программа "Умники и умницы"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Курс внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_umniki_i_umnitsy.docx | 31.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Умники и умницы» в 1-4 классе составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №41.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №41 на курс «Умники и умницы»» в 1- 4 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
В результате реализации программы внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы УУД.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами
Ученик научится:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
Ученик получит возможность научиться:
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
2.Содержание курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Программа состоит из 2 учебных тем: “Развитие коммуникативных способностей” и “Развитие познавательных способностей”.
“Развитие коммуникативных способностей”
Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других.
“Развитие познавательных способностей”
Познавательными способностями называются психические процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, память, мышление и воображение. Познание невозможно без речи и внимания.
Формы организации занятий:
- учебное занятие;
- открытое занятие;
- экскурсии;
- организация праздников;
- театрализованное занятие;
- участие в выставках и конкурсах различного уровня.
Виды учебной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
творческая мастерская .
Содержание занятий
Название темы (раздела) | Содержание темы (раздела) | |
“Вводное занятие” | Знакомство детей с работой детей на учебный год. Проведение инструктажа по технике безопасности. Первичная диагностика. | |
“Развитие коммуникативных способностей” | Каждое занятие смонтировано по принципу сценария. Оно должно носить занимательный, игровой характер. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка, для которого игра — типичная форма жизнедеятельности. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения, а также нравственных установок. На занятии дети должны чувствовать себя достаточно раскованно: свободно говорить, смеяться двигаться. Прилагаемые к урокам песни будут оживлять атмосферу занятий, создавать эмоциональный тонус, содействовать усвоению коммуникативных установок в конкретной ситуации общения. Эффективное восприятие материала обеспечат картинки, работа с которыми может органически включаться занятие. | |
“Развитие познавательных способностей” | Каждое занятие состоит не менее чем из 4 частей, каждая из которых представляет собой диагностические, развивающие тренинговые упражнения и игры. | |
“Итоговое занятие” | Праздник “Вот какие мы, ребята, заводные” (совместно с родителями) |
3. Тематическое планирование
Образовательная программа состоит из четырех разделов:
№ | Тема | Количество занятий по годам обучения | |||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | 1 | 1 |
2. | Развитие коммуникативных способностей | 8 | 12 | 12 | 20 |
3. | Развитие познавательных способностей | 24 | 19 | 19 | 11 |
4. | Заключительное занятие | 1 | 1 | 1 | 1 |
Итого | 33 | 34 | 34 | 34 |
Тематическое планирование занятий в 1 классе
№ заня тия | Дата проведения занятия | Тема | Кол-во час |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | |
2 | Развитие концентрации внимания. | 1 | |
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1 | |
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 1 | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 1 | |
6 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
7 | Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу | 1 | |
8 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 1 | |
10 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1 | |
11 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. | 1 | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 1 | |
13 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
14 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | |
15 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 1 | |
17 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1 | |
18 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 1 | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 1 | |
20 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
21 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | |
22 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
23 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 1 | |
24 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1 | |
25 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 1 | |
26 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 1 | |
27 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
28 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | |
29 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
30 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
| 1 | |
31 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1 | |
32 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 1 | |
33 | Мониторинг освоения курса. Творческие мастерские. | 1 |
Тематическое планирование занятий во 2 классе
№ заня тия | Дата проведения занятия | Тема | Кол-во час |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | |
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 | |
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 | |
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 | |
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
23 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
25 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей . | 1 | |
26 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать | 1 | |
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей | 1 | |
28 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 1 | |
29 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать | 1 | |
30 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
31 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать. | 1 | |
32 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
33 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать | 1 | |
34 | Мониторинг освоения курса. Творческие мастерские. | 1 |
Тематическое планирование занятий в 3 классе
№ занятия | Дата проведения занятия | Развиваемые способности | Кол-во час |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | |
2 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | |
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 1 | |
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | |
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | |
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.. Задание по перекладыванию спичек. | 1 | |
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
17 | Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | |
18 | Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 | |
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
23 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
25 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | |
26 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
28 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 1 | |
29 | Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
30 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
31 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
32 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
33 | Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | |
34 | Мониторинг освоения курса. Творческие мастерские. | 1 |
Тематическое планирование занятий в 4 классе
№ занятия | Дата проведения занятия | Развиваемые способности | Кол-во час |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | |
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
3 | Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | |
4 | Тренировка слуховой памяти.Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 1 | |
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | |
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
10 | Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | |
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | |
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 1 | |
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | |
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | |
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 1 | |
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
23 | Тренировка концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | |
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
25 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
26 | Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | |
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | |
28 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек | 1 | |
29 | Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
30 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
31 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
32 | Тренировка слуховой и зрительной памяти. | 1 | |
33 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
34 | Мониторинг освоения курса. Творческие мастерские. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Умники и умницы" по теме: "Здоровый образ жизни"
Игра "Умники и умницы" в рамках Недели начальной школы по теме: "Здоровый образ жизни"...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме "Встреча со сказкой"
Конспект внеклассного мероприятия по чтению в форме интеллектуальной игры "УМНИКИ И УМНИЦЫ", по теме "В мире сказок"для учащихся 2-4 класса. Игра проходит в три этапа: пролог(отборочный тур...
Сценарий праздника "Умники и умницы."
Данное мероприятие проведено на городском уровне для отличников учёбы и победителей городской олимпиады. Задания, предлагаемые участникам мероприятия, раширяют кругозор предметных знаний, развивают по...
Конкурс " Умники и умницы" (презентация)
Познавательный конкурс для учащихся 3-4 классов....
Программа "Умникам и умницам" 1, 2 класс (На основе программы О.Холодовой "Юным умникам и умницам")
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования при работе с учащимися 1, 2 класса, внедряющих ФГОС начального общего образования....
Математический КВН "Умники и Умницы" для младших школьников. Презентация к познавательной игре "Умники и Умницы"
Математический КВН "Умники и Умницы", проведен в форме познавательной игры. Цель мероприятия, показать внеклассную работу по ФГОС - системно-деятельностный подход в нчальной школе....
Внеклассное мероприятие по математике "Умницы и умницы"
Цели мероприятия: развитие математических способностей учащихся,...