Обобщение опыта
опыты и эксперименты на тему
Представлен опыт работы на тему "Приобщение учащихся к культуре родного края через организацию исследовательской деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта педагогического опыта
Ф.И.О. | Некрасова Наталья Викторовна |
Учреждение | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Афанасьево» поселок Афанасьево. Адрес:613060, Кировская область, п. Афанасьево, ул. Ул. Красных партизан, 17; sashandnat@mail.ru |
Должность | Учитель начальных классов |
Стаж работы | 11 лет |
1.Тема инновационного педагогического опыта | Приобщение учащихся к культуре родного края через организацию исследовательской деятельности |
2. Источник изменений | ФГОС второго поколения изменил требования к результатам образования, теперь современное образование ставит целью научить детей учиться, вырастить ученика, который сможет в будущем успешно решать возникающие проблемы, не растеряется перед задачами, поставленными сложной действительностью. Отдельной строчкой в требованиях к выпускнику начальной школы выделено - любящий родной край и свою страну, Эту любовь необходимо развить и воспитать именно с самых первых моментов школьной жизни. |
3. Идея изменений | ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе деятельностного подхода. Одним из наиболее эффективных способов является применение исследовательской работы. Исследовательскую деятельность я решила строить на основе краеведческого материала, так как изучение родного края связано с жизненным опытом ребенка, поэтому легко получает отклик в детском сознании. Предпосылки исследовательского метода были заложены в трудах К.Д. Ушинского. С.Т. Шацкий разработал схему развития исследовательских навыков у учащихся. А. И. Савенков - российский педагог и психолог считает, что учителю каждый урок нужно опираться на живой интерес растущего человека и умело «подбрасывать в топку» его любознательности такой материал, который вызывал желание изучать окружающий мир. Навык исследовательского поведения развивается планово и систематически. А это можно сформировать, используя на каждом уроке систему заданий.
|
4. Концепция изменений: | |
Актуальность | Введение ФГОС направлено на повышение качества образования и достижение новых образовательных результатов, обеспечение овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России. |
Новизна | Новизна моей работы заключается в том, что используя краеведческое исследование, мы с учениками преобразовываем ситуацию, предмет, получаем что-то новое в этом преобразовании, тем самым создаем условия для реализации деятельностного подхода. |
Ожидания | Формирование патриотических чувств Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала Повышение познавательной мотивации Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание) Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка Умение работать с командой и в команде Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата |
Затруднения в реализации, риски | Недостаточна методическая база по краеведению. При подготовке требуется много времени на поиск и отбор информации. |
5. Условия реализации изменений | 1. Для реализации задач, сформулированных в ФГОС НОО, педагогу необходимо включать в учебную деятельность эффективные педагогические технологии, прогрессивные методы и приемы, осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении. 2. Желание педагога повысить эффективность работы и достигнуть большей результативности обучения. 3. Учителю необходимо постоянно проводить анализ своей педагогической деятельности, находить пути профессионального поиска и роста. |
6. Результат изменений | Практический опыт использования краеведческой исследовательской работы показал повышение активности детей в изучении родного края; рост мотивации, интереса, позволил достичь других положительных результатов: развить творческие, исследовательские способности учащихся, приобрести навыки самоорганизации; развить познавательной активность учащихся. |
7. Публикации |
|
8. Описание инновационного опыта учителя | ФГОС второго поколения изменил требования к результатам образования, теперь современное образование ставит целью научить детей учиться, вырастить ученика, который сможет в будущем успешно решать возникающие проблемы, не растеряется перед задачами, поставленными сложной действительностью. Активное восприятие учебного материала требует использования в образовательном процессе деятельностного подхода. Эти требования нашли отражение и в работе нашей школы. В программе развития школы главной задачей является изменение методов, технологий обучения для формирования практических умений и навыков анализа информации, воспитание стремления к самообучению, построение образовательной практики с учетом региональных, социальных тенденций, воспитание детей в духе уважения к своей школе, посёлку, краю, России. В своей работе я опираюсь на труды Александра Ильича Савенкова, российского педагога и психолога, он считает, что навык исследовательского поведения развивается планово и систематически. А это можно сформировать, используя на каждом уроке систему заданий. Александр Ильич считает, что нужно сформировать у детей важные исследовательские умения видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперимент, делать выводы, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи. Вашему вниманию я представлю опыт работы на отработку этих умений. В задания я включаю краеведческий материал. Приемы на отработку умения задавать вопросы В первом классе использую различных игровых ситуаций, ведь по мнению Савенкова А.И., в играх заложены правила и предписания, нацеленные на развитие и отработку наблюдательности, активности, самостоятельности. Игровые ситуации играют еще одну важную роль он помогают перейти первоклассникам от игровой деятельности к учебной. Игры (приложение 1) На уроке математики учимся формулировать вопрос к задачам. При изучении темы мм на этапе закрепления можно предложить такую задачу: Самый Маленький зверек Кировской области бурозубка – родственница крота - всего 1 см 5 мм. (Вырази длину в мм) Это задание направлено на умение задавать простые вопросы. Другие примеры (Приложение 2) Далее учим детей задавать уточняющие вопросы: это задачи с удивлением (задачи с недостающими или лишними данными) (Приложение 3) Приемы на отработку умения видеть проблемы 1) предъявить ученикам противоречивые факты: Окружающий мир, 2 класс. Учитель: Лена и мама на зимние каникулы поедут в Юркин парк кататься на ватрушках, а Миша и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи. (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа знакомит со списком собранных вещей.) Посмотрим, как группы выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления.) Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к формулированию проблемы.) Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как вопрос.). Приходим к теме урока. Какая бывает погода. 2)исследовать предмет с разных сторон, Например: Исследуйте билет и попробуйте определить тему урока (билет изготовлен местным СДК или ЦКиД, где приглашают на новогоднюю сказку).На уроке математики при изучении темы год, можно спросить: Исследуйте билет, сможем ли мы с вами попасть на этот сеанс. Прочитайте всю информацию: во сколько, где, какой ряд, какое место. Например, при изучении произведения Маршака «Кот и лодыри» используем картину В.М. Васнецова «Книжная лавочка». Эта картина наглядно показывает, во что были одеты люди, какими на Вятке были книжные магазины, сколько было вокруг них неравнодушных к книгам людей. Дети предположили, что мальчишки, изображенные на картине, пришли купить книги. В процессе урока дети узнали про время, в которое была написана картина, и поняли, что их предположения не оправдались: крестьянские дети с жадностью рассматривали картинки, пытая прочесть слова. Так велика была тяга к знаниям Исследование открытки - на урок дети принесли самые разные открытки, мы выяснили тематика рисунков самая разнообразная. Задание: поздравить героя рассказа с Новым годом или с любым другим праздником, рисунок открытки должен отражать место, в котором живет автор. Де Детям очень нравятся задания: продолжи рассказ, представь, что герой живет живет в нашем поселке. Или Что изменится в рассказе, если действие будет происходить в нашем поселке. Л Любое упражнение дополняю такими заданиями, а какие реки есть в нашей обл. аст , какие города есть в нашей области? А какие вывески есть на магазинах в нашем поселке? И 3) использовать интригующий материал, я использую знакомство с вятскими сл словами. Начинаем на уроках обучения грамоте, когда играем в игру «Назови слово на букву» «букву». Приемы на развитие умения выдвигать гипотезы, делать выводы Как только обнаружена проблема требуется найти пути ее решения. Этому служит в немалой степени умение выдвигать гипотезы. Гипотеза - это предположение о возможном пути решения. Младшие школьники довольно часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. В умении вырабатывать гипотезы нужно тренироваться, погружаясь в атмосферу мыслительной игры. И 1)Изделия каких народных промыслов представлены в разделе. Составь рассказ о празднике дымковской игрушки. Сравни свой рассказ с рассказом писателя. В.В. Лебедева. Он писал в «Вятских записках» «Все горожане шли на Свистунью с с детьми — три дня ребята свистели в свистульки, дудки и получали вс игрушек на целый год. Отец с матерью бывало тоже продают свои глиняные игушк игрушки — сунут нам денег на сласти - конфеты, пряники, а пряники были особенные — привозили их из Архангельска — больше из черного теста « -предположите, какова была судьба тех дымковских игрушек, которые не были проданы на празднике. -сравните свой ответ с картиной Терещенко Валентина С. Работ Работа по исследованию предполагает умение оценивать. Выбери фразеологизм как ты работал на уроке и объясни свой выбор. В поте лица Ум по грибы ушел Вертеться как сорока на колу. Сидеть как истукан. Большим ресурсом для поддержания интереса обучающихся к краеведческой работе является внеурочная деятельность. Здесь дети учатся вести устный диалог на заданную тему; участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; участвовать в работе конференций, чтений. Во внеурочной деятельности ученик не скован отметкой, не ограничен во времени, не замкнут стенами кабинета. Элементы краеведческой работы включаю в праздники (день урожая, День матери, Праздник Азбуки). Темы длительных исследовательских работ учащихся и их примеры: «Птицы на кормушке?» «Родословная моей семьи» «Пруды нашего поселка» «Мое домашнее животное – коза» «Грибы, растущие в нашем районе» На данный момент мы работаем над темой «Сколько лет «школьным» тополям?». Отслеживая результаты мониторинга, вижу положительную динамику формирования УУД в процессе обучения (приложение 4). |
Экспертное заключение |
|
Ф.И.О. эксперта |
|
Составляющие образования | Обучение. |
Ключевые слова | ФГОС НОО, исследование, краеведение, учебная деятельность. |
Приложение | Приложение 1. Игровые приемы. Приложение 2. Приемы на отработку умения задавать вопросы Приложение 3. Приемы на отработку умения видеть проблему. Приложение 4.Диагностические методики для оценки УУД младших школьников. |
Приложение 1
«Сколько точек — столько звуков»
Игрушки у детей были сделаны из дерева. Почему? Перед вами деревянный кубик.
Оборудование: кубик, на гранях которого разное число точек: две, три, четыре, пять, шесть; одна грань пустая.
Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых число звуков равно числу точек на верхней грани кубика. Если выпадает нуль, игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку.
«Магазин»
Из кулька достаются разные буквы. Что можно на них купить. Дети называют слово на эту букву.
«Узелки на память»
Учитель показывает старинный пояс – кушак. Мы будем его использовать как память у компьютера. После каждого этапа урока будем завязывать узелок. В конце урока – развяжем, вспомнив все самое главное.
«Полет бабочки»
В любую часть квадрата прикрепляется бабочка (например, махаон, оговаривается, что она занесена в Красную книгу.)
-Где находится бабочка?
-Закройте глаза. Что изменилось? (бабочка переместилась)
- А где она была раньше? И так далее.
-Кто покажет весь путь полета бабочки.
«Что в чудесной шкатулке?»
-У меня в шкатулке что-то есть!
-Чтобы отгадать надо задавать вопросы. На ваши вопросы я могу отвечать да или нет.
Игра «Снежки»
Бросаем друг в друга слова 1 ряд – буква обозначает мягкий согласный, 2 ряд – буква обозначает твердый согласный звук.
Приложение 2
1 класс
Кукушка может прожить 8 лет, а ласточка – 16.
(На сколько лет ласточка живет дольше)
2 класс
Посчитайте по карте сколько районов в Кировской области (39)
В кировской области 39 районов. Вятка протекает в 20 районах области.
(Сколько районов, где не протекает река Вятка)
Маша нашла 4 больших боровика, 3 желчных гриба, 6 средних боровиков, а маленьких боровиков на 3 больше, чем больших и средних вместе.
(Сколько съедобных грибов нашла Маша?)
3 класс
Ночью выпал снег. Утром на свежем снегу хорошо были видны следы: воробьиный длиной 2 см, кошачий на 1 см 5 мм длиннее, чем воробьиный, и собачий на 2 см 5 мм длиннее, чем кошачий.
(Найди длину кошачего следа?)
Бабушка испекла 36 шанег. Она положила их остывать, разложив по 9 штук на каждую тарелку.
(Сколько получилось тарелок с шаньгами?)
В январе этого года выпало на 40 см больше снега, чем в декабре, а в феврале в 2 раза больше, чем в декабре.
(Сколько снега выпало в каждом месяце?)
Ребята отправились в поход на Краснояр. Они вышли во вторник в 10 ч дня. Их путешествие длилось двое суток.
(В какой день и в какое время дети пришли домой?)
4 класс
В 2015 году здание райбыткомбината отметило свое 50-летие.
( В каком году была построено это здание? ) 1965.
В 1968 году был разбит парк в нашем поселке.
(Сколько лет парку? Когда парку исполнится 50 лет?)
В нынешнем году поселку Афанасьево исполнится 410 лет.
(В каком году образовался Поселок Афанасьево?) 1807.
Я очень люблю лыжные прогулки по лесу. Мой маршрут составляет 4 км, его я проезжаю не спеша, любуясь зимней красотой природы за 1 час.
( Какова скорость движения?)
В пределах области Кама занимает 551 км, Вятка – 1250 км.
(На сколько больше площади на территории области занимает Вятка, чем Кама?)
На территории области 1700 болот, а озер – 4500.
(На сколько больше озер, чем рек)
В магазине «Инта» за 3 пакета молока «Вятушка» заплатили 135 рублей, а в магазине «Раздолье» это молоко стоит 13500 коп. Как можно это объяснить?
В деревне Бузмаковской растет вяз-великан, рядом с ним вырос молодой, ему – 35 лет. Молодой вяз в 10 раз моложе старого.
(Сколько лет вязу-долгожителю?)
Площадь Афанасьевского района 515 633 га, 1613 га – занято водой.
(Какова площадь, не занятая водой)
Лиственничная роща – единственный признанный памятник природы нашего района – была посажена в 1905 году.
(Сколько лет лиственничной роще)
В октябре 2011 года население Земли достигло 700 000 000 человек. Наименее населенная страна – Ватикан. Там живет всего 900 человек. На территории Кировской области проживает 1 292 111 человек.
( На сколько больше людей проживает в Кировской области, чем в Ватикане?)
Приложение 3
К празднику Свистунья было изготовлено 20 дымковских игрушек. Петя сделал 3 игрушки, Маша - 7. Сколько игрушек сделали дети?
- Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему?
- Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.
2.На столе лежит 10 реп и 6 огурцов. Сколько апельсинов лежит на столе?
Приложение 4
1. Методика пять минут на УУД Ю.Коломиец (анкета для экспересс-диагностики)
Цель: проверить уровень сформированности метапредметных результатов, они включают в себя универсальные учебные действия, а также их использование в неадаптированной, незнакомой, в том числе практической ситуации.
Организация выполнения задания: учитель оценивает поведение ученика по 20 вопросам, используя следующие варианты ответов: всегда – 2 балла, иногда – 1 балл, никогда – 0 баллов.
Вопросы
- Высокая потребность в умственном труде, самостоятельный поиск новых знаний, решает задачи проблемного характера.
- Способен хорошо запоминать материал, воспроизводить его и использовать в решении учебных задач.
- Способен к хорошей концентрации и произвольности внимания, хорошо и долго может сосредотачивать внимание на решение учебной задачи.
- Способен делать определенные выводы и умозаключения, устанавливать причинно следственные связи.
- Хорошо нарабатывает алгоритм действий, который закрепляется в сознании как опыт, контролирует и оценивает свой результат.
- Способен к волевому усилию, к преодолению учебных трудностей.
- Умеет ставить учебную задачу и добиваться результата. Способен составить план, определить последовательность действий с учетом конечного результата.
- Способен составить план, определить последовательность действий с учетом конечного результата.
- Способен самостоятельно контролировать выполнение поставленной учебной задачи.
- Способен без посторонней помощи внести необходимые дополнения в план деятельности.
- Самостоятельно выделяет и осознает то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, способен оценить и осознать уровень усвоения (самооценка учебной деятельности)
- Осознает цели и мотивы учебной деятельности, понимает, зачем он учится.
- Соотносит свои поступки с принятыми этическими нормами (рефлексия поступков, самопонимание)
- Не только знает, но и понимает моральные нормы, несет личную ответственность за свои поступки.
- Проявляет такие качества, как добродушие, честность, порядочность, отзывчивость, терпимость, доброжелательность.
- Планирует учебное сотрудничество с учителем с сверстниками.
- Способен к постановке вопросов, инициативному сотрудничеству.
- Умеет самостоятельно разрешать конфликты, осуществлять поиск решения конфликтов.
- Способен управлять поведением партнера, осуществлять контроль, коррекцию и оценку действий партнера.
- Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Интерпретация результатов:
С 1-5 вопросы – познавательные ууд, 10-8 баллов – высокий уровень, 7-8 баллов – средний, 4-0 балла – низкий.
С 6 по 11 вопрос – регулятивные ууд, 12-10 баллов – высокий уровень, 9-6 – средний, 5-0 – низкий.
С 12-15 вопрос – личностные ууд, 8-7 баллов – высокий уровень, 6-4 – средний, 3-0 – низкий.
С 16 по 20 вопросы – коммуникативные ууд, 10-8 баллов – высокий уровень, 7-5 – средний, 4-0 – низкий.
Познавательные УУД
Уровни оценивания | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Высокий | 0 | 0 | 1 человек (11%) | 1 (11%) | |
Средний | 1человек (11%) | 3 (33%) | 4 человек (44%) | 5 (55%) | |
Низкий | 8 человек (89 %) | 6 (67%) | 4 человек(45%) | 3(34%) |
Регулятивные УУД
Уровни оценивания | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Высокий | 0 | 0 | 1 человек(11%) | 2 (22%) | |
Средний | 1 (11%) | 2(22%) | 4 человек(44%) | 6 (66%) | |
Низкий | 8 (89%) | 7(88%) | 4 человек(45%) | 1(12%) |
Личностные УУД
Уровни оценивания | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Высокий | 2 (22%) | 3(33%) | 4 человек(45%) | 5 | |
Средний | 6 человек (66%) | 5(55%) | 4 человек(45%) | 4 | |
Низкий | 1 человек(11%) | 1(12%) | 1 человек(10%) | 0 |
Коммуникативные УУД
Уровни оценивания | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Высокий | 0 | 1(11%) | 3человек(33%) | 3 (33%) | |
Средний | 1 (12%)человек | 2(22%) | 4 человек(45%) | 4(44%) | |
Низкий | 8 (88%)человек | 6 (67%) | 2 человек(12%) | 2(23%) |
Результаты работы следующие:
1. Учащиеся начали самостоятельно находить материал по своему краю.
2. Учащиеся стали лучше слышать, слушать друг друга
2. Самостоятельно определяют цели и задачи урока или конкретного этапа урока.
3. Большинство учащихся умеют выражать свою внутреннюю позицию, отношения к поступкам и действиям.
4. Адекватно реагируют на трудности, понимают причину своего неуспеха и стараются найти способы выхода из этой ситуации.
5. .
Литература:
- Федеральные государственные стандарты начального общего образования второго поколения. Пояснительная записка. – М.: Просвещение, 2011.
- Асмолова А.Г. Универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли /под ред.– М.: Просвещение, 2010. – 159с.
- Петрова Е.В. Развитие у детей исследовательского поведения// Журнал "Начальная школа". - 2012. -№14.
- «Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий»: http://www.ug.ru/method_article/260
- Коломиец Ю.В. Пять минут на УУД// Журнал " Школьный психолог". - 2015. -№1.
- Козлова С.В. Патриотическое воспитание// Журнал "Начальная школа". - 2007. -№112.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка ( на этапе проведения минуток чистописания )".
О пятиминутках чистописания, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/18/picture-447.jpg)
Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"
Умеющие мыслить умеют задавать вопросы Э.Кинг...
Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"
Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/24/picture-20692-1514126475.jpg)
Обобщение опыта работы по теме: Содержательное и организационно-педагогическое обеспечение преемственности между начальной и основной школой: проблемы и перспективы
Презентация выступления на МО учителей начальных классов...
Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"
Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/05/picture-235094-1365187400.jpg)
Обобщение опыта учителя начальных классов«Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта
Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...