Почемучка
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании образовательной программы школы, авторской программы Савенкова А. И. «Почемучка», с учетом годового календарного учебного графика на 2018-2019 учебный год.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности.
Место курса в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение курса «Почемучка» в 4 классе отводится 35 часов из расчета (35 учебных недель).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
• чувства гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие,
• установка на здоровый образ жизни.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно - познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
Регулятивные
Обучающийся научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия,
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме защиты проекта или учебно-исследовательской работы на конференции
В результате изучения курса обучающийся научится:
• различать объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать сравнивать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• использовать естественнонаучные тексты и различные справочные издания с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека,
• различать прошлое, настоящее, будущее;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе.
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• ориентироваться в событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, общества, страны.
Основное содержание программы.
Тема1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».
Тема2-3. Культура мышления.
Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».
Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.
Тема6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.
Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.
Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.
Тема 10-11. Предмет и объект исследования.
Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.
Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования .
Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.
Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала
Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.
Тема15-16. Наблюдение и экспериментирование .
Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.
Тема 17-18. Техника экспериментирования .
Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».
Тема19-20. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования .
Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.
Тема21-22. Правильное мышление и логика .
Задания на развитие мышления и логики.
Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных .
Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.
Тема25-27. Что такое парадоксы.
Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.
Тема28-30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.
Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.
Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.
Составление плана выступления.
Тема32. Защита исследования перед одноклассниками.
Выступление с проектами перед одноклассниками.
Тема33. Выступление на школьной НПК.
Презентация проекта.
Тема34-35. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности .
Анализ исследовательской деятельности. Выводы.
Тематическое планирование.
№ | Темы | Кол-во часов |
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | 1 | |
1/1 | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | 1 |
Культура мышления. | 2 | |
2/1 | Культура мышления. | 1 |
3/2 | Культура мышления. | 1 |
Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | 2 | |
4/1 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | 1 |
5/2 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | 1 |
Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 2 | |
6/1 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 1 |
7/2 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 1 |
Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 2 | |
8/1 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 1 |
9/2 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 1 |
Предмет и объект исследования. | 2 | |
10/1 | Предмет и объект исследования. | 1 |
11/2 | Предмет и объект исследования. | 1 |
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования | 1 | |
12/1 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. | 1 |
Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала | 2 | |
13/1 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. | 1 |
14/2 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. | 1 |
Наблюдение и экспериментирование . | 2 | |
15/1 | Наблюдение и экспериментирование. | 1 |
16/2 | Наблюдение и экспериментирование. | 1 |
Техника экспериментирования . | 2 | |
17/1 | Техника экспериментирования. | 1 |
18/2 | Техника экспериментирования. | 1 |
Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. | 2 | |
19/1 | Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. | 1 |
20/2 | Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. | 1 |
Правильное мышление и логика. | 2 | |
21/1 | Правильное мышление и логика. | 1 |
22/2 | Правильное мышление и логика. | 1 |
Обработка и анализ всех полученных данных. | 2 | |
23/1 | Что такое парадоксы. | 1 |
24/2 | Что такое парадоксы. | 1 |
Что такое парадоксы. | 3 | |
25/1 | Обработка и анализ всех полученных данных. | 1 |
26/2 | Обработка и анализ всех полученных данных. | 1 |
27/3 | Обработка и анализ всех полученных данных. | 1 |
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации | 3 | |
28/1 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 1 |
29/2 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 1 |
30/3 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 1 |
Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. | 1 | |
31/1 | Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. | 1 |
Защита исследования перед одноклассниками. | 1 | |
32/1 | Защита исследования перед одноклассниками. | 1 |
Выступление на школьной НПК. | 1 | |
33/1 | Выступление на школьной НПК. | 1 |
Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. | 2 | |
34/1 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 |
35/2 | Наши проекты. | 1 |
Перечень учебно - методического обеспечения.
Для учителя
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2018
- Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2018
- Интернет ресурсы.
Для обучающихся:
4. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
- Интернет-ресурсы
Приложение №1
к рабочей программе
по внеурочной деятельности «Почемучка»
4класс
Календарно - тематическое планирование курса « Почемучка».
№ | Темы | Кол-во часов | Дата по плану. | Дата по факту. |
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | 1 | |||
1/1 | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | 1 | ||
Культура мышления. | 2 | |||
2/1 | Культура мышления. | 1 | ||
3/2 | Культура мышления. | 1 | ||
Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | 2 | |||
4/1 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | 1 | ||
5/2 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | 1 | ||
Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 2 | |||
6/1 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 1 | ||
7/2 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 1 | ||
Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 2 | |||
8/1 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 1 | ||
9/2 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 1 | ||
Предмет и объект исследования. | 2 | |||
10/1 | Предмет и объект исследования. | 1 | ||
11/2 | Предмет и объект исследования. | 1 | ||
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования | 1 | |||
12/1 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. | 1 | ||
Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала | 2 | |||
13/1 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. | 1 | ||
14/2 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. | 1 | ||
Наблюдение и экспериментирование . | 2 | |||
15/1 | Наблюдение и экспериментирование. | 1 | ||
16/2 | Наблюдение и экспериментирование. | 1 | ||
Техника экспериментирования . | 2 | |||
17/1 | Техника экспериментирования. | 1 | ||
18/2 | Техника экспериментирования. | 1 | ||
Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. | 2 | |||
19/1 | Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. | 1 | ||
20/2 | Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. | 1 | ||
Правильное мышление и логика . | 2 | |||
21/1 | Правильное мышление и логика. | 1 | ||
22/2 | Правильное мышление и логика. | 1 | ||
Обработка и анализ всех полученных данных . | 2 | |||
23/1 | Что такое парадоксы. | 1 | ||
24/2 | Что такое парадоксы. | 1 | ||
Что такое парадоксы . | 3 | |||
25/1 | Обработка и анализ всех полученных данных. | 1 | ||
26/2 | Обработка и анализ всех полученных данных. | 1 | ||
27/3 | Обработка и анализ всех полученных данных. | 1 | ||
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 3 | |||
28/1 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 1 | ||
29/2 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 1 | ||
30/3 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 1 | ||
Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. | 1 | |||
31/1 | Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. | 1 | ||
Защита исследования перед одноклассниками. | 1 | |||
32/1 | Защита исследования перед одноклассниками. | 1 | ||
Выступление на школьной НПК . | 1 | |||
33/1 | Выступление на школьной НПК. | 1 | ||
Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. | 2 | |||
34/1 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 | ||
35/2 | Наши проекты. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почемучки
Почемучки...
Программа кружка "Почемучка"
Программа кружка по исследовательской деятельности младших школьников...
"Знайкины посиделки" занятие кружка "Почемучка" (исследователи)
Цель: развивать познавательную активность детей в игровой форме, познакомить с этапами, формами и методами научного исследования. ...
Журнал Почемучки
Всё самое интересное из жизни класса....запечатлено в этом журнале.Пока выпуски №1№2...
Журнал Почемучки №3
Начальная школа - пора золотая!...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучка"
Программа по внеучебной деятельности "Почемучка" составлена в соответствии с требованиями ФГОС для 2 класса на основе программы "Учись учиться" Е.В.Языкановой. Цель программы: развитие логики, познава...
Интеллектуальная игра "Почемучки"
Занимательный материал для внеурочной деятельности по математике для учащихся 1-2 классов....