Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_erudit.docx | 47.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Эрудит»
для учащихся начальных классов.
Пояснительная записка
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Одно из направлений решения этой задачи связано с проведением кружковых занятий в соответствии с ФГОС начального общего образования. В начальной школе закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления.
Актуальность программы
Данный курс способствует целенаправленному комплексному развитию способностей ребенка. Он позволяет реализовать актуальный в настоящее время деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень знаний, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в начальной и средней школе, а затем в жизни. Курс связан со школьными дисциплинами, включая такие предметы, как русский язык, литературное чтение, математика.
Цели программы
Цель программы: создание условий для формирования потребности детей в развитии познавательных способностей, вовлечение учащихся в самостоятельную поисковую деятельность.
Данная цель достигается через решение следующих задач:
- создание условий для интеллектуального, нравственного и творческого самовыражения личности младшего школьника;
- развитие логического мышления, умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;
- развитие интереса к изучаемым предметам, умения самостоятельно и творчески работать с дополнительной литературой, умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- развитие универсальных учебных действий, необходимых для организации проектной и исследовательской деятельности;
- воспитание инициативности, активной жизненной позиции;
создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
Отличительные особенности данной программы
Программа предназначена для работы с детьми 2 класса. Программа кружка «Эрудит» состоит из двух разделов:
I раздел. Математический.
II раздел. Гуманитарный.
Занятия кружка «Эрудит» проводятся для учащихся 2 классов по 1 часу в неделю, 34 часа. Занятия носят обучающий и развивающий характер. Объем материала постепенно увеличивается, задания усложняются сообразно возрасту и уровню развития учащихся. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей. Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная. Основные виды деятельности учащихся: знакомство с научно-популярной литературой, решение занимательных задач, участие в олимпиадах, проектная деятельность, творческие работы.
Количество детей в группе 28 человек.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные универсальные учебные действия:
– осознавать основы гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России);
– воспринимать картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (мир профессий, их социальная значимость и содержание);
– сформировать «Я-концепцию» и самооценку личности (адекватную позитивную самооценку, самоуважение и самопринятие).
– ставить цели и определять мотивы для её достижения
– знать основные моральные нормы;
– выполнять моральные нормы;
– оценивать свои поступки.
Целеполагание:
– формулировать и удерживать учебную задачу;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Планирование:
– применять установленные правила в планировании способа решения;
– выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
– составлять план и последовательность действий;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Прогнозирование:
– предвосхищать результат;
– предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.
Контроль и самоконтроль:
– различать способ и результат действия;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Коррекция:
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
– вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.
Оценка:
– выделять и формулировать то, что усвоено, что нужно усвоить; определять качество и уровень усвоения;
– устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
– соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Саморегуляция:
– конкретизация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
– стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;
– активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные:
– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
– использовать общие приёмы решения задач;
– применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
– осуществлять рефлексию способов и условий действий;
– контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
– ставить, формулировать и решать проблемы;
– самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
– использовать энаково-символические средства, в том числе модели и схемы в ходе выполнения проектов;
– моделировать, то есть выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач;
– поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
– сбор информации;
– запись, фиксация информации, в том числе с помощью ИКТ;
– анализ информации;
– передача информации устным, письменным, цифровым способами;
– интеграция информации (структурирование; презентация полученной информации, в том числе с помощью ИКТ);
– применение и представление информации.
Логические:
– подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков;
– анализ, синтез, сравнение;
– классификация по заданным критериям, установление аналогий;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения, обобщение.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Планирование учебного сотрудничества:
– определять общую цель и пути её достижения;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Постановка вопросов:
– формировать собственное мнение и позицию, ставить вопросы, обращаться за помощью, формировать свои затруднения;
– предлагать помощь и сотрудничество;
– проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Разрешение конфликтов:
– прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
– разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
– оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли:
– строить понятные для партнёра высказывания;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– осуществлять взаимный контроль;
– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание программы
Математический раздел (17 часов)
1. Математические высказывания
«Учитесь правильно рассуждать «не», «и», «или», «следует», «равносильно». Составные части математических высказываний. Верные и неверные высказывания. Необходимые и достаточные условия. Затруднительные положения. «Расшифруйте».
2. Геометрия на плоскости
Геометрия на плоскости. Построения с препятствиями и ограничениями.
Знакомство с темой «Симметрия вокруг нас». Подготовка к сбору информации по теме (определение источников, постановка задач, распределение ролей). Работа над проектом по теме «Симметрия вокруг нас». Защита проекта.
3. Занимательная математика
Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. Игры со спичками. Числовые лабиринты. Ребусы. Кроссворды. Арифметическая викторина.
4. Решение задач
Занимательные задачи со сказочным сюжетом. Задачи с изменением вопроса. Задачи с многовариантными решениями. Старинные задачи. Задачи на нахождение закономерностей. Решение логических задач. Решение олимпиадных задач. Арифметическая смесь.
5. Алгоритм
Операция. Обратная операция. Программа действий. Алгоритм. Программы с вопросами. Виды алгоритмов. Составление линейного алгоритма. Работа над проектом по теме « Газета любознательных». Выпуск математической газеты.
6. Закрепление
Интеллектуальный марафон.
Гуманитарный раздел (17 часов)
1. Фонетика, произношение
Гласные и согласные. Слог. Перенос. Добрый «волшебник» - ударение. Звуки и буквы. Транскрипция.
2. Орфография
Тайны фонемы. Опасные гласные. Опасные согласные. «Опасные соседи». Буква - подсказчица. Буква – помощница. Секрет безошибочного письма.
3. Занимательная грамматика
«Спрятавшиеся» слова. «Перевёртыши». Кроссворды, чайнворды. Ребусы. Занимательные головоломки. Вопросы-шутки.
4. Работа со словарями
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Работа с толковыми и этимологическими словарями. Работа с орфоэпическими и орфографическими словарями.
5. Фразеология
Многозначность фразеологизмов. Фразеологизмы-омонимы. Фразеологизмы-синонимы. Фразеологизмы-антонимы.
6. Развитие речи
Оружие смеха. Словесная живопись. Составление крылатых выражений из отдельных слов. Замена выражений синонимами.
7. История письма
Как обходились без письма? Древние письмена. Как возникла наша письменность?
Знакомство с темой «Застывшие звуки». Подготовка к сбору информации по теме (определение источников, постановка задач, распределение ролей). Работа над проектом по теме «Придумай свой алфавит». Защита проекта.
8. Закрепление
Турнир знатоков.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
- проблемно-поисковые (эвристический, исследовательский и др.);
- методы самоуправления учебными действиями;
- методы контроля и самоконтроля.
Приемы:
- постановка проблемных вопросов;
- выделение главного;
- прием классификации;
- прием установления аналогии;
- прием обобщения, систематизации;
- прием моделирования;
- прием составления алгоритмов и т. д.
Методы и приемы в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной, практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Формы и виды контроля
1. Викторины.
2. Турниры.
3. Конкурсы.
4. Олимпиады.
5. Выпуск газеты.
5. Конференции.
6. Защита проектов.
Формы подведения итогов
реализации дополнительной образовательной программы
Первый уровень приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, приобретение новых знаний, умения работать со справочной литературой, находить материал в различных пособиях, журналах и т. д., опыта решения проектных задач | Второй уровень формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом, позитивное отношение детей к образованию и самообразованию; активное использование школьниками метода проектов, приобретение опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации | Третий уровень приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия, приобретение школьником опыта самостоятельного социального взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, сбора и обработки информации; участие школьников в реализации социальных проектов |
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Аудитор. | Внеаудитор. | Характеристика деятельности учащихся |
Математический раздел | |||||
II год обучения | |||||
1 | Математические высказывания | 3 | 3 | Знакомство с понятиями: «ложно», «истинно», «верно», «неверно». Уметь строить истинные высказывания, оценивать истинность и ложность высказываний. | |
2 | Геометрия на плоскости | 3 | 3 | Исследовать предметы окружающего мира. Распознавать и изображать симметричные геометрические фигуры. Выделять и формулировать познавательные цели; сравнивать свои знания с тем, что предстоит узнать; применять методы информационного поиска. | |
3 | Занимательнаяматематика | 3 | 3 | Решать ребусы, кроссворды, лабиринты. | |
4 | Решение задач | 2 | 2 | Использовать способы решения нестандартных задач, задач повышенной трудности. | |
5 | Алгоритм | 6 | 6 | Знакомство с алгоритмом. Уметь записывать и выполнять алгоритмы, устно строить алгоритмы. Уметь составлять и оформлять математическую газету. | |
6 | Закрепление | 1 | 1 | Применять знания и способы действий в изменённых условиях. | |
Итого: 34 часа | 17 | 17 | 0 | ||
Гуманитарный раздел | |||||
1 | Фонетика, произношение. | 3 | 3 | Уметь делить слова на слоги, переносить слова по слогам, записывать слова в транскрипции. | |
2 | Орфография | 5 | 5 | Использовать прием планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове, подбирать проверочное слово путем изменения формы. Работать с орфографическим словарём, находить в нём информацию о правописании слова. | |
3 | Занимательная грамматика | 2 | 2 | Решать головоломки, ребусы, кроссворды, чайнворды. | |
4 | Работа со словарями | 1 | 1 | Работать с толковыми, этимологическими, орфоэпическими и орфографическими словарями, находить в них информацию. | |
5 | Фразеология | 3 | 3 | Уметь использовать образные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач. | |
6 | Развитие речи | 2 | 2 | Составление устного или письменного рассказа на заданную тему на основе самостоятельно собранного материала. Составление крылатых выражений из отдельных слов. Замена выражений синонимами. | |
7 | История письма | 1 | 1 | Знакомство с историей письма. Подбор материала по заданию к проекту, защита проекта. | |
8 | Закрепление | 1 | 1 | Уметь использовать полученные знания в самостоятельной деятельности. Выполнять задания творческого характера. | |
Итого: 34 | 17 | 17 | 0 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Коли-чество |
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1 | Аванесов Р. И. Орфоэпический словарь русского языка. — М.: Рус. яз., 1988 | 2 |
2 | Анохина Т. М. Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы. - Волгоград: Учитель, 2007 | 2 |
3 | Веденина В. Н., Федотова В. А. Начальная школа. Математика. Внеклассная работа. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2010 | 1 |
4 | Гейдман Б. П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. - М.: Айрис-пресс, 2008 | 2 |
5 | Дьячкова Г. Т. Олимпиады по математике. 2-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2007 | 3 |
6 | Дьячкова Г. Т. Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2006 | 2 |
7 | Ефремушкина О. А. Школьные олимпиады для начальных классов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006 | 1 |
8 | Кедрова Г. В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006 | 2 |
9 | Левитас Г. Г. Нестандартные задачи по математике в 3, 4 классах. – М.: Илекса, 2002 | 2 |
10 | Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 1999 | 2 |
11 | Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. – М.: Дрофа, 2006 | 20 |
12 | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011 | 4 |
13 | Филипченко М.П. Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях. – Волгоград: Учитель, 2007 | 1 |
14 | Холодова Т. В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007 | 2 |
15 | Шанский Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа, 2004 | 2 |
16 | Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. 1 класс. Учебно-методический комплект для учителя начальных классов. - М.: Экзамен, 2013 | 2 |
17 | Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. 2 класс. Учебно-методический комплект для учителя начальных классов. - М.: Экзамен, 2013 | 2 |
2. Печатные пособия | ||
1 | Афонькин С. Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Литера, 2002 | 1 |
2 | Засоркина Н. В. Метод проектов в начальной школе: система реализации. – Волгоград: Учитель, 2010 | 1 |
3 | Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. – Саратов: Лицей, 2003 | 1 |
4 | Раицкая Г. В. Олимпиадные задания. 1-2 класс: Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир. – Самара: Учебная литература, 2007 | 1 |
5 | Раицкая Г. В. Олимпиадные задания. 3-4 класс: Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир. – Самара: Учебная литература, 2007 | 1 |
6 | Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты. – Волгоград: Учитель, 2011 | 1 |
7 | Шатилова М. Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты. – Волгоград: Учитель, 2010 | 1 |
8 | 365 задач для эрудитов. – М.: Аст – Пресс Книга, 2005 | 1 |
3. Технические средства обучения | ||
1 | Интерактивная доска | 1 |
2 | Принтер | 1 |
3 | Сканер | 1 |
4 | Фотоаппарат | 1 |
4. Игры и игрушки | ||
1 | Набор геометрических плоских фигур | 20 |
2 | Набор геометрических объёмных фигур | 1 |
3 | Набор кубиков | 20 |
4 | Набор цифр | 20 |
5 | Счётные палочки | 20 |
6 | Пластилин (глина) | 20 |
7 | Сантиметровая лента, | 20 |
8 | Метровая линейка | 2 |
9 | Часы песочные | 2 |
10 | Часы механические | 2 |
11 | Часы электронные | 2 |
12 | Весы | 5 |
13 | Набор гирь | 5 |
14 | Магнитная азбука | 2 |
15 | Набор слоговых карточек | 20 |
5. Оборудование класса | ||
1 | Столы и стулья для учащихся | комплект |
2 | Стол и стул для учителя | комплект |
3 | Доска | 1 |
4 | Экран | 1 |
Календарно-тематическое планирование кружка «Эрудит»
№ п/п | Дата | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Формы контроля |
Математический раздел | |||||
1 | «Учитесь правильно рассуждать «не», «и», «или», «следует», «равносильно». | Комбинированное занятие | 1 | Групповой | |
2 | Составные части математических высказываний. | Практическое занятие | 1 | Групповой | |
3 | Верные и неверные высказывания. | Дидактическая игра | 1 | Фронтальный | |
4 | «Расшифруйте». | Дидактическая игра | 1 | Индивидуальный | |
5 | Геометрия на плоскости. | Комбинированное занятие | 1 | Парный | |
6 | Знакомство с темой «Симметрия вокруг нас». Подготовка к сбору информации по теме (определение источников, постановка задач, распределение ролей). | Комбинированное занятие | 1 | Фронтальный | |
7 | Числовые лабиринты. | Дидактическая игра | 1 | Групповой | |
8 | Арифметическая викторина. | Викторина | 1 | Групповой | |
9 | Задачи с изменением вопроса. | Практическое занятие | 1 | Фронтальный | |
10 | Задачи с многовариантными решениями. | Практическое занятие | 1 | Фронтальный | |
11 | Задачи на нахождение закономерностей. | Практическое занятие | 1 | Групповой | |
12 | Решение логических задач. | Практическое занятие | 1 | Групповой | |
13 | Решение олимпиадных задач. | Практическое занятие | 1 | Групповой | |
14 | Операция. | Комбинированное занятие | 1 | Фронтальный | |
15 | Виды алгоритмов. | Практическое занятие | 1 | Групповой | |
16 | Работа над проектом по теме «Газета любознательных». | Занятие-проект | 1 | Групповой | |
17 | Интеллектуальный марафон. | Соревнования | 1 | Групповой | |
Гуманитарный раздел | |||||
1 | Гласные и согласные. | Комбинированное занятие | 1 | Групповой | |
2 | Слог. Перенос. | Лекционное занятие | 1 | Групповой | |
3 | Звуки и буквы. Транскрипция. | Практическое занятие | 1 | Фронтальный | |
4 | Опасные гласные. | Практическое занятие | 1 | Фронтальный | |
5 | Опасные согласные. | Практическое занятие | 1 | Фронтальный | |
6 | Секрет безошибочного письма. | Практическое занятие | 1 | Фронтальный | |
7 | «Спрятавшиеся» слова. | Игра | 1 | Групповой | |
8 | «Перевёртыши». | Игра | 1 | Парный | |
9 | Кроссворды, чайнворды. | Игра | 1 | Групповой | |
10 | Ребусы. Занимательные головоломки. | Игра | 1 | Групповой | |
11 | Копилки слов. | Практическое занятие | 1 | Групповой | |
12 | Работа с толковыми и этимологическими словарями. | Комбинированное занятие | 1 | Парный | |
13 | Многозначность фразеологизмов. | Практическое занятие | 1 | Фронтальный | |
14 | Составление крылатых выражений из отдельных слов. | Практическое занятие | 1 | Групповой | |
15 | Замена выражений синонимами. | Практическое занятие | 1 | Групповой | |
16 | Защита проекта «Придумай свой алфавит». | Занятие-проект | 1 | Индивидуальный | |
17 | Турнир знатоков. | Соревнования | 1 | Групповой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19
Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...