ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
проект на тему
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
по теме: Формирование читательской грамотности
у младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chit_gramotnosti.docx | 48.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
по теме: Формирование читательской грамотности
у младших школьников
Выполнила:Зарипова Эльвира Радиковна,
учитель начальных классов
МОБУ СОШ с.Ермекеево
Ермекеевского района РБ
Перемены в современном обществе, принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования. Сквозная цель образования – воспитание грамотного, компетентного читателя. Однако школьная практика обнаруживает, что из-за неумения ученика понимать прочитанное часто возникают учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию. Помимо традиционного вопроса «Чему учить?» актуальным становится вопрос «Как учить?» или, точнее, как учить так, чтобы у детей возникали собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в федеральном государственном стандарте начального общего образования. Кроме того, чтение является универсальной техникой получения знаний, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению смысла прочитанного на основе читательского опыта.
Традиционная методика демотивирует учащихся: текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан нами - учителями. Поэтому им не интересно. Более того, детям не понятно, почему нужно отвечать именно на наши вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет.
Именно поэтому одной из самых актуальных проблем в начальной школе становится обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы. И решением этой проблемы является технология продуктивного чтения. Эта технология направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивает умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста. Таким образом, на материале текстов учебника строится формирование правильной читательской деятельности.
Итак, по определению Н.Н.Светловской, технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Используя технологию продуктивного чтения на уроках, мы обеспечиваем понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. При работе с текстом дети учатся вдумчивому чтению, где продумывается смысл каждого слова, задаются вопросы, находятся в тексте на них ответы, проводится элементарный анализ прочитанного текста.
Основная цель моей деятельности - формирование читательской компетенции школьника.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- Формировать технику чтения и приемы понимания и анализа текста, одновременно развивать интерес к самому процессу чтения и потребность в чтении;
- Ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формировать эстетический вкус;
- Развивать устную и письменную речь, формировать речевую и коммуникативную культуру; развивать творческие способности детей;
- Приобщать к литературе как искусству слова.
Важно организовать учебную деятельность учащегося и, прежде всего, самостоятельную работу с учебником и дополнительной литературой. Но как добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке, как сделать так, чтобы за минимум отведённого времени получить наиболее эффективный результат?
Выстраивая алгоритм урока, ориентированного на использование техники продуктивного чтения, проектируем постановку перед детьми ряда задач, которые превращают их в исследователей.
Итак, какие технологические приёмы используются в технике продуктивного чтения?
- Отсроченная отгадка - в начале урока задаём загадку (сообщаем удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Такое «вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традиционно-школьное: «А теперь мы будем изучать новую тему…»
- Оценка текста - учащимся предлагаем не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа; ответить на следующие вопросы:
Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены? Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе? Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…? и т.д.
- Задай вопрос – осмысление учебного материала начинается, когда учащиеся задают себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.
- Составь задание - данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Учащиеся «приподнимаются» над учебным материалом, выполняют «роль учителя», конструируя учебные задачи. В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчеству учащихся. Прием “Составь задание” может являться примером краткосрочных, оперативных проектов, которые можно выполнить в течение урока или даже его части.
- Кубик Блума – педагогическая техника американского педагога Бенджамина Блума, автора известной «Таксономии учебных целей». На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель (или ребенок) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
- Пометки на полях - ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.
Итак, технология включает в себя три этапа работы с текстом.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
Цель данного этапа – прогнозирование будущего чтения: развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
Результат - мотивирование чтения.
Данный этап завершается постановкой целей урока. ( слайд9)
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель данного этапа – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.
2.1.Первичное чтение текста.
Самостоятельное жужжащее чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение в соответствии с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся.
Выявление первичного восприятия с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, смежных видов искусств – на выбор учителя.
Первичное знакомство с текстом доверяется детям. Они читают текст про себя, проверяют свои предположения. Лишь в редких случаях учитель сам читает текст - чтение-слушание, или комбинированное чтение (трудный и большой по объёму, в стихотворении сложная рифма).
Первая группа вопросов предлагается после первичного чтения, направлена на достижение понимания на уровне содержания. Выявление совпадений первоначальных предположений обучающихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. (слайд10)
2.2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов), чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. Используется прием диалог с автором. Постановка вопросов к тексту и к автору, чтобы:
- увидеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл);
- спрогнозировать ответы на эти вопросы;
- проверить свои прогнозы по ходу чтения.
Необходимые комментарии текста (словаря, подтекста). Словарная работа ведется по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной, ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3.2. Беседа по содержанию текста в целом. Обобщение прочитанного, обсуждение читательских интерпретаций. Выявление совпадений первоначальных предложений обучающихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Вторая группа вопросов задаётся по ходу чтения, носит уточняющий характер. Это вопросы к автору, ответы на них нужно искать в тексте. Хотелось бы обратить внимание на то, что в процессе работы с текстом параллельно с отработкой техники чтения идёт работа над выразительностью чтения, объясняется и уточняется значение слов.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Цель данного этапа – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Данный этап позволяет углубить первоначальное понимание и достичь понимания на уровне смыла (понимание основной мысли, чтение между строк).
- Это проблемный вопрос ко всему тексту. Постановка концептуального вопроса к тексту в целом. Далее следуют понимание авторского смысла, формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
- Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.
- Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
- Выполнение творческих заданий. Например:
- Осмысление содержания (рассказ о герое, событии, выборочный или краткий пересказ, составление плана).
- Реакция на художественную форму (стилизация, наблюдение над языком, стилистический эксперимент).
- Эмоциональная сфера (выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства).
- Сфера воображения (творческий пересказ, иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов, чтение по ролям, инсценирование).
Технология продуктивного чтения возможна при работе с любым текстом на любом уроке, но, конечно, наиболее полно ее применение представлено на уроках литературного чтения.
На уроках математики при работе с текстовой задачей ребята применяют элементы этой технологии. Она позволяет детям легко извлекать из текста задачи необходимую информацию, устанавливать взаимосвязи и переходить к созданию вспомогательной математической модели. Такая работа производится также по определенному алгоритму:
- фронтальное чтение задачи и подчеркивание всех информационных единиц;
- разбор текста задачи, выписывание опорных слов, построение оптимальной вспомогательной модели;
- её оценка с точки зрения понятности и доступности;
- составление плана решения;
- решение задачи;
- запись решения;
- совместное оценивание результата.
Данная технология может быть эффективно применена на уроках окружающего мира: работа с текстом, иллюстрациями, схемами. Но не воспроизведение текста требуется от обучаемого, а овладение первоначальными умениями передачи, поиска и преобразования, хранения информации. Задания по формированию читательских умений предложены в рабочей тетради к учебнику.
Они формируют следующие умения:
- вычитывать фактуальную информацию – фактическую основу текста;
- ориентироваться в структуре текста;
- объяснять и оценивать прочитанное;
- определять тематическую принадлежность текста;
- выделять главную мысль текста;
- составлять свой небольшой текст на основе творческого пересказа.
На уроках я стараюсь организовать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.
Действия учеников более активные, творческие и самостоятельные, а творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное. Включение детей младшего школьного возраста в активную деятельность при работе с текстом позволит учащимся в будущем успешно решать жизненные задачи.
Таким образом, технология продуктивного чтения помогает большинству наших учащихся вычитывать информацию из текстов разных видов, этот навык необходим при изучении различных учебных предметов.
Создание условий для формирования читательской компетентности, развитие читательской грамотности – вот в чем, по-моему, основная задача учителя сегодня. Этот подход применим при работе по разным УМК как в лицеях и гимназиях, так и в малокомплектных школах. При разном уровне и материально-технической базы школы, и интеллектуальных возможностях учеников, так как каждый сможет найти важное для себя и выйти на свой уровень осмысления текста.
Грамотный человек, вдумчивый читатель, ответственный гражданин - вот истинная цель нашей работы. Вот идеал, к которому нужно стремиться.
Приложение
Результаты работы по формированию читательской деятельности
Техника чтения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа, 2 класс, начало работы.
Проектная работа, 2 класс, начало работы....
Методы коллективной работы на уроке в начальной школе. Проектная работа на уроке окружающий мир тема "Осенние листья"
Фотоматериал .....
Проектная работа в урочной и внеурочной работе младших школьников
Поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и ...
Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....
"Технологии коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи". Проектная работа.
В данном проекте представлена технология, состоящая из комплексов упражнений по формированию и развитию моторных функций. Она включает в себя традиционные и нетрадиционные приёмы коррекционного воздей...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...
Проектная работа «Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»
Конкурсная проектная работа«Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»....