Дополнительное образование детей как средство их творческого развития.
статья (1 класс) на тему

Целенко Татьяна Анатольевна
Дополнительное образование детей как средство их творческого развития.
 
Последние несколько лет в отечественном образовании  характеризуются возрождением интереса к воспитательному и образовательному пространству вне уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга.
Основными задачами дополнительного образования являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, оптимистической перспективы и приподнятости.
Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении, ориентирована на личность ребенка и развитие его творческой активности. Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. По сути дела, дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в основной системе образования. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность. Дополнительное образование школьников реализуется руководителями различных творческих объединений по интересам.
Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка. Одним из основных требований к деятельности детских объединений дополнительного образования называется результативность. Никакая деятельность не может считаться профессиональной, если в ней не предусмотрен чёткий механизм отслеживания её эффективности. Образовательный результат-это итог (промежуточный или конечный) совместного взаимодействия педагога и ребёнка в процессе образовательной деятельности.
Проверка и оценка достижений учащихся являются существенными составляющими процесса обучения и входят в число важнейших задач педагогической деятельности педагога дополнительного образования.
Проблема результативности и качества образовательного процесса очень актуальна сегодня.
Результат, его измерение, отслеживание и оценка – эти проблемы волнуют сегодня многих педагогов дополнительного образования..
К «внутренним» результатам деятельности относятся:
- уровень воспитанности, степень сформированности нравственных понятий, качеств у воспитанников;
- значимый уровень мотивации к занятиям;
- уровень развития творческих способностей, творческой активности воспитанников;
- уровень самооценки;
- уровень личностной и ситуативной тревожности;
- психическое и физическое самочувствие воспитанников.
Проблема результативности и качества образовательной деятельности является суперпроблемой. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statyaodod.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительное образование детей как средство их творческого развития.

Последние несколько лет в отечественном образовании  характеризуются возрождением интереса к воспитательному и образовательному пространству вне уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга.

Основными задачами дополнительного образования являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, оптимистической перспективы и приподнятости.

Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении, ориентирована на личность ребенка и развитие его творческой активности. Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. По сути дела, дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в основной системе образования. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность. Дополнительное образование школьников реализуется руководителями различных творческих объединений по интересам.

Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка. Одним из основных требований к деятельности детских объединений дополнительного образования называется результативность. Никакая деятельность не может считаться профессиональной, если в ней не предусмотрен чёткий механизм отслеживания её эффективности. Образовательный результат-это итог (промежуточный или конечный) совместного взаимодействия педагога и ребёнка в процессе образовательной деятельности.

Проверка и оценка достижений учащихся являются существенными составляющими процесса обучения и входят в число важнейших задач педагогической деятельности педагога дополнительного образования.

Проблема результативности и качества образовательного процесса очень актуальна сегодня.

Результат, его измерение, отслеживание и оценка – эти проблемы волнуют сегодня многих педагогов дополнительного образования..

К «внутренним» результатам деятельности относятся:

- уровень воспитанности, степень сформированности нравственных понятий, качеств у воспитанников;

- значимый уровень мотивации к занятиям;

- уровень развития творческих способностей, творческой активности воспитанников;

- уровень самооценки;

- уровень личностной и ситуативной тревожности;

- психическое и физическое самочувствие воспитанников.

Проблема результативности и качества образовательной деятельности является суперпроблемой.

     Диагностику результативности я провожу после изучения каждой темы.

Участие в конструировании и постройке карта приносит ребенку большую пользу, он познает радость творчества, приобретает навыки конструирования, с интересом трудится и пользуется плодами своего труда (испытывает, обкатывает свою машину, учится на ней ездить, участвует в соревнованиях). Основными целями данной программы являются профилактика и предупреждение безнадзорности, правонарушений и девиантного поведения детей и подростков через  вовлечение их в технические виды спорта, привитие им любви к технике и спорту, а также выявление наиболее одаренных детей для  подготовки их к участию в соревнованиях. Основные задачи программы: изучение общего устройства карта и двигателей для него; изучение правил дорожного движения; овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками при управлении гоночным автомобилем, навыками работы с различными инструментами;  подготовка обучающихся к участию в  соревнованиях картингистов.

 В программе отражены требования к знаниям и умениям кружковцев (отдельно по годам обучения), также предусмотрены и формы педагогического контроля за уровнем знаний, умений и навыков(творческие конкурсы, турниры любознательных, викторины по ПДД, двигателю, соревнования по вождению картов, выставки). Результативность освоения программы учащимися определяется по критериям: самостоятельность в работе, трудоёмкость, качество исполнения.

Результаты контроля я фиксирую в таблицах. В таблицах зафиксированы фамилии учащихся группы и названия всех учебных тем, по которым проводится диагностика. Я оцениваю знания учащихся по 5-бальной системе, в нижней строке вывожу средние показатели по группе.

 Система оценки качества знаний учащихся: 3-не справляется с работой без помощи педагога; 4- выполняет работу с незначительной помощью педагога; 5-самостоятельно выполняет задание.АА

  Система контроля и оценки образовательных результатов детей в системе дополнительного образования даёт возможность определить степень освоения каждым ребёнком программы, выявить наиболее способных и одарённых учащихся, а также проследить развитие личностных качеств учащихся, оказать им своевременную помощь и поддержку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

Программа «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 10 лет. Цель программы: создание условия для развития мышления, п...

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства в системе дополнительного образования детей»

В системе начального школьного образования на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В начальной школе закладывает...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...

«Средства формирования духовно-нравственных качеств личности в системе дополнительного образования детей».

Педагогическое решение задач, направленных на формирование нравственных представлений обучающихся. основано на рассмотрении дополнительного образования как необходимого условия успешнойсоциализации в ...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «МАСТЕРИЛКА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей через метод игры на занятиях кружка "Рукодельница" в системе дополнительного образования детей

В методической разработке дано описание игрового метода обучения детей рукоделию. Рассказано о видах занятий с игровым приёмом, о настольных играх, созданных педагогом для творчесского развития учащих...