Почемучка
рабочая программа (4 класс) на тему

Шумова Надежда Андреевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemuchka.odt34.71 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании образовательной программы школы,  авторской программы  Савенкова А. И. «Почемучка», с учетом годового календарного учебного графика на 2018-2019 учебный год.  

        Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

        Задачи программы:

формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

 обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

развивать познавательные потребности и способности.

Место курса в учебном плане

Согласно учебному плану на изучение  курса «Почемучка» в 4 классе  отводится  35 часов из расчета (35 учебных недель).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

• чувства гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие,

• установка на здоровый образ жизни.

 Обучающийся получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• устойчивого учебно - познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.

Регулятивные

Обучающийся научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия,

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,

• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме защиты проекта или учебно-исследовательской работы на конференции

В результате изучения курса обучающийся научится:

• различать объекты и явления живой и неживой природы;

• описывать сравнивать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• использовать естественнонаучные тексты и различные справочные издания с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека,

• различать прошлое, настоящее, будущее;

• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе.

• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

• ориентироваться в событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

 • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, общества, страны.

Основное содержание программы.

Тема1.  Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».

Тема2-3.  Культура мышления.

Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».

Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.

Тема6-7.  Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.

Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.

Тема 10-11. Предмет и объект исследования.

Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования .

Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.

Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала

Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

Тема15-16.  Наблюдение и экспериментирование .

Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.

Тема 17-18.  Техника экспериментирования .

Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».

Тема19-20.  Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования .

Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.

Тема21-22.  Правильное мышление и логика .

Задания на развитие мышления и логики.

Тема 23-24.   Обработка и анализ всех полученных данных .

Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.

Тема25-27.  Что такое парадоксы.

Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.

Тема28-30.  Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

Выполнение презентации  к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.

Тема 31.  Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

Составление плана выступления.

 Тема32.   Защита исследования перед одноклассниками.

Выступление с проектами перед одноклассниками.

Тема33.   Выступление на школьной  НПК.

Презентация проекта.

Тема34-35.  Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности .

Анализ исследовательской деятельности. Выводы.

Тематическое планирование.

                                  Темы

 Кол-во

 часов

 Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

1

1/1

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

1

 Культура мышления.

2

2/1

Культура мышления.

1

3/2

Культура мышления.

1

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

2

4/1

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

1

5/2

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

1

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

2

6/1

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

1

7/2

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

1

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

2

8/1

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

1

9/2

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

1

Предмет и объект исследования.

2

10/1

Предмет и объект исследования.

1

11/2

Предмет и объект исследования.

1

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования

1

12/1

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.

1

 Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала

2

13/1

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.

1

14/2

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.

1

Наблюдение и экспериментирование .

2

15/1

Наблюдение и экспериментирование.

1

16/2

Наблюдение и экспериментирование.

1

Техника экспериментирования .

2

17/1

Техника экспериментирования.

1

18/2

Техника экспериментирования.

1

 Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.

2

19/1

Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.

1

20/2

Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.

1

Правильное мышление и логика.

2

21/1

Правильное мышление и логика.

1

22/2

Правильное мышление и логика.

1

Обработка и анализ всех полученных данных.

2

23/1

Что такое парадоксы.

1

24/2

Что такое парадоксы.

1

 Что такое парадоксы.

3

25/1

Обработка и анализ всех полученных данных.

1

26/2

Обработка и анализ всех полученных данных.

1

27/3

Обработка и анализ всех полученных данных.

1

 Работа в компьютерном классе. Оформление презентации

3

28/1

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

1

29/2

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

1

30/3

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

1

 Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

1

31/1

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

1

   Защита исследования перед одноклассниками.

1

32/1

Защита исследования перед одноклассниками.

1

 Выступление на школьной НПК.

1

33/1

Выступление на школьной НПК.

1

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

2

34/1

Анализ исследовательской деятельности.

1

35/2

Наши проекты.

1

Перечень  учебно - методического обеспечения.

Для учителя

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2018
  2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2018
  3. Интернет ресурсы.

Для обучающихся:

4. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

  1. Интернет-ресурсы

Приложение №1

к рабочей программе

по внеурочной деятельности «Почемучка»

4класс

Календарно - тематическое планирование курса « Почемучка».

                                  Темы

 Кол-во

 часов

Дата по плану.

Дата по факту.

 Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

1

1/1

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

1

 Культура мышления.

2

2/1

Культура мышления.

1

3/2

Культура мышления.

1

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

2

4/1

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

1

5/2

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

1

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

2

6/1

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

1

7/2

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

1

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

2

8/1

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

1

9/2

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

1

Предмет и объект исследования.

2

10/1

Предмет и объект исследования.

1

11/2

Предмет и объект исследования.

1

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования

1

12/1

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.

1

 Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала

2

13/1

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.

1

14/2

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.

1

Наблюдение и экспериментирование .

2

15/1

Наблюдение и экспериментирование.

1

16/2

Наблюдение и экспериментирование.

1

Техника экспериментирования .

2

17/1

Техника экспериментирования.

1

18/2

Техника экспериментирования.

1

 Наблюдение  и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.

2

19/1

Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.

1

20/2

Наблюдение  и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.

1

Правильное мышление и логика .

2

21/1

Правильное мышление и логика.

1

22/2

Правильное мышление и логика.

1

Обработка и анализ всех полученных данных .

2

23/1

Что такое парадоксы.

1

24/2

Что такое парадоксы.

1

 Что такое парадоксы .

3

25/1

Обработка и анализ всех полученных данных.

1

26/2

Обработка и анализ всех полученных данных.

1

27/3

Обработка и анализ всех полученных данных.

1

 Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

3

28/1

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

1

29/2

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

1

30/3

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

1

 Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

1

31/1

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

1

   Защита исследования перед одноклассниками.

1

32/1

Защита исследования перед одноклассниками.

1

 Выступление на школьной НПК .

1

33/1

Выступление на школьной НПК.

1

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

2

34/1

Анализ исследовательской деятельности.

1

35/2

Наши проекты.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почемучки

Почемучки...

Программа кружка "Почемучка"

Программа кружка по исследовательской деятельности  младших школьников...

"Знайкины посиделки" занятие кружка "Почемучка" (исследователи)

Цель: развивать познавательную активность детей в игровой форме, познакомить с этапами, формами и методами научного исследования. ...

Журнал Почемучки

Всё самое интересное из жизни класса....запечатлено в этом журнале.Пока выпуски №1№2...

Журнал Почемучки №3

Начальная школа - пора золотая!...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучка"

Программа по внеучебной деятельности "Почемучка" составлена в соответствии с требованиями ФГОС для 2 класса на основе программы "Учись учиться" Е.В.Языкановой. Цель программы: развитие логики, познава...

Интеллектуальная игра "Почемучки"

Занимательный материал для внеурочной деятельности по математике для учащихся 1-2 классов....