Открытый урок
план-конспект урока (3 класс) на тему
Открытый урок по истории и культуре народов Марий Эл по теме: "Письменность в жизни марийского народа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 36.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Письменность в жизни марийского народа.
Цель урока:
1) Воспитывать у детей интерес к истории своего народа, любовь к родному языку, воспитание гордости за национальную культуру, за свой народ.
2)Расширять этнокультурные образовательные потребности
3) Развивать умение творчески мыслить, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, анализировать исторические факты.
Ход урока:
- Организация урока.
- Ребята встали ровненько, красиво. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, глазками пожелайте друг другу удачи. Хочу пожелать вам на уроке хорошего настроения, повернитесь к гостям, поприветствуйте их, улыбнитесь.
II. Актуализация знаний.
Учитель: предлагаю вам посмотреть небольшую сценку и определить кто эти герои.
Сценка.
Учитель: Все в школе казалось Константину интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:
Кирилл. - А почему учитель все время говорит по – гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по – славянски.
Мефодий. - Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания – все от греков.
Кирилл. - А почему у славян нет своих книг?
Мефодий. - Потому что писать на славянском языке нельзя.
Кирилл. - Как это? Вот я возьму и напишу «дом».
Мефодий. - А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.
Кирилл (кричит) - Так я придумаю!
Учитель: В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев.
Учитель. - Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!
Кирилл. - Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки.
Учитель: Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и придумал буквицы, а из них составил азбуку.
- Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий.
2) Посмотрите видеоролик.
-Какие сведения вы узнали?
-Кто является создателями славянской азбуки?
- Кто писал книги?
- Как называлась азбука?
Вывод: - Великое дело создания старославянской азбуки совершили братья Кирилл и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, они смогли уловить в звучании славянского языка основные звуки, и нашли для каждого из них буквенные обозначения. В память о великом подвиге братьев 24 мая во всех славянских странах, в том числе и России празднуют День славянской культуры и письменности.
III. Введение в тему.
- Как вы думаете, имел ли марийский народ свою письменность?
Ваши предположения?
- Что предстоит нам выяснить на уроке?
IV. Новые знания.
1)- Слайд . Посмотрите на эти рисунки и определите, что это?
-Следы птиц или зверей?
-Нет, это знаки, которые писали наши предки. Многие из них являются элементами марийской национальной вышивки. Для передачи той или иной информации с незапамятных времен народ мари пользовался особыми знаками, которые назывались тиште. В научной исторической литературе они получили название "тамга", которыми обозначали символы принадлежности к той или иной семье, роду, такими знаками древние марийцы сообщали друг другу определенные информации, записывали свои долги и т.д. По-другому, слово тиште обозначает ещё врезанное письмо, т.
-На чём народ мари мог вырезать в старину? (на коре или специальных деревянных палках (шерева тоя) специальным ножом (вараш кузо)).
- Откройте учебник и прочитайте на с. 31-32, ответив на вопрос.
2) Игровая минутка.
- Давайте представим себе, что мы перенеслись в древний мир, где нет никаких книг, букв, вообще, письменности. Давайте составим небольшое послание друг другу? Поработаем в группах по рядам. (Работа в группах)
- Расшифруйте послания.
- Как вы думаете, легко ли было вам понять друг друга?
- Что необходимо было предпринять, чтобы речь стала понятной друг другу?
(Необходимо было единое написание, а следовательно….)
3) Историческая справка (А.Козловский)
Первые марийские слова попали на бумагу еще в 17 веке. Это сделал голландский ученый и путешественник Николаас Витсен. Он встречался и с марийцами в районе г. Козьмодемьянска и записал их слова. В его книге «Северная и восточная часть Татарии» имеется раздел о марийцах. Во второе издание книги (1705г.) было включено более 30 слов и перевод молитвы «Отче наш». Это первый письменный памятник по марийскому языку.
В 1775 году в Санкт- Петербурге была издана первая печатная грамматика марийского языка. Составили грамматику марийские учащиеся Казанской новокрещенской школы, духовной семинарии под руководством архиепископа Вениамина Пуцек-Григоровича. В грамматике приводятся марийские слова, также она включает русско-марийский словарь, насчитывающий около тысячи слов.
Эта книга сыграла большую роль в развитии марийской письменности.
10 декабря она поступила в продажу в магазины Санкт-Петербурга. В ней 264 страницы. Напечатано было 300 экземпляров. Поэтому 10 декабря в республике отмечается Днём марийской письменности.
Первым письменным памятником, является небольшой стихотворный текст на марийском языке. Он написан на горном наречии в 1767 году учеником Казанской новокрещенской школы в честь приезда императрицы ЕкатериныII.Это был незатейливый стишок, восхваляющий Екатерину II за то, что она сохранила новокрещенские школы.
Русский текст: (читает Богдан)
Ты нас нашла как пропавшего человека.
Ты нас научила как своего сына.
Ты нас не оставила им самим. Мы учимся.
За это да даст Бог здоровья тебе, говорим.
Возникновение марийской письменности было связано с распространением православной религии в нашем крае. Это XVII-XVIII века. Первые школы открываются при церквях. Но не было книг, букварей на марийском языке, поэтому возникает необходимость создания марийского алфавита.
В 1832 году священник с. Пертнуры Андрей Альбинский издает первый марийский алфавит, который состоит из 39 букв. Затем начинают издаваться буквари.
В начале 20 века марийская письменность и литературный язык сделали еще один шаг вперед в своем развитии. В 1905 году С.Г.Чавайн , основоположник и классик марийской литературы, написал первое художественное произведение на марийском языке – стихотворение «Ото». «Роща»
Отто – это молельное место язычников. А как мы знаем, народ мари, покланялся языческим богам. Послушайте стихотворение.
Ик тымык ото уло мемнан элыште.
Шога тудо ото кугу ер серыште.
Тушто ладыра деч ладыра пушенге кушкеш.
Тушто мотор деч мотор саска шочеш.
Тушто, ужар лышташ лонгаште, шушпык мура.
Тудо ото гыч ер серышке яндар памаш йога.
Тушто шудыжат ужаргырак.
Тушто пеледышыжат сылнырак.
Тудо отым мый йоратем.
Тушто пушенге руышым мый вурсем.
Роща
Есть в нашем крае роща тихая одна,
На берегу большого озера она.
Деревья там раскидистей раскидистых растут,
В густой листве там распевают соловьи,
Там к озеру, журча, ручей стремит струи.
Там и трава любой травы свежей,
Там и цветы любых цветов нежней.
Им отдана любовь моя.
Того, кто рубит рощу, проклинаю я.
С. Чавайн
Так выглядят алфавиты в наше время.
Первым периодическим изданием на марийском языке был ежегодник «Марла календарь». Выходил с 1907 по 1913 годы. Содержание календаря предназначалось крестьянам. ()
В период первой мировой войны выходит в свет газета «Война увер», что в переводе на русский язык («Военные вести»). Издавалась с 1915 по 1917 годы.
На с. 33 найдите ответ на вопрос: Как славянская письменность связана с письменностью народов мари?
Сегодня марийская письменность достигла высокого уровня развития, выходит много газет, журналов, книг. Есть издания предназначенные детям: журнал Кече и другие.
- Обобщение.
-Предложения рассыпались, соедините их.
Создателями славянской азбуки являются….
Два брата Кирилл и Мефодий жили в городе…
Марийский алфавит создаёт священник…
А. Альбинский
Екатерине II
Санкт-Петербург
С. Г. Чавайн
День марийской письменности отмечается…
Стихотворение «Роща» написал….
Славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называлась…
Слово тиште означает….
Первое стихотворение на марийском языке посвящено….
Первая печатная грамматика марийского языка была издана в городе ….
10 декабря
Кирилл и Мефодий
Кириллица
Солунь
Знак, тамга
- Рефлексия.
Выразите цветом свою работу на уроке.
- Если было интересно, легко на уроке, во всём разобрались- поднимите квадрат зелёного цвета.
- Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа- поднимите квадрат желтого цвета.
- Если не разобрались в теме, было не очень интересно – поднимите квадрат красного цвета.
Учитель. Ребята, для кого урок был познавательным и полезным, похлопайте в ладоши.
Очень рада, что вам было интересно.
- Домашнее задание.
Напишите в тетради. Чтобы вы сделали для того, чтобы праздник был интересным и запоминающимся?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"
Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...
5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.
5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....
3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока).
3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока )....