Класс час на тему:"Права ребенка"
классный час (3 класс) на тему
Цель : создать условия для формирования первоначальных правовых знаний, знакомство с основным законом страны - Конституцией РФ.
- обобщить знания учащихся о личных правах человека, довести до осознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами, что надо уважать права других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_rebenka.docx | 32.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель : создать условия для формирования первоначальных правовых знаний, знакомство с основным законом страны - Конституцией РФ.
- обобщить знания учащихся о личных правах человека, довести до осознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами, что надо уважать права других людей.
Задачи:
- дать первоначальные правовые знания;
- сформировать понятия «закон, порядок, права»;
-познакомить с основным законом страны-с Конституцией РФ;
-познакомить с правами ребенка;
-формировать представления о правах школьника;
-воспитывать чувство гражданского долга и ответственности.
Форма проведения: игра-викторина
Оборудование: Презентация. Викторина проводится между 4 командами. Каждая команда находится в своей зоне. Командам было дано задание: вспомнить права и обязанности детей, Конвенцию прав ребенка
Ход занятия:
Введение в тему
Учитель: Гражданин! В этом слове – весомость, размах, высота.
Тот достоин его, чья душа пред Отчизной чиста.
Гражданин! Нет не титул наследный, а гордое званье:
В нём и совесть, и честь,
И родного народа признанье.
Т. Абдрахманова
- А что значит быть гражданином? (дети отвечают) подводим итоги.
Быть гражданином это:
1. Ощущать свою связь, с каким то определенным государством, признать его своим.
2. Пользоваться защитой государства.
3.Использовать свои гражданские права и выполнять свои гражданские обязанности.
- Ребята, мы являемся гражданами какой страны? Российской Федерации
- Вы как граждане России имеете права и обязанности.
Учитель: Сегодня мы проверим, как вы их знаете и понимаете.
Для проведения викторины разделимся на команды, и каждая команда будет зарабатывать жетоны за каждый правильный ответ. Выиграет та команда, игроки которой наберут наибольшее количество жетонов.
Давайте же познакомимся с командами. (Команды называются, приветствуют друг друга)
Перед тем как начнется наше состязание, мы просмотрим видеоролик, который поможет вам в выполнении определенных заданий.
1. Блиц опрос
1) Как называется государство, в котором мы живем? (Российская Федерация, Россия)
3) Как называется самый главный закон РФ (Конституция)
4) Как называется международный документ, содержащий целую систему правил, направленных на защиту детей («Конвенция о правах ребенка» (1989г.).)
5) Как называется документ, который выдается каждому ребенку при рождении? (свидетельство о рождении)
6) Как называется документ, который выдается каждому гражданину при достижении 14 лет? (паспорт)
7) Во сколько лет наступает совершеннолетие гражданина? (18 лет)
8) Во сколько лет наступает уголовная //административная ответственность гражданина? (уголовная – с 14 лет// административная – с 12 лет)
Беседа
Учитель: - Что означают слова «права» и «обязанности»? (Выслушиваются высказывания детей. Из словаря Ожегова:
«Право - охраняемая государством, узаконенная возможность что- нибудь делать, осуществлять». Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т. д. «Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т. д.)
- Какие обязанности и права есть у ученика в школе? (Ответы детей записываются на доску.)
II . Закончи предложение
Учащиеся дополняют окончание предложений:
- В школе я должен...
- В школе я имею право...
- Дома я должен...
- Дома я имею право...
- На улице я должен...
- На улице я имею право...
- В гостях я должен...
- В гостях я имею право...
III.
Учитель: -Молодцы ребята. С заданием викторины вы справились, а теперь дальше в путь , нам с вами предстоит отгадать загадки.
Загадки:
Оно каждому дано
Оно каждому важно.
Много их на свете есть
Всех на пальцах и не счесть (право)
Знают взрослые и дети
Права нет важней на свете.
В школе, ВУЗе, ПТУ
Я всегда его найду. (право на образование)
У взрослых право на работу,
А у детей есть на ___?___
Есть право на игру и отдых,
Я это говорю для взрослых. (право на заботу)
Вот, к примеру, право .__?__
Как же им не дорожить.
Она прекрасна и сложна,
И она нам всем нужна. (право на жизнь)
В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ».
- Какие же права есть у вас, школьников?
Дети отвечают:
1.Право на учебу.
2. Право на отдых между уроками.
3.Право на каникулы.
4.Право на занятия в кружках и секциях.
Учитель: -Продолжим нашу викторину. Следующее задание.
-. мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Давайте разберемся, какие конституционные права были нарушены в данной сказке:
Вопросы викторины:
1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то ка кое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ - № 3 право на неприкосновенность жилища.)
2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- № 2 право на свободный труд, защита от безработицы.)
3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Ответ - № 1 на бесплатное образование.)
Учитель: Молодцы ребята.
Учитель: Давайте, вспомним сейчас с вами художественные произведения, героев этих произведений и проговорим, какие права детей нарушались в этих сказках.
ЖЕРЕБЬЕВКА (Кто первый, второй…)
1) А. Н. Толстой «Приключения Буратино»
- Кто главный герой этой сказки?
- Что купил папа Карло для Буратино? Зачем?
- Где можно учиться?
- Каким правом воспользовался Буратино, когда пошел в школу?
(Игрок, ответивший правильно, получает жетон)
- Какие обязанности нарушил?
2) Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
- С кем жили Кай и Герда?
- Как жилось им у бабушки?
- Что случилось с Каем?
- Какое право Кая нарушила Снежная королева?
Чтобы дети были счастливыми, они должны воспитываться в семье или с теми, кто будет о них хорошо заботиться. И никто не имеет права разлучить ребенка с семьей.
3) Перро «Золушка»
- Как относилась к Золушке мачеха?
- Что по дому делала золушка?
- Какое право Золушки нарушила Мачеха?
В Конвенции о правах ребенка записано право на отдых, и на защиту от злоупотребления детским трудом. Дети должны помогать своим родителям или тем, кто о них заботится, но по мере своих сил и возможностей.
4) К. И. Чуковский «Айболит»
- Кто такой Айболит?
-Чем он занимался?
- Какую обязанность по отношению к детям, выполняют врачи?
Да, ребята вы имеете право на медицинский уход, но вы и сами должны заботиться о своем здоровье. Что же вы обязаны делать? Заботиться о чистоте своего тела, одежды, закаляться, соблюдать режим, хорошо питаться и заниматься спортом.
Физминутка (вместе с учителем выполняют дыхательную гимнастику)
IV. Конкурс «Права ребенка»
Учитель: Объявляется «мозговой штурм». Каждая команда получает «Ромашку» – «ПРАВА» // «ОБЯЗАННОСТИ»
Команды в течение 3 – х минут должны написать на лепестках ромашки как можно больше «прав» и «обязанностей»
V. Конкурс капитанов «Пантомима».
Капитанам выдаются билеты – задание: с помощью пантомимы изобразить право, написанное на билете, а ребята своей группы должны угадать это право.
VI. Итог. Подсчет жетонов. Награждение
Стихотворения учеников
1-й ученик.
Мы знаем о законе мало,
Не больше всех иных,
Мы знаем, делать нужно то,
Что благо дня других.
2-й ученик.
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить!
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море.
3-й ученик.
Нужно море и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
4-й ученик.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Все почувствовать вокруг.
- Ребята, вы все большие молодцы! Давайте с вами повторим:
- Что такое право?
- Какие права есть у вас?
- Кто защищает ваши права?
- Что такое обязанность?
- Какие обязанности у вас есть?
- Нужно ли исполнять свои обязанности?
- Закончить наше занятие мне бы хотелось таким стихотворением:
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему : "Права ребенка"
Каждый должен знать свои права....
Дидактический материал на тему "Права ребенка"
Понятия-право, Конституция,законы; викторины и стихотворения....
классный час на тему: "Права ребенка"
Цели и задачи мероприятия:Познакомить учащихся с основными документами «Всеобщей декларацией прав человека», отражающей права ребенка в обществе.Научить правилам ведения дискуссий, умению выслушивать ...
Внеклассное мероприятие по теме "Права ребенка"
Цель: познакомить учащихся с основными правами ребенка,провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения.Права есть и у взрослых и у детей....
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Права ребенка" (УМК "Перспектива")
Представляю Вашему вниманию разработки конспектов по окружающему миру....
Конспект урока по истории (4 класс). Тема: Права ребенка. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о «Конвенции о правах ребенка», ее главной идее; ознакомление учащихся с правами гражданина в обществе; формирование убежд...