Формы и методы работы с детьми в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
- СП «ЦВР» ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово
- Выступление на семинаре по теме: «Формы и методы работы с детьми в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей»
Подготовил: Веселова Наталья Викторовна,
педагог дополнительного образования
2018г.
Формы и методы работы с детьми в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.
Лето — это пора отдыха и приключений, общения и впечатлений. И где же, как не в лагере набраться тех самых ярких впечатлений, найти те самые приключения и как следует отдохнуть. Лагерь для детей – это возможность не только активно отдохнуть и весело провести время, но и возможность выразить себя, проявить свои лучшие качества, открыть в себе новые таланты и развивать уже имеющиеся. Для открытия в детях новых способностей, развития положительных качеств личности и сплочения детей в отрядах используются разнообразные формы и методы работы с детьми.
Я хотела бы представить опыт работы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Летний островок», в котором была реализована программа деятельности «Зелёная планета».
Основная идея смены — «путешествие» по природному, водному и животному миру Сызранского района, которая реализовывалась по средствам применения разнообразных форм и методов работы.
В основе общелагерных мероприятий лежат коллективные и массовые формы работы, направленные на оздоровление детей, воспитание экологической культуры и развитие разносторонних увлечений и интересов детей.
Одна из наиболее используемых форм работы – игра. В ней формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир. Коллективные игры сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских отношений. Игры носят воспитывающий характер, направлены на развитие способностей и активность детей. В план-сетке общелагерных мероприятий отражены используемые виды игры: игра по станциям, туристская игра, интеллектуальная игра, военно-спортивная игра, спортивная игра.
В работе использовалась такая форма, как соревнование и конкурс. Соревнования и конкурсы помогают детям становиться коллективом, способствуют развитию чувства командного духа, сопереживания и взаимопомощи, а так же способствуют включению одного коллектива в отношения с другими коллективами.
Так же одна из наиболее используемых форм работы с детьми – поручение. Чаще всего использовались групповые и коллективные поручения, постоянные и временные. Поручения способствуют формированию общественной активности и при его выполнении ребёнок учиться включаться в общественные отношения.
Одним из наиболее частых в применении был метод стимулирования деятельности – поощрение. Использовался как способ выражения положительной оценки деятельности коллектива. Виды поощрения: изменение обязанностей (в органах самоуправления), изменения в правах, оценка (вручение грамот, призов, благодарностей).
Так же применялся метод постановки перспектив (близкая и средняя). Дети постепенно осознают её и стремятся к её достижению.
Так же в работе применялись коллективно-творческие дела, в основе которых лежит идея содружества и коллективного творчества, и воспитательные дела. К ним можно отнести экологические дела, трудовые, физкультурные, социальные и эстетические.
При проведении культурно-массовых мероприятий применялись инновационные технологии: работа с компьютером, развивающие видеоигры, постановка проблемных ситуаций, разработка и защита проектов, фото и видеорепортажи, создание презентаций.
Работа организатора, вожатых и отрядов отражена в средствах массовой информации.
В конце каждого дня дети отмечают своё состояние на «плакате настроения». Каждый ребёнок, уходя из лагеря», прикрепляет на плакат кружочек определённого цвета, который обозначает настроение и эмоциональное состояние ребёнка. Таким образом, можно получить наглядную картину эмоционального состояния всех детей в лагере и динамику этого настроения.
В течение лагерной смены все шесть отрядов ежедневно высаживали по одному цветку в свою отрядную клумбу, таким образом, у ребят формировалось эстетическое отношение к окружающей среде и труду. В конце лагерной смены ребята презентовали свою работу по сохранению окружающей среды. Пусть это не лес и не роща, а всего лишь пара цветущих клумб, но зато каждый ребенок будет знать, что он внес свой вклад в сохранение живой природы.
В организации культурно-массовых мероприятий в летнем оздоровительном лагере помощь оказывали органы самоуправления. В первый день лагерной смены путем тайного голосования выбирался главный советник и четыре человека от каждого отряда в органы самоуправления, которые делятся на четыре группы с соответствующими поручениями: отдел спорта и оздоровления, отдел туризма, отдел оформления и отдел досуга. Функции главного советника в лагере заключались в следующем: организовать жизнь групп, участие ребят в делах лагеря; организовать группы на подготовку и проведение общелагерных дел; осуществлять контроль за выполнением правил внутреннего распорядка; контролировать работу всех ответственных групп. Функции ответственных отделов: отдел туризма, спорта и оздоровления отвечает за подготовку к туристским мероприятиям, спортивным делам, комплектует команды для участия в соревнованиях, играх. Отдел оформления: отвечает за оформление объявлений, плакатов, текущих дел; ведет информационное обслуживание. Отдел досуга: ведет подготовку к мероприятиям: конкурсам, викторинам, соревнованиям; подчиняется главному советнику. Таким образом, в летнем оздоровительном лагере существует хорошая и чёткая организация детей, соблюдаются законы жизни лагеря благодаря работе органов самоуправления
Помощь в организации досуга детей оказывали объединения, которые способствовали развитию способностей и интересов детей, их самовыражению. В течение всей лагерной смены работали следующие объединения: Спортивное направление: кружок общей физической подготовки, «Пионербол», « Футбол»; художественно – эстетическое направление: «мир из бумаги», «Оригами», «Вышивка лентами», «Сундучок идей», «Фото+» и другие; Экологической направленности: «Юные знатоки природы», «Волгорята»; Туристской направленности: «Юный туристёнок», «Шторм» и другие.
При работе с детьми так же рассматривалось взаимодействие детей и педагогов с родителями. Был составлен пан работы с родителями, согласно которому проводилось родительское собрание, анкетирование родителей, индивидуальные беседы, а так же спортивные состязания между командами детей и родителей «Папа, мама, я – спортивная семья» (Приложение 6), конкурс стенгазет «Моя семья» и закрытии лагерной смены. Родители принимали активное участие в жизни лагеря.
По итогам лагерной смены педагог-психолог провел анкетирование детей, которое показало, что дети очень довольны проведенным временем в детском оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей «Летний островок», среди проведенных мероприятий им больше всего запомнились «Зарница», конкурс юных велосипедистов «Большие гонки» и познавательная программа «Зеркало природы».
Успешность детей в различных мероприятиях повысила их социальную и творческую активность, активизировала их лидерские и организаторские качества, а так же способствовала развитию творческих способностей, детской самодеятельности и чувства коллективизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарное планирование работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
Календарное планирование работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием, отчет о работе ЛОЛ и отзывы ребят о смене....
План- сетка работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Работы пришкольного лагеря по дням....
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся в разновозрастных группах летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием с использованием современных технологий.
Методические рекомендации по организации работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся в разновозрастных группах летнего оздоровительного лагеря с дневн...
План -сетка работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
работа соответствует режиму дня в лагере...
О работе профильного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Дружба" «Школа юного инспектора движения»
О, сколько нам открытий чудных Готовит каждый летний день... Так думает каждый ребёнок, как только услышит о том, что уже начались летние каникулы. А у взрослых другие за...
План воспитательной работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
План воспитательной работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.Возраст детей 7-11 лет. План рассчитан на 1 смену, на 21 календарный день...
План работы музыкально-эстетической группы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЙ ДЛЯ МЛАДШИХ ОТРЯДОВ «Лунатики» — Ходим ночью, ходим, днем, никогда не устаем. «Светлячок» — Хоть свет наш слаб и мы малы, но мы дружны и тем сильны. «Черепашки» — Тише...