Программа по опк 1класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности по опк для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_opk_1-4.doc | 220 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
муниципального образования Выселковский район .
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
станицы Новогражданской
муниципального образования Выселковский район
Принята на заседании Утверждаю
Педагогического совета Директор МБОУСОШ № 11
от «30»августа 2018 г. ____________Соколан Н.И.
Протокол № 1 «31»августа 2018 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
по духовно-нравственному направлению
« Основы религиозной культуры и светской этики»
модуль «Основы православной культуры»
(Указывается наименование программы)
Уровень программы: базовый
(ознакомительный, базовый или углубленный)
Срок реализации программы: 1 класс
(общее количество часов)
Возрастная категория: от 6,5 -7 лет
Вид программы: типовая Автор-составитель: Игнатенко Л.А.
Программа разработана на основе
авторской программы «Основы православной культуры»: программа культурологического курса для общеобразовательных школ: начальная школа/А.В.Бородина. -изд.3-е, перераб.-М.:МОФ «ОПК»,2016.
Станица Новогражданская
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Православная культура» для 1 класса разработана на основе программы Бородиной А.В. «История религиозной культуры. Программа культурологического курса для общеобразовательных школ. Начальная школа».
Преподавание регионального предмета Основы православной культуры в 2016–2017 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» (с изменениями и дополнениями).
3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями).
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).
6. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07. 2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).
9. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями).
10. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 2 27.02.2012 г. № 802 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 11. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 11.02.2013 г. № 714 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с 01.09. 2013 года».
12. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 05.11.2015 года № 5758 «Об утверждении организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего образования с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения в Краснодарском крае». 13. Примерные основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования, внесенные в реестр образовательных программ, одобренные федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5). http://fgosreestr.ru/.
14. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 09.04. 2010 г. № 1063 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными (апробационными) площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями.
15. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 27.02.2012 г. № 802 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». На основании следующих инструктивных и методических материалов:
1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
3. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
4. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 16.03. 2015 года № 47-3353/15-14 «О структуре основных образовательных программ общеобразовательных организаций».
5. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 07.10.2015 года № 47-15582/15-14 «Об организации профильного обучения и подготовке к проведению ГИА в 2016 году».
6. Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 18.03. 2016 г № 47-4067/16-14 «Об организации 3 сетевого взаимодействия».
7. Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 19.07. 2016 г. № 47-12536/16-11 «О формировании учебных планов образовательных организаций Краснодарского края на 2016- 2017 учебный год».
8. Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 07.07.2016 г. № 47-11727/16-11 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно- тематического планирования».
9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных к
Актуальность изучаемой деятельности обусловлена целым радом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.
К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.
Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.
С двумя первыми причинами тесно связана третья причина — снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования путём включения и систематизации знаний об основах, истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.
Следующая причина — это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любогосовременного народа, религия являлась и является важным (в истории — определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными государствами и народами.
Одной из причин является рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающийся с 90-х гг. в России и за рубежом на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов. Апробация авторской программы «Религиоведческое образование в светской школе» позволила нам убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры.
И конечно же нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину, желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.
Цель программы: духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия, создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству.
Задачи программы:
__ изучение православной религиозной традиции;
— изучение истории христианства;
— изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;
— изучение православной этики;
— ознакомление с православным календарём
— ознакомление с особенностями церковного искусства;
— изучение устроения православного храма;
— ознакомление с особенностями православного богослужения
— формирование целостного восприятия мира;
— воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
— формирование культуры общения;
— предупреждение возможных тупиков личностного развития;
— воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
— выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;
— предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
— воспитание патриотизма;
— формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
— духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
— приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
— расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
— оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественную культуру;
— возрождение православных основ семьи;
— пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
— творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
— формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учётом возрастных особенностей учащихся.
Весь курс разбит на 4 тематических раздела по годам обучения:
1.Раздел «Мы и наша культура» для 1 класса.
2.Раздел «Мир вокруг и внутри нас» для 2 класса.
3.Раздел «О чем рассказывает икона и Библия» для 3 класса.
4.Раздел «Православие – культурообразующая религия России» для 4 класса.
3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Полный курс рассчитан на 4 года обучения по 1 часу в неделю. Однако в виду различных условий организации школьного обучения , а именно для организации посещения церкви и возможности встреч с настоятелями произошло увеличение до 66 часов в 1 классе и 68 часов во 2-4 классах.
Таблица распределения часов по годам обучения.
№ п\п | Разделы,темы | примерная | рабочая |
1 кл. | 1 кл. | ||
Мы и наша культура | |||
1 | Красота в нашем мире | 3 | 8 |
2 | Хранилища культуры | 5 | 10 |
3 | Всегда живое | 8 | 12 |
4 | Наша Родина | 10 | 20 |
5 | Спаситель | 3 | 6 |
6 | Семья | 3 | 6 |
7 | Итоговый урок | 1 | 1 |
итого | 33 | 66 |
4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Успешное обучение поданному курсу возможно при выполнении следующих условий:
— учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и духовный опыт русского и других народов России;
— педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;
— педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;
— необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);
— необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;
— учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;
— используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;
— основное усвоение материала достигается на занятиях под контролем учителя;
— теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.
При обучении детей по курсу обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:
•приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;
•единства образовательного и воспитательного процессов;
•рефлексивного обучения;
•принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.
Основная сумма знаний полностью соответствует уровню знаний начальной общеобразовательной школы для младших школьников по государственным стандартам. Требования по усвоению знаний не превышают нормативы возрастной психологии и санитарно-эпидемиологических норм.
Проведение занятий предполагает не столько кратковременность времени, сколько интересную последовательность знаний, двигательную потребность юных слушателей, потребность в общении. Занятия проводятся в игровой и диалоговой форме с элементами ручного художественного и декоративно-прикладного труда. Обязательно проводится учет индивидуальных особенностей развития личности ребенка – восприятие, память, концентрация внимания, и проводится соответствующая коррекционная работа с детьми. В работе используются различные методы и приемы для стимула к познавательной деятельности, к проявлению таких качеств как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему, трудолюбие.
Курс включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории христианства. Рекомендует привлекать священников, православных верующих, ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях изучения истории христианства, проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; посещение храмов, дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах ( акция добра и милосердия); а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование внеучебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека
Первый уровень результатов -приобретение школьниками знаний о истории Ветхого и Нового Завета, о главных мировых религиях христианских церквей, истории Русской Православной Церкви и ее роль в жизни России, знания о Православной церкви и Православном Храме, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям обществ
Второй уровень результатов развитие ценностных отношений школьника к православному христианству, православному искусству: архитектуре, иконописи, музыке, литературе, к своему Отечеству, его истории и куль туре, населяющим его народам, развитие ценностных отношений школьника к другому человеку.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Личностные результаты
-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
-Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;
-Формирование уважительного отношения к культуре других народов;
-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;
-Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
-Развитие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
-Ориентация в культурном многообразии окружающей среды, участие в общественной жизни класса, школы, города и др.
-Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных краеведческих задач.
-Наблюдения за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;
-Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
-Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
-Овладение навыками смыслового чтения текстов различных жанров и стилей, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций.
6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс
« Мы и наша культура» - 66 час
Тема 1. «Красота в нашем мире» - 8 часов
Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы.Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.
Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек-созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.
Тема 2. «Хранилища культуры» - 10 часов
Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты.Евангелие.
Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.
Государственный Руский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».
Библиотеки-хранилища культуры.Российская государственная библиотека.Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари-основатели крупнейших библиотек России.
Человек-хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.
Представление о единстве культуры России.
Тема 3 «Всегда живое» - 16 часов
Евангелие. Представление о Евангелие как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.
Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.
Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм-дом Божий».Ценность храма как святыни для православных людей.Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.
Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида.
Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник.Крестное знамение. Распятие.
Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир.Дольний мир.
Тема 4. «Наша Родина» - 20 часов
Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех ее граждан. Красота просторов России, её историческое и культурное единство.
Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.
Москва – столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической, культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор.Храм Василия Блаженного.Старое здание МГУ им. Ломоносова.
Поэты и художники России – о Москве.
Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.
Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.
Народ как общество людей, объединенных общими целями, идеями, языком, культурой.
Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).
Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России – Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобный Александр Пересвет и Андрей Ослябя.
Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура».Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.
Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», „Русская земля».
Представление о православии. Влияние православной верына культуру и общество. Христос Спаситель.
Тема 5. «Спаситель» - 6 часов.
Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в в силах», «Отечество»,
«Рождество Христово». Почаевская икона Пресвятой Богородицы.
Христос как спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость»
Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.
Тема 6. «Семья» - 5 часов
Представление о семейных православных традициях в русской культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях. Владимирская и Казанская иконы Божией Матери.
Итоговый урок – 1 час
Обощение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная)
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||||
Ауди тор ные | Внеа уди тор ные | ||||||||
I год обучения. Мы и наша культура. | |||||||||
1 | Красота в нашем мире | 8 | 4 | 4 | Работать в парах обсуждать и оценивать отношение людей к нерукотворному миру. Различать объекты природы и предметы рукотворного мира, приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира. | ||||
2 | Хранилища культуры | 10 | 6 | 4 | Формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры, задавать вопросы, формулировать выводы. | ||||
3 | Всегда живое | 16 | 6 | 10 | Знать содержание основных событий Евангелия отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий | ||||
4 | Наша Родина | 20 | 8 | 12 | Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии сувениры. | ||||
5 | Спаситель | 6 | 3 | 3 | Изучать историю христианства правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма | ||||
6 | Семья | 5 | 2 | 3 | проявлять уважительное отношени: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них). | ||||
7 | Итоговый урок | 1 | 1 | ЗНАТЬ особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края | |||||
Итого: | 66 | 30 | 36 |
8.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1. 2. | Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1, 2, 3, 4 классов. — Изд. 1, 2, 3, 4, 5-е. - М.: 2006, 2016 Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь- справочник. — М.: 2008 | Д Д |
2. Печатные пособия | ||
3 4 5. 6. | Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Программа учебного курса для общеобразовательных школ, начальная школа М., Экзамен, 2016 г. Книги о художниках и художественных музеях. Словарь искусствоведческих терминов. Портреты русских и зарубежных художников. | Д Д Д Д |
3. Технические средства обучения | ||
7. 8. 9. 10. 11. 12. | Мультимедийный компьютер Мультимедиа-проектор. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций. Экран (на штативе или навесной). Фотоаппарат | 1шт. 1шт. 1шт. 1шт. 1шт. |
4. Экранно-звуковые пособия . | ||
15 16 17 18 19 | Мультимедийные обучающие программы. Аудиозаписи по музыке, литературные произведения. DVD-фильмы-памятники архитектуры; художественные музеи; DVD-фильмы -виды изобразительного искусства; народные промыслы; DVD-фильмы-творчество художников | Д Д Д Д Д |
5. Оборудование класса | ||
20 21 22 23 | Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов ,пособий, учебного оборудования. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС | ||||||
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Коли чество часов | Даты проведения | Оборудование | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |
план | факт | |||||
Красота в нашем мире. | 8 | |||||
1-2 | Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире. | 2 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1, 2, 3, 4 классов. — Изд. 1, 2, 3, 4, 5-е. - М.: 2005, 2006, 2007, 2008, 2010. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь- справочник. — М.: 2008 Печатные пособия Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Программа учебного курса для общеобразовательных школ, начальная школа М., Экзамен, 2010 г.. Книги о художниках и художественных музеях. | Работать в парах , обсуждать и оценивать отношение людей к нерукотворному миру. | ||
3-4 | Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек — созидатель культуры. | 2 | Различать объекты природы и предметы рукотворного мира, приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира. | |||
5-8 | Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре. Посещение храма. | 4 | уметь: рассказать о Сергии Радонежском | |||
Хранилища культуры | 10 | |||||
9-10 | Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие. Виртуальная экскурсия в музей | 2 | Совершить экскурсию в музей, рассказать о нем, формулировать выводы. | |||
11-12 | Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства. | 2 | С помощью интернета совершить виртуальную экскурсию, задавать вопросы, формулировать выводы. | |||
13-14 | Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие». | 2 | С помощью интернета совершить виртуальную экскурсию, задавать вопросы, формулировать выводы. | |||
15-16 | Библиотеки — хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари — основатели крупнейших библиотек России Экскурсия в библиотеку. | 2 | Работать с терминологоическим словариком, совершить экскурсию в библиотеку, | |||
17-18 | Человек — хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния. Представление о единстве культуры России. | 2 | формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа | |||
Всегда живое | 16 | |||||
19-20 | Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие. | 2 | Технические средства обучения Музыкальный центр. CD\DVDпроигрыватель. Телевизор. Мультимедийный компьютер Мультимедиа-проектор. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций. Экран (на штативе или навесной). Фотоаппарат. | Знать: содержание основных событий Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета. | ||
21-22 | Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. | 2 | отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий | |||
23-24 | Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв. Посещение храма. | 2 | уметь: рассказать о семье Богородицы понимать: смысловое значение имен, обращений: Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл молитв, смысл православных праздников; | |||
25-26 | Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм — дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Посещение храма | 2 | понимать: смысловое значение имен, обращений: Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл молитв, смысл православных праздников; | |||
27-28 | Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры. | 2 | :правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма, | |||
29-30 | Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида. Посещение храма | 2 | узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и лики других святых. | |||
31-32 | Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие. .Посещение храма | 2 | правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма | |||
33-34 | Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир. Посещение храма | 2 | правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма. | |||
Наша Родина | 20 | |||||
35-36 | Россия — наша Родина. Россия — общая Родина всех её граждан. Красота просторов России, её историческое и культурное единство .Экскурсия. | 2 | Словарь искусствоведческих терминов. Портреты русских и зарубежных художников. Экранно-звуковые пособия . Мультимедийные обучающие программы. Аудиозаписи по музыке, литературные произведения. DVD-фильмы-памятники архитектуры; художественные музеи; DVD-фильмы -виды изобразительного искусства; народные промыслы; DVD-фильмы- творчество художников. | Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии сувениры. | ||
37-38 | Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей. | 2 | Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры. | |||
39 | Москва — столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова. | 1 | Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в Москву, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры. | |||
40 | Поэты и художники России — о Москве | 1 | Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворения, представлять картины, создавать с помощью слов свои картины. | |||
41-42 | Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек. Виртуальная экскурсия в музей. | 2 | Обобщить сведения о взаимосвязи культуры и истории России. | |||
43-44 | Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России. Экскурсия в библиотеку. | 2 | Оценивать богатство внутреннего мира человека ,формулировать выводы из изученного материала. | |||
45-46 | Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой. Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками). Посещение храма | 2 | Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различие, особенности храмов. | |||
47-48 | Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России—Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Экскурсия в музей воинской части. | 2 | Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции. | |||
49-50 | Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля. Экскурсия в библиотеку | 2 | Понимать смысловую и историческую связь слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля | |||
51-52 | Представление о православии. Влияние православной веры на культуру и общество. Христос Спаситель. Посещение храма | 2 | Рассказывать о Христе Спасителе, понимать о влиянии православной веры на культуру и общество. | |||
53-54 | Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы. | 2 | Изучать историю христианства | |||
Спаситель | 6 | |||||
55-57 | Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость». Посещение храма | 3 | Изучать историю христианства | |||
58-60 | Христос — Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни. Посещение храма | 3 | Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Рабочая тетрадь для 1 класса. – М.: ОПК, 2008.
Колокола России. / Авт.- сост. Миши В. В. — М.: Московский журнал, Красный звон, 1995. | Изучать историю христианства | ||
Семья | 5 | |||||
61 | Представление о семейных православных традициях в русской культуре | 1 | происхождение, значение и традиции православных праздников, термины «новый учебный год», «новый календарный год», «церковное новолетие» | |||
62-63 | Традиционное отношение к иконе в православных семьях. Посещение храма | 2 | проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них). | |||
64-65 | Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.Посещение храма | 2 | отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий | |||
Заключительный урок | 1 | |||||
66 | Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная). | 1 | ЗНАТЬ особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края | |||
Итого | 66 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания № 1 Директор МБОУСОШ№11
МО учителей начальных классов _________ / Н.И.Соколан /
от 30 августа 2018г. расшифровка подписи МБОУСОШ№11 __ / Л.А.Игнатенко/ Дата « 31» августа 2018г.
расшифровка подписи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Школа 2100".1класс.
Календарные и тематические планы....
Рабочая программа по музыке - 1класс ("Школа России")
МУЗЫКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (33 ч)Программа: Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Крит...
Рабочая программа внеурочной деятельности (1класс) социальной направленности «Happy English»
Рабочая программа кружка составлена на основе «Сквозной» программы раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1-м классе начальной школы. Под редакцией: Н.Д. Епанчинцевои, О.А. Моисеенк...
Рабочая программа и КТП 1класс
Рабочие программы по предметам и календарно - тематическое планирование 1 класс ФГОС Школа России...
Рабочая программа и КТП 1класс
Рабочие программы по предметам и календарно - тематическое планирование 1 класс ФГОС Школа России...
Комплект программ УМК "Перспектива"1класс
Папка содержит все программы 1 класса с развёрнутым планированием для 1 класса по УМК "перспектива"....
Рабочая программа.Математика . ПНШ 1класс
Рабочая программа...