Исследовательская работа "Сколько весит здоровье ученика?"
проект (4 класс) по теме
Сколько весит здоровье ученика?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_skolko_vesit_zdorove_uchenika.docx | 33.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МБОУ Верхнесолёновская СОШ
Сколько весит здоровье ученика?
Работу выполнила: Семёнова Мария
ученица 4 «а» класса
Поримчук Инна
ученица 4 «б» класса
Руководитель: Аметова Э.М.
Коржова Г.А.
х. Верхнесолёный - 2010г.
Содержание.
1 | Введение | …………………………… | 3 |
2 | Осанка – стройная спина! | …………………………… | 4-5 |
3 | Выбираем ранец. | …………………………… | 6 |
4 | На всё есть свои нормы. | …………………………… | 7 |
5 | Исследовательская работа. | …………………………… | 8-13 |
5.1 | Выявление учащихся с нарушением осанки. | …………………………… | 9-10 |
5.2 | Определение веса ранца учащихся. | …………………………… | 10-11 |
5.3 | Качественная оценка учебников и тетрадей. | …………………………… | 11-12 |
5.4 | Наблюдение за весом ранцев в течение недели. | …………………………… | 12-13 |
6 | Рекомендации | …………………………… | 14 |
7 | Заключение | …………………………… | 15 |
8 | Используемая литература | …………………………… | 16 |
9 | Приложение. | …………………………… | 17 |
Введение.
Цель исследования: обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путём ежедневного контроля тяжестей за спиной.
Задачи исследования:
1.Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
2.Описать, как влияют тяжёлые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.
3.Доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью.
4.Предложить свои способы решения проблемы.
Объект, предмет и база исследования
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: осанка школьника - основа здоровья.
Участники исследования: учащиеся 2 класса.
Гипотеза исследования
Мы предполагаем, что тяжёлый ранец вредит здоровью.
Методы исследования: анализ; опрос; сбор информации из книг, журналов; эксперимент.
Осанка – стройная спина!
Приятно смотреть на стройного человека? Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.
Правильная осанка не даётся человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после восемнадцати лет исправить её недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках ещё не заменилась костной. Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучится держаться прямо, тогда и в более старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине.
Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?
1. Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
2. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
3. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
4. Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать
неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, подтягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.
5. Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
6. Спать на жёсткой постели с невысокой подушкой.
7. Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.
Осанку школьникам портят тяжёлые ранцы и особенно – портфели.
Поэтому лучше всего научиться следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения.
Чтобы ощущать себя здоровым и весёлым, вспомним наши заветные слова:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
Выбираем ранец.
Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобным для очистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.
На всё есть свои нормы.
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Вес ранца с учебниками у учащихся четвёртых классов достигает от 3 кг до 4 кг, что в 2 -3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издательства не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действия санитарные правила и нормы – « Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в котором регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся 1-4 классов – 300 гр.
Исследовательская работа.
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент во вторых классах. В эксперименте участвовало 25 человек.
- Узнать у медицинского работника информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят вторых классов.
- Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников вторых классов.
- Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.
- В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
- Подвести итоги по позициям:
- самый правильный ранец ( до 0,7 кг);
- самый легкий портфель;
- самый тяжелый ранец;
- самый тяжелый ранец с принадлежностями;
- самый легкий ранец с принадлежностями;
- самый «тяжелый» учебный день;
- самый «легкий» учебный день.
6. Дать рекомендации родителям, детям и учителям.
1.Выявление учащихся с нарушением осанки.
Проанализировав личные карточки учеников, мы увидели, что проблема с опорно – двигательной системой отсутствует:
1 человек (Бурковецкий Иван) с нарушением осанки;
0 человек со сколиозом;
24 человека здоровых.
Чтобы в дальнейшем сохранить здоровье ученика, мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше на 10% веса ученика, т.е. вес ученика «в килограммах» надо умножить на 10 и разделить на 100.
Данные записали в таблице 1 («-» - не соответствует норме; «+» - норма).
Таблица 1.
№ | Ф.И. ученика | Год рождения | Вес тела (кг) | Правильный вес ранца (кг) | Реальный вес ранца (кг) | Вывод |
1 | Гладков Алексей | 2001 | 29,2 | 2,9 | 3,767 | - |
2 | Данецкова Юлия | 2001 | 30,5 | 3,05 | 3,734 | - |
3 | Лапшин Максим | 2001 | 36,6 | 3,66 | 3,143 | + |
4 | Лисовицкий Александр | 2002 | 23,1 | 2,31 | 2,7 | - |
5 | Малюкова Антонина | 2000 | 27 | 2,7 | 2,428 | + |
6 | Миронова Карина | 2001 | 24 | 2,4 | 3,05 | - |
7 | Пащенко Антон | 2001 | 25,2 | 2,52 | 2,941 | - |
8 | Поримчук Инна | 2001 | 38,5 | 3,85 | 3,624 | + |
9 | Рыбцова Ангелина | 2001 | 37,5 | 3,75 | 3,13 | + |
10 | Савчук Сергей | 2001 | 41,5 | 4,15 | 3,196 | + |
11 | Сахаров Максим | 2001 | 30 | 3 | 3,048 | - |
12 | Шахдинарян Виктория | 2001 | 31,7 | 3,17 | 4,29 | - |
13 | Бондаренко Кристина | 2002 | 22 | 2,2 | 2,648 | - |
14 | Веселова Виктория | 2001 | 24,7 | 2,47 | 2,817 | - |
15 | Ястребина Александра | 2001 | 30 | 3 | 2,787 | + |
16 | Веренич Сократ | 2001 | 28 | 2,8 | 2,56 | + |
17 | Калмыкова Снежана | 1999 | 40 | 4 | 2,711 | + |
18 | Бенкеч Альбина | 2002 | 26,6 | 2,66 | 3,332 | - |
19 | Костич Роман | 2001 | 35 | 3,5 | 2,731 | - |
20 | Михайлов Сергей | 2001 | 22 | 2,2 | 2,94 | - |
21 | Городов Даниил | 2001 | 21 | 2,1 | 2,5 | - |
22 | Рудченко Татьяна | 2001 | 28 | 2,8 | 2,414 | + |
23 | Семёнова Мария | 2001 | 30,5 | 3,05 | 2,778 | + |
24 | Бурковецкий Иван | 2001 | 26 | 2,6 | 3,251 | + |
25 | Умаров Расул | 2001 | 29 | 2,9 | 3,237 | + |
Вывод:
Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.
2. Определение веса ранца учащихся.
Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжёл и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей.
Результаты приведены в таблице 2.
Таблица 2.
№ | Ф.И. ученика | Вес ранца (кг) | Выводы |
1 | Гладков Алексей | 240гр. | Норма |
2 | Данецкова Юлия | 210гр. | Норма |
3 | Лапшин Максим | 65гр. | Норма |
4 | Лисовицкий Александр | 690гр. | Норма |
5 | Малюкова Антонина | 165гр. | Норма |
6 | Миронова Карина | 720гр. | Тяжёлый |
7 | Пащенко Антон | 305гр. | Норма |
8 | Поримчук Инна | 950гр. | Слишком тяжёлый |
9 | Рыбцова Ангелина | 135гр. | Норма |
10 | Савчук Сергей | 475гр. | Норма |
11 | Сахаров Максим | 395гр. | Норма |
12 | Шахдинарян Виктория | 740гр. | Тяжёлый |
13 | Бондаренко | 675гр. | Норма |
14 | Веселова Виктория | 760гр. | Тяжёлый |
15 | Ястребина Александра | 490гр. | Норма |
16 | Веренич Сократ | 580гр. | Норма |
17 | Калмыкова Снежана | 555гр. | Норма |
18 | Бенкеч Альбина | 825гр. | Слишком тяжёлый |
19 | Костич Роман | 715гр. | Тяжёлый |
20 | Михайлов Сергей | 645гр. | Норма |
21 | Городов Даниил | 530гр. | Норма |
22 | Рудченко Татьяна | 380гр. | Норма |
23 | Семёнова Мария | 465гр. | Норма |
24 | Бурковецкий Иван | 790гр. | Тяжёлый |
25 | Умаров Расул | 420гр. | Норма |
Вывод.
Мы увидели, что у 18 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, т.е. не превышает условного веса 0,7кг.
Нашлись победители – легковесы весом всего от 65 гр. до 240гр.
Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами – легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности осанки.
Однако у 7 человек вес ранца превысил гигиеническую норму.
Ранцы – тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно – двигательной и сердечно – сосудистой систем.
3. Качественная оценка учебников и тетрадей.
А может быть причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их.
Результаты приведены в таблице 3.
Таблица 3
№ | Учебные пособия | Учебники | Вывод | Тетради | ||||||
I ч. | II ч. | I ч. | II ч. | Дружим с математикой | Учусь писать | Пишем грамотно | ||||
I ч. | II ч. | |||||||||
1 | Литературное чтение | 300 г | 300г | Норма | 150г | 180г | ||||
2 | Русский язык | 305г | 305г | Тяжёлый | 175г | 165г | 175г | |||
3 | Математика | 270г | 250г | Норма | 125г | 125г | 175г | |||
4 | Окружающий мир | 305г | 305г | Тяжёлый | 125г | 125г | ||||
5 | Хрестоматия | 315г | 310г | Тяжёлый | ||||||
6 | Английский язык | 305г | 135г |
Вывод.
Не все книги соответствуют гигиеническим нормам - 300гр. для учеников начальной школы. Нашлись и «нарушители» - учебники русского языка, окружающего мира, хрестоматии, английского языка.
4.Наблюдения за весом ранцев в течение недели.
Большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела. Вывод:
Чем тяжелее ноша, тем выраженнее становятся боли в спине. А перекос плеча ведёт к нарушению осанки.
Исследования показали, что вес ранца с учебниками у учеников вторых классов, как правило, достигает 3- 4кг, что в 2-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы.
Результаты приведены в таблице 4.
Таблица 4.
№ | Фамилия, | Дни недели | |||||
Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Пт. | Сб. | ||
1 | Гладков Алексей | 3,660 | 4,670 | 3,850 | 4,835 | 3,720 | 1,865 |
2 | Данецкова Юлия | 3,875 | 4,335 | 3,563 | 4,370 | 3,920 | 2,340 |
3 | Лапшин Максим | 2,875 | 3,890 | 2,820 | 3,725 | 3,760 | 1,790 |
4 | Лисовицкий Александр | 2,900 | 2,950 | 2,775 | 3,590 | 2,605 | 1,375 |
5 | Малюкова Антонина | 3,135 | 2,730 | 2,145 | 2,860 | 2,340 | 1,355 |
6 | Миронова Карина | 3,460 | 3,505 | 2,820 | 3,405 | 3,650 | 1,450 |
7 | Пащенко Антон | 2,855 | 3,620 | 2,780 | 3,685 | 3,335 | 1,370 |
8 | Поримчук Инна | 3,625 | 3,985 | 3,450 | 4,390 | 4,230 | 2,065 |
9 | Рыбцова Ангелина | 3,720 | 3,525 | 2,820 | 3,875 | 3,155 | 1,685 |
10 | Савчук Сергей | 3,080 | 3,780 | 3,055 | 3,900 | 3,100 | 2,260 |
11 | Сахаров Максим | 2,920 | 3,595 | 2,925 | 3,740 | 3,185 | 1,925 |
12 | Шахдинарян Виктория | 4,540 | 4,915 | 4,515 | 5,025 | 4,520 | 2,230 |
13 | Бондаренко Кристина | 2,220 | 2,595 | 2,830 | 3,215 | 2,880 | 2,145 |
14 | Веселова Виктория | 2,800 | 3,495 | 2,810 | 3,175 | 2,445 | 2,175 |
15 | Ястребина Александра | 2,685 | 3,310 | 2,900 | 3,510 | 2,100 | 2,215 |
16 | Веренич Сократ | 2,250 | 2,695 | 2,715 | 2,820 | 2,800 | 2,080 |
17 | Калмыкова Снежана | 2,555 | 3,175 | 2,595 | 3,305 | 2,410 | 2,225 |
18 | Бенкеч Альбина | 3,160 | 3,945 | 3,465 | 4,000 | 2,710 | 2,710 |
19 | Костич Роман | 2,915 | 3,275 | 2,565 | 3,405 | 2,260 | 1,965 |
20 | Михайлов Сергей | 2,900 | 3,305 | 2,775 | 3,730 | 2,615 | 2,315 |
21 | Городов Даниил | 2,350 | 2,845 | 2,715 | 2,915 | 2,630 | 1,545 |
22 | Рудченко Татьяна | 2,250 | 2,845 | 2,685 | 3,105 | 2,170 | 1,430 |
23 | Семёнова Мария | 2,975 | 3,670 | 2,345 | 2,895 | 2,420 | 2,365 |
24 | Бурковецкий Иван | 3,370 | 3,680 | 3,355 | 3,860 | 3,030 | 2,210 |
25 | Умаров Расул | 3,685 | 3,830 | 3,120 | 3,705 | 2,585 | 2,495 |
Вывод:
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжёлым ранец бывает во вторник, среду, четверг. Отсюда следует, что вес в эти дни не соответствует гигиеническим нормам. Самым лёгким ранец оказался в субботу.
Самый «тяжёлый» учебный день – четверг. Самый «лёгкий» - суббота.
5. Рекомендации ученикам
- Не носите лишнего в ранцах.
- Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
Рекомендации родителям
- Просим вас: не покупайте тяжёлые ранцы!
Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300г.
- У ваших детей от тяжёлых нагрузок портится осанка.
- Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
- Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Рекомендации учителям и работникам школ
Снизить вес школьных ранцев и способствовать таким образом профилактике ортопедических и сердечно - сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
- Использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
- Найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один – в школе и один – дома);
- При составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
- Организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т. п. в помещении школы;
- Организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.
Заключение.
Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.
Используемая литература
1.Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья».
2.Основные направления лечебно – профилактической работы в рамках коррекционно – развивающей деятельности образовательных учреждений.
3.Министерство образования и науки Российской Федерации «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.
Приложение.
На диске прилагается мультимедийная презентация «Сколько весит здоровье ученика?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на тему:Сколько весит здоровье ученика
Чтобы сохранить хорошую осанку ученика первую очередь, необходимо обратить внимание на школьную сумку. В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы:Как тяжелый ранец влияет на осанку ученика? ...
Исследовательская работа "Сколько весит здоровье ученика?"
Работа содержит теоретическую и практическую направленность....
Исследовательская работа уч-ся "Сколько весит здоровье ученика?"
Исследовательская работа «Моё здоровье»ТЕМА: «Сколько весит наш портфель?»...
Исследовательская работа "Сколько весит здоровье школьника"
Цель данной работы - обратить внимание учеников, учителей и родителей на сбережение здоровья (осанки) школьников путем ежедневного контроля тяжестей за спиной....
Исследовательский проект "Сколько весит здоровье школьника?", 4 класс
Исследовательский проект "Сколько весит здоровье школьника?", 4 класс...