Статья "Развитие орфографической зоркости"
статья на тему

Клименко Екатерина Олеговна

Развитие орфографической зоркости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка        

 «Систематичность упражнений – есть первая и главная

основа их успеха, и недостаток этой систематичности

главная причина, почему  многочисленные и

долговременные упражнения в орфографии дают

плохие результаты»

                                                        К. Д. Ушинский

ВВЕДЕНИЕ.

   Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С другой стороны, практическая направленность орфографии не делает ее теорию менее сложной,  поскольку истинная орфографическая грамотность возникает лишь как результат изучения всех других разделов науки о языке. По этой причине наибольшие затруднения встречаются у учащихся на первом этапе формирования орфографического навыка, т.е. в начальной школе.

   Начальным этапом в работе над ошибками является их предупреждение.

   Приемы предупреждения ошибок разнообразны. Их применение на уроке зависит от характера орфограммы, этапа ее усвоения, возраста учащихся, их развития и индивидуальных способностей. Как отмечает Т. Г. Рамзаева, « предупредить -  это не значит только подсказать написание слова. Предупреждение – это и способ развития орфографической зоркости».

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ.

 

  Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи, однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить  орфограмму,  ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании, значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Не умение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

    К.Г. Житомирский в своей книге о правописании, вышедшей в Москве в 1915 году, показал свое отношение не к самой русской орфографии, а к орфографии в школе того времени. « На специальное обучение орфографии в низшей школе ухлопывается почти все время обучения» писал                         К. Г. Житомирский. Каждый учитель нашего XXI века может согласиться с этим утверждением XX века. Любой практикующий учитель не раз сталкивался в своей работе с бесконечными ошибками своих учеников. Это всегда обидно, досадно, порой опускаются руки. К тому же из года в год мы все чувствуем, что грамотность наших воспитанников неумолимо падает. Что же делать? В чем причина? Как научить писать без ошибок?

Абсолютного и окончательного ответа на эти вопросы мы, наверное не получим никогда, но это вовсе не означает, что поиски следует прекратить. Наоборот, сейчас они актуальны как никогда ранее. Свидетельство тому – появление довольно большого количества книг о русской орфографии, и методике ее преподавания, как в средней, так и в начальной школе. Кстати, если с  взрослыми, давно  закончившими  школу людьми, доведется разговориться о русском языке, то первое, что всплывает в памяти взрослого человека – это именно правила. Русский язык – значит правила. Никакой другой ассоциации термин  «русский язык»  увы, не вызывает. Сами себя по отношению к правилам взрослые делят на два «вида».

Правила никогда не учил, но пишу правильно.

Правила помню наизусть, но пишу с ошибками.

Хотя следует отметить, что абсолютно грамотных людей нет.

Как сделать так, чтобы правила не страшили ученика начальных классов своим количеством? Как сделать так, чтобы правила не разлетались по разным уголкам детского сознания? Кто может их объединить? Сама орфография, которая подчиняется строгим законам – принципам

орфографии. Важно все изученные ребенком орфографические правила объединить в его сознании более или менее определенные группы, в соответствии с логикой языка, с законами самой русской орфографии. И так, как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? Увидеть орфограмму в слове. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.

Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи.

Буква означает фонему. Только так. Если бы буква в русском языке обозначала звук, мы бы писали «дуп», и «сава». Случаи типа «дом» и «сон» лишь свидетельствуют о счастливом совпадении фонемы и звука. Фонема живет в определенной позиции и в определенной морфеме. И то, и другое нельзя обойти при освоении орфографии в начальных классах. Обычно младший школьник думает, что проверять надо только тогда, когда звук и буква на конце слова расходятся, например, слово « лев» проверять надо, а слово «жираф» нет, потому что второе пишется так, как слышится. «Ушная

  работа» вместо работы головой. Русская орфография не фонетическая, а фонематическая. Проверка нужна в обоих случаях.

    И так, как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? Для  решения этих задач необходимо системное, начиная с первого класса, формирование орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Во время обучения грамоте учащиеся знакомятся с двумя группами правил письменной передачи звучащей речи. Одну составляют правила графики: система принятых в данном языке письменных знаков, в частности букв, и норм их использования. Нарушение этих норм ведет к графическим ошибкам, при которых чаще всего меняется звуковой облик слова. Вторую группу правил письма составляют орфографические. Их не соблюдение тоже ведет к нарушению норм письменной речи, но они не влияют на произношение. Составной частью орфографической работы на этом этапе является изучение нескольких орфографических правил. Это:

  • оформление границ предложений.
  • раздельное написание слов.
  • большая буква в именах и фамилиях, в кличках животных и

               других собственных именах.

  • написание букв и, а, у  в  сочетаниях  жи\ши,  ча\ща,  чу\щу.
  • правила переноса.

   Восприятие  любого правила должно быть не механическим, а осознанным, нужно его введение мотивировать. Для первых трех правил нужно использовать один и тот же прием: наблюдение над устной речью - над границами предложений, над значениями и смысловыми различиями слов- например: [ хвостылапа ] – это не новая открытая часть тела животных, а два названия ( хвост, лапа ), соединенные третьим словом и. «У меня есть шарик ( Шарик ), чтобы правильно написать необходимо выяснить о чем идет речь в предложении, т. е. создать проблемную ситуацию,  которая  делает для ребенка убедительным как возникновение правила, так и необходимость узнать его.

    Способы знакомства с правилом написания гласных под ударением в сочетаниях  ЖИ-ШИ и др. могут быть различными. Например: [ ж ], [ ш ] - непарные твердые, а [ч], [щ]-непарные мягкие ( «всегда» твердые или мягкие), поэтому их твердость показывать не надо, вот и  не нужны после них буквы ы, я, ю.                                                              

    Работа над правилами переноса носит практический характер и начинается тогда, когда  у детей при письме появляется необходимость переноса слов со строки на строку. Сообщаются общие правила переноса. ( Приложение № 1)

    Для предупреждения ошибок в детских прописях и тетрадях важны упреждающие вопросы: Как можно перенести? А так можно перенести? В одной тетради я видела такой перенос… О каком правиле забыл ученик?                                                                                   Представления детей, о тех элементах письменной речи, где произношение, не служит надежной опорой, постепенно расширяются, поэтому важно, чтобы первоклассники быстрее и прочнее запомнили перечень уже « опасных» при письме мест. Для этой цели нужно использовать опорную таблицу «Внимание! Опасность!» (Приложение №2).        .

    В период обучения грамоте необходимо нужна специальная работа над орфографической зоркостью. Потому что «орфографическая слепота», неумение обнаруживать «ошибкоопасные» (выражение Г.Г. Граник и др.) места – одна из важнейших причин орфографических ошибок. Не замечая мест, где требуется применение правил, учащиеся,  даже зная правила, не обращаются к ним и пишут наугад, часто неверно. На фоне регулярно проводимой фонетической работы, освоения чтения и письма, графических  норм переходим к новым «открытиям», к поиску новых «секретов» письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфографическая зоркость - важнейшее условие орфографической грамотности обучающихся.

Вопросы развития у младших школьников орфографической зоркости и воспитания орфографического самоконтроля являются актуальными для практики изучения русского языка....

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...

Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.

         Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учител...

Орфографические понятия: орфографическая зоркость, орфографический самоконтроль.

Технология формирования грамотности младшего школьника...