Программа по опк 1класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности по опк для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 220 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
муниципального образования Выселковский район .
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
станицы Новогражданской
муниципального образования Выселковский район
Принята на заседании Утверждаю
Педагогического совета Директор МБОУСОШ № 11
от «30»августа 2018 г. ____________Соколан Н.И.
Протокол № 1 «31»августа 2018 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
по духовно-нравственному направлению
« Основы религиозной культуры и светской этики»
модуль «Основы православной культуры»
(Указывается наименование программы)
Уровень программы: базовый
(ознакомительный, базовый или углубленный)
Срок реализации программы: 1 класс
(общее количество часов)
Возрастная категория: от 6,5 -7 лет
Вид программы: типовая Автор-составитель: Игнатенко Л.А.
Программа разработана на основе
авторской программы «Основы православной культуры»: программа культурологического курса для общеобразовательных школ: начальная школа/А.В.Бородина. -изд.3-е, перераб.-М.:МОФ «ОПК»,2016.
Станица Новогражданская
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Православная культура» для 1 класса разработана на основе программы Бородиной А.В. «История религиозной культуры. Программа культурологического курса для общеобразовательных школ. Начальная школа».
Преподавание регионального предмета Основы православной культуры в 2016–2017 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» (с изменениями и дополнениями).
3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями).
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).
6. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07. 2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).
9. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями).
10. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 2 27.02.2012 г. № 802 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 11. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 11.02.2013 г. № 714 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с 01.09. 2013 года».
12. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 05.11.2015 года № 5758 «Об утверждении организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего образования с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения в Краснодарском крае». 13. Примерные основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования, внесенные в реестр образовательных программ, одобренные федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5). http://fgosreestr.ru/.
14. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 09.04. 2010 г. № 1063 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными (апробационными) площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями.
15. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 27.02.2012 г. № 802 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». На основании следующих инструктивных и методических материалов:
1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
3. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
4. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 16.03. 2015 года № 47-3353/15-14 «О структуре основных образовательных программ общеобразовательных организаций».
5. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 07.10.2015 года № 47-15582/15-14 «Об организации профильного обучения и подготовке к проведению ГИА в 2016 году».
6. Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 18.03. 2016 г № 47-4067/16-14 «Об организации 3 сетевого взаимодействия».
7. Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 19.07. 2016 г. № 47-12536/16-11 «О формировании учебных планов образовательных организаций Краснодарского края на 2016- 2017 учебный год».
8. Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 07.07.2016 г. № 47-11727/16-11 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно- тематического планирования».
9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных к
Актуальность изучаемой деятельности обусловлена целым радом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.
К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.
Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.
С двумя первыми причинами тесно связана третья причина — снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования путём включения и систематизации знаний об основах, истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.
Следующая причина — это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любогосовременного народа, религия являлась и является важным (в истории — определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными государствами и народами.
Одной из причин является рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающийся с 90-х гг. в России и за рубежом на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов. Апробация авторской программы «Религиоведческое образование в светской школе» позволила нам убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры.
И конечно же нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину, желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.
Цель программы: духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия, создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству.
Задачи программы:
__ изучение православной религиозной традиции;
— изучение истории христианства;
— изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;
— изучение православной этики;
— ознакомление с православным календарём
— ознакомление с особенностями церковного искусства;
— изучение устроения православного храма;
— ознакомление с особенностями православного богослужения
— формирование целостного восприятия мира;
— воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
— формирование культуры общения;
— предупреждение возможных тупиков личностного развития;
— воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
— выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;
— предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
— воспитание патриотизма;
— формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
— духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
— приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
— расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
— оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественную культуру;
— возрождение православных основ семьи;
— пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
— творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
— формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учётом возрастных особенностей учащихся.
Весь курс разбит на 4 тематических раздела по годам обучения:
1.Раздел «Мы и наша культура» для 1 класса.
2.Раздел «Мир вокруг и внутри нас» для 2 класса.
3.Раздел «О чем рассказывает икона и Библия» для 3 класса.
4.Раздел «Православие – культурообразующая религия России» для 4 класса.
3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Полный курс рассчитан на 4 года обучения по 1 часу в неделю. Однако в виду различных условий организации школьного обучения , а именно для организации посещения церкви и возможности встреч с настоятелями произошло увеличение до 66 часов в 1 классе и 68 часов во 2-4 классах.
Таблица распределения часов по годам обучения.
№ п\п | Разделы,темы | примерная | рабочая |
1 кл. | 1 кл. | ||
Мы и наша культура | |||
1 | Красота в нашем мире | 3 | 8 |
2 | Хранилища культуры | 5 | 10 |
3 | Всегда живое | 8 | 12 |
4 | Наша Родина | 10 | 20 |
5 | Спаситель | 3 | 6 |
6 | Семья | 3 | 6 |
7 | Итоговый урок | 1 | 1 |
итого | 33 | 66 |
4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Успешное обучение поданному курсу возможно при выполнении следующих условий:
— учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и духовный опыт русского и других народов России;
— педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;
— педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;
— необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);
— необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;
— учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;
— используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;
— основное усвоение материала достигается на занятиях под контролем учителя;
— теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.
При обучении детей по курсу обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:
•приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;
•единства образовательного и воспитательного процессов;
•рефлексивного обучения;
•принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.
Основная сумма знаний полностью соответствует уровню знаний начальной общеобразовательной школы для младших школьников по государственным стандартам. Требования по усвоению знаний не превышают нормативы возрастной психологии и санитарно-эпидемиологических норм.
Проведение занятий предполагает не столько кратковременность времени, сколько интересную последовательность знаний, двигательную потребность юных слушателей, потребность в общении. Занятия проводятся в игровой и диалоговой форме с элементами ручного художественного и декоративно-прикладного труда. Обязательно проводится учет индивидуальных особенностей развития личности ребенка – восприятие, память, концентрация внимания, и проводится соответствующая коррекционная работа с детьми. В работе используются различные методы и приемы для стимула к познавательной деятельности, к проявлению таких качеств как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему, трудолюбие.
Курс включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории христианства. Рекомендует привлекать священников, православных верующих, ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях изучения истории христианства, проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; посещение храмов, дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах ( акция добра и милосердия); а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование внеучебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека
Первый уровень результатов -приобретение школьниками знаний о истории Ветхого и Нового Завета, о главных мировых религиях христианских церквей, истории Русской Православной Церкви и ее роль в жизни России, знания о Православной церкви и Православном Храме, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям обществ
Второй уровень результатов развитие ценностных отношений школьника к православному христианству, православному искусству: архитектуре, иконописи, музыке, литературе, к своему Отечеству, его истории и куль туре, населяющим его народам, развитие ценностных отношений школьника к другому человеку.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Личностные результаты
-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
-Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;
-Формирование уважительного отношения к культуре других народов;
-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;
-Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
-Развитие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
-Ориентация в культурном многообразии окружающей среды, участие в общественной жизни класса, школы, города и др.
-Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных краеведческих задач.
-Наблюдения за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;
-Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
-Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
-Овладение навыками смыслового чтения текстов различных жанров и стилей, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций.
6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс
« Мы и наша культура» - 66 час
Тема 1. «Красота в нашем мире» - 8 часов
Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы.Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.
Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек-созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.
Тема 2. «Хранилища культуры» - 10 часов
Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты.Евангелие.
Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.
Государственный Руский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».
Библиотеки-хранилища культуры.Российская государственная библиотека.Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари-основатели крупнейших библиотек России.
Человек-хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.
Представление о единстве культуры России.
Тема 3 «Всегда живое» - 16 часов
Евангелие. Представление о Евангелие как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.
Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.
Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм-дом Божий».Ценность храма как святыни для православных людей.Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.
Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида.
Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник.Крестное знамение. Распятие.
Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир.Дольний мир.
Тема 4. «Наша Родина» - 20 часов
Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех ее граждан. Красота просторов России, её историческое и культурное единство.
Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.
Москва – столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической, культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор.Храм Василия Блаженного.Старое здание МГУ им. Ломоносова.
Поэты и художники России – о Москве.
Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.
Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.
Народ как общество людей, объединенных общими целями, идеями, языком, культурой.
Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).
Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России – Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобный Александр Пересвет и Андрей Ослябя.
Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура».Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.
Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», „Русская земля».
Представление о православии. Влияние православной верына культуру и общество. Христос Спаситель.
Тема 5. «Спаситель» - 6 часов.
Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в в силах», «Отечество»,
«Рождество Христово». Почаевская икона Пресвятой Богородицы.
Христос как спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость»
Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.
Тема 6. «Семья» - 5 часов
Представление о семейных православных традициях в русской культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях. Владимирская и Казанская иконы Божией Матери.
Итоговый урок – 1 час
Обощение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная)
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||||
Ауди тор ные | Внеа уди тор ные | ||||||||
I год обучения. Мы и наша культура. | |||||||||
1 | Красота в нашем мире | 8 | 4 | 4 | Работать в парах обсуждать и оценивать отношение людей к нерукотворному миру. Различать объекты природы и предметы рукотворного мира, приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира. | ||||
2 | Хранилища культуры | 10 | 6 | 4 | Формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры, задавать вопросы, формулировать выводы. | ||||
3 | Всегда живое | 16 | 6 | 10 | Знать содержание основных событий Евангелия отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий | ||||
4 | Наша Родина | 20 | 8 | 12 | Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии сувениры. | ||||
5 | Спаситель | 6 | 3 | 3 | Изучать историю христианства правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма | ||||
6 | Семья | 5 | 2 | 3 | проявлять уважительное отношени: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них). | ||||
7 | Итоговый урок | 1 | 1 | ЗНАТЬ особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края | |||||
Итого: | 66 | 30 | 36 |
8.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1. 2. | Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1, 2, 3, 4 классов. — Изд. 1, 2, 3, 4, 5-е. - М.: 2006, 2016 Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь- справочник. — М.: 2008 | Д Д |
2. Печатные пособия | ||
3 4 5. 6. | Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Программа учебного курса для общеобразовательных школ, начальная школа М., Экзамен, 2016 г. Книги о художниках и художественных музеях. Словарь искусствоведческих терминов. Портреты русских и зарубежных художников. | Д Д Д Д |
3. Технические средства обучения | ||
7. 8. 9. 10. 11. 12. | Мультимедийный компьютер Мультимедиа-проектор. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций. Экран (на штативе или навесной). Фотоаппарат | 1шт. 1шт. 1шт. 1шт. 1шт. |
4. Экранно-звуковые пособия . | ||
15 16 17 18 19 | Мультимедийные обучающие программы. Аудиозаписи по музыке, литературные произведения. DVD-фильмы-памятники архитектуры; художественные музеи; DVD-фильмы -виды изобразительного искусства; народные промыслы; DVD-фильмы-творчество художников | Д Д Д Д Д |
5. Оборудование класса | ||
20 21 22 23 | Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов ,пособий, учебного оборудования. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС | ||||||
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Коли чество часов | Даты проведения | Оборудование | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |
план | факт | |||||
Красота в нашем мире. | 8 | |||||
1-2 | Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире. | 2 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1, 2, 3, 4 классов. — Изд. 1, 2, 3, 4, 5-е. - М.: 2005, 2006, 2007, 2008, 2010. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь- справочник. — М.: 2008 Печатные пособия Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Программа учебного курса для общеобразовательных школ, начальная школа М., Экзамен, 2010 г.. Книги о художниках и художественных музеях. | Работать в парах , обсуждать и оценивать отношение людей к нерукотворному миру. | ||
3-4 | Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек — созидатель культуры. | 2 | Различать объекты природы и предметы рукотворного мира, приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира. | |||
5-8 | Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре. Посещение храма. | 4 | уметь: рассказать о Сергии Радонежском | |||
Хранилища культуры | 10 | |||||
9-10 | Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие. Виртуальная экскурсия в музей | 2 | Совершить экскурсию в музей, рассказать о нем, формулировать выводы. | |||
11-12 | Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства. | 2 | С помощью интернета совершить виртуальную экскурсию, задавать вопросы, формулировать выводы. | |||
13-14 | Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие». | 2 | С помощью интернета совершить виртуальную экскурсию, задавать вопросы, формулировать выводы. | |||
15-16 | Библиотеки — хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари — основатели крупнейших библиотек России Экскурсия в библиотеку. | 2 | Работать с терминологоическим словариком, совершить экскурсию в библиотеку, | |||
17-18 | Человек — хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния. Представление о единстве культуры России. | 2 | формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа | |||
Всегда живое | 16 | |||||
19-20 | Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие. | 2 | Технические средства обучения Музыкальный центр. CD\DVDпроигрыватель. Телевизор. Мультимедийный компьютер Мультимедиа-проектор. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций. Экран (на штативе или навесной). Фотоаппарат. | Знать: содержание основных событий Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета. | ||
21-22 | Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. | 2 | отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий | |||
23-24 | Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв. Посещение храма. | 2 | уметь: рассказать о семье Богородицы понимать: смысловое значение имен, обращений: Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл молитв, смысл православных праздников; | |||
25-26 | Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм — дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Посещение храма | 2 | понимать: смысловое значение имен, обращений: Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл молитв, смысл православных праздников; | |||
27-28 | Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры. | 2 | :правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма, | |||
29-30 | Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида. Посещение храма | 2 | узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и лики других святых. | |||
31-32 | Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие. .Посещение храма | 2 | правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма | |||
33-34 | Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир. Посещение храма | 2 | правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма. | |||
Наша Родина | 20 | |||||
35-36 | Россия — наша Родина. Россия — общая Родина всех её граждан. Красота просторов России, её историческое и культурное единство .Экскурсия. | 2 | Словарь искусствоведческих терминов. Портреты русских и зарубежных художников. Экранно-звуковые пособия . Мультимедийные обучающие программы. Аудиозаписи по музыке, литературные произведения. DVD-фильмы-памятники архитектуры; художественные музеи; DVD-фильмы -виды изобразительного искусства; народные промыслы; DVD-фильмы- творчество художников. | Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии сувениры. | ||
37-38 | Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей. | 2 | Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры. | |||
39 | Москва — столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова. | 1 | Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в Москву, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры. | |||
40 | Поэты и художники России — о Москве | 1 | Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворения, представлять картины, создавать с помощью слов свои картины. | |||
41-42 | Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек. Виртуальная экскурсия в музей. | 2 | Обобщить сведения о взаимосвязи культуры и истории России. | |||
43-44 | Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России. Экскурсия в библиотеку. | 2 | Оценивать богатство внутреннего мира человека ,формулировать выводы из изученного материала. | |||
45-46 | Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой. Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками). Посещение храма | 2 | Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различие, особенности храмов. | |||
47-48 | Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России—Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Экскурсия в музей воинской части. | 2 | Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции. | |||
49-50 | Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля. Экскурсия в библиотеку | 2 | Понимать смысловую и историческую связь слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля | |||
51-52 | Представление о православии. Влияние православной веры на культуру и общество. Христос Спаситель. Посещение храма | 2 | Рассказывать о Христе Спасителе, понимать о влиянии православной веры на культуру и общество. | |||
53-54 | Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы. | 2 | Изучать историю христианства | |||
Спаситель | 6 | |||||
55-57 | Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость». Посещение храма | 3 | Изучать историю христианства | |||
58-60 | Христос — Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни. Посещение храма | 3 | Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Рабочая тетрадь для 1 класса. – М.: ОПК, 2008.
Колокола России. / Авт.- сост. Миши В. В. — М.: Московский журнал, Красный звон, 1995. | Изучать историю христианства | ||
Семья | 5 | |||||
61 | Представление о семейных православных традициях в русской культуре | 1 | происхождение, значение и традиции православных праздников, термины «новый учебный год», «новый календарный год», «церковное новолетие» | |||
62-63 | Традиционное отношение к иконе в православных семьях. Посещение храма | 2 | проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них). | |||
64-65 | Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.Посещение храма | 2 | отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий | |||
Заключительный урок | 1 | |||||
66 | Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная). | 1 | ЗНАТЬ особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края | |||
Итого | 66 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания № 1 Директор МБОУСОШ№11
МО учителей начальных классов _________ / Н.И.Соколан /
от 30 августа 2018г. расшифровка подписи МБОУСОШ№11 __ / Л.А.Игнатенко/ Дата « 31» августа 2018г.
расшифровка подписи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке - 1класс ("Школа России")
МУЗЫКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (33 ч)Программа: Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Крит...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/13/picture-68054-1423855165.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности (1класс) социальной направленности «Happy English»
Рабочая программа кружка составлена на основе «Сквозной» программы раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1-м классе начальной школы. Под редакцией: Н.Д. Епанчинцевои, О.А. Моисеенк...
Рабочая программа и КТП 1класс
Рабочие программы по предметам и календарно - тематическое планирование 1 класс ФГОС Школа России...
Рабочая программа и КТП 1класс
Рабочие программы по предметам и календарно - тематическое планирование 1 класс ФГОС Школа России...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/15/picture-125194-1350310782.jpg)
Комплект программ УМК "Перспектива"1класс
Папка содержит все программы 1 класса с развёрнутым планированием для 1 класса по УМК "перспектива"....
Рабочая программа.Математика . ПНШ 1класс
Рабочая программа...