Адаптация первоклассников - формы работы
статья (1 класс) на тему
Первый год обучения в школе - очень сложный, переломный период в жизни ребёнка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни.На смену беззаботным играм приходит ежедневный учебный труд. В связи с этим, основной целью моей работы в 1 четверти было создание условий для успешной адаптации воспитанников к школьной жизни. Поставленная цель и задачи реализуются через различные виды и формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_pervoklassnikov_-_formy_raboty.docx | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на городском методическом объединении
«Адаптация первоклассников – формы работы».
Серебренникова Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ СШ № 11
2018 год
Готовность первоклассников к школьному обучению
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневный учебный труд. Он требует от ребенка напряженного умственного труда, сосредоточенной работы на уроках и удержания правильной рабочей позы.
Характеристика классного коллектива
На начало 2018-2019 учебного года в моём первом классе обучается 26 ребят, из них 12 мальчиков и 14 девочек.
Все дети до школы посещали детский сад.
Дети воспитываются в семьях, 23 из которых полные, в 3х семьях ребёнка воспитывает одна мама.
Из 26 первоклассников 16 человек посещали подготовительные занятия к школе «Малышок». Работа проводилась с ноября по апрель месяц. Это занятия с психологом развитие математических представлений «Математические ступеньки», знакомство с окружающим миром «Зелёные тропинки», развитие мелкой моторики руки «Волшебные пальчики», «По дороге к Азбуке». Мы ставили перед собой цель – не научить будущих первоклассников читать и писать, а сформировать у них желание идти в школу, интерес к обучению, «внутреннюю позицию школьника» с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителя для реализации преемственности между дошкольным этапом и начальной школой с учетом ФГОС второго поколения.
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Обычно он составляет от 1 до 5 месяцев. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. В связи с введением новых государственных стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, т.к. стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Поэтому в школе необходимо создать психолого-педагогические условия, которые обеспечивают благоприятное течение приспособления первоклассников к обучению.
В связи с этим, основной целью моей работы в 1 четверти было создание условий для успешной адаптации воспитанников к школьной жизни.
Задачи адаптационного периода:
* создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь;
* создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе;
* создание предпосылок для групповой сплоченности класса;
* воспитание качеств, нужных в общении друг с другом и совместной деятельности (сотрудничество);
Поставленные цели и задачи реализуются через различные виды и формы работы: классные часы, беседы, праздники, экскурсии, совместные мероприятия детей и родителей. Так в 1 четверти были проведены следующие классные часы: «Мой класс – мои друзья», «Мой близкий друг», на которых дети узнали о правилах дружбы, рассказали о своих друзьях, придумали различные пожелания друг другу. Для воспитания взаимоуважения, взаимовыручки были проведены беседы: «Правила, обязательные для всех», «Все мы разные, но все мы равные». Цель этих бесед - помочь ребенку вжиться в позицию школьника. Мы размышляли о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного обучения ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, возможностях и способностях. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и уверенно встать на позицию школьника, а также формирует положительное отношение к школе.
Правила поведения в классе и школе мы обсудили и поместили в классный уголок. Если у нас возникают проблемы, и нам необходимо их разрешить, мы обязательно обращаемся к ним, обсуждаем тот или иной проступок и делаем соответствующие выводы. На классном часе мы с ребятами обсудили, как будет называться наш отряд. Много было предложений, дети спорили, предлагали разные варианты. В результате единогласно остановились на названии «Дружба». Выучили девиз. Познакомились с правилами дружбы.
В октябре мы с ребятами и родителями посетили городскую библиотеку, где приняли активное участие в очень значимом мероприятии «Час правового воспитания». Ребята были очень активны, разбирали ситуации, предложенные ведущим, выдвигали свою точку зрения, играли, рисовали и в конце сделали соответствующие выводы. 2 ноября мы побывали на экскурсии в ДЭС. Все ребята с удовольствием слушали экскурсовода, кормили животных, фотографировались. Результатом нашей экскурсии стало участие в городском фотоконкурсе «В объективе зоопарк Детской Экологической Станции», посвящённому 15-летию создания зоопарка ДЭС. Ребята вместе с родителями фотографировали животных, 4 человека стали победителями, получили дипломы и денежные сертификаты. Тесный контакт «Учитель-ученик-родитель» играет очень важную роль в период адаптации. Тесное сотрудничество педагога с родителями даёт ребёнку уверенность в своих силах, он не чувствует себя оторванным от дома, семьи. Таким образом, родители поддерживают "внутреннею позицию школьника". Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
Считаю, что важным моментом адаптационного периода являются родительские собрания. В первой четверти было проведено родительское собрание на тему: «Ваш ребёнок – первоклассник», на котором родители познакомились с особенностями обучения первоклассников, узнали о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода. Родители отмечают, что дети не испытывают трудности в общении с педагогами школы и одноклассниками, хотя между детьми случаются редкие обиды и незначительные конфликты. Чаще происходят конфликты между девочками. В таких случаях провожу беседы, затем даю им совместные поручения, то есть, ставлю в такую ситуацию, которую они должны разрешить вместе. Помочь в чём - то друг другу. Это действует!
Второе родительское собрание было проведено в ноябре, мы связали его с праздником «День матери». Ребята впервые вышли на классную сцену, чтобы поздравить мамочек с праздником. Буквально каждый ребёнок принимал участие, читали стихи, ставили сценки, пели частушки. Финалом праздника было вручение праздничных открыток, выполненных самими детьми. Некоторые мамы прослезились, когда дети читали стихи и пели. Это мероприятие – большой плюс в период адаптации. Тёплая, душевная обстановка благоприятно влияет на эмоциональный характер детей. Такие мероприятия сплачивают ребят, воспитывают чувство коллективизма.
Провожу с родителями индивидуальные консультации, на которых обсуждаем проблемы, которые есть у ребёнка и вместе находим пути их устранения. Тесный контакт с родителями позволяет сгладить шероховатости периода адаптации.
Во время уроков создаю доброжелательную атмосферу в классе, проходя по классу во время самостоятельной работы, подбадриваю слабого ребёнка, кого-то поглажу по спинке, голове, похвалю. Все это способствует снятию тревожности. Многие дети на сегодняшний день умеют слышать и принимать задание учителя, слушать ответы одноклассников, адекватно оценивать собственную работу и ее результат. Обязательно во время урока проводим две физминутки. Первую провожу я, вторую проводит один из дежурных. Со второй четверти мы уже ввели дежурство в классе. Обговорили обязанности дежурных. И дети сами договариваются, кто будет проводить вторую физминутку. Всё это вырабатывает ответственность, добросовестное отношение, сплочение коллектива.
Конечно, есть и такие дети, их примерно 20 процентов, которые не могут сосредоточиться на главном, повторять им нужно не 1, 2 раза, а больше. Есть ученик, который может на уроке спросить, а когда пойдём домой? Когда прозвенит звонок с урока? Работая индивидуально с родителями данного мальчика, выяснилось, что ему только 20 января исполнится 7 лет. Ребёнка рано отдали в школу, у него не сформирована учебная мотивация. Беседуя с мамой, мы пришли к выводу, что ребёнку необходим уравновешенный режим дня, ежедневные прогулки, успокаивающие ванны, спокойное времяпрепровождение перед сном. Для развития внимания и произвольности необходимо приобщать ребенка к интеллектуальным играм с правилами (шашки, шахматы, нарды и др.).
Так как у нас в настоящий момент в школе нет психолога, я сама начала искать ответы на волнующий вопрос. Психолог Людмила Овсяник советует родителям: «Если ребенок испытывает сложности с учебой, прежде всего убедите его в том, что вы любите его просто потому, что он есть, а вовсе не за успехи в школе. Как это сделать? После возвращения ребенка из школы не торопитесь удовлетворять свое любопытство вопросом: «Какую отметку ты сегодня получил(а)?» – лучше расскажите о том, как прошел ваш день, потом ненавязчиво поинтересуйтесь у сына или дочери: «А у тебя что интересного произошло?», чуть позже – «Что нового и интересного ты узнал(а) сегодня в школе?». В таком плане была построена очередная беседа с мамой мальчика.
На переменах дети играют в настольные игры, раскрашивают, а некоторые даже умудряются читать художественные книги, благо, что перемены у нас 20 минут. Появляются у нас и свои классные традиции. Это поздравление именинников. В классном уголке каждый месяц обновляю информацию: Именинники сентября, октября, ноября… Ребята чётко следят за этим, готовят поздравления, рисунки своим одноклассникам.
Внеурочная деятельность первоклассников организована в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей. Для составления расписания занятий внеурочной деятельности были учтены все направления, предложенные базисным учебным планом школы. Для удобства посещения занятий у нас в школе работает группа по досмотру детей. Ребята с удовольствием посещают её, ходят на кружки, в свободное время играют, читают и т.д.
Таким образом, считаю, что работа, которая ведётся в классе, способствует успешной адаптации детей к условиям школьной жизни, формированию коллектива класса, интеллектуальному, нравственному и физическому становлению личности, созданию условий для развития индивидуальных и творческих способностей. Благодаря организованной деятельности, первоклассники испытывают меньше отрицательного воздействия учебного процесса, легче проходит процесс привыкания к школьной жизни.
Мне, как учителю, предстоит ещё большая работа в оказании педагогической помощи детям, у которых адаптация проходит с трудностями. Для этой цели я, несомненно, привлекаю и родителей данных учащихся. И, конечно, нам нужен обязательно психолог.
В завершении хочется пожелать всем вам, уважаемые коллеги, успехов в нашем нелёгком труде, тесного контакта с родителями обучающихся, а самое главное здоровья и семейного счастья. С наступающим Новым годом. Пусть он будет стабильным и удачным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные формы работы с родителями по адаптации первоклассников
статья о различных формах работы классного руководителя с родителями первоклассников...
Проект на тему: «Использование нетрадиционных форм ведения урока, как одного из благоприятных условий адаптации первоклассников».
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения являются усиление их ориентации на результаты образования и деятельностный подход к учебно-воспитательному процессу.Стандарты второ...
Проект "Использование нетрадиционных форм ведения урока, как одного из благоприятных условий адаптации первоклассников"
Проект реализуемый в период адаптации первоклассников....
Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...
2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников
2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...
3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...
4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...