Методы и приёмы организации образовательной деятельности обучающихся
учебно-методический материал на тему
Методы и приёмы организации образовательной деятельности обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy.docx | 239.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приёмы организации образовательной деятельности обучающихся | |
Метод – последовательность ресурсообеспеченных, целенаправленных, взаимосвязанных совместных действий учителя и обучающихся, направленных на достижение поставленной цели. Методы обучения должны удовлетворять требованиям:
Методы выбираются в зависимости от
Главный критерий оптимальности выбора метода – его результативность (качественное достижение конечного запланированного результата). | Приём – конкретный способ деятельности по достижению конкретной задачи. Основные приёмы, обеспечивающие получение запланированных результатов и эффективно используемые педагогами в процессе преподавания различных дисциплин.
|
Приёмы работы с текстовыми источниками информации
| Приёмы работы с тестами
а) изучения нового… б) повторения и закрепления …
Приёмы работы с картографическими материалами
Приёмы работы со статическими иллюстративными материалами
|
Приёмы работы с динамическими экранными материалами
Игровые приёмы
| Вербальные приёмы обучения
Приёмы работы со статистическими материалами
|
Основные приёмы,
обеспечивающие получение запланированных результатов и эффективно используемые педагогами в процессе преподавания различных дисциплин
Приемы | Цель применения | Предваряющая деятельность учителя | Деятельность учителя во время работы | Деятельность обучающихся во время работы | Деятельность учителя и обучающихся после окончания работы |
Приёмы работы с текстовыми источниками информации | |||||
Комментированное чтение. | Изучение нового учебного материала | Постановка учебной задачи(далее –УЗ) (в данном случае ЧТО ДОЛЖНЫ УЗНАТЬ ИЗ ТЕКСТА). (задача всегда нацеливает учащихся на достижение цели, получение конечного определенного результата) | Расстановка смысловых акцентов | Осознанное чтение | Организация беседы в целях выявления степени осознания обучающимися прочитанного материала |
Пересказ, рассказ по опоре. | Изучение и первичное осмысление нового учебного материала | Постановка УЗ (выделить существенные стороны) | Контроль изложения в зависимости от поставленной задачи | Организация обсуждения, внесения дополнений, формулировки выводов | |
Перефразирование текста. | |||||
Выбор фактов, подтверждающих идею; объяснение явления, процесса. | Постановка УЗ | Индивидуальное консультирование (по просьбе ученика или с учетом индивидуальности) | Выполнение УЗ | Организация прослушивания ответов, обоснование своего мнения | |
Описание понятий и явлений по литературным текстам. | |||||
Составление описаний одного объекта (факта, явления) по разным текстам (разным источникам информации). | Постановка УЗ, указывает источники информации | Анализ результатов обучающимися | |||
Поиск ответов на поставленные вопросы. | Изучение, закрепление нового учебного материала | Выдает вопросник. Контролирует понимание учащимися сути вопроса | Индивидуальное консультирование | Выполнение УЗ | Организация прослушивания ответов, обоснование своего мнения |
Выполнение заданий в рабочей тетради. | Изучение, закрепление нового учебного материала. Контроль знаний и умений | Инструктаж. Проверка понимания смысла задания | Составление алгоритма деятельности. Выполнение заданий | Подведение итогов. Формулировка выводов учащимися | |
Составление опорных схем (конспектов, «шпаргалок»). | Постановка УЗ, объяснение правил способа деятельности. Требования: краткая графико-словесная схема, возможность использования при рассказе | Индивидуальное консультирование | Прослушивание выступления обучающегося с использованием его опоры. Смотр опор.выводы | ||
Составление вопросника к тексту. | Изучение, закрепление нового учебного материала | Постановка УЗ нацеливание на выбор существенных сторон … | Индивидуальное консультирование | Выполнение УЗ с использованием источника (нескольких источников) информации | Проверка и обсуждение обучающимися результатов |
Конспектирование, «сжатие» текста. | |||||
Составление плана текста. | Изучение, закрепление нового учебного материала | ||||
Составление логических (графических) схем. | Изучение, закрепление нового учебного материала | Постановка УЗ, объяснение сути способа деятельности | |||
Составление таблиц. | Изучение, закрепление нового учебного материала | ||||
Анализ материалов СМИ. | Обсуждение | ||||
Составление кроссвордов. | Изучение, закрепление нового учебного материала | Индивидуальное консультирование | Проверка (конкурс) кроссвордов | ||
Составление карт (схем) по тексту. | |||||
Составление эмблем, объектов, территорий, понятий. | |||||
Дополнение пропущенных слов в тексте, исправление ошибок. | Закрепление нового учебного материала | Подготовка текстов с пропущенными ключевыми словами | Индивидуальное консультирование | Выполнение УЗ с использованием (или без использования) источников информации | Проверка результатов. Обоснование обучающимися выбора вставленных слов |
Исправление ошибок в тексте. | Подготовка текста (текстов) с ошибками | Проверка результатов. Выявление обучающимися замеченных ошибок. Обоснование выбора. Исправление | |||
Смысловой выбор. | Подготовка карточек с тройками слов, два из которых логически (топографически, хронологически и т.п.) связаны | Проверка результатов. Обоснование обучающимися выбора | |||
Составление «визитных карточек». | Закрепление учебного материала | Постановка УЗ: выявить и кратко записать специфические особенности объекта (явления, исторического периода и т.п.) | Индивидуальное консультирование | Выявление существенных отличительных особенностей … | Проверка выполнения. Анализ работы. Формулировка выводов |
Составление мультимедиапрезентаций. | Постановка УЗ: составить презентацию по теме … | Составление презентации | Проверка результатов. | ||
Разработка виртуальных экскурсий. | Постановка УЗ, определение алгоритма деятельности | Консультирование | Выполнение задания | Просмотр и обсуждение результатов | |
Подбор (разработка) иллюстраций к тексту. | |||||
Составление сценария учебного фильма. | |||||
Подборка афоризмов, пословиц, поговорок, загадок о явлении, процессе. | Закрепление учебного материала, развитие интереса к предмету | Постановка УЗ, инструктаж | Индивидуальное консультирование | Работа с литературными источниками | Проверка результатов. Объяснение смысла афоризма. Составление своих пословиц |
Составление рецензий, аннотаций. | Проверка результатов. Составление аннотированного каталога книг | ||||
Составление подборок стихов, литературных описаний процессов, явлений, территорий. | Проверка результатов. Составление литературного сборника | ||||
Приёмы работы с тестами | |||||
Контрольное тестирование. | Контроль уровня обученности | Постановка УЗ: проверить уровень усвоения обязательных знаний обучающимися. Объяснение правил работы | Индивидуальное консультирование | Работа с тестовыми заданиями: -по единому для всех тесту; -по тесту определенного учебного уровня; -по серии тестов разных учебных уровней | Отметка учителя в зависимости от тестового балла. Анализ массовых ошибок в ходе беседы |
Работа с тестами, с целью | а) изучения нового учебного материала… | Заготовка учителем теста по конкретному материалу (параграфу и т.п.) Постановка УЗ: выбрать ответ, пользуясь данным источником информации; обосновать выбор ответа | Консультирование | Индивидуальная (реже групповая) работа с источником (-ами) информации | Анализ выбора ответа и обоснования выбора. Систематизация, закрепление, применение новых знаний |
б) повторения и закрепления учебного материала … | Постановка УЗ: составить свой тест по конкретной теме. Обеспечение обучающихся источниками информации, выделение основных вопросов содержания | Консультирование | Индивидуальная (или в парах) работа с источниками информации | Беседа, внесение пояснений. Составление учителем свободного теста из наиболее удачных вопросов и его последующая проработка всеми (отдельно) обучающимися | |
Заготовка теста по теме. Постановка УЗ: провести самоконтроль, восполнить пробелы в знаниях | Консультирование. Контроль | 1-ый этап: ответы на вопросы без использования источников информации | Обсуждение массовых (при возможности и индивидуальных) ошибок. Возможна оценка в зависимости от тестового балла на 1-м этапе | ||
2-ый этап: после контроля учителя - ответы на вопросы с использованием источников информации | |||||
Развивающие тесты. | Развитие способностей, интересов, знаний | Предложение работы: составить свои оригинальные по форме и (или) содержанию тесты по конкретной теме. Демонстрация образцов | Консультирование | Самостоятельная творческая индивидуальная (или групповая) работа | Смотр-конкурс, апробация |
Приёмы работы с картографическими материалами | |||||
Чтение карты. | Изучение и первичное закрепление нового учебного материала | Постановка УЗ. Изучение учащимися легенды карты, освоение способов получения информации | Индивидуальное консультирование | Получают информацию по карте | Проверка правильности и полноты полученной информации, обсуждение результатов |
Картографическое (топографическое) лото. | Соотносят условные знаки и их названия (изображения) | ||||
Наложение карт. | Осуществляют сравнение, формулируют выводы | ||||
Сравнение карт; карт и космических снимков; карт и фотографий территорий. | |||||
Выявление взаимосвязей. | Получают и сопоставляют информацию по карте (нескольким картам) | ||||
Путешествия по карте. | Закрепление учебного материала | Постановка УЗ: рассказать об увиденном в путешествии из (от) …в … (до) | Получение информации по карте, составление рассказа | ||
Составление картосхем. | Постановка УЗ | Составление картосхемы | |||
Составление характеристик объектов, территорий по картам. | Постановка УЗ | Получение информации по карте, составление характеристики | |||
Разработка маршрутов. | Закрепление и применение знаний | Постановка УЗ: проложить маршрут, отвечающий определенным требованиям | Выполнение УЗ | ||
Разработка тематических карт с новым содержанием. | Постановка УЗ: разработать макет карты «…» | Представление и защита обучающимися макета карта. Конкурс макетов карт | |||
Составление пазлов. | Задача: определить территории, сложить заготовленные пазлы для получения конкретной территории | Представление и защита учащимися карты | |||
Составление профилей. | Углубление знаний | Объяснение правил построения профиля | Поэтапное консультирование | Анализ профилей | |
Работа с контурными картами. | Закрепление знаний и умений, контроль | Постановка УЗ: нанести на карту объекты (все или выборочно) с использованием (или без использования) источников информации | Индивидуальное консультирование | Выполнение УЗ с использованием (или без) источников информации | Проверка полноты и правильности выполнения |
Приёмы работы со статическими иллюстративными материалами | |||||
Описание изображения (составление рассказа). | Изучение и закрепление нового материала | Постановка УЗ: составить рассказ, используя предлагаемую иллюстрацию | Индивидуальное консультирование | Составление рассказа по иллюстрации | Прослушивание и анализ рассказа, дополнения, выбор существенных деталей |
Поиск деталей. | Постановка УЗ: найти детали, иллюстрации, подтверждающие … | Индивидуальное консультирование | Работа с иллюстрацией и другими источниками информации | Анализ результатов | |
Сравнение изображений. | Сравнить изображения (во времени, в разном исполнении, пространстве); составить прогноз) | Индивидуальное консультирование | Работа с иллюстративным материалом | Анализ результатов, обсуждение | |
Сопоставление. | Постановка УЗ: соотнести изображения, текст и изображения и т.п. | Работа с иллюстративным материалом и другими источниками информации | |||
Создание проблемной ситуации. | Постановка УЗ: объяснить наблюдаемые явления, факты и т.п. | ||||
Составление титров. | Закрепление учебного материала | Постановка УЗ: составить титры к диапозитивам (диафильму), подписи к иллюстрациям | Индивидуальное консультирование | Работая с иллюстративным материалом и другими источниками информации | Анализ результатов, обсуждение |
Составление макета своего пособия (иллюстрации, фильма и т.п.) | Постановка УЗ: составить макет иллюстрации (диафильма и т.д.) по данной теме. Выработка требований к конечному результату | Индивидуальное консультирование | Составление макета с использованием разнообразных источников информации (возможна групповая работа) | Анализ результатов, обсуждение; конкурс макетов | |
Составление слайд-шоу. | Закрепление учебного материала | Постановка УЗ: работая индивидуально (или в группах), составить серию слайдов для объяснения … | Индивидуальное консультирование | Составление презентации | Проверка и анализ результатов |
Составление иллюстративных рядов. | Постановка УЗ: подобрать иллюстрации, репродукции, отражающие … | Подбор иллюстраций | Рассмотрение иллюстративного ряда, обоснование выбора иллюстраций | ||
Составление тематических рабочих тетрадей. | Закрепление материала, взаимоконтроль | Постановка УЗ: разработать страницу рабочей тетради по конкретному уроку (теме) | Разработка и оформление страниц рабочей тетради | Анализ результатов. Составление общей рабочей тетради по теме (курсу). Тиражирование в данном и других классах | |
Приёмы работы с динамическими экранными материалами | |||||
Получение информации. | Изучение нового материала | Постановка УЗ: ответить на вопросы …, используя … | Индивидуальное консультирование | Просмотр фрагмента фильма, слайд-фильма и т.п. | Проверка ответов на вопросы |
Комментирование. | Закрепление учебного материала | Постановка УЗ: составить рецензию на сюжет по плану | Прослушивание рецензий, выявление сути содержания | ||
Озвучивание. | Постановка УЗ: озвучить фрагмент фильма | 1.Просмотр без звука. 2.Отбор информации для озвучивания. 3.Озвучивание одним-двумя учениками при повторном просмотре без звука | Анализ комментирования, дополнения, выявление существенных сторон фильма. | ||
Анализ (рецензирование). | Постановка УЗ: проанализировать фрагмент, предложить внести изменения | Просмотр фрагмента фильма (диафильма) | Обсуждение, составление обучающимися своего сценария фрагмента и его озвучивание (титров) | ||
Организация практических работ. | Постановка УЗ: отобрать из фрагмента информацию для выполнения практической работы | Проверка полноты и содержания выбранной информации | |||
Создание мультимедийных произведений, компьютерных программ. | Изучение, закрепление материала, итоговый контроль | Проектная работа | консультирование | Выполнение проектной работы | Защита проектной работы |
Игровые приёмы | |||||
Деловые игры. | Закрепление и применение знаний и способов деятельности, углубление знаний | Совместно с обучающимися: разработка темы, проблем, целей, сценария, правил; распределение ролей, формирование групп. Подготовка оснащения | Индивидуальная работа над заданием с использованием разнообразных источников информации. Выступления групп с защитой результатов | Формулирование обучающимися выводов. Анализ работы каждой группы, оценка и самооценка работы. Обобщение и рекомендации. Использование полученных средств наглядности | |
Выпуск тематических газет. | Закрепление и углубление знаний | Определение темы, цели, содержания | Помощь по мере необходимости | Групповая работа по сбору, отбору, анализу, оформлению информации. Выступления групп с представлением результатов | |
Театрализация. | Совместно с обучающимися: разработка темы, проблем, целей, сценария, правил; распределение ролей, формирование групп. Подготовка оснащения | Индивидуальная работа над заданием с использованием разнообразных источников информации. Выступление | |||
Сочинение сказок, рассказов, дневников путешественников. | Совместно с обучающимися: разработка темы, проблем, целей, сценария, правил | Индивидуальная (или в парах) работа над заданием | Прослушивание и анализ. Конкурс. Выводы. Организация выставки | ||
КВН. Викторины и т.п. | Совместно с обучающимися: разработка темы, проблем, целей, сценария, правил; распределение ролей, формирование групп. Подготовка оснащения | Групповая работа над заданием с использованием разнообразных источников информации | Формулирование выводов. Анализ организации и содержания | ||
Вербальные приёмы обучения | |||||
Беседа. | Изучение нового материала закрепление | Постановка УЗ: выявить существенные признаки (факты, причинно-следственные связи и др.), сформулировать определение понятия, составить логическую (графическую) схему и т.п. | Постановка вопросов, коррекция ответов | Ответы на вопросы с использованием источников информации | Обобщение. Формулирование обучающимися выводов. |
Рассказ учителя (объяснение). | Объяснение с опорой на иллюстративный материал, знания об-ся. | Прослушивание. Ответы на вопросы | Обобщение итогов и формулирование учащимися выводов. | ||
Школьная лекция. | Объяснение с опорой на иллюстративный материал, знания об-ся. Контроль уровня усвоения учебного материала на каждом логическом этапе лекции | Прослушивание. Ответы на вопросы. Конспектирование в любой форме (текст, схема, логический конспект, план, таблица, опорный конспект) | Обобщение итогов и формулирование учащимися выводов. Анализ способов конспектирования | ||
Семинар (конференция). | Закрепление и углубленное изучение материала | Совместно с обучающимися: разработка темы, проблем, целей, сценария, правил; распределение ролей, формирование групп. Подготовка оснащения | Подготовка необходимой информации.выступление | Обсуждения выступлений. Анализ. Формулирование об-ся выводов. | |
Устный ответ на вопрос (в том числе с использованием смысловых зрительных опор). | Проверка усвоения знаний и умений | Постановка вопросов и заданий, диагностирующий уровень усвоения материала | Качественная (и балльная) оценка ответов | Полный аргументированный ответ на вопрос | Подведение итогов, обобщение, формулирование главных выводов |
Заочная экскурсия. | См. описание метода проектов | ||||
Приёмы работы со статистическими материалами | |||||
Анализ статистических таблиц, графиков, диаграмм. | Изучение нового материала закрепление | Анализ оформления стат. материалов (выявление зависимости показателей). Постановка УЗ. Инструктаж. Информирование о содержании выводов. | Контроль правильности использования статистических материалов, выводов | Ответы на поставленные вопросы | Формулирование обучающимися выводов |
Построение графиков. | Индивидуальное консультирование | Выполнение УЗ | Проверка построений. Анализ результатов обучающимися. Формулирование выводов | ||
Построение диаграмм. | Индивидуальное консультирование | Выполнение УЗ | Проверка построений. Анализ результатов обучающимися. Формулирование выводов | ||
Трансформация текста в таблицу, диаграмму, график и наоборот. | Индивидуальное консультирование | Выполнение УЗ | Проверка построений. Анализ результатов обучающимися. Формулирование выводов | ||
Сбор статистических данных. | Определение тематики (например, половозрастной состав семей обучающихся школы). Инструктаж о способах и источниках сбора материала | Помощь в обеспечении источниками информации | Сбор материала по теме | Анализ собранных материалов |
Подводя итоги, следует отметить, что
- Для успешной реализации целей и задач каждого конкретного урока учитель должен отобрать такие методы и приёмы организации образовательной деятельности обучающихся, которые обеспечат максимальную эффективность в достижении поставленных задач.
- Применение учителем системы чередующихся разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающихся по выполнению комплекса учебно-познавательных и учебно-практических задач обеспечивает достижение планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных), создает оптимальные предпосылки обеспечения качества образования, развития и сохранения здоровья школьников.
Используемая литература:
- Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного образования. Теория и технологии / Е.Ю.Ривкин. – Волгоград : Учитель, 2013. –183с.
- Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В.Миронов. Волгоград : Учитель, 2013. – 174с.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменко, И.В.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. –2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 159с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Эффективные методы и приёмы организации образовательной деятельности обучающихся начальных классов...
Методы и приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках
Содержание:Введение1. Методы активизации познавательной деятельности2. Педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности3. Приемы активизации познавательной деятельности обучаю...
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ...
Статья. «Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)»
Личностные качества закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в эт...
Выступление на городской конференции конференции " Методы и приемы организации образовательной деятельности, применяемой в ходе реализации ФГОС"
Приемы рефлексии на уроках в начальной школе...
Методы и приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся
В последние годы растет число групп продленного дня в образовательных учреждениях. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство родителей и современных бабушек и дедушек значительную часть времен...
Организация образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями
laquo;Организация образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями»1. На основе работы опишите свой опыт организации сопровождения ребенка с ограниченными возмо...