Конференция
методическая разработка (4 класс) на тему
Технология современного проектного обучения в работе с обучающимися с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.doc | 483.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1. Тема: «Технология современного проектного обучения в работе с обучающимися с ОВЗ»
Своё выступление мне хочется начать со слов В.А.Сухомлинского.
СЛАЙД 2.
Я думаю, что не открою сегодня чего-то нового. Эта тема с одной стороны уже актуальна, а с другой стороны – нова, тем, что новая школа – это школа для всех. Адресатами инклюзивного (т.е. включающего) образования являются дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и инвалиды, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности.
СЛАЙД 3.
В частности в нашей школе обеспечивается успешная социализация таких детей, более половины категорий.
В моём классе по решению ПМПК выявлено 2 детей с умственной отсталостью (из них 1- инвалид), 6 человек с рождения имеют ЗПР.
Как работать с такими детьми, как их вовлечь в учебный процесс, как заинтересовать?
Образование детей с ОВЗ предусматривает создание индивидуальной коррекционно-развивающей среды и в то же время обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования: это и социальная адаптация, коррекция нарушений развития, оздоровление, воспитание, а также использование в практике эффективных педагогических технологий.
В современной педагогике наряду с систематическим предметным обучением и как компонент образовательных систем используется проектное обучение.
Проект выявляет творческие индивидуальные способности, создаёт ситуацию успеха, повышает мотивацию на познание нового, качество знаний на основе идей личностного ориентирования: на интерес, на творческую самореализацию личности обучающихся, развитие креативности, интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств; учит проблематизации (целеполаганию и планированию), элементам самоанализа, представлению результатов своей деятельности и хода работы.
Проект от латинского означает буквально «выброшенный вперёд».
Французское слово переводится как намерение, которое будет осуществлено в будущем, т.е. мы работаем на становление и утверждение наших детей в будущем, уверенность их в своих знаниях, силах, стремлениях.
Каждый ребёнок развивается в обществе, а конкретнее, в коллективе.
Каждая личность, в том числе и ребёнок с ограничениями в здоровье играет важную роль в воспитании коллектива, но в тоже время коллектив оказывает влияние на воспитание личности, на формирование её социальной компетентности. Это способность личности продуктивно сотрудничать с партнёрами в группе и команде, выполнять различные роли и функции.
Прежде, чем начать оказывать действенную помощь таким детям, их надо выявить. Зачастую мы не знаем болезни, диагнозы детей с рождения, в большинстве случаев они подтверждаются и при обучении.
Надо вплотную работать с родителями, чтобы с их стороны не было препятствий в изучении медработником школы медкарты с рождения ребёнка и в согласии родителями в дальнейшем обследовании специалистами, в оказании медицинской помощи с их стороны. А со стороны учителя это внеурочные дополнительные занятия, на уроках – индивидуальный подход, сопровождающие памятки, карточки – помощники и т. д.
Работа над проектом содержит определенные трудности у детей с ОВЗ.
Не всегда обучающиеся способны осуществить проектную деятельность: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, страдают кратковременной памятью, не могут владеть большой информацией, а тем более грамотно изложить её. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов.
Тематика проектных заданий подбирается с учетом интересов учащихся, индивидуальные особенности обучающихся при постановке задания, требуется больше поддержки при меньшей требовательности со стороны учителя. У каждого обучающегося свой запланированный конечный результат и проект должен иметь практическое применение.
Осуществление проектного обучения требует от педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально - технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы по всем предметам.
СЛАЙД4.
Зачастую эти дети имеют способности к рисованию, оформлению, изготовлению поделок.
Для корректировки имеющихся недостатков у детей данной категории особую значимость имеет проектная деятельность именно на уроках ИЗО и технологии, которая позволяет:
-овладеть организацией практической деятельности от идеи до её реализации;
-активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер;
-повышать личную уверенность каждого участника проектной деятельности, его самореализацию;
-развивать осознание значимости коллективной работы, сотрудничества;
-возможность быстрой адаптации к новым видам деятельности в обществе, новом коллективе.
СЛАЙд5.
Труднее работать с ребёнком - инвалидом, обучающимся на дому и перенёсшей множественные химиитерапии. У этой девочки имеется постоянная потребность в общении, которое запрещено врачами. С ней мы готовим в основном минипроекты по ИЗО, технологии, праздничные поделки для родственников. Информацию (о животных, посуде, игрушках, стихи-поздравления) может найти сама, т.к. неплохо владеет компьютером. Оформляем проект в основном в бумажном варианте, излагает материал по наводящим вопросам учителя. При этом проектная деятельность заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом.
Знания становятся её личным достоянием и закрепляются прочно или кратковременно в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
По русскому языку, математике, окружающему миру рекомендуются проекты после каждой темы.
СЛАЙД6.
СЛАЙД7.
Дети с ОВЗ обязательно вовлечены в подготовку групповых проектов как на уроках, так и во внеурочное время посещают кружок «Разговор о правильном питании».
СЛАЙД8.
СЛАЙД9
СЛАЙД10.
Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит таким образом: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить». С моей и родительской помощью дети моего класса демонстрируют свои проекты на уровне класса, школы, района.
СЛАЙД11.
Наш класс состоит в школьном НОУ (научное общество учащихся).
Во 2 классе мой ученик представил персональный проект «Семейный альбом», а затем принял участие в районном конкурсе «Согрей теплом родительского сердца».
СЛАЙД12.
В 3 классе весь год готовили групповой исследовательский проект «Интернет и здоровье детей». Все учащиеся класса находили материал, разработали рекомендации для родителей и учащихся, провели анкетирование, обрабатывали данные. А группа детей представила проект на научно-практической конференции в рамках начальной школы.
СЛАЙД13.
На различных этапах организации проектной деятельности обучающихся с ОВЗ планируется достижение конкретных целей:
Развитие внимания и умения планировать работу необходимо на начальном этапе проектной деятельности. Использую мотивационный приём.
Развитие восприятия возможно на основном этапе. Использую приём – сравнение.
Развитие тонкой моторики, речи, навыков сотрудничества осуществляется на всех этапах проектной деятельности. Побуждаю к самостоятельным высказываниям.
Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении. Положительная оценка педагогом их деятельности утверждает у детей веру в себя.
Основной целью воспитания и обучения детей с ОВЗ является коррекция отклонений в развитии путём снижения зависимости ребёнка от посторонней помощи, активизирование его активности, адаптация к окружающей и социальной среде.
СЛАЙД14.
Практически все типы и виды проектов выполняются детьми моего класса.
Основными этапами учебного проектирования являются:
СЛАЙД15.
Критериями оценки результатов проектной деятельности учеников будут:
-владение способами познавательной деятельности;
-умение использовать источники информации;
-коммуникативные и адаптивные качества;
-самоорганизация;
Эффективность применения проектного метода обусловлена:
- Технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу от «простого к сложному», «от конкретного к абстрактному» обязательно достигается желаемый результат.
- Достаточно высокой эффективностью уроков.
- Развитием речевых навыков учащихся.
- Развитием и поддержанием интереса к предмету.
- Практическим применением приобретённых знаний, умений, навыков.
- Развитием коммуникативных навыков учащихся.
- Созданием благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы.
- А еще она имеет важный элемент – рефлексию, способствующую осмыслению полученных умений и навыков.
Таким образом, проект как форма деятельности способствует формированию у учащихся с ОВЗ способностей, которые позволят им не только уверенно приобретать в дальнейшем знания, но и адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, строить отношения в различных социальных группах.
СЛАЙД16.
Закончить своё выступление мне хочется такими словами, как гласит китайская пословица:
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конференция
Урок-игра по правам человека,4 класс ...
Дипломы для школьной конференции
Дипломы к школьной конференции: учащимся, педагогам...
Урок конференция по окружающему миру.
Урок учит детей работать с разными источниками информации, рассуждать, быть коммуникабельными. ...
Презентация к научной конференции "Тайна имени"
Данная презентация кратко передает содержание исследовательского проекта, выполненного учащимся 3 класса кузнецовым Сергеем...
Благодарность за достижение высоких результатов в заключительной районной научно-практической конференции "Мой край в судьбе России"
Благодарность за достижение высоких результатов в заключительной районной научно-практической конференции "Мой край в судьбе России"...
Конференция на тему: ЗОЖ для учащихся начальных классов Конференция «Мы за здоровый образ жизни» Автор: Захарина Н.Л.- учитель начальных классов
Сценарий исследовательской конференции по привитию навыков здорового образа жизни. Включает в себя прграмму и концертные омера. Можно применять в работе учителям начальных классов...
Сценарий открытия школьной научно- практической конференции " Будущее-это мы" и резолюция конференции по итогам работы за год
Школьный проект- это коллективная работа. Итоги проекта ежегодно проводятся в виде научно- практической конференции. Это всегда интресно, неожиданно и творчески. Для организаторов такого с...