Обобщение опыта
опыты и эксперименты на тему
Представлен опыт работы на тему "Приобщение учащихся к культуре родного края через организацию исследовательской деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта педагогического опыта
Ф.И.О. | Некрасова Наталья Викторовна |
Учреждение | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Афанасьево» поселок Афанасьево. Адрес:613060, Кировская область, п. Афанасьево, ул. Ул. Красных партизан, 17; sashandnat@mail.ru |
Должность | Учитель начальных классов |
Стаж работы | 11 лет |
1.Тема инновационного педагогического опыта | Приобщение учащихся к культуре родного края через организацию исследовательской деятельности |
2. Источник изменений | ФГОС второго поколения изменил требования к результатам образования, теперь современное образование ставит целью научить детей учиться, вырастить ученика, который сможет в будущем успешно решать возникающие проблемы, не растеряется перед задачами, поставленными сложной действительностью. Отдельной строчкой в требованиях к выпускнику начальной школы выделено - любящий родной край и свою страну, Эту любовь необходимо развить и воспитать именно с самых первых моментов школьной жизни. |
3. Идея изменений | ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе деятельностного подхода. Одним из наиболее эффективных способов является применение исследовательской работы. Исследовательскую деятельность я решила строить на основе краеведческого материала, так как изучение родного края связано с жизненным опытом ребенка, поэтому легко получает отклик в детском сознании. Предпосылки исследовательского метода были заложены в трудах К.Д. Ушинского. С.Т. Шацкий разработал схему развития исследовательских навыков у учащихся. А. И. Савенков - российский педагог и психолог считает, что учителю каждый урок нужно опираться на живой интерес растущего человека и умело «подбрасывать в топку» его любознательности такой материал, который вызывал желание изучать окружающий мир. Навык исследовательского поведения развивается планово и систематически. А это можно сформировать, используя на каждом уроке систему заданий.
|
4. Концепция изменений: | |
Актуальность | Введение ФГОС направлено на повышение качества образования и достижение новых образовательных результатов, обеспечение овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России. |
Новизна | Новизна моей работы заключается в том, что используя краеведческое исследование, мы с учениками преобразовываем ситуацию, предмет, получаем что-то новое в этом преобразовании, тем самым создаем условия для реализации деятельностного подхода. |
Ожидания | Формирование патриотических чувств Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала Повышение познавательной мотивации Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание) Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка Умение работать с командой и в команде Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата |
Затруднения в реализации, риски | Недостаточна методическая база по краеведению. При подготовке требуется много времени на поиск и отбор информации. |
5. Условия реализации изменений | 1. Для реализации задач, сформулированных в ФГОС НОО, педагогу необходимо включать в учебную деятельность эффективные педагогические технологии, прогрессивные методы и приемы, осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении. 2. Желание педагога повысить эффективность работы и достигнуть большей результативности обучения. 3. Учителю необходимо постоянно проводить анализ своей педагогической деятельности, находить пути профессионального поиска и роста. |
6. Результат изменений | Практический опыт использования краеведческой исследовательской работы показал повышение активности детей в изучении родного края; рост мотивации, интереса, позволил достичь других положительных результатов: развить творческие, исследовательские способности учащихся, приобрести навыки самоорганизации; развить познавательной активность учащихся. |
7. Публикации |
|
8. Описание инновационного опыта учителя | ФГОС второго поколения изменил требования к результатам образования, теперь современное образование ставит целью научить детей учиться, вырастить ученика, который сможет в будущем успешно решать возникающие проблемы, не растеряется перед задачами, поставленными сложной действительностью. Активное восприятие учебного материала требует использования в образовательном процессе деятельностного подхода. Эти требования нашли отражение и в работе нашей школы. В программе развития школы главной задачей является изменение методов, технологий обучения для формирования практических умений и навыков анализа информации, воспитание стремления к самообучению, построение образовательной практики с учетом региональных, социальных тенденций, воспитание детей в духе уважения к своей школе, посёлку, краю, России. В своей работе я опираюсь на труды Александра Ильича Савенкова, российского педагога и психолога, он считает, что навык исследовательского поведения развивается планово и систематически. А это можно сформировать, используя на каждом уроке систему заданий. Александр Ильич считает, что нужно сформировать у детей важные исследовательские умения видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперимент, делать выводы, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи. Вашему вниманию я представлю опыт работы на отработку этих умений. В задания я включаю краеведческий материал. Приемы на отработку умения задавать вопросы В первом классе использую различных игровых ситуаций, ведь по мнению Савенкова А.И., в играх заложены правила и предписания, нацеленные на развитие и отработку наблюдательности, активности, самостоятельности. Игровые ситуации играют еще одну важную роль он помогают перейти первоклассникам от игровой деятельности к учебной. Игры (приложение 1) На уроке математики учимся формулировать вопрос к задачам. При изучении темы мм на этапе закрепления можно предложить такую задачу: Самый Маленький зверек Кировской области бурозубка – родственница крота - всего 1 см 5 мм. (Вырази длину в мм) Это задание направлено на умение задавать простые вопросы. Другие примеры (Приложение 2) Далее учим детей задавать уточняющие вопросы: это задачи с удивлением (задачи с недостающими или лишними данными) (Приложение 3) Приемы на отработку умения видеть проблемы 1) предъявить ученикам противоречивые факты: Окружающий мир, 2 класс. Учитель: Лена и мама на зимние каникулы поедут в Юркин парк кататься на ватрушках, а Миша и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи. (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа знакомит со списком собранных вещей.) Посмотрим, как группы выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления.) Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к формулированию проблемы.) Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как вопрос.). Приходим к теме урока. Какая бывает погода. 2)исследовать предмет с разных сторон, Например: Исследуйте билет и попробуйте определить тему урока (билет изготовлен местным СДК или ЦКиД, где приглашают на новогоднюю сказку).На уроке математики при изучении темы год, можно спросить: Исследуйте билет, сможем ли мы с вами попасть на этот сеанс. Прочитайте всю информацию: во сколько, где, какой ряд, какое место. Например, при изучении произведения Маршака «Кот и лодыри» используем картину В.М. Васнецова «Книжная лавочка». Эта картина наглядно показывает, во что были одеты люди, какими на Вятке были книжные магазины, сколько было вокруг них неравнодушных к книгам людей. Дети предположили, что мальчишки, изображенные на картине, пришли купить книги. В процессе урока дети узнали про время, в которое была написана картина, и поняли, что их предположения не оправдались: крестьянские дети с жадностью рассматривали картинки, пытая прочесть слова. Так велика была тяга к знаниям Исследование открытки - на урок дети принесли самые разные открытки, мы выяснили тематика рисунков самая разнообразная. Задание: поздравить героя рассказа с Новым годом или с любым другим праздником, рисунок открытки должен отражать место, в котором живет автор. Де Детям очень нравятся задания: продолжи рассказ, представь, что герой живет живет в нашем поселке. Или Что изменится в рассказе, если действие будет происходить в нашем поселке. Л Любое упражнение дополняю такими заданиями, а какие реки есть в нашей обл. аст , какие города есть в нашей области? А какие вывески есть на магазинах в нашем поселке? И 3) использовать интригующий материал, я использую знакомство с вятскими сл словами. Начинаем на уроках обучения грамоте, когда играем в игру «Назови слово на букву» «букву». Приемы на развитие умения выдвигать гипотезы, делать выводы Как только обнаружена проблема требуется найти пути ее решения. Этому служит в немалой степени умение выдвигать гипотезы. Гипотеза - это предположение о возможном пути решения. Младшие школьники довольно часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. В умении вырабатывать гипотезы нужно тренироваться, погружаясь в атмосферу мыслительной игры. И 1)Изделия каких народных промыслов представлены в разделе. Составь рассказ о празднике дымковской игрушки. Сравни свой рассказ с рассказом писателя. В.В. Лебедева. Он писал в «Вятских записках» «Все горожане шли на Свистунью с с детьми — три дня ребята свистели в свистульки, дудки и получали вс игрушек на целый год. Отец с матерью бывало тоже продают свои глиняные игушк игрушки — сунут нам денег на сласти - конфеты, пряники, а пряники были особенные — привозили их из Архангельска — больше из черного теста « -предположите, какова была судьба тех дымковских игрушек, которые не были проданы на празднике. -сравните свой ответ с картиной Терещенко Валентина С. Работ Работа по исследованию предполагает умение оценивать. Выбери фразеологизм как ты работал на уроке и объясни свой выбор. В поте лица Ум по грибы ушел Вертеться как сорока на колу. Сидеть как истукан. Большим ресурсом для поддержания интереса обучающихся к краеведческой работе является внеурочная деятельность. Здесь дети учатся вести устный диалог на заданную тему; участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; участвовать в работе конференций, чтений. Во внеурочной деятельности ученик не скован отметкой, не ограничен во времени, не замкнут стенами кабинета. Элементы краеведческой работы включаю в праздники (день урожая, День матери, Праздник Азбуки). Темы длительных исследовательских работ учащихся и их примеры: «Птицы на кормушке?» «Родословная моей семьи» «Пруды нашего поселка» «Мое домашнее животное – коза» «Грибы, растущие в нашем районе» На данный момент мы работаем над темой «Сколько лет «школьным» тополям?». Отслеживая результаты мониторинга, вижу положительную динамику формирования УУД в процессе обучения (приложение 4). |
Экспертное заключение |
|
Ф.И.О. эксперта |
|
Составляющие образования | Обучение. |
Ключевые слова | ФГОС НОО, исследование, краеведение, учебная деятельность. |
Приложение | Приложение 1. Игровые приемы. Приложение 2. Приемы на отработку умения задавать вопросы Приложение 3. Приемы на отработку умения видеть проблему. Приложение 4.Диагностические методики для оценки УУД младших школьников. |
Приложение 1
«Сколько точек — столько звуков»
Игрушки у детей были сделаны из дерева. Почему? Перед вами деревянный кубик.
Оборудование: кубик, на гранях которого разное число точек: две, три, четыре, пять, шесть; одна грань пустая.
Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых число звуков равно числу точек на верхней грани кубика. Если выпадает нуль, игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку.
«Магазин»
Из кулька достаются разные буквы. Что можно на них купить. Дети называют слово на эту букву.
«Узелки на память»
Учитель показывает старинный пояс – кушак. Мы будем его использовать как память у компьютера. После каждого этапа урока будем завязывать узелок. В конце урока – развяжем, вспомнив все самое главное.
«Полет бабочки»
В любую часть квадрата прикрепляется бабочка (например, махаон, оговаривается, что она занесена в Красную книгу.)
-Где находится бабочка?
-Закройте глаза. Что изменилось? (бабочка переместилась)
- А где она была раньше? И так далее.
-Кто покажет весь путь полета бабочки.
«Что в чудесной шкатулке?»
-У меня в шкатулке что-то есть!
-Чтобы отгадать надо задавать вопросы. На ваши вопросы я могу отвечать да или нет.
Игра «Снежки»
Бросаем друг в друга слова 1 ряд – буква обозначает мягкий согласный, 2 ряд – буква обозначает твердый согласный звук.
Приложение 2
1 класс
Кукушка может прожить 8 лет, а ласточка – 16.
(На сколько лет ласточка живет дольше)
2 класс
Посчитайте по карте сколько районов в Кировской области (39)
В кировской области 39 районов. Вятка протекает в 20 районах области.
(Сколько районов, где не протекает река Вятка)
Маша нашла 4 больших боровика, 3 желчных гриба, 6 средних боровиков, а маленьких боровиков на 3 больше, чем больших и средних вместе.
(Сколько съедобных грибов нашла Маша?)
3 класс
Ночью выпал снег. Утром на свежем снегу хорошо были видны следы: воробьиный длиной 2 см, кошачий на 1 см 5 мм длиннее, чем воробьиный, и собачий на 2 см 5 мм длиннее, чем кошачий.
(Найди длину кошачего следа?)
Бабушка испекла 36 шанег. Она положила их остывать, разложив по 9 штук на каждую тарелку.
(Сколько получилось тарелок с шаньгами?)
В январе этого года выпало на 40 см больше снега, чем в декабре, а в феврале в 2 раза больше, чем в декабре.
(Сколько снега выпало в каждом месяце?)
Ребята отправились в поход на Краснояр. Они вышли во вторник в 10 ч дня. Их путешествие длилось двое суток.
(В какой день и в какое время дети пришли домой?)
4 класс
В 2015 году здание райбыткомбината отметило свое 50-летие.
( В каком году была построено это здание? ) 1965.
В 1968 году был разбит парк в нашем поселке.
(Сколько лет парку? Когда парку исполнится 50 лет?)
В нынешнем году поселку Афанасьево исполнится 410 лет.
(В каком году образовался Поселок Афанасьево?) 1807.
Я очень люблю лыжные прогулки по лесу. Мой маршрут составляет 4 км, его я проезжаю не спеша, любуясь зимней красотой природы за 1 час.
( Какова скорость движения?)
В пределах области Кама занимает 551 км, Вятка – 1250 км.
(На сколько больше площади на территории области занимает Вятка, чем Кама?)
На территории области 1700 болот, а озер – 4500.
(На сколько больше озер, чем рек)
В магазине «Инта» за 3 пакета молока «Вятушка» заплатили 135 рублей, а в магазине «Раздолье» это молоко стоит 13500 коп. Как можно это объяснить?
В деревне Бузмаковской растет вяз-великан, рядом с ним вырос молодой, ему – 35 лет. Молодой вяз в 10 раз моложе старого.
(Сколько лет вязу-долгожителю?)
Площадь Афанасьевского района 515 633 га, 1613 га – занято водой.
(Какова площадь, не занятая водой)
Лиственничная роща – единственный признанный памятник природы нашего района – была посажена в 1905 году.
(Сколько лет лиственничной роще)
В октябре 2011 года население Земли достигло 700 000 000 человек. Наименее населенная страна – Ватикан. Там живет всего 900 человек. На территории Кировской области проживает 1 292 111 человек.
( На сколько больше людей проживает в Кировской области, чем в Ватикане?)
Приложение 3
К празднику Свистунья было изготовлено 20 дымковских игрушек. Петя сделал 3 игрушки, Маша - 7. Сколько игрушек сделали дети?
- Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему?
- Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.
2.На столе лежит 10 реп и 6 огурцов. Сколько апельсинов лежит на столе?
Приложение 4
1. Методика пять минут на УУД Ю.Коломиец (анкета для экспересс-диагностики)
Цель: проверить уровень сформированности метапредметных результатов, они включают в себя универсальные учебные действия, а также их использование в неадаптированной, незнакомой, в том числе практической ситуации.
Организация выполнения задания: учитель оценивает поведение ученика по 20 вопросам, используя следующие варианты ответов: всегда – 2 балла, иногда – 1 балл, никогда – 0 баллов.
Вопросы
- Высокая потребность в умственном труде, самостоятельный поиск новых знаний, решает задачи проблемного характера.
- Способен хорошо запоминать материал, воспроизводить его и использовать в решении учебных задач.
- Способен к хорошей концентрации и произвольности внимания, хорошо и долго может сосредотачивать внимание на решение учебной задачи.
- Способен делать определенные выводы и умозаключения, устанавливать причинно следственные связи.
- Хорошо нарабатывает алгоритм действий, который закрепляется в сознании как опыт, контролирует и оценивает свой результат.
- Способен к волевому усилию, к преодолению учебных трудностей.
- Умеет ставить учебную задачу и добиваться результата. Способен составить план, определить последовательность действий с учетом конечного результата.
- Способен составить план, определить последовательность действий с учетом конечного результата.
- Способен самостоятельно контролировать выполнение поставленной учебной задачи.
- Способен без посторонней помощи внести необходимые дополнения в план деятельности.
- Самостоятельно выделяет и осознает то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, способен оценить и осознать уровень усвоения (самооценка учебной деятельности)
- Осознает цели и мотивы учебной деятельности, понимает, зачем он учится.
- Соотносит свои поступки с принятыми этическими нормами (рефлексия поступков, самопонимание)
- Не только знает, но и понимает моральные нормы, несет личную ответственность за свои поступки.
- Проявляет такие качества, как добродушие, честность, порядочность, отзывчивость, терпимость, доброжелательность.
- Планирует учебное сотрудничество с учителем с сверстниками.
- Способен к постановке вопросов, инициативному сотрудничеству.
- Умеет самостоятельно разрешать конфликты, осуществлять поиск решения конфликтов.
- Способен управлять поведением партнера, осуществлять контроль, коррекцию и оценку действий партнера.
- Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Интерпретация результатов:
С 1-5 вопросы – познавательные ууд, 10-8 баллов – высокий уровень, 7-8 баллов – средний, 4-0 балла – низкий.
С 6 по 11 вопрос – регулятивные ууд, 12-10 баллов – высокий уровень, 9-6 – средний, 5-0 – низкий.
С 12-15 вопрос – личностные ууд, 8-7 баллов – высокий уровень, 6-4 – средний, 3-0 – низкий.
С 16 по 20 вопросы – коммуникативные ууд, 10-8 баллов – высокий уровень, 7-5 – средний, 4-0 – низкий.
Познавательные УУД
Уровни оценивания | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Высокий | 0 | 0 | 1 человек (11%) | 1 (11%) | |
Средний | 1человек (11%) | 3 (33%) | 4 человек (44%) | 5 (55%) | |
Низкий | 8 человек (89 %) | 6 (67%) | 4 человек(45%) | 3(34%) |
Регулятивные УУД
Уровни оценивания | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Высокий | 0 | 0 | 1 человек(11%) | 2 (22%) | |
Средний | 1 (11%) | 2(22%) | 4 человек(44%) | 6 (66%) | |
Низкий | 8 (89%) | 7(88%) | 4 человек(45%) | 1(12%) |
Личностные УУД
Уровни оценивания | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Высокий | 2 (22%) | 3(33%) | 4 человек(45%) | 5 | |
Средний | 6 человек (66%) | 5(55%) | 4 человек(45%) | 4 | |
Низкий | 1 человек(11%) | 1(12%) | 1 человек(10%) | 0 |
Коммуникативные УУД
Уровни оценивания | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Высокий | 0 | 1(11%) | 3человек(33%) | 3 (33%) | |
Средний | 1 (12%)человек | 2(22%) | 4 человек(45%) | 4(44%) | |
Низкий | 8 (88%)человек | 6 (67%) | 2 человек(12%) | 2(23%) |
Результаты работы следующие:
1. Учащиеся начали самостоятельно находить материал по своему краю.
2. Учащиеся стали лучше слышать, слушать друг друга
2. Самостоятельно определяют цели и задачи урока или конкретного этапа урока.
3. Большинство учащихся умеют выражать свою внутреннюю позицию, отношения к поступкам и действиям.
4. Адекватно реагируют на трудности, понимают причину своего неуспеха и стараются найти способы выхода из этой ситуации.
5. .
Литература:
- Федеральные государственные стандарты начального общего образования второго поколения. Пояснительная записка. – М.: Просвещение, 2011.
- Асмолова А.Г. Универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли /под ред.– М.: Просвещение, 2010. – 159с.
- Петрова Е.В. Развитие у детей исследовательского поведения// Журнал "Начальная школа". - 2012. -№14.
- «Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий»: http://www.ug.ru/method_article/260
- Коломиец Ю.В. Пять минут на УУД// Журнал " Школьный психолог". - 2015. -№1.
- Козлова С.В. Патриотическое воспитание// Журнал "Начальная школа". - 2007. -№112.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка ( на этапе проведения минуток чистописания )".
О пятиминутках чистописания, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся....
Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"
Умеющие мыслить умеют задавать вопросы Э.Кинг...
Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"
Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...
Обобщение опыта работы по теме: Содержательное и организационно-педагогическое обеспечение преемственности между начальной и основной школой: проблемы и перспективы
Презентация выступления на МО учителей начальных классов...
Обобщение опыта работы с родителями.
Особенности общения учителя и родителей. Типы общения....
Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"
Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...
Обобщение опыта учителя начальных классов«Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта
Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...