Класс час на тему:"Права ребенка"
классный час (3 класс) на тему

Дягилева Марина Александровна

Цель : создать условия для  формирования  первоначальных правовых знаний, знакомство с основным законом страны - Конституцией РФ.

- обобщить знания учащихся о личных правах человека, довести до осознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами, что надо уважать права других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_rebenka.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Цель : создать условия для  формирования  первоначальных правовых знаний, знакомство с основным законом страны - Конституцией РФ.

- обобщить знания учащихся о личных правах человека, довести до осознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами, что надо уважать права других людей.

Задачи:

- дать первоначальные правовые знания;

- сформировать понятия «закон, порядок, права»;

-познакомить с основным законом страны-с Конституцией РФ;

-познакомить с правами ребенка;

-формировать представления о правах школьника;

-воспитывать чувство гражданского долга и ответственности.

Форма проведения: игра-викторина

Оборудование: Презентация. Викторина проводится между 4 командами. Каждая команда находится в своей зоне. Командам было дано задание: вспомнить права и обязанности детей, Конвенцию прав ребенка

Ход занятия:

Введение в тему

Учитель: Гражданин! В этом слове – весомость, размах, высота.
Тот достоин его, чья душа пред Отчизной чиста.
Гражданин! Нет не титул наследный, а гордое званье:
В нём и совесть, и честь,
И родного народа признанье.
Т. Абдрахманова

- А что значит быть гражданином? (дети отвечают) подводим итоги.

Быть гражданином это:                              

1. Ощущать свою связь, с каким то определенным государством, признать его своим.

2. Пользоваться защитой государства.

3.Использовать свои гражданские права и выполнять свои гражданские обязанности.

- Ребята, мы являемся гражданами какой страны? Российской Федерации

- Вы как граждане России имеете права и обязанности.

Учитель: Сегодня мы проверим, как вы их знаете и понимаете.

Для проведения викторины разделимся на команды, и каждая команда будет зарабатывать жетоны за каждый правильный ответ. Выиграет та команда, игроки которой наберут наибольшее количество жетонов.

Давайте же познакомимся с командами. (Команды называются, приветствуют друг друга)

Перед тем как начнется наше состязание, мы просмотрим видеоролик, который поможет вам в выполнении определенных заданий.

1. Блиц опрос

1) Как называется государство, в котором мы живем? (Российская Федерация, Россия)

3) Как называется самый главный закон РФ (Конституция)

4) Как называется международный документ, содержащий целую систему правил, направленных на защиту детей («Конвенция о правах ребенка» (1989г.).)

5) Как называется документ, который выдается каждому ребенку при рождении? (свидетельство о рождении)

6) Как называется документ, который выдается каждому гражданину при достижении 14 лет? (паспорт)

7) Во сколько лет наступает совершеннолетие гражданина? (18 лет)

8) Во сколько лет наступает уголовная //административная ответственность гражданина? (уголовная – с 14 лет// административная – с 12 лет)

Беседа

Учитель: - Что означают слова «права» и «обязанности»? (Выслушиваются высказывания детей. Из словаря Ожегова:

«Право - охраняемая государством, узаконенная возможность что- нибудь делать, осуществлять». Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т. д. «Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т. д.)

- Какие обязанности и права есть у ученика в школе? (Ответы детей записываются на доску.)

II . Закончи предложение

Учащиеся дополняют окончание предложений:

- В школе я должен...

- В школе я имею право...

- Дома я должен...

- Дома я имею право...

- На улице я должен...

- На улице я имею право...

- В гостях я должен...

- В гостях я имею право...

III.

Учитель: -Молодцы ребята. С заданием викторины вы справились, а теперь дальше в путь , нам с вами предстоит отгадать загадки.

Загадки:

Оно каждому дано
Оно каждому важно.
Много их на свете есть
Всех на пальцах и не счесть (право)

Знают взрослые и дети
Права нет важней на свете.
В школе, ВУЗе, ПТУ
Я всегда его найду. (право на образование)

У взрослых право на работу,
А у детей есть на ___?___
Есть право на игру и отдых,
Я это говорю для взрослых. (право на заботу)

Вот, к примеру, право .__?__
Как же им не дорожить.
Она прекрасна и сложна,
И она нам всем нужна. (право на жизнь)

В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ».

- Какие же права есть у вас, школьников?

Дети отвечают:

1.Право на учебу.

2. Право на отдых между уроками.

3.Право на каникулы.

4.Право на занятия в кружках и секциях.

Учитель: -Продолжим нашу викторину. Следующее задание.

-. мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Давайте разберемся, какие конституционные права были нарушены в данной сказке:

Вопросы викторины:

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то ка кое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ - № 3 право на неприкосновенность жилища.)

2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- № 2 право на свободный труд, защита от безработицы.)

3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Ответ - № 1 на бесплатное образование.)

Учитель: Молодцы ребята.

Учитель: Давайте, вспомним сейчас с вами художественные произведения, героев этих произведений и проговорим, какие права детей нарушались в этих сказках.

 ЖЕРЕБЬЕВКА (Кто первый, второй…)

1) А. Н. Толстой «Приключения Буратино»

- Кто главный герой этой сказки?

- Что купил папа Карло для Буратино? Зачем?

- Где можно учиться?

- Каким правом воспользовался Буратино, когда пошел в школу?

(Игрок, ответивший правильно, получает жетон)

- Какие обязанности нарушил?

2) Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

- С кем жили Кай и Герда?

- Как жилось им у бабушки?

- Что случилось с Каем?

- Какое право Кая нарушила Снежная королева?

Чтобы дети были счастливыми, они должны воспитываться в семье или с теми, кто будет о них хорошо заботиться. И никто не имеет права разлучить ребенка с семьей.

3)  Перро «Золушка»

- Как относилась к Золушке мачеха?

- Что по дому делала золушка?

- Какое право Золушки нарушила Мачеха?

В Конвенции о правах ребенка записано право на отдых, и на защиту от злоупотребления детским трудом. Дети должны помогать своим родителям или тем, кто о них заботится, но по мере своих сил и возможностей.

4) К. И. Чуковский «Айболит»

- Кто такой Айболит?

-Чем он занимался?

- Какую обязанность по отношению к детям, выполняют врачи?

Да, ребята вы имеете право на медицинский уход, но вы и сами должны заботиться о своем здоровье. Что же вы обязаны делать? Заботиться о чистоте своего тела, одежды, закаляться, соблюдать режим, хорошо питаться и заниматься спортом.

Физминутка (вместе с учителем выполняют дыхательную гимнастику)

IV. Конкурс «Права ребенка»  

Поделки из бумаги: открытки "Ромашки" - поделки из бумаги - Поделки руками детей - Каталог статей - Академия поделокПоделки из бумаги: открытки "Ромашки" - поделки из бумаги - Поделки руками детей - Каталог статей - Академия поделок

Учитель: Объявляется «мозговой штурм». Каждая команда получает «Ромашку» –  «ПРАВА» // «ОБЯЗАННОСТИ»

Команды в течение 3 – х минут должны написать на лепестках ромашки как можно больше  «прав» и «обязанностей»

V. Конкурс капитанов «Пантомима».  

Капитанам выдаются билеты – задание: с помощью пантомимы изобразить право, написанное на билете, а ребята своей группы должны угадать это право.

VI. Итог. Подсчет жетонов. Награждение

Стихотворения учеников

1-й ученик.

Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо дня других.

2-й ученик.

Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить!

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море.

3-й ученик.

Нужно море и леса,

Нужно счастье, нужно горе

И родные голоса.

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

4-й ученик.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Все почувствовать вокруг.

- Ребята, вы все большие молодцы! Давайте с вами повторим:

- Что такое право? 
- Какие права есть у вас? 
- Кто защищает ваши права? 
- Что такое обязанность? 
- Какие обязанности у вас есть? 
- Нужно ли исполнять свои обязанности? 
- Закончить наше занятие мне бы хотелось таким стихотворением: 
Как хорошо, что есть права! 
Закон нас строго защищает. 
И в нем важны нам все права, 
Они великой силой обладают. 
Товарищи взрослые и дети! 
За своё будущее мы все в ответе! 
Права и обязанности свои знайте, 
Хорошими людьми вырастайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему : "Права ребенка"

Каждый должен знать свои права....

Дидактический материал на тему "Права ребенка"

Понятия-право, Конституция,законы; викторины и стихотворения....

классный час на тему: "Права ребенка"

Цели и задачи мероприятия:Познакомить учащихся с основными документами «Всеобщей декларацией прав человека», отражающей права ребенка в обществе.Научить правилам ведения дискуссий, умению выслушивать ...

Внеклассное мероприятие по теме "Права ребенка"

Цель: познакомить учащихся с основными правами ребенка,провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения.Права есть и у взрослых и у детей....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Права ребенка" (УМК "Перспектива")

Представляю Вашему вниманию разработки конспектов по окружающему миру....

Конспект урока по истории (4 класс). Тема: Права ребенка. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления  о «Конвенции о правах ребенка», ее главной идее; ознакомление учащихся с правами гражданина в обществе; формирование убежд...