ошибок в построении определений

Игра на внимание «Правильно — неправильно», беседа об ошибках в построении

определений, работа в группах «Исправляем ошибки», упражнение «Почему так

говорят?».

7. Учимся делать умозаключения (3 ч)

7.1. Умозаключения

Игра на внимание «Съедобное*— несъедобное», беседа о суждениях и

умозаключениях, упражнение «Проверь себя», работа в парах «Восстанавливаем

суждения», работа в группах «Как мы делаем выводы».

7.2. Анализ ошибок в построении у по заключений

Игра на внимание «Рыцари и лжецы », упражнение * Сравнение умозаключений»,

работа в группах «Ищем «ловушки», упражнение «Следовательно», практическая работа

«Умозаключения», упражнение «Доказательство».

7.3. Язык и логика

Игра на внимание «Числа и слова», упражнение «Перестановки», упражнение «Кто

кого?», упражнение «Двойной смысл», упражнение «Проверь себя».

8. Учимся использовать аналогии (3 ч)

8.1. Придумывание по аналогии

Игра ни внимание «Сказочный герой», упражнение «Сказка-калька», упражнение

«Продолжи стихотворение», работа в группах «Сочинение загадок», придумывание во-

просов на смекалку.

8.2. Использование аналогии в обучении

Игра на внимание «Повторяй за мной», упражнение «Подражайка», упражнение

«От двух до пяти», беседа об использовании аналогии в обучении, упражнение

«Аналог и и » , упражнение «Проверь себя», работа в группах «Шести клеточные

логиконы».

8.3. Продолженная аналогия

Игра на внимание «Пальцы», игра «Да-нет», решение задач, упражнение

«Секретный язык», беседа о суевериях.

9. Учимся рассуждать (2 ч)

9.1. Рассуждения

Игра на внимание «Перестановки», работа в группах «Решаем и объясняем»,

упражнение «Рассуждения», решение задач «с противоречиями», решение детективных задач.

9.2. Анализ ошибок в построении рассуждений

Игра на внимание «Повтори — не ошибись», решение логических задач,

ознакомление с софизмами, работа в группах «Поиск вариантов».

9.3. Юмор и логика

Игра «Несмеяна» итоговая контрольная работа, беседа об остроумии, Упражнение

«Придумай окончание».

10. Подведение итогов обучения (1ч)

10.1. Обобщающее занятие

Презентация творческих работ. Анализ итоговой контрольной работы.

Анкетирование.

п/п

Тема

Всего
часов

1

Учимся выделять признаки

7

2

Учимся сравнивать

2

3

Учимся классифицировать

3

4

Учимся находить закономерности

4

5

Учимся выделять вид отношения между понятиями

6

6

Учимся давать определения

2

7

Учимся делать умозаключения

3

8

Учимся использовать аналогии

3

9

Учимся рассуждать

3

10

Подведение итогов обучения

1

Итого

34

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название тем занятий

Сроки прохождения

Скорректиро-ванные сроки прохождения

4 «А» класс

Скорректиро-ванные сроки прохождения

4 «Б» класс

Учимся выделять признаки 7 ч

1.

Знакомство с курсом
«
Мир логики»

01.09.18-07.09.18

2.

Признаки объекта

10.09.18-14.09.18

3.

Различия

17.09.18-21.09.18

4.

Сходство

24.09.18-28.09.18

5.

Существенные признаки

01.10.18-08.10.18

6.

Характерные признаки

15.10.18- 19.10.18

7.

Упорядочение признаков

22.10.18-26.10.18

Упорядочение признаков 2 ч

8.

Правила сравнения

29.10.18-02.11.18

9.

Значение сравнения

05.11.18-09.11.18

Учимся классифицировать 3 ч

10.

Понятие о классах

12.11.18-19.11.18

11.

Правила классификации

26.11.18-30.11.18

12.

Вопросы

03.12.18 -07.12.18

Учимся находить закономерности. 4 ч

13.

Алгоритм

10.12.18 -14.12.18

14.

Закономерности в числах и фигурах

17.12.18 -21.12.18

15.

Закономерностп в буквах и словах

24.12.18 -29.12.18

16.

Логические задачи

09.01.19.-11.01.19

Учимся выделять вид отношения между понятиями 6 ч.

17.

Причина и следствие

14.01.19-18.01.19

18.

Причинно-следственные цепочки

21.01.19 -25.01.19

19.

Противоположные
отношения между понятиями

28.01.19 -01.02.19

20.

Отношения «род – вид» между понятиями

04.02.19-08.02.19

21.

Упорядочение по родовидовым отношениям

11.02.19-18.02.19

22.

Виды отношений

Между понятиями

25.02.19-01.03.19

Учимся давать определения 2 ч.

23.

Определения

04.03.19-07.03.19

24.

Анализ ошибок в
построении
определений

11.03.19 -15.03.19

Учимся делать умозаключения

25.

Умозаключения

18.03.19-22.03.19

26.

Анализ ошибок в
построении умозаключений

25.03.19-29.03.19

27.

Язык и логика

01.04.19 -08.04.19

Учимся использовать аналогии 3 ч.

28.

Придумывание по
аналогии

15.04.19-19.04.19

29.

Использование аналогии в обучении

22.04.19 -26.04.19

30.

Продолженная аналогия

29.04.19-03.05.19

Учимся рассуждать 3 ч.

31.

Рассуждения

06.05.19-10.05.19

32.

Анализ ошибок в построении рассуждений

13.05.19-17.05.19

33.

Юмор и логика

20.05.19-24.05.19

Подведение итогов обучения 1 ч.

34.

Обобщающее

занятие

27.05.19-29.05.19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Логика"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Логика"....

Рабочая программа внеурочной деятельности Логика

Рабочая программа внеурочной деятельности Логика для 4 класса...