Консультация-сообщение на тему "Игротерапия: польза и виды"
консультация на тему
Консультация-сообщение для педагогов дошкольных образовательных учреждений о пользе игротерапии, ее воздействии на ребенка и ее видах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igroterapiya_polza_i_vidy.docx | 30.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Игротерапия: ее польза и виды»
Игра – ведущий вид деятельности для малыша. Посмотрите, с каким азартом играют наши дети! Как забавно они «нянчат» пупсов, гоняют машинки и лепят песочные замки. И как мы умиляемся, глядя на эти игры.
Детство каждого из нас ассоциируется с догонялками, куклами или машинками, песочницей. И эти воспоминания, пожалуй, одни из самых теплых и беззаботных. Но далеко не все задумываются о значении игр в нашей жизни. Что же есть игра – просто приятное времяпрепровождение, или что-то большее?
Еще с двадцатых годов прошлого века ученые-психологи заговорили о том, что с помощью игры можно не просто развивать свои способности, но и корректировать разные психологические проблемы, справляться с ограничением физических возможностей, и даже устранять отставание в интеллектуальном развитии. Ученые заметили, что игра является одним из наиболее действенных способов для повышения психологической устойчивости ребенка, приобретения и усовершенствования навыков общения, избавления от различных страхов и фобий. То есть, игровая деятельность — это не только отличный досуг и легкий способ развития, но она также может лечить.
Игра чрезвычайно важна для психического развития ребенка. С ее помощью он сохраняет психическое здоровье, готовится к взрослой жизни. Игровая деятельность помогает малышу приобретать навыки в разных видах деятельности, усваивать социальные нормы поведения, улучшать физическое и эмоциональное состояние, избавиться от психических травм, позволяя пережить болезненные для психики обстоятельства в упрощенной форме.
Как же объяснить такую эффективность игры? Психологи связывают ее с тем, что в процессе игры ребенок почти всегда находится в хорошем настроении, не воспринимает такое занятие как что-то вредоносное или неприятное для него. И именно в таком состоянии малыш наиболее открыт к взаимодействию, в том числе со значимыми для него взрослыми: родителями, бабушками, дедушками.
Что такое игротерапия?
Игровая терапия, или игротерапия – это метод психотерапевтического воздействия с использованием игры.
Впервые начали использовать игротерапию в психоанализе. Зигмунд Фрейд, описывая детские игры, утверждал, что ребенок превращает в активную игру свои прошлые пассивные переживания.
М. Кляйн начала использовать в психоанализе детей игрушки. Это был первый подобный опыт в истории психологии. Кляйн считала игру ребенка аналогом свободных ассоциаций, открывающим доступ к бессознательному.
Позже игротерапию стали широко использовать и в других психологических подходах. На данный момент выделяют такие виды игротерапии:
психоаналитически ориентированную;
недирективную и директивную;
построения отношений;
поведенческую;
терапию отреагированием;
индивидуальную и групповую;
Среди общих показаний к проведению игротерапии выделяют такие, как: замкнутость, необщительность, фобии, сверхпослушание, нарушения поведения, вредные привычки и др.
Игротерапия является эффективным способом коррекции при работе с детьми, имеющими совершенно разные физические и психические особенности. Единственные противопоказания к игротерапии — неконтактная шизофрения и полный аутизм.
Игротерапия как психотерапевтический метод хорошо помогает:
- для улучшения психического состояния детей, переживших развод родителей;
- при агрессивном поведении;
- при выдергивании волос;
- для профилактики и лечения страхов;
- для лечения тревожности и стресса у госпитализированных детей;
- при трудностях в чтении;
- для повышения успеваемости детей, имеющих затруднения в обучении;
- при отставаниях в развитии речи;
- для ускорения развития детей с умственной отсталостью;
- при лечении заикания;
Многие люди заблуждаются, считая, что игровая терапия – это почти психиатрия, и она необходима только в редких случаях. На самом деле, возможности игротерапии фактически неограниченны. Она помогает в активном формировании познавательной сферы, стимулирует развитие речи, совершенствует эмоциональную и волевую сферы.
В процессе игры малыш социализируется, учится взаимодействовать с другими, что позволяет решать многие коммуникативные проблемы.
С кем полезнее играть – с игротерапевтом или родителями?
Специалисты отмечают, что наибольшее воздействие на ребенка оказывает игра, в которой принимает участие мама или папа, а не незнакомый человек.
Кроме того, польза от занятий, которые проводят с ребенком родители, очевидна. При этом происходят изменения не только в ребенке, но и в родителях, меняются детско-родительские отношения. Игротерапия помогает взрослым мамам и папам как будто снова вернуться в свое беззаботное детство. Эти ощущения учат их лучше понимать своих детей, возвращают в общение детскую непосредственность и простоту.
С чего начинается игротерапия?
Первым шагом в игротерапии является полное принятие личности ребенка. Что же надо понимать под этим понятием? Это:
- уважительное отношение к желаниям малыша;
- недопущение насильного принуждения к игре;
- дозировка эмоциональной нагрузки на малыша;
- создание радостной игровой атмосферы;
- наблюдение за самочувствием ребенка.
Если все эти принципы соблюдены, остается главное – игра. Как же правильно играть с ребенком?
Почти каждый ребенок любит рисовать. С этого обычно и начинаются игры. Малыш рисует свою семью, дом. Через эти рисунки он может показать свои страхи, переживания и даже психологические травмы, которые он не может озвучить. Относитесь внимательно к тому, что рисует ваш ребенок. Совсем не обязательно иметь психологическое образование, чтобы по картинкам определить, что вашего малыша что-то тревожит или страшит. Рисуйте вместе с ним, спрашивайте его в форме игры, кто нарисован на картинке, что он делает, почему он такой и т.п. Таким образом, вы не только станете эмоционально ближе со своим ребенком, но и сможете его успокоить, развеять его сомнения и тревоги своим теплым и приятным участием.
Одной из самых доступных и в то же время эффективных игр считается ролевая – в куклы или в дочки-матери. Дети с удовольствием дают им имена реальных людей, например, родителей. По игре ребенка родитель может определить, что малышу нравится, а что нет. Если обстановка в семье для ребенка благоприятная, его куклы, скорее всего, будут дружить; если же куклы дерутся – малыш чувствует какой-то конфликт в семье, и необходимо его срочно устранить.
Для ребенка игра – такая же естественная функция, как дыхание. Не бойтесь предлагать малышу новые игры! Он всегда готов последовать за интересной выдумкой взрослого.
Разные игры – для разных целей
Существуют игры, направленные на достижение тех или иных целей. Далее мы рассмотрим их подробнее.
- Игры для улучшения психологического самочувствия
Начинать игротерапию с ребенком рекомендуют с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия.
Такие игры помогают:
- наладить контакт между ребенком и родителями;
- снять нервное напряжение;
- зарядить оптимизмом и жизнерадостностью;
- уменьшить страхи одиночества, наказания, нападения, замкнутого пространства;
- улучшить физическое здоровье ребенка, развить координацию движений, ловкость и сноровку.
К играм, направленным на улучшение общего психологического самочувствия, относятся:
1. Жмурки
Возрастной критерий – с 4 лет.
Выбирается водящий. Ему завязывают шарфиком глаза. Все остальные игроки бегают вокруг него и хлопают в ладошки.Водящий ловит участника и должен узнать его на ощупь. Если участника опознали, он становится водящим.
2. Пятнашки
Возрастной критерий – с 3 лет.
Здесь тоже выбирается водящий. Он бегает за остальными игроками, догоняет их и «пятнает» — хлопает рукой по руке, ноге или спине. Тот, кого «запятнали», становится водящим.Во время игры водящий может выкрикивать шуточные угрозы: «Сейчас догоню!», «Поймаю!». А игроки его дразнят: «Не поймаешь!», «Я быстрее тебя!».
Эта игра всегда сопровождается радостью и весельем, помогает сплотить всех членов семьи.
3. Прятки
Возрастной критерий – с 2 лет.
Эту детскую игру знают все. Но для максимального эффекта нужно внести в нее кое-какие дополнения.Опять назначается водящий. Ему завязывают глаза, он считает до десяти (за это время все игроки прячутся), снимает повязку и идет искать. При этом в процессе поиска он сердито восклицает: «Где же он спрятался? Сейчас я его отыщу!».Игрок, которого нашли позже всех, становится водящим.Потом игру можно усложнить и играть в темноте.
4. Полоса препятствий
Возрастной критерий – с 2 лет.
Из подручных средств – коробок, стульев, пуфиков, одеял и подушек – строится полоса препятствий: тоннели, горы, кочки. Игроки по очереди преодолевают преграды.В этой игре полезно поддерживать малыша словами: «Молодец! Ура! Быстрее!».
- Игры, помогающие в коррекции агрессии
1. Сражение
Возрастной критерий — с 2 лет.
Имитируется настоящее сражение: игроки бросают друг в друга бумажные шарики, маленькие мягкие игрушки, можно из укрытия.Игра заканчивается всеобщим перемирием и объятьями.
2. Злые – добрые кошки
Возрастной критерий – с 2 лет.
Все игроки по команде водящего превращаются то в добрых кошечек, которые выгибают спинку, мурчат, ласкаются, то в злых кошек, которые шипят и царапаются.
3. Каратист
Возрастной критерий — с 3 лет.
На пол кладут обруч. Игрок становится в середину обруча, и, не выходя за его края, резко двигает ногами, имитируя удары. Зрители подзадоривают его криками: «Сильнее!».Если вместо движений ногами игрок будет совершать удары руками, то такая игра будет называться «Боксер».
4. Обзывалки овощами, фруктами и ягодами
Возрастной критерий — с 3 лет.
Игроки начинают с сердитыми лицами обзывать друг друга, используя вместо ругательств названия фруктов и овощей: «Ты — редиска!», «А ты – капуста!» и т.д. Если игрок начинает ругаться по-настоящему, используя обидные слова или проявляя физическую агрессию, игра прекращается.Потом участники называют друг друга цветами: «Ты – тюльпанчик», «А ты — розочка».Подобные игры помогают ребенку конструктивным способом выплеснуть агрессивную энергию.
- Игры, направленные на снятие напряжения, расслабление
1. Снеговик
Возрастной критерий — с 3 лет.
Игроки превращаются в снеговиков: они встают, надувают щеки и разводят руки в стороны. Такую позу надо держать 10 секунд.Потом родитель говорит: «А теперь вышло солнышко, его лучики коснулись снеговика, и он начал таять». Игроки постепенно расслабляются, начинают опускать руки, приседают на корточки, и в конце ложатся на пол.
2. Буратино
Возрастной критерий — с 4 лет.
Взрослый произносит текст и выполняет движения вместе с малышом: «Представь, что мы превратились в куклу Буратино. Стоя прямо, замри в позе куклы. Все тело становится твердым.Напрягиплечи, руки, пальцы. Представь, что они стали деревянными.Напряги ноги, колени, ступни. Иди так, будто тело стало деревянным.Напряги лицо, шею, сожми челюсти, наморщите лоб.… А теперь из кукол мы превратимся снова в людей». Расслабляемся и размякаем.
3. Солдат и тряпичная кукла
Возрастной критерий — с 4 лет.
Предложите малышу представить, что он солдат. Покажите ему, как стоят на плацу, — вытянувшись в струнку и замерев.Как только вы скажете слово «солдат», пусть игрок изображает военного.
Вторая команда: «тряпичная кукла». Ребенок должен по максимуму расслабиться, наклониться вперед, чтобы руки болтались, как ватные.
Затем снова игрок становится «солдатом».
4. Насос и мяч
Возрастной критерий — с 4 лет.
Игроки становятся друг напротив друга. Один изображает мяч, второй – насос. «Мяч» сначала стоит «спущенным» — голова упала вниз, руки вяло висят, ноги согнуты в коленях.«Насос» делает движения, имитирующие накачивание. Чем интенсивнее движения «насоса», тем более накачанным становится «мяч»: он надувает щеки, вытягивает руки в стороны.Потом «насос» осматривает свою работу. Возможно, теперь придется немного сдуть «мяч». Потом можно показать выдергивание шланга насоса. После этого «мяч» полностью сдувается и падает на пол.
5. Ласковые лапки
Возрастной критерий — с 4 лет.
Родитель подбирает несколько мелких предметов разной фактуры: бусину, кусочек меха, стеклянный пузырек, кисточку, вату и т. д. Все это выкладывают на стол.Ребенок закатывает рукав одежды по локоть. Родитель объясняет, что по руке пробежит «зверек» и будет касаться его ласковыми лапками.Малыш должен с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» ходит по руке, то есть отгадать предмет. Прикосновения должны быть приятными, поглаживающими, нежными.
6. Цветные ладошки
Возрастной критерий — с 3 лет.
Предложите малышу нарисовать солнышко, травку, облака пальцами, окуная их в краску. Для детей постарше предлагают нарисовать растение, животное, человека.
7. Лепка из соленого теста
Возрастной критерий — с 2 лет.
Это любимая игра малышей. Предварительно необходимо приготовить соленое тесто – напополам муки и соли, воды по норме. Замесив тесто, положите его в холодильник.Лепить можно все, что угодно – людей, животных, сказочных персонажей. Готовые фигурки можно запечь в печке, а потом раскрасить.Летом на улице хорошо лепить из песка. Такие игры помогают снять напряжение, успокаивают, а совместные занятия сближают.
Данный блок игр учит ребенка чередовать напряжение и расслабление мышц, снимать мышечные зажимы, снижать агрессивность, развивать чувственное восприятие.
- Игры, помогающие в коррекции страхов
1. Смелые мыши
Возрастной критерий — с 2 лет.
Выбирают «кота» и «мышку». Кот спит в своем домике, а мышка бегает вокруг и пищит. Кот просыпается и бежит за мышкой. Мышь убегает, прячется в домике.Потом они меняются ролями.
2. Привидение
Возрастной критерий — с 3 лет.
Выбирается водящий. На него надевают простыню, он превращается в привидение, бегает за другими игроками и пугает их криками: «У – у – у!».Пойманный привидением становится водящим.
3. Сова и зайцы
Возрастной критерий — с 3 лет.Для этой игры нужна возможность постепенно создавать темноту, поэтому играть лучше вечером.
Выбираются заяц и сова. Днем – когда включен свет — сова спит, а заяц скачет. Ночью — когда свет выключается – вылетает сова, и с криком: «У – у – у» ищет зайца. Заяц замирает.Когда сова находит зайца, они меняются местами
Эти простые и теплые игры помогут вам приятно и полезно проводить время со своим ребенком, помогая ему быть радостным и счастливым, и укрепляя ваши отношения в семье.
Но помните, что самое главное – это не в какую игру играть, а как играть. И ответом на этот вопрос должно быть – с любовью!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
научная работа "Компьютерняе игры: вред или польза"
работа учащихся 4 класса...
Проектная работа "Витамины: польза или вред."
Проектная работа по программе "Разговор о правильном питании" для обучающихся 3 класса...
"Мифы о "пользе" курения"
Разработка классного часа с презентацией. Цель: подведение учащихся к тому, что курение – оказывает пагубное влияние самому курильщику, окружающим людям и ухудшает экологическую обстановку...
Исследовательская работа "Пластиковая бутылка - вред или польза"
В работе исследуется история создания пластиковой бутылки, её роль в жизни современного общества. Мы выяснили, где и когда появились такие бутылки, как они попали на рынок в России, какие предпр...
Бег: виды, особенности, польза.
Мудрая природа в ходе эволюции запрограммировала для организма человека высокую надёжность и прочность, рассчитанную, по оценкам специалистов, не менее чем на 120- 150 лет здоровой жизни. Однако реали...
Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности
Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...
"Вычитание вида 6-7",1 класс; "Вычитание вида 8-9",1 класс; "Вычитание вида 8-9. Закрепление", 1 класс.
Конспекты уроков, которые были разработаны мной на преддипломной практике и проведены для учащихся 1-х классов...