Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность"
рабочая программа (3 класс) на тему

Недошковская Дина Анатольевна

Данная программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа121.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Метелёвская средняя общеобразовательная школа»

Принято:                                                                                                         Согласовано:                                                                       решение  МО учителей                                                                             Зам. дир. по УВР (НМР)                                                                                                Протокол №____                                                                                                                                                                                                               от______________201__г.                                                                          ___________________ Семенюк Л.Е.                      

Руководитель МО                                                                                          ________________________                            

 подпись ________________                                                                                                                                    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Проектная деятельность»

 (срок реализации 2018-2019г.г.)

Автор-составитель:

Недошковская Д.А.,

учитель

начальных классов

Пояснительная записка

      Данная программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

     Курс направлен на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих  развитию  исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.

            Задачи:

  • развитие творческой исследовательской активности;
  • формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
  • стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
  • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
  • формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
  • развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения

  1. Общая характеристика факультативного курса

обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.

   Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Проектная теятельность», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

   

3.  Ценностные ориентиры содержания факультативного курса

    Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

    В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

    Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.

Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск  в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

4.  Место факультативного курса в учебном плане:

В соответствии с федеральным базисным  планом по внеурочной деятельности факультативный курс   изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю.  

3 класс -  34 часа в год (1 час  в неделю, 34 учебные недели).

5.    Результаты изучения факультативного курса.

Обучающийся будет знать:

  • основные особенности проведения исследовательской работы;
  • метод исследования: анкетирование, моделирование;
  • основы работы с компьютером;
  • что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих;
  • способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в  работе;

Обучающийся будет уметь:

  • самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
  • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
  • собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
  • пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
  • осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
  • презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;

Способы проверки результатов освоения программы.

    В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

  • выставки творческих работ учащихся;
  • мини – конференции по защите исследовательских проектов;

6.    Содержание программы:

3 класс:

«Развитие познавательной сферы»  

-Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслительных процессов: памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления, творческого воображения и т.д.

«Формирование исследовательских умений»

-Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.

  • «Исследовательская практика»

-Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытии новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.

«Защита проектов исследовательской работы»

      Задачей данного модуля  является формирование умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к  самореализации и самоутверждению.

3 класс  34 часа

МОДУЛИ

«Развитие

познавательной сферы»

«Формирование исследовательских умений»

«Исследовательская практика»

«Защита проектов исследовательской работы»

 7 ч

10 ч

13 ч

4 ч

Тайны памяти.

1 ч

Что такое «копилка сведений проекта»?

1 ч

«Моя родословная»

(инд. проекты)

1 ч

В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем.

Как улучшить свою память?

1 ч

Анкетирование  как метод исследования.

1 ч

«Куклы» (инд. и групповые проекты)

2 ч

Конкурс математических развлечений.

1 ч

Компьютер – друг и помощник.

1 ч

«Кругосветные путешествия»

( инд. проекты)

1 ч

Неповторимость и уникальность в проектной деятельности.

1 ч

«Определяем время, затраченное на выполнение домашнего задания»

(групп. проект) 2 ч

«Гнездо мыши - малютки» ( инд. проекты)

2 ч

Что значит для меня ощущение успешности?

(психологический тренинг) 1 ч

Проведение микроисследований в рамках проекта «Движение – жизнь»

1 ч

«Движение – жизнь» (инд. или парн. проекты)

2 ч

Что значит умение договариваться?

1 ч

«Как выглядит орбита планет»

(занятие – практикум) 1 ч

« Трудный путь картошки» ( инд. или парн. проект)

2 ч

Новые приборы

в математических подсчётах (калькулятор, секундомер, рулетка) 1 ч

Изучаем трёхмерные предметы ( моделирование)

1 ч

«Парк трёхмерных игрушек» (инд. или групп. проект)

2  ч

Микроисследование «Что такое хорошая школа».

 2 ч

«Вредные звуки»

( инд. проект)

1 ч

В ходе освоения программы «Школа исследователя» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):

проектировочные

исследовательские

информационные

кооперативные

Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного.

Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

коммуникативные

экспериментальные

рефлексивные

презентационные

Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.

Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

 В целях обобщения работы учащихся может быть представлено  портфолио младшего школьника  как  индивидуального  “портфеля” образовательных индивидуальных достижений  ученика начальной школы в  познавательной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности.

7.     Календарно-тематическое планирование   факультативного курса  

«Проектная    деятельность»

3 класс 1 час в неделю (34 часа в год)

Дата

Кол-во

часов

Тема

План

Факт

Модуль: «Развитие познавательной сферы»

1

5.09

1

«Миллион наблюдений».

(Тренировка наблюдательности, восприятия, внимания)

2

12.09

1

Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

3

19.09

1

Как сотрудничать со взрослыми

4

26.09

1

« Самый – самый!» Психологическая игротека

5

03.10

1

Искусство выдумывания историй (речевой тренинг)

6

10.10

1

Рисование в масштабе. (графический тренинг, развитие пространственного воображения)

7

17.10

1

Упражнение «Пословицы» 

Модуль: «Формирование исследовательских умений»

8

24.10

1

Что такое «копилка сведений проекта»?

9

07.11

1

Анкетирование  как метод исследования.

10

14.11

1

Компьютер – друг и помощник.

11/12

21.11

28.11

2

«Определяем время, затраченное на выполнение домашнего задания»(групп. проект)

13

5.12

1

Проведение микроисследований в рамках проекта «Движение – жизнь»

14

12.12

1

«Как выглядит орбита планет»

(занятие – практикум)

15

19.12

1

Изучаем трёхмерные предметы ( моделирование)

16/17

26.12

09.01

2

Микроисследование «Что такое хорошая школа».

Модуль: «Исследовательская практика»

18

16.01

1

«Моя родословная» (инд. проекты)

19/20

23.01

30.01

2

«Куклы» (инд. и групповые проекты)

21

06.02

1

«Кругосветные путешествия» ( инд. проекты)

22/23

13.02

20.02

2

«Гнездо мыши - малютки» ( инд. проекты)

24/25

27.02

06.03

2

«Движение – жизнь» (инд. или парн. проекты)

26/27

13.03

20.03

2

« Трудный путь картошки» ( инд. или парн. проект)

28/29

03.04

10.04

2

«Парк трёхмерных игрушек» (инд. или групп. проект)

30

17.04

1

«Вредные звуки» ( инд. проект)

Модуль: «Защита проектов исследовательской работы»

31/34

24.04

08.05

15.05

22.05

4

В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем.

8.   Используемая литература

  1. Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2012 г.;
  2. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс», 2013 г.;
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М.,   Просвещение, 2012 г.;
  4. Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.  М., Просвещение, 2010 г.
  5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2013.;
  6. Горячев А.В. «Организация проектной деятельности» gor2@procenter.net.ru
  7. Румянцева  Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников. pedsovet.org8.
  8. Щербатых Н.И., Данилова М.В. Проектная деятельность. (мастер-класс) http://festival.1september.ru/articles/517978/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной краеведческой деятельности «Моя маленькая РОДИНА» для учащихся 3 класса

Знакомство учащихся с достопримечательностями своего города, района, края. Прививать любовь к своей маленькой родине....

Рабочая программа внеурочной проектной деятельности во 2-б классе

Основные принципы организации работы над проектами:Проект- это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся ...

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности Факультативный курс «Литературный Петербург»

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности  Факультативный курс «Литературный Петербург»...

Рабочая программа внеурочной проектной деятельности "Изучение природы родного края"

Рабочая программа проектной внеурочной деятельности "Изучение природы родного края" для 4 класса на 2016-2017 учебный год....

Рабочая программа внеурочной познавательно деятельности «Там, на неведомых дорожках» (68 ч)

Программа общеинтеллектуального направления развития личности предусматривает достижение трех уровней результатов. Содержание курса внеурочной деятельности состоит из модулей: познавате...